Авторы: Рубцова Наталья Александровна, Наталья Александровна Рубцова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №159
Населённый пункт: Иркутская область город Иркутск
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Юные изобретатели"
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого занятия «Познавательно-речевого развития» для
старшей группы
Тема: «Юные изобретатели».
Цель: создать условия для активизации у детей представлений о предметах
быта посредством художественно-эстетической деятельности и методов
ТРИЗ-технологии.
Задачи:
1.СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
. Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного
эмоционального настроения внутри коллектива;
. воспитывать интерес к изобретательской деятельности;
. продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между
детьми.
2.ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
. Расширять и обобщать представления детей о бытовых предметах, их
назначении, пользе для человека, и об истории их создания;
. вызвать у детей желание узнать историю возникновения предметов быта, их
эволюцию от древности до наших дней.
3.РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
. Обогащать и активизировать словарь;
. развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-
следственные связи;
. развивать своё стремление выражать своё мнение, фантазировать, делать
выводы, самостоятельно находя для этого различные речевые средства;
. совершенствовать грамматический строй речи.
4.ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
. Продолжать практиковать рисование простым карандашом по замыслу.
5.ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического
здоровья детей средствами физминутки;
. способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное
развитие»,
«Речевое
развитие»,
«Художественно-
эстетическое развитие».
Словарная работа: Открывашки, клещи, табурет, магнитофон, книжная
полка, изобретатель, наскальные рисунки, перо.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-
исследовательская,
изобразительная,
восприятие
художественной
литературы, продуктивная, двигательная.
Материал к непосредственной образовательной деятельности:
1.
Блокноты и простые карандаши.
2.
Настольная лампа.
3.
Книга.
4.
Ручка.
5.
Ноутбук.
6.
Картинки с изображениями ножа, вилки, книжной полки, табурета,
молотка,
клещей,
халата,
вентилятора,
кастрюли,
открывашки,
магнитофона.
7.
Слайд презентация Power Point «История вещей. Телефон».
8.
Загадки о предметах быта.
9.
Костюм Профессора Всезнайки (по усмотрению).
Предварительная
работа:
Рассматривание
альбома
о
бытовых
предметах, беседа о предметах быта.
Ход Непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель и дети входят в игровую комнату, у настенной доски стоит
стол, на не располагаются: ноутбук, настольная лампа, книга, ручка,
коробочка с блокнотами и стакан с простыми карандашами.
Воспитатель: Ребята, интересное дело, сегодня утром, когда я собиралась на
работу, то услышала по радио, что в Америке какой-то изобретатель
придумал такой будильник, который не только будит человека, но и готовит
ему завтрак! Вы не слышали о таком?
Дети отвечают.
Воспитатель: А кто такие изобретатели вам известно?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель:
Верно, это люди, у которых много идей и которые
придумывают что-то новое. Вы бы хотели стать изобретателями?
Дети отвечают.
Воспитатель:
Как
вы
думаете,
без
чего
не
обойтись
ни
одному
изобретателю?
Дети размышляют, высказывают свои догадки.
Воспитатель: Пригодится ли изобретателю блокнот с карандашом? И если
«да», то зачем, а если «нет», то почему?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Я предлагаю каждому взять на столе блокнот с карандашом,
думаю, они нам еще пригодятся. А сейчас отгадайте мои загадки:
Раз проведешь – все складки сотрешь. (Утюг).
Вот так дом – одно окно: каждый день в окне кино. (Телевизор).
Он всегда стоит в углу,
Возле печки на полу.
Если кто-то сор бросает,
Он охотно убирает. (Веник).
На одном конце говоришь – на другом слышат. (Телефон).
Воспитатель: Какую роль телефон играет в нашей жизни?
Дети отвечают.
Воспитатель: Интересно, а когда появился первый телефон…
Появляется Профессор «Всезнайка».
Профессор Всезнайка:
Здравствуйте, дети и взрослые! Я - Профессор
Всезнайка и смогу ответить на ваш вопрос. Я знаю абсолютно все и смогу
вам рассказать историю телефона. Вы хотите ее узнать?
Дети и воспитатель отвечают.
Профессор Всезнайка: Телефон появился в 1876 году. Первые телефоны
были очень несовершенны, как и многие самые первые изобретения. Сигнал
мог идти не более чем 10-12 км., и слышимость была плохая. (На экране
транслируются фото старых телефонных аппаратов). Затем появилось
новое изобретение, которое вдохнуло жизнь в телефон: это наушники и
капсула с угольным порошком, которая служила для преобразования звука в
электрический сигнал. (Транслируются фото). Тогда и началось шествие
телефонов по Планете.
Вначале это были большие аппараты. Долгое время трубки для речи и слуха
были отдельные (Транслируется изображение телефона с двумя трубками,
Профессор Всезнайка схематично показывает схему разговора по такому
телефону, используя два пластиковых стаканчика, связанных одной нитью).
