Автор: Кузяева Елена Алексеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ СО "Школа АОП №11 г.Балашова"
Населённый пункт: город Балашов, Саратовской области
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по предмету: "Человек", 1 класс, вариант 8.4.
Раздел: начальное образование
Рабочая программа по предмету «Человек», 1 класс, вариант 8.4.
Пояснительная записка
…………., обучающаяся 1 класса (вариант 8.4), имеет статус ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья. В силу своего заболевания нуждается в индивидуальном обучении на
дому.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
Примерной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная
рабочая
программа
разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Цель - формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Основными задачами программы являются:
Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими.
Представления о собственном теле.
Формировать умения обслуживать себя.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе.
Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им
окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального
мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с
другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений
о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в
процессе самообслуживания.
В соответствии с индивидуальным учебным планом на учебный предмет «Человек»
отводится 1 час в неделю, в год – 34 часа.
Календарно-тематическое планирование
Количество часов по плану 34, по факту__
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
Коррек-
тировка
1. Представления о себе.
5
1.
Я – человек.
1
2.
Моё имя. Соотнесение себя со своим именем, своим
изображением на фотографии, отражением в зеркале.
1
3.
Я – девочка. Умение определять «моё» и «не моё»,
осознавать и выражать свои интересы,
желания.
1
4.
Я – девочка.
Моя половая принадлежность.
1
5.
Все люди разные. Отнесение себя к определенному полу.
1
2. Знакомство с собственным телом, его частями.
6
6.
Представление о частях тела.
Знакомство с собственным телом, его частями.
1
7.
Человек: голова, туловище. Ориентация по картинке.
1
8.
Человек: руки, ноги. Ориентация по картинке.
1
9.
Туловище: плечи, грудь, живот, спина.
1
10.
Части лица. Ориентация по картинке.
1
11.
Части лица: глаза, рот, нос, уши. Волосы.
1
3. Гигиена тела.
6
12.
Умывальная комната. Уход за руками.
1
13.
Умывальная комната. Уход за ногами.
1
14.
Умывание: Нос, глаза, уши. Уход за ними.
1
15.
Процесс умываниия. Умывание с поддержкой. Умывание
самостоятельно.
1
16.
Уход за полостью рта.
1
17.
Предметы санитарии и гигиены: зубная паста, зубная
щётка и их назначение. Уход за зубами.
1
4. Умение пользоваться туалетом.
5
18.
Туалетная комната. Знакомство с атрибутами туалетной
комнаты. Понятие «туалет», унитаз, кнопка слива,
смывание унитаза.
1
19.
Нужды человека. Выражение потребности посетить туалет.
1
20.
Умение пользоваться туалетом самостоятельно.
1
21.
Гигиена после посещения туалета. Туалетная бумага,
отматывание туалетной бумаги, одевание нижнего белья.
1
22.
Гигиенические процедуры после посещения человека:
мытьё рук, вытирание рук.
1
5. Обращение с одеждой и обувью.
6
23.
Виды одежды ( верхняя, нижняя).
1
24.
Лицевая, изнаночная сторона. Виды застежек: молния,
пуговицы, кнопки.
1
25.
Виды застежек: молния, пуговицы, кнопки.
1
26.
Виды обуви.
1
27.
Виды застёжек на обуви.
1
28.
Практические упражнения в одевании – раздевании.
1
6. Приём пищи.
29.
Режимдня школьника: утро, день, вечер. ЗОЖ.
1
30.
Утренняя зарядка.
1
31.
Правильное питание. Знакомство с овощами и фруктами.
1
32.
Правила поведения в
столовой. Правило пользования
1
салфеткой.
33.
Столовые приборы. Сервировка стола.
1
34.
Приём пищи. Глотание. Жевание.
1
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении;
- адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира; сформированность адекватных
представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; принятие и
освоение социальной роли обучающейся.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Минимальный уровень.
- Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
- Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных
потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание/раздевание.
- Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям
здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
- Представления о своей семье, о взаимоотношениях в семье, адекватное поведение в семье, в
школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень.
- Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
- Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных
потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание/раздевание.
- Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям
здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
- Знание основных правил поведения в обществе и выполнение их в повседневной жизни; знать
назначение окружающих предметов, действия с ними; адекватное взаимодействие объектами
окружающего мира в разных ситуациях; адекватное поведение в общественных местах;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебно-бытовых и учебно-
трудовых задач; ответы на вопросы по содержанию изученного, выполнение задания при наличии
контроля.
Содержание учебного курса
Программа представлена следующими разделами:
1. «Представления о себе»
2. «Знакомство с собственным телом, его частями.»
3. «Гигиена тела»
4. «Умение пользоваться туалетом».
5. «Обращение с одеждой и обувью».
6. «Приём пищи».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле,
его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим
дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика
болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных
привычках, возрастных изменениях.
Раздел «Знакомство с собственным телом, его частями» включает представление о голове,
туловище и частях лица.
Раздел «Личная гигиена» включает задачи по формированию умений по обслуживанию себя в
туалете, навыкам умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти,
причесываться и т.д.
Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Умение
пользоваться туалетом».
Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений
ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии
предметов одежды.
Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых
приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой.