Автор: Борисова Марина Борисовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 27 Детский сад "Почемучка"
Населённый пункт: п.Новый, Елизовский р-он, Камчатский край
Наименование материала: конспект НОД
Тема: Развитие фонематического слуха с использованием интерактивных методов "Мы Мартышки и Носороги"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД для подгруппы детей старшего дошкольного
возраста по теме:
«Мы Мартышки и Носороги»
(с использованием интерактивных методов обучения)
Составил: учитель – логопед М.Б.Борисова
п.Новый
2017 г
Конспект НОД для детей старшей группы по теме:
«Мы Мартышки и Носороги»
(с использованием интерактивных методов обучения)
Цель: формирование фонематического слуха на примере дифференциации звуков
М-Н.
Задачи:
Образовательная область «Речевое развитие:
Учить детей слышать и дифференцировать звуки М и Н в звукоряде, в слогах и в
словах; знать их отличительные признаки; упражнять в подборе слов на задан-
ные звуки; закрепить понятия «согласный звук», «звонкий звук», «слог»; разви-
вать слуховое внимание, зрительную память; закреплять навыки словообразова-
ния; формировать дальнейшие навыки слогового анализа и соотнесение с нуж-
ной схемой.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Развивать слуховое внимание, зрительную память, воображение и творческие
способности; активизировать знания по темам «Овощи и фрукты», «Животные
жарких стран»; совершенствовать навыки ориентировки на плоскости
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие:
Воспитывать умение действовать в команде; формировать навыки самостоятель-
ности, инициативности и дружелюбия; учить справедливо оценивать свои по-
ступки и поступки товарищей
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Активизировать работу головного мозга с помощью приемов кинезиологии:
учить рисовать левой рукой и правой
Образовательная область «Физическое развитие»
Совершенствовать речедвигательную координацию детей с использованием здо-
ровьесберегающих технологий.
Оборудование: резинки для правой руки на каждого ребенка, магнитная доска, маркер,
символы звуков М и Н, подставки с картинками Мартышки и Носорога, 2 листа с зада-
ниями для команд, п/к со звуками М и Н, 3 емкости – посылки, стеклянная банка и
картинки с фруктами, белые листы, простые карандаши, цветные карандаши (синий,
фиолетовый, 2 красных); подарки - медальоны
Предварительная работа: разучивание энергизаторов и стихотворений с прямыми и
перекрестными хлопками
Словарная работа: относительные прилагательные
Ход образовательной деятельности
1.
Энергизатор «1-2-3-лови!» (предварительно на правую руку дети надевают ре-
зинку) (Приложение 1)
2.
Отгадай загадку
Толстокожим я родился, и совсем не рассердился.
Я огромный и упрямый, у меня есть тоже мама!
И у нас из рода в род на носу чудесный рог! Кто же это? (Носорог)
А я кривляка и смешная, у меня есть длинный хвост,
Я показываю «рожи» и девчонкам и мальчишкам, и зовут меня…(мартыш-
ка)
Дети делятся на 2 команды «Мартышки» и «Носороги»
3.
Расскажи про свой звук. (Команды выясняют, с какого звука начинается их на-
звание, затем каждая команда дает характеристику своему звуку и делается вы-
вод, чем звуки М и Н отличаются.)
4.
«Ловишка» (Услышать свой звук хлопнуть в ладоши и сказать: «Вот он!». В
звукоряде, в слогах)
5.
Работа в командах на листах. (Приложение)
А) Проведи дорожки. (Провести к своему животному дорожки синим (фиоле-
товым) карандашом от картинок, в названии которых есть нужный звук. Выпол-
няет вся команда, обсуждение приветствуется)
В) Проверка правильности выполнения другой команды красным карандашом.
6.
Динамическая пауза. Стихотворение с хлопками параллельными и перекрест-
ными. (Дети разбиваются на пары. Первая и вторая строчки – хлопки перед со-
бой, хлопки параллельные с соседом; третья и четвертая строчки – хлопки перед
собой, хлопки перекрестные с соседом)
Мы мартышки, носороги
И у нас есть лапы – ноги
Сзади хвост, на морде – нос
Где живем мы - вот вопрос? (В Африке)
7.
Собираем подарки в Африку. (Каждый из команды выбирает нужную пред-
метную картинку и вся команда проверяет правильность выполнения. ЗАПО-
МНИТЬ СВОЙ ПОДАРОК!)
8.
Складываем в посылки. («Хлопушки» - делим слова на слоги и соотносим с
нужной посылкой. Вся команда помогает друг другу.)
9.
Какой сок? (Мартышки и Носороги просто обожают всякие соки. Надо для них
сделать соки. Закрепляем навыки словообразования при помощи банки и п/к с
фруктами и овощами)
10. Энергизатор «Колпак мой треугольный» (Приложение 2) (Выясняем, что мы
готовили соки и были немножко поварами. А у поваров на головах колпаки)
11. Развлечения для Мартышки и Носорога. (На отдельных листах правой и ле-
вой рукой рисуем лианы и пруды. Кладем в посылки.)
12.Энергизатор «Цепочка слов». (Приложение 3) (Вспомнить свое слово и подо-
брать к нему слово – признак; закрепиться в цепочку)
13. Итог и подарки – медальоны
ПРИЛОЖЕНИЯ
1.
Энергизатор «1-2-3- Лови!»
Задачи: Повышать двигательную активность детей, быстроту реакции.
Создавать положительную, доброжелательную атмосферу в группе.
Тренировать слуховое внимание детей.
Все дети стоят по кругу. Педагог считает до 3-х. На счёт 1 дети поднимают ука-
зательный палец правой руки. На счёт 2 ладонью левой руки накрывают палец
соседа слева. На счёт: « 3- лови!» быстро убирают свой палец, но при этом хва-
тают своей ладонью палец соседа.
2.
Энергизатор «Колпак мой треугольный»
Первый раз проговариваем слова и показываем,
Второй раз говорим только слово «колпак», остальное только показываем.
Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак,
А если не треугольный,
То это не мой колпак.
3.
Энергизатор «Цепочка слов»
Развивать творческое воображение детей.
Учить действовать последовательно, по цепочке.
Вспомнить свое слово, подобрать к нему слово – признак, выйти и сделать руки
в замок, следующий ребенок цепляется к предыдущему и так до последнего ре-
бенка, пока не соберется «цепочка слов».
Логопед дает команду: «1,2,3,4,5 – цепочку надо удержать! 1,2,3,4,5 – цепочку
можно разорвать!» В первом случае дети растягивают цепочку, пытаясь ее удер-
жать, а во втором разрывают.
4.
Работа в командах
Носорог (увеличить на лист А-4)
Мартышка (увеличить на лист А-4)