Напоминание

"Юные изобретатели"


Авторы: Рубцова Наталья Александровна, Наталья Александровна Рубцова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №159
Населённый пункт: Иркутская область город Иркутск
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Юные изобретатели"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект открытого занятия «Познавательно-речевого развития» для

старшей группы

Тема: «Юные изобретатели».

Цель: создать условия для активизации у детей представлений о предметах

быта посредством художественно-эстетической деятельности и методов

ТРИЗ-технологии.

Задачи:

1.СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:

. Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного

эмоционального настроения внутри коллектива;

. воспитывать интерес к изобретательской деятельности;

. продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между

детьми.

2.ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

. Расширять и обобщать представления детей о бытовых предметах, их

назначении, пользе для человека, и об истории их создания;

. вызвать у детей желание узнать историю возникновения предметов быта, их

эволюцию от древности до наших дней.

3.РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

. Обогащать и активизировать словарь;

. развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-

следственные связи;

. развивать своё стремление выражать своё мнение, фантазировать, делать

выводы, самостоятельно находя для этого различные речевые средства;

. совершенствовать грамматический строй речи.

4.ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

. Продолжать практиковать рисование простым карандашом по замыслу.

5.ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического

здоровья детей средствами физминутки;

. способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное

развитие»,

«Речевое

развитие»,

«Художественно-

эстетическое развитие».

Словарная работа: Открывашки, клещи, табурет, магнитофон, книжная

полка, изобретатель, наскальные рисунки, перо.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-

исследовательская,

изобразительная,

восприятие

художественной

литературы, продуктивная, двигательная.

Материал к непосредственной образовательной деятельности:

1.

Блокноты и простые карандаши.

2.

Настольная лампа.

3.

Книга.

4.

Ручка.

5.

Ноутбук.

6.

Картинки с изображениями ножа, вилки, книжной полки, табурета,

молотка,

клещей,

халата,

вентилятора,

кастрюли,

открывашки,

магнитофона.

7.

Слайд презентация Power Point «История вещей. Телефон».

8.

Загадки о предметах быта.

9.

Костюм Профессора Всезнайки (по усмотрению).

Предварительная

работа:

Рассматривание

альбома

о

бытовых

предметах, беседа о предметах быта.

Ход Непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель и дети входят в игровую комнату, у настенной доски стоит

стол, на не располагаются: ноутбук, настольная лампа, книга, ручка,

коробочка с блокнотами и стакан с простыми карандашами.

Воспитатель: Ребята, интересное дело, сегодня утром, когда я собиралась на

работу, то услышала по радио, что в Америке какой-то изобретатель

придумал такой будильник, который не только будит человека, но и готовит

ему завтрак! Вы не слышали о таком?

Дети отвечают.

Воспитатель: А кто такие изобретатели вам известно?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель:

Верно, это люди, у которых много идей и которые

придумывают что-то новое. Вы бы хотели стать изобретателями?

Дети отвечают.

Воспитатель:

Как

вы

думаете,

без

чего

не

обойтись

ни

одному

изобретателю?

Дети размышляют, высказывают свои догадки.

Воспитатель: Пригодится ли изобретателю блокнот с карандашом? И если

«да», то зачем, а если «нет», то почему?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: Я предлагаю каждому взять на столе блокнот с карандашом,

думаю, они нам еще пригодятся. А сейчас отгадайте мои загадки:

Раз проведешь – все складки сотрешь. (Утюг).

Вот так дом – одно окно: каждый день в окне кино. (Телевизор).

Он всегда стоит в углу,

Возле печки на полу.

Если кто-то сор бросает,

Он охотно убирает. (Веник).

На одном конце говоришь – на другом слышат. (Телефон).

Воспитатель: Какую роль телефон играет в нашей жизни?

Дети отвечают.

Воспитатель: Интересно, а когда появился первый телефон…

Появляется Профессор «Всезнайка».

Профессор Всезнайка:

Здравствуйте, дети и взрослые! Я - Профессор

Всезнайка и смогу ответить на ваш вопрос. Я знаю абсолютно все и смогу

вам рассказать историю телефона. Вы хотите ее узнать?

Дети и воспитатель отвечают.

Профессор Всезнайка: Телефон появился в 1876 году. Первые телефоны

были очень несовершенны, как и многие самые первые изобретения. Сигнал

мог идти не более чем 10-12 км., и слышимость была плохая. (На экране

транслируются фото старых телефонных аппаратов). Затем появилось

новое изобретение, которое вдохнуло жизнь в телефон: это наушники и

капсула с угольным порошком, которая служила для преобразования звука в

электрический сигнал. (Транслируются фото). Тогда и началось шествие

телефонов по Планете.

