Напоминание

Психологические аспекты формирования функциональной грамотности младшего школьника


Автор: Церенова Цаган Анджаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Русская национальная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского"
Населённый пункт: г. Элиста, Республика Калмыкия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Психологические аспекты формирования функциональной грамотности младшего школьника
Раздел: начальное образование





Назад




1 слайд: Титульни

2 слайд: Одной из актуальных задач, стоящих перед образовательными

организациями в настоящее время, является задача формирования и

развития функциональной грамотности.

Психология и психологи могут оказать помощь педагогам в формировании

функциональной грамотности.

3 слайд: Первое направление – учет возрастных особенностей обучающихся

при разработке заданий на формирование и оценку функциональной

грамотности.

Как

известно,

для

младших

школьников

ведущей

деятельностью является деятельность учебная, направленная на расширение

кругозора, приобретение новых знаний, выработку навыков, формирование

умений решать различные задачи. В среднем школьном возрасте (от 11 до

15 лет) определяющую роль играет общение со сверстниками, что может

проявляться

в

творческой,

общественной,

спортивной

деятельности.

Игнорировать этот факт нельзя, а вот использовать при формировании и

развитии функциональной грамотности необходимо.

4

слайд:

При

прочих

равных

условиях

задания

на

формирование

функциональной грамотности для младших школьников должны позволять

проявлять собственную индивидуальность, накопленный опыт, находить

нестандартные решения, а для школьников среднего школьного возраста –

должны быть ориентированы на работу в группе сверстников, обмен

мнениями, расширение социального взаимодействия. В таком случае

результат формирования и развития функциональной грамотности будет

выше, чем при индивидуальной работе. Параллельно будут развиваться и

ключевые компетенции – коммуникативность, умение работать в команде.

Безусловно, нельзя ограничиваться только заданиями одного вида для

каждой возрастной группы, необходимо обеспечить их разумное сочетание.

Но ответ на вопросы, какие задания более предпочтительны для разных

возрастов и каково соотношение заданий разного вида для той или иной

возрастной

группы,

должна

дать

психология

в

результате

экспериментальных исследований.

5 слайд: Вторым направлением является мотивация. Кого мотивировать?

Зачем и как мотивировать? Нельзя сказать, что это вопросы относятся только

к психологии, но и к психологии в том числе. На первый вопрос ответ

очевиден:

необходимо

мотивировать

обучающихся,

у

которых

мы

формируем

и

развиваем

функциональную

грамотность.

Позиция

современного

школьника

относительно

необходимости

развития

функциональной

грамотности

может быть

очень неоднозначной.

Для

учеников начальной школы задания по функциональной грамотности, как

необходимого компонента для достижения метапредметных результатов,

могут быть логично встроены в содержание обучения по отдельным

предметам. Соответственно, эти задания могут предъявляться и оцениваться

как обычные задания в рамках того или иного предмета. Конечно, здесь

придется постараться и потратить время педагогу – встроить задания по

функциональной грамотности в предметное содержание.

6 слайд: Практика формирования функциональной грамотности убедительно

свидетельствует, что в этом процессе решающее значение приобретает

осознание обучающимися значимости решаемой проблемы для себя лично,

что создает новые смыслы деятельности и внутреннюю мотивацию. Одну из

ведущих ролей в формировании и развитии функциональной грамотности

играет

система

внутренних

побуждений

обучающихся

к

выполнению

заданий и осознанному развитию в себе комплекса умений, составляющих

функциональную грамотность. Сюда можно отнести целенаправленность и

представление конечного результата, направленность на понимание своих

образовательных

интересов

и

потребностей,

активное

вовлечение

в

образовательное пространство, познание нового в процессе освоения

необходимых способов действий. И именно психология должна дать ответ

на вопрос «как мотивировать с максимальным эффектом?».

7 слайд: Но уже сейчас очевидными выглядят по меньшей мере два пути.

Первый – через сами задания, которые используются для формирования

функциональной грамотности. Поскольку мотивация является совокупностью

побуждающих

факторов,

определяющих

активность

личности

(непосредственно сам мотив, потребности, стимулы, ситуативные факторы),

то для достижения мотивационного эффекта заданий по функциональной

грамотности необходимо, чтобы они были максимально приближенными к

реальной жизни, в которой предстоит действовать этим школьникам.

