Напоминание

урок письма: «Есть такая профессия – Родину защищать…» (урок русского языка в 6 классе)


Автор: Грознова Елена Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гуманитарная гимназия № 8"
Населённый пункт: г. Северодвинск Архангельской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок письма: «Есть такая профессия – Родину защищать…» (урок русского языка в 6 классе)
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка проведения урока письма по теме:

«Есть такая профессия – Родину защищать…»

(урок русского языка в 6 классе)

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:.1.

Познакомить

обучающихся

с

жанром

письма:

его

композицией и правилами написания;

2.Обеспечить в ходе урока усвоение, закрепление и повторение следующих

понятий: эпиграф, письмо, эпитет, фразеологизм, пароним, стили речи, адресант, адресат;

3.

Продолжить

формирование

у

обучающихся

умения

выделять

главное,

сравнивать и обобщать изучаемые факты, логично излагать свои мысли;

4. Продолжить обучать работе со справочной литературой.

Развивающие:1.Способствовать развитию умения логически рассуждать, четко,

кратко и исчерпывающе излагать свои мысли;

2. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать,

сравнивать, сопоставлять и обобщать изучаемый материал;

3. Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками

учебной информации;

4.

Способствовать

развитию

творческих

способностей

обучающихся,

их

познавательной активности;

5.

Способствовать

развитию

умения

слушать

и

анализировать

ответы

одноклассников;

6. Обеспечить условия для развития навыка работы в команде;

7. Способствовать развитию интереса у обучающихся к эпистолярному жанру.

Воспитательные:1.Содействовать

военно-патриотическому

воспитанию

обучающихся, способствовать воспитанию у них таких нравственных качеств, как

патриотизм и гуманизм;

2. Создать условия, обеспечивающие воспитание умения ориентироваться в

общественно-политической жизни, формировать гражданскую позицию;

3. Способствовать воспитанию ответственности за результаты учебного труда;

4. Способствовать воспитанию усидчивости, умения преодолевать трудности,

доброжелательного отношения обучающихся друг к другу;

5. Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к русскому языку.

Планируемые результаты:

Личностные:формирование гражданской позиции, патриотизма и гуманизма,

уважительного отношения к событиям и людям времен Великой Отечественной войны.

Повышение интереса к родному языку и его изучению.

Метапредметные:

Регулятивные: умение определять цель урока, этапы ее достижения (задачи);

проведение самоконтроля над деятельностью по достижению цели и при необходимости

ее корректировка.

Коммуникативные: умение работать в группе, определяя общую цель и задачи

каждого участника. Участвовать в дискуссии. Формулировать связное развернутое

высказывание в качестве ответа на вопрос.

Познавательные: умение работать со справочной литературой; анализировать

текст и составлять вопросы к нему, отбирая главную и второстепенную информацию;

заполнять таблицу, опираясь на полученные знания;

Предметные:понимание ключевых признаков жанра письма, его композиции и

речевых формул.

Закрепление и повторение следующих понятий: эпиграф, письмо,

эпитет, фразеологизм, пароним, стили речи, адресант, адресат;

Методы, используемые на уроке:репродуктивный, эвристический, игровой.

Формы урока:фронтальная беседа, индивидуальные сообщения, групповая работа.

Ход урока

I.Организационный этап (приветствие и организация внимания обучающихся)

— Доброе утро, ребята! Рада встрече с вами в этот весенний день. Итак, мы

начинаем урок. Запишите в тетрадях дату, отметьте, что мы выполняем классную работу.

Тему урока запишем позже, когда вместе её сформулируем.

II. Введение в тему(обеспечиваем мотивацию, актуализируем субъективный опыт

обучающихся)

—Эпиграфом

к

нашему

урокустанут

слова

русского

поэта,

переводчика,

публициста Татьяны Кузовлёвой, которая родилась в 1939 году (эпиграф записан на

доске).

Прошу тебя, пиши мне письма!

В наш громкий век им нет цены…

Т. Кузовлёва

1. Фронтальная беседаэвристического характера

— Вспомним, что такое эпиграф и для чего его используют? (Эпиграф — цитата,

помещаемая перед произведением с целью

проиллюстрировать или подчеркнуть

содержащиеся в нём выводы).

—Какие существуют правила оформления эпиграфа? (Оформляется эпиграф в

правой верхней стороне листа без кавычек;фамилия автора, его инициалы после текста

эпиграфа не включаются в скобки, после них не нужно ставить точку).