Вначале это были большие аппараты. Долгое время трубки для речи и слуха

были отдельные (Транслируется изображение телефона с двумя трубками,

Профессор Всезнайка схематично показывает схему разговора по такому

телефону, используя два пластиковых стаканчика, связанных одной нитью).

А какие разнообразные телефоны изобрели за его недолгую историю!

(Транслируется ряд изображений разных телефонов).

Ребята, узнали ли вы что-то новое о телефоне?

Дети отвечают.

Профессор Всезнайка: Сейчас я предлагаю немного размяться!

Физминутка «Ложка – это ложка».

Ложка – это ложка, (Шагаем на месте).

Ложкой суп едят. (Хлопаем в ладоши).

Кошка – это кошка, (Шагаем на месте).

У кошки 7 котят. (Хлопаем в ладоши).

Тряпка – это тряпка, (Шагаем на месте).

Тряпкой вытру стол. (Прыжки на месте).

Шапка – это шапка (Шагаем на месте).

Оделся и пошел. (Прыжки на месте).

А я придумал слово, (Руки в стороны – на пояс).

Смешное слово – ПЛИМ. (Присели).

Я повторяю снова (Наклоны туловища влево – вправо).

Плим, плим, плим. (Присели).

Вот прыгает и скачет (Прыжки на месте).

Плим, плим, плим! (Шагаем на месте).

И ничего не значит (Прыжки на месте).

Плим, пли, плим! (Шагаем на месте).

Профессор Всезнайка: Если вам понадобится еще моя помощь – вы только

позовите! До скорых встреч! (Уходит).

Воспитатель:

Большое спасибо Профессору Всезнайке, что помог нам

разобраться

с

историей

телефона

и

немножечко

размяться.

Ребята,

посмотрите, что у нас лежит на столе (Дети обращают внимание на стол).

Наверное, эти предметы тоже кто-то когда-то изобрел и у них у всех есть

своя история. Я не ошибаюсь?

Дети отвечают.

Воспитатель:

Давайте подумаем, что было ДО этих предметов!? Какие

предметы они заменили?

Игра «Что было «до».

Воспитатель

показывает предмет – дети

думают, размышляют, что

предшествовало данному изобретению.

Ноутбук – Стационарный компьютер или вычислительные машины.

Настольная лампа – Свечи.

Ручка – Перо.

Книга – Наскальные рисунки.

Воспитатель: Вот здорово, что технический прогресс не стоит на месте и все

меняется в лучшую сторону! Давайте посмотрим на предметы в группе и

подумаем, какие из них, чем были до их изобретения?

Дети

и воспитатель

осматривают группу, называют, например, что

пластиковое окно раньше было стеклянным в деревянной раме, что

фломастер раньше был карандашом, а корректор – стирательной резинкой,

магнитофон был проигрывателем, а когда-то и вовсе музыка была только

«живая»,

dvd-плеер был кассетным плеером, а цветной телевизор был

черно-белым, как и книги, что конструктор «Лего» раньше был просто

деревянными кубиками и пр.

Воспитатель:

Интересно, не так ли? Давайте мы с вами тоже станем

изобретателями!

Повертелись-покрутились

в

юных

изобретателей

превратились! Придумаем что-то новое и интересное, о чем еще никто

никогда не знал. У меня есть 10 картинок, давайте посмотрим, что на них

изображено и какие функции выполняют эти предметы.

Воспитатель

показывает картинки с изображениями ножа, вилки,

книжной

полки,

табурета,

молотка,

клещей,

халата,

вентилятора,

кастрюли, открывашки, магнитофона.

Дети

рассматривают каждый

предмет и называют его функцию.

Воспитатель: Из двух предметов предлагаю изобрести один совершенно

новый предмет с функциями старых двух. Вы готовы?

Дети отвечают.

Воспитатель показывает две картинки: Предлагаю нарисовать новый

предмет из этих двух! (Например,

табурет-книжная полка, молоток-

домашние тапочки.)

Дети в блокнотах, найдя для себя удобное место в группе, рисуют свое

изобретение.

Воспитатель:

Здорово! Что, по-вашему мнению, кроме внешнего вида

должно быть у изобретения?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: Конечно же «название»! Сейчас подумайте, какие функции

выполняет ваше новое изобретение, и, исходя из этого, можно придумать

для него «имя».

Дети придумывают названия.

Воспитатель: Славно мы с вами потрудились. Изобретения готовы. Вам

понравилось? Что нового вы сегодня узнали? Возникали ли у вас трудности?

Если бы была возможность повторить какой-то фрагмент занятия, к чему бы

вы хотели вернуться и почему?

Дети отвечают.

Воспитатель: Давайте оформим выставку рисунков в блокнотах «Я – юный

изобретатель». Рефлексия.

Воспитатель: Рубцова Н.А _________________

Заведующий МБДОУ детского сада № 159 г. Иркутска

___________________ (подпись, расшифровка).

10.11.2022 (дата).



В раздел образования