Напоминание

Использование уровневого обучения на уроках химии


Автор: Морозова Вилена Владимировна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №49
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Использование уровневого обучения на уроках химии
Раздел: полное образование





Назад




Морозова В.В. МОУ СОШ №49

Химия один из сложных предметов. Чтобы учащиеся успешно овладели

даже

базовым

курсом,

необходимо

не

только

мотивировать

учащихся

и

развить

мыслительный

процесс.

Большое

внимание

следует

уделить

и

умению анализировать, абстрагировать, сравнивать и обобщать. Эффективно

организованный учебный процесс в современной школе позволяет достичь

д а н н ы х

ц е л е й

п у т е м

и с п о л ь з о в а н и я

и н д и в и д у а л ь н о г о

и

дифференцированного подхода к учащимся.

Еще

в

80-е

годы

прошлого

века

Ю.К.

Бабанский

выдвинул

идею

о

дифференцированной помощи учащимся, т.е. о применении таких форм и

методов обучения, которые индивидуальными путями вели всех учащихся к

усвоению и овладению программой.

В

настоящее

время

проблема

дифференциации

обучения

интенсивно

изучается. Все большее внимание уделяется профильной дифференциации.

Однако не все учащиеся могут обучаться в профильных классах. Возникает

вопрос, что делать, как помочь учащимся, реализовать все

направления

работы современной школы? Именно,

для решения данной проблемы в

нашей

школе

была

выдвинута

тема

методической

работы:

«Дифференцированное

и

уровневое

обучение

как

одно

из

условий

сохранения

здоровья

школьников».

Причем

под

понятие

«здоровье»

понимается

не

только

физическая

составляющая,

но

и

психическое

и

психологическое состояние школьника.

Можно выделить несколько способов дифференциации знаний, которые

подразумевают изучение материала в разном объеме:

1.

Дифференциация по объему знаний, т.е. по охвату различного

числа объектов, входящих в понятия.

2.

Дифференциация

по

содержанию

понятия,

т.е.

по

набору

признаков, которые входят в понятия.

3.

Дифференциация по глубине раскрытия материала.

Отдельно выделяют уровневую (внутреннюю)

дифференциацию

- это

совокупность методов, средств и форма работы, организованное с учетом

индивидуальных

особенностей

школьника

на

основе

выделения

разных

уровней учебных требований. Суть уровневой дифференциации состоит в

многоуровневом

планировании

результатов

обучения.

В

частности,

в

планируемые результаты обучения могут входить уровни обучения по В.П.

Симонову:

- уровень идентификации (распознавания объекта в ряду подобных, т.е.

действие по образцу);

- уровень репродукции (воспроизведения информации и понимания ее

особенностей);

- уровень применения информации в практическом плане (в измененной

ситуации);

-

уровень

трансформации

(ориентирование

в

новых

ситуациях,

выработка новых решений, творческий подход к решению задач).

Морозова В.В. МОУ СОШ №49

В.В. Фирсов предлагает ввести два уровня: обязательный и для

интересующихся

предметом,

профессор

В.В.

Гузеев

сторонник

трехуровневой дифференциации знаний.

Первый

уровень

(минимальный).

Выполнение

заданий

этого

уровня

отвечает минимальным установкам образовательного стандарта. Это задания

репродуктивного характера, т.е. учащиеся, решают шаблонные, многократно

разобранные ранее задачи, ориентируясь лишь по случайным признакам.

Второй уровень (общий).

Учащиеся могут воспользоваться способом

получения тех или иных фактов, ориентируясь на

основные признаки,

присущие группам сходных объектов, и проводя соответствующий анализ

этих фактов.

Третий уровень (продвинутый). Учащиеся находят свой способ решения

тех или иных задач, причем даже таких, в которых присутствует скрытая

связь, ориентируются на глобальные признаки, способны переносить их в

незнакомые, нестандартные, новые ситуации.

По мнению В.В. Гузеева, учебный процесс должен дать каждому ученику

возможность пройти, насколько он может или хочет, весь путь развития. По

ходу образовательного процесса в классе могут образовываться из учеников

кратковременные группы разного назначения:

-

группы

выравнивания,

в

которых

присутствуют

учащиеся,

не

достигшие минимального уровня;

- группы поддержки создаются для того, чтобы обеспечить закрепление

учеников на том уровне, которого они достигли;

- группы развития, из числа учеников более высокого уровня.

