Автор: Бысыина Людмила Гаврильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Тулунинская средняя школа имени П.В. Аммосова
Населённый пункт: село Тулуна, Усть-Алданский улус, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Изучение творчества А.Платонова в национальной школе"
Раздел: полное образование
Изучение творчества А. Платонова в национальной школе
На современном этапе образовательного процесса в школе главной задачей педагогов являет-
ся всестороннее содействие становлению личности с развитой коммуникативной компетент-
ностью. Основным принципом обучения является внимание к внутреннему миру ребенка,
обогащению его духовного потенциала, проявлению способности ученика к речевому меж-
культурному взаимодействию и взаимопониманию. Необходимо создание условий для вклю-
чения учащихся в творческую деятельность, направленную на получение новых для него
знаний. При этом важнейшей составляющей учебного процесса становится личностно-ори-
ентированное взаимодействие учителя с учениками. Многие педагоги и психологи рассмат-
ривают необходимость и возможность развития личностно-ориентированного образования
как часть культуры, как образование, которое обеспечивает личностно-смысловое развитие
учащихся и поддерживает индивидуальность и неповторимость каждой детской личности,
опираясь на ее способность к самоизменение и культурному саморазвитию. Методика педа-
гогов-практиков показывает, что это взаимодействие позволяет организовать учебный про-
цесс, при котором значительно активизируется участие школьников в познавательной и ис-
следовательской деятельности, результатом чего является наиболее полное освоение учени-
ком художественного произведения с учетом собственного жизненного опыта. Такая органи-
зация уроков литературы особенно необходима при знакомстве с таким писателем, как Ан-
дрей Платонов, который создал «собственную уникальную модель мира» [1, с. 41].
В учебные программы средней школы произведения А. Платонова были введены сравни-
тельно недавно. Подлинное открытие Платонова состоялось во второй половине 80-х, когда
были опубликованы ранее запрещенные произведения (рассказ «Усомнившийся Макар», по-
вести «Котлован» и «Ювенильное море», роман «Чевенгур» и др.). Учебными программами
современной школы предусматривается изучение целого ряда его произведений, от «детских
рассказов» и сказок («Юшка», «Корова», «Волшебное кольцо») до самого значительного и
философски насыщенного романа «Чевенгур». Сегодня проза А. Платонова прочно вошла в
программы по литературе не только русских, но и национальных школ. Но методика изуче-
ния произведений А. Платонова в национальной школе остается недостаточно разработан-
ной. В практике современной национальной школы творчество А. Платонова, представлен-
ное фрагментарно в отдельных классах, изучается, в основном, на заключительном этапе ли-
тературного образования учащихся.
Изучение творчества Платонова в средней национальной школе должно быть систематизиро-
вано: на каждом этапе иметь свою специфику, обусловленную возрастными, психологиче-
скими и национальными особенностями восприятия учащихся, их интересом к предложен-
ным произведениям, с тем чтобы знакомство с творчеством писателя носило не эпизодиче-
ский характер, а являлось подготовкой к изучению монографической темы в старших клас-
сах. Практическое освоение произведений Платонова сталкивается с рядом проблем, среди
которых главная - усложнённость их читательского восприятия, обусловленная философской
насыщенностью эстетических решений и своеобразием стиля писателя. Если изложение био-
графического материала и исторического контекста творчества Платонова особых трудно-
стей не представляет, то освоение главных его произведений оказывается затрудненным.
Восприятие этих произведений не опирается на предшествующий опыт учащихся, поскольку
каждое из них представляет собой специфическое, не имеющее аналога явление литератур-
ного процесса. Не упрощает задачи учителя и то, что современное литературоведение не
предполагает однозначного толкования художественной специфики произведений Платоно-
ва, а освещение всего спектра предлагаемых решений в пределах учебной программы для на-
циональных школ затруднительно. Ограниченный временными рамками учитель вынужден
выносить большую часть материала по творчеству писателя на самостоятельное изучение.
Как следствие, учащиеся не получают достаточной предварительной установки преподавате-
ля, и в процессе самостоятельного чтения у них формируются устойчивые стереотипы о не-
понятности произведений писателя, поэтому учащиеся не выражают желания вновь обра-
титься к ним.
Произведения Платонова невозможно осмыслить без определенных усилий, эмоциональных
и интеллектуальных затрат читателя. Для того, чтобы читатель, раздираемый противоречия-
ми своего переходного или предпереходного возраста, попытался сравнить опыт своего дет-
ства с чужим непохожим детством, требуется помощь учителя. Для понимания творчества
Платонова одного эмоционального переживания недостаточно. Знакомясь с инонациональ-
ной литературой, школьники нередко испытывают серьезные трудности в восприятии худо-
жественного произведения, не имеющего аналогов не только в их родной, но и в русской ли-
тературе. Как показывает практика, здесь учителю может существенно помочь опора на лич-
ностно-ориентированное обучение.