Абстрактные, оторванные от реалий задания, наоборот, будут оказывать

демотивирующий эффект. Таким образом,

первый путь

мотивации –

максимальное приближение контекста заданий к ситуациям из реальной

жизни.

Второй путь заключается в повышении интереса к вопросам

формирования

и

развития

функциональной

грамотности

через

использование

игровых

технологий,

наглядных

пособий,

новых

форм

обучения, квестов, проектов, а также через создание ситуаций соревнования.

То есть использование методов, приемов, которые будут стимулировать

интерес

школьников

к

функциональной

грамотности,

мотивировать,

опираясь на учет интересов, увлечений, возможность проявить себя. Нельзя

однозначно утверждать, что это вопрос психологический, в том числе и

педагогический.

8 слайд:

И об этом – в третьем направлении.

Третье направление

соответствующие

педагогические

технологии.

Уровень

функциональной

грамотности проявляется в умении решать жизненные задачи в различных

сферах человеческой деятельности на основе прикладных знаний. Знания

служат именно основой, но никак не показателем грамотности. Между

психическим

развитием

человека

и

обучением

всегда

стоит

его

деятельность. Следовательно, положительный результат формирования

функциональной грамотности возможен только при условии, когда этот

процесс

организован

как

вид

деятельности,

которым

занимаются

школьники, и направлен на формирование тех или иных типов деятельности,

которые

будут

востребованы

в

реальной

будущей

жизни.

Задача

заключается

в

создании

соответствующих

педагогических

условий,

способствующих

овладению

школьниками

видами

деятельности

и

ориентированных не только на учебные ситуации, но и на самый широкий

спектр возможных видов деятельности. И в качестве таких условий

выступают педагогические технологии. Именно системно-деятельностный

подход

позволяет

каждому

обучающемуся

реализовывать

творческую

составляющую и развивает индивидуальный опыт деятельности.

9 слайд:

Уход от традиционного урока через использование в процессе

обучения

новых

технологий

позволяет

устранить

однообразие

образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия

для проявления индивидуальности обучающихся, формирует необходимые

типы

деятельности.

При

выборе

технологии

педагогика

рекомендует

основываться

на

предметном

содержании

дисциплин,

уровне

подготовленности обучающихся и их возрастных особенностях.

10 слайд: Не является исключением и функциональная грамотность, которая

также

формируется

и

развивается

посредством

использования

педагогических

технологий.

В

настоящее

время

для

формирования

функциональной

грамотности

используется

весь

спектр

современных

педагогических технологий: информационно-коммуникационная, проектная,

проблемного

обучения,

игровая,

технология

развивающего

обучения,

модульная, развития критического мышления, традиционные технологии

(классноурочная система).

11 слайд:

В условиях актуализации требований по формированию и

развитию

функциональной

грамотности

наиболее

востребованными

технологиями

становятся

коммуникативные,

творческие

и

игровые:

дискуссии, дебаты, проекты, упражнения и индивидуальные задания,

игровые

задания.

Особо

выделяют

широкое

внедрение

проблемного

обучения

и

проектного

метода,

групповой

и

коллективной

работы,

использование

электронных

образовательных

ресурсов,

компьютерных

технологий. В то же время нетрудно догадаться, что их эффективность

достаточно неодинаковая.

12 слайд: Основное, чем руководствуются педагоги при выборе технологии и

методов проведения занятий, – это, в первую очередь, достижение

образовательных результатов по тому или иному предмету, формирование

универсальных учебных действий, заявленных в программе, а уже потом,

насколько это возможно, – формирование компонентов функциональной

грамотности через деятельность, которую предоставляют соответствующие

технологии. Чтобы развить у школьника функциональную грамотность как

умение действовать в реальных жизненных ситуациях, необходимо, чтобы

он действовал, погрузился в процесс решения нестандартных учебных

ситуаций. И здесь именно психология должна найти ответы на вопросы,

какие педагогические технологии, методы и приемы позволят максимально

эффективно

развивать

необходимые

компоненты

функциональной

грамотности.

13

слайд:

Таким

образом,

концептуально

основы

психологического

сопровождения формирования и развития функциональной грамотности

школьников могут быть реализованы по следующим направлениям:

● учет возрастных особенностей обучающихся при разработке заданий на

формирование и оценку функциональной грамотности;

● мотивация обучающихся и педагогов;

● применение соответствующих педагогических технологий.



В раздел образования