— Как вы считаете, какойвек имеет в виду поэт? (Обучающиеся высказывают свои

предположения).

— Почему век назван «громким»? Какой прием использует автор? (Обучающиеся

высказывают свои предположения.Громкий – эпитет).

— Можно ли словами Татьяны Кузовлёвойохарактеризовать наше время?

Существует ли сейчас потребность в написании писем?(Обучающиеся высказывают свое

мнение).

— Пишите ли вы письма?Считаете ли вы, что сейчас люди все реже пишут письма?

(Учащиеся высказывают свое мнение с учетом того, что на сменубумажным письмам

пришли сообщенияна электронную почту, смс-сообщения, послания в социальных сетях).

— Давайте послушаем результаты небольшого исследования по этому вопросу,

полученные вашим одноклассником (предварительное задание было выполнено одним из

«сильных» учеников под руководством учителя и является частью его учебного проекта).

2. Подготовленный рассказ ученикао современных средствах общения (осуществление

дифференцированного подхода)

III

. Формулировка темы урока и запись ее в тетрадь, целеполагание

— Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чем мы будем говорить на уроке?

(Ответы обучающихся). Сформулируйте тему урока (обучающиеся предлагают варианты,

в обсуждении с учителем формулируется тема урока, обучающиеся записывают ее в

тетрадях).

— Давайте подумаем, какие задачи мы должны перед собой поставить на этот

урок? (Обучающиеся предлагают свои идеи, учитель записывает план урока — шаги по

достижению цели — на доске).

IV. Организация наблюдения над материалом

1. Метод ассоциаций (обеспечиваем первичное восприятие изучаемого материала)

Итак, письмо.Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?

Назовите их(учащиеся высказывают свои предположения: рассказ, информация, мысли и

чувства, послание, общение, исповедь и т.д., а учитель записывает эти ассоциации на

доске в столбик).

2. Словарно-лексическая работа (работа с определением)

— Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем, какое определение имеет

слово «письмо»? (Один ученик открывает словарь и читает для всех определение).

ПИСЬМО

1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

2. Умение писать.

3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи.

4. Манера художественного изображения.

(С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»)

— Что вы заметили, анализируя словарную статью? (Слово «письмо» является

многозначным).

— В каком значении мы используем слово «письмо» сегодня на уроке? Запишите

это значение в тетрадь (учитель записывает определение на доске справа от ассоциаций).

— Посмотрите на доску, сравните ваши ассоциации и определение из словаря,

проанализируйте свои ответы.Почему именно эти слова вы привели в качестве

ассоциаций? (Обучающиеся высказывают свое мнение).

3. Знакомство с текстом (опорный текст, его анализ, подготовка обучающимися

своих вопросов по тексту)

— Ребята, перед вами текст (текст на интерактивной доске), прочитайте его про

себя, потом послушаем выразительное чтение в исполнении одного из вас.

Здравствуйте, дорогие папа, мама!

Шлю вам свой горячий привет и желаю всего наилучшего в вашей жизни.

Сегодня 6 мая. Говорят, что сегодня Пасха. Представляю, что вы сегодня

делаете, если, конечно, находитесь вместе.

Батя, у нас картина в корне изменилась. Войну в Берлинемы закончили.

Ты читал приказ товарища Сталина? Отныне ни единого выстрела в Берлине

нет. Стало тихо, и о войне мы знаем, как и вы

из газет.

Конечно, мне посчастливилось остаться живым до настоящего дня.

Теперь,

если ворону не буду ловить, т.е. если не накроет обвалившимися

кирпичами или фриц какой не перехитрит, то хорошо значит. Батя, здесь

настолько разрушены здания, что ходить даже опасно, т.к. так и смотри, чтобы

не прибило.

Жизнь моя в корне изменилась. Теперь уже ходишь свободно. Раньше

идешь и прислушиваешься, а не лежит ли мина или снаряд. Теперь тихо в этом

отношении, но зато времени гораздо меньше. В общем, теперь все рассчитано

по минутам.

Сейчас живу прямо в центре Берлина, не особо далеко от Рейхстага.

Знаешь, батя, а это здание не пришлось увидеть.

В общем, заканчиваю, передавайте привет всем-всем знакомым.

С приветомвам, сынСергей (6 мая 1945 г.)

4. Работа в группах

Эвристическая беседа (актуализация полученных знаний, поиск ответов на вопросы)

— Ребята, сейчас мы с вами разделимся на три группы (например, по колонкам).