На наш взгляд, возможность открытия «универсальных знаков» платоновского мира даруют
сказки А. Платонова. Урок в пятом классе по сказке-были «Неизвестный цветок» будет
открытием учащимися мира писателя, поэтому проводим занятие в виде урока-встречи «В
гостях у Андрея Платонова». Особенность поэтики Платонова, состоящей в глубинной связи
между философией и словом писателя, будет лучше воспринята при сопоставительном ана-
лизе со сказкой якутского писателя Т.Сметанина «Жаворонок». Сказка Сметанина о девочке-
сироте , которая преодолевает преграды благодаря трудолюбию и доброте, близка сказке-
были Платонова не только по содержанию, но и по системе образов, и по ключевым словам-
фразам. Подходы к анализу языка этих сказок должны быть достаточно гибкими, способны-
ми донести до учащихся, что язык литературного произведения является тем строительным
материалом, который способствует созданию словесно-художественной образности. Исполь-
зуется метод сравнения:
- Выпишите слова из сказки Сметанина «Жаворонок», отражающие национальный колорит.
-
Выпишите слова из сказки-были Платонова, которые трудно дословно перевести.
-
Что общего между «Жаворонком» Сметанина и «Неизвестным цветком» Платонова? Со
сказкой якутского писателя дети уже знакомы, поэтому они легко находят общее в произ-
ведениях: в заглавиях названы главные герои, девочка по имени Жаворонок и маленький
цветок - оба одиноки, оба маленькие, хрупкие и выносливые.
-
Какие отличия у главных героев двух сказок?
Учитель строит процесс обучения, ориентируясь на предшествующий опыт юного писателя,
а ученик входит в роль исследователя. Таким образом, главными качествами ученика яв-
ляются инициативность и самостоятельность в решении таких вопросов, как «Анализ на-
строения сказки», «Главный герой сказки», «Почему произведение названо сказкой-былью?»
Предпочтения учителя смещаются в сторону «внутренней» дифференциации, предполагаю-
щей индивидуальный подход к ребенку или группе детей во время урока. Проводим смену
умственных действий, используя метод гипотез («Предположи, что девочка сорвала неиз-
вестный цветок…»), метод образного видения («Передай цветом настроение начала, середи-
ны, конца сказки-были Платонова…»). Здесь значима каждая деталь, каждое слово. Нахо-
ждение ключевых слов помогает детям понять, что в сказке-были «Неизвестный цветок»
Платонова и сказке «Жаворонок» Сметанина бесприютные сердца тянутся друг к другу, на-
ходя надежду и опору. Учитель помогает ученикам увидеть, что Платонов связывает особые
надежды с детьми. «Большие - только предтечи, а дети - спасители Вселенной», - писала
Платонов в статье «Знамена будущего».
В шестом классе проводится разбор рассказа А. Платонова «Корова». При анализе этого
рассказа обращаемся к ранее изученному произведению «Неизвестный цветок», сравниваем
образы главных героев. Принципы сопоставления и последовательности становятся основ-
ными при изучении рассказа Платонова. Ученикам дается задание: найти описание коровы и
проанализировать: Почему у коровы нет клички? Как автор описывает корову? На что он об-
ращает внимание в ее «портрете»? Чьими глазами дано описание? Как «портрет» коровы ха-
рактеризует мальчика? Его отношение к корове? Что значила корова в жизни Васи?
Учитель предлагает ученикам включить описание собственного состояния когда они остава-
лись хотя бы на короткое время без матери. Ребята приводят ключевые слова рассказа: страх,
боль, одиночество, тоска, ожидание. Репродуктивный пересказ произведения Платонова обо-
гащает и активизирует словарный запас школьников, совершенствует их навыки построения
предложений и развивает выразительность устной монологической речи. Ученики в свою
включают обороты речи, эмоционально-экспрессивные слова. В конце урока учащиеся со-
ставляют план сочинения по теме «Трагедия коровы-матери», учитывая последовательность
проведенного анализа: 1. Необычный герой. 2. Трагедия матери-коровы. 3.Мать всегда оста-
ется матерью.
В седьмом классе проводится урок-интерпретация по рассказу А. Платонова «На заре туман-
ной юности». К пониманию художественной задачи рассказа - изображению условий и пред-
посылок формирования нравственного героического начала в человеке - ученики приходят
путем творческой работы. На уроке зачитываются эпизоды из рассказа, а ребята должны его
дописать, то есть заняться сюжетосложением и завершением образов героев в соответствии
со своим пониманием авторской идеи и представлениями о жизни и судьбе человека. Затем
сравниваются тексты учеников и автора, выясняется общее и различия. Решение литератур-
ной задачи превращается в осмысление нравственной проблемы, в которую дети включены
через творческую работу на самом высоком уровне активности. Учитывая особенности ли-
тературного развития младшего подросткового периода, в этих классах обращаемся к ча-
стично-поисковому и проблемному методам. Подобный подход к анализу художественного
произведения повышает уровень познавательной активности учащихся.
Применение технологии личностно-ориентированного обучения при изучении произведений
А. Платонова в 5-7 классах якутской школы школы способствует развитию эстетической
восприимчивости, воссоздающего воображения, логической мысли, ассоциативного мышле-
ния, а также помогает детям познакомиться с особенностями видения мира писателем и раз-
вивает коммуникативную компетентность, основанную на межкультурном взаимопонима-
нии.
Библиографический список:
1. Вьюгин В.Ю. «Страна философов» Андрея Платонова: проблема творчества. Выпуск 5. -
М., Наследие. 2002. - 41 с.