А какие разнообразные телефоны изобрели за его недолгую историю!
(Транслируется ряд изображений разных телефонов).
Ребята, узнали ли вы что-то новое о телефоне?
Дети отвечают.
Профессор Всезнайка: Сейчас я предлагаю немного размяться!
Физминутка «Ложка – это ложка».
Ложка – это ложка, (Шагаем на месте).
Ложкой суп едят. (Хлопаем в ладоши).
Кошка – это кошка, (Шагаем на месте).
У кошки 7 котят. (Хлопаем в ладоши).
Тряпка – это тряпка, (Шагаем на месте).
Тряпкой вытру стол. (Прыжки на месте).
Шапка – это шапка (Шагаем на месте).
Оделся и пошел. (Прыжки на месте).
А я придумал слово, (Руки в стороны – на пояс).
Смешное слово – ПЛИМ. (Присели).
Я повторяю снова (Наклоны туловища влево – вправо).
Плим, плим, плим. (Присели).
Вот прыгает и скачет (Прыжки на месте).
Плим, плим, плим! (Шагаем на месте).
И ничего не значит (Прыжки на месте).
Плим, пли, плим! (Шагаем на месте).
Профессор Всезнайка: Если вам понадобится еще моя помощь – вы только
позовите! До скорых встреч! (Уходит).
Воспитатель:
Большое спасибо Профессору Всезнайке, что помог нам
разобраться
с
историей
телефона
и
немножечко
размяться.
Ребята,
посмотрите, что у нас лежит на столе (Дети обращают внимание на стол).
Наверное, эти предметы тоже кто-то когда-то изобрел и у них у всех есть
своя история. Я не ошибаюсь?
Дети отвечают.
Воспитатель:
Давайте подумаем, что было ДО этих предметов!? Какие
предметы они заменили?
Игра «Что было «до».
Воспитатель
показывает предмет – дети
думают, размышляют, что
предшествовало данному изобретению.
Ноутбук – Стационарный компьютер или вычислительные машины.
Настольная лампа – Свечи.
Ручка – Перо.
Книга – Наскальные рисунки.
Воспитатель: Вот здорово, что технический прогресс не стоит на месте и все
меняется в лучшую сторону! Давайте посмотрим на предметы в группе и
подумаем, какие из них, чем были до их изобретения?
Дети
и воспитатель
осматривают группу, называют, например, что
пластиковое окно раньше было стеклянным в деревянной раме, что
фломастер раньше был карандашом, а корректор – стирательной резинкой,
магнитофон был проигрывателем, а когда-то и вовсе музыка была только
«живая»,
dvd-плеер был кассетным плеером, а цветной телевизор был
черно-белым, как и книги, что конструктор «Лего» раньше был просто
деревянными кубиками и пр.
Воспитатель:
Интересно, не так ли? Давайте мы с вами тоже станем
изобретателями!
Повертелись-покрутились
в
юных
изобретателей
превратились! Придумаем что-то новое и интересное, о чем еще никто
никогда не знал. У меня есть 10 картинок, давайте посмотрим, что на них
изображено и какие функции выполняют эти предметы.
Воспитатель
показывает картинки с изображениями ножа, вилки,
книжной
полки,
табурета,
молотка,
клещей,
халата,
вентилятора,
кастрюли, открывашки, магнитофона.
Дети
рассматривают каждый
предмет и называют его функцию.
Воспитатель: Из двух предметов предлагаю изобрести один совершенно
новый предмет с функциями старых двух. Вы готовы?
Дети отвечают.
Воспитатель показывает две картинки: Предлагаю нарисовать новый
предмет из этих двух! (Например,
табурет-книжная полка, молоток-
домашние тапочки.)
Дети в блокнотах, найдя для себя удобное место в группе, рисуют свое
изобретение.
Воспитатель:
Здорово! Что, по-вашему мнению, кроме внешнего вида
должно быть у изобретения?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Конечно же «название»! Сейчас подумайте, какие функции
выполняет ваше новое изобретение, и, исходя из этого, можно придумать
для него «имя».
Дети придумывают названия.
Воспитатель: Славно мы с вами потрудились. Изобретения готовы. Вам
понравилось? Что нового вы сегодня узнали? Возникали ли у вас трудности?
Если бы была возможность повторить какой-то фрагмент занятия, к чему бы
вы хотели вернуться и почему?
Дети отвечают.
Воспитатель: Давайте оформим выставку рисунков в блокнотах «Я – юный
изобретатель». Рефлексия.
Воспитатель: Рубцова Н.А _________________
Заведующий МБДОУ детского сада № 159 г. Иркутска
___________________ (подпись, расшифровка).
10.11.2022 (дата).