Такие группы создаются на этапе закрепления изученного материала. Их

состав определяется дидактическими, психологическими и управленческими

целями

учителя

и

зависят

от

результатов

текущего

контроля.

Учителю

необходимо отслеживать индивидуальную траекторию каждого ученика.

Отличие уровневой дифференциации в том, что она основывается на

планирование

результатов

обучения:

выделении

уровня

обязательной

подготовки и формирования на этой основе повышенного (продвинутого)

уровня овладения материала. Значимость данной технологии в том, что она

готовить не превосходных ученых, глубоко знающих предмет, а учащихся,

которые

смогли

бы

применить

свои

знания,

умения

и

навыки

в

быту,

общественном производстве.

Именно такой поход позволяет

учителю

увеличить время на работу со слабо успевающими учащимися, увеличить

возможности работы сильных учащихся.

Условия,

которые

необходимы

для

успешного

и

эффективного

осуществления уровневой дифференциации:

1. Выделенные

уровни

усвоения

материала,

обязательные

результаты обучения должны быть открытыми для учащихся. Ясное

знание целей работы, их посильность.

2. Наличие

различия

между

уровнем

обучения

и

уровнем

требований. Под уровнем обучения следует понимать уровень,

на

Морозова В.В. МОУ СОШ №49

котором ведется преподавание предмета. Он в целом должен быть

выше. Т.е. уровневая дифференциация достигается за счет различных

требований к уроню усвоения материала.

3. В

обучении

должна

быть

обеспечена

последовательность

в

продвижении по уровням. В ходе обучения не следует предъявлять

более высоких требований тем учащимся, которые не достигли уровня

обязательной

подготовки.

Однако

не

следует

необоснованно

задерживаться и на данном этапе.

4. Добровольность в выборе уровня усвоения. Каждый учащийся

должен решить для себя, на каком уровне ему осваивать материал.

Такой подход позволит сформировать познавательную потребность,

навыки

самооценки,

планирование

и

регулирования

своей

деятельности.

Уровневую дифференциацию можно организовать в разнообразных

формах,

которые

зависят

от

индивидуальных

подходов

учителя,

особенностей детей, их возраста и т.д.

Данный

дифференцированный

подход

имеет

ряд

преимуществ

перед

традиционным методом обучения.

1.

Он дает четкие ориентиры для отбора содержания работы,

позволяет сделать ее целенаправленной.

2.

Работа

учителя

выглядит

более

объективной.

Создание

атмосферы

взаимодоверия,

активного

введения

положительных

мотивов учения.

3.

Постоянная подготовка на

опорном уровне, возможность

перехода на более высокий на любом этапе обучения, позволяет

учитывать

индивидуальные

качества,

самостоятельность,

работоспособность, уровень мышления, внимательность и т.д.

4.

Постоянное пополнение знаний учащихся.

Для меня более приемлема технология В.В. Гузеева и трехуровневая

дифференциация. В качестве примера, иллюстрирующего данный подход в

обучении,

предлагаю

задания

для

самостоятельной

работы

по

теме

«Уравнение химической реакции».

Уровень А (базовый)

Реакция железа с соляной кислотой относится к реакциям

1.

соединения

2.

замещения

3.

обмена

4.

разложения

Уровень В (общий)

Необратимые химические реакции возможны между растворами

1.

LiOH – HNO

3

2.

Ba(OH)

2

– KNO

3

3.

NaOH – FeSO

4

4.

NaNO

3

– K

3

PO

4

Морозова В.В. МОУ СОШ №49

5.

H

2

S – K

2

SO

4

Уровень С (продвинутый)

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить

превращения

Кальций

оксид кальция

X

сульфат кальция

Основанная

особенность

уровневой

дифференциации

состоит

в

дифференциации требований к знаниям и умениям учащихся: выделяется

уровень

обязательной

подготовки,

который

задает

нижнюю

границу

усвоения материала. Этот уровень доступен и посилен всем. На его основе

формируется

повышенные

уровни

освоения

материала.

Учащиеся

получают

право

выбирать

уровень

усвоения

материала,

который

соответствует их способностям, возможностям и интересам.



В раздел образования