Каждый ученик своим правильным ответом будет зарабатывать баллы для своей команды.

А в конце урока мы с вами подведем итоги и узнаем, какая команда оказалась лидером

нашей интеллектуальной игры (обучающиеся отвечают на вопросы учителя по тексту

письма, получают баллы за правильные ответы).

— К какому стилю речи относится текст? Докажите (обучающиеся высказывают

свое мнение).

— К какому жанру вы отнесёте этот текст? Докажите (ответы обучающихся:

письмо, эпистолярный жанр, письмо сына к своему отцу).

— К какому виду писем относится это письмо (личные письма).

— Когда было написано это письмо? О каких событиях идет речь?

— Чем интересен этот текст с точки зрения лексики? (обучающиеся должны

обратить внимание на фразеологизм (ловить ворон), который используется в письме,

просторечие (батя) и т.д.).

— Давайте поработаем над выделенными словами(небольшие сообщения заранее

подготовленных

учеников

от

каждой

команды,

дополненные

иллюстративным

материалом).

—Ребята, какие еще вопросы мы можем сформулировать и задать друг другу по

этому тексту? (Обучающимися могут быть предложены следующие вопросы: кто автор

письма? Как вы себе его представляете?Каким чувством проникнуто это письмо?Почему

автор письма оказался в Берлине? В какое время он там оказался?) За каждый

придуманный вопрос команда получает дополнительный балл.

Работа с раздаточным материалом

Каждой команде выдается одинаковый набор карточек (6 штук):

1 адресат

3 тот, кому пишут

5 папа и мама

2 адресант

4 тот, кто пишет

6 Сын Сергей

Предлагается на скорость составить соответствия (команда, которая выполнит

задание первой, получает балл):

Адресат – тот, кому пишут – папа и мама.

Адресант – тот, кто пишет – сын Сергей.

— Как называются в русском языке слова «адресат» и «адресант»? (это паронимы).

— А что такое паронимы? Приведите еще несколько примеров (паронимы –

это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим

значением, например, надеть – одеть, дипломат – дипломант, сытый – сытный и другие).

За каждую пару паронимов команда получает дополнительные баллы.

Организация работы над композицией письма (представление изученного материала

в виде классификационной таблицы)

— Давайте вернёмся с вами к письму солдата Сергея. Прочитайте его ещё раз

внимательно, обсудите в группах и сделайте вывод о композиции письма. Из каких частей

оно состоит (обучающиесяобсуждают в группах; отвечает команда, которая первой

подняла руку).

—Перед вамитаблица (раздаточный материал), в которой заполнен только первый

столбик. Задача каждой команды заполнить столбики «Содержание» и «Речевые

формулы». Каждая команда работает над одной графой.

Работа с таблицей

Основные части письма

Содержание

Речевые формулы

Вступление

Основная часть

Заключение

Проверка правильности заполнения таблицы. Выставление баллов.

—Ребята, что необходимо сделать для того, чтобы письмо было доставлено

адресату?(Необходимо правильно подписать конверт).

Звучат заранее подготовленные небольшие сообщения двух учеников(иллюстрации

к сообщениям на интерактивной доске)по темам:

а) правила оформления конверта;

б) почему письма с фронта во время войны были в виде треугольника?

V

.

Рефлексия

(инициируем

рефлексию

обучающихся

по

поводу

своего

психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с

учителем и одноклассниками)

— Ребята, вспомните всё, о чём шла речь на уроке. Какие эмоции вы сегодня

испытывали? Легко ли вам было работать в команде?

— Посмотрите на задачи, которые мы поставили на этот урок. Подумайте, все ли из

них мы выполнили, получилось ли достичь цели?

— Давайте пофантазируем, составьте короткое устное письмо «Что нового я узнал

на уроке»(Ответы обучающихся).

VI

. Оценивание работыучащихся на уроке

(качественная оценка работы класса,

команд и отдельных обучающихся)

Подсчёт

количества

заработанных

каждой

командой

баллов,

награждение

победителей. Выставление оценок.

VII

. Объяснение домашнего задания

(уровень домашнего задания – творческий)

—Итак, используя знания, которые вы сегодня получили на уроке, напишите

письмо защитнику Родины (может быть, это будет письмо родственнику, который

участвовал в ВОВ, или вымышленному герою, который летом 1941 г. добровольцем ушел

на фронт, и т.д.).



В раздел образования