Напоминание

"Мой родной край - Сибирь"


Автор: Проскурина Надежда Георгивена
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №58
Населённый пункт: г. Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Мой родной край - Сибирь"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект организации

непосредственно образовательной деятельности по патриотическому

воспитанию

в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей

с ТНР с учетом внедрения ФГОС

с использованием ИКТ технологий

«Мой родной край - Сибирь»

Выполнила

Проскурина

Надежда

Георгиевна

воспитатель

высшей

квалификационной категории МБДОУ №58 г. Иркутск

2016 год

Интеграция образовательных областей: « Познавательное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»,

Речевое развитие», «Социально-

коммуникативное развитие»

Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное

развитие»

Формирование представлений об объектах окружающего мира, других людях,

о малой родине и Отечестве.

Добиться усвоения знаний о родном крае. Умение находить на карте свою

страну, область, город.

Помочь запомнить названия рек по берегам, которых располагается город

Иркутск.

Пробудить патриотические чувства к своей малой Родине, гордость за свой

город,

любовь

к

месту,

где

живешь,

её

природе,

обычаям

традициям

и

праздникам народов населяющих этот край.

«Художественно-эстетическое развитие»

Приобщение детей к народному творчеству

Развитие эмоциональной восприимчивости

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей

при чтении стихов, пословиц.

«Речевое развитие»

Развивать речевую активность (активизировать и обогащать словарь детей

Россия, Сибирь, Иркутская область, буряты, тофалары, тунгусы, юрта,

огниво.)

Формировать правильное звукопроизношение

Формирование у детей грамматически правильной, чёткой речи.

«Социально-коммуникативное развитие»

Развивать умение четко и быстро отвечать на вопросы.

Воспитывать навыки культурного поведения, умение слушать.

Умение действовать сообща.

Цель:

Способствовать расширению представлений дошкольников о родном

крае.

Задачи:

Образовательные:

Обобщить и систематизировать знания детей о родном крае и его культурном

наследии.

Развивающие:

Формировать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.

Воспитательные:

Толерантное

отношение

к

представителям

других

национальностей.

Используемые образовательные технологии:

Здоровьесберегающие, сотрудничества, моделирования.

Планируемые результаты:

Пробуждение интереса к истории и культуре родного края, его природе.

Формирование чувства национального достоинства, толерантности.

Уметь ориентироваться по карте.

Предварительная работа:

-Чтение художественной литературы (стихи, сказки, журнал «Сибирячок»)

-.Рассматривание карты России, Иркутской области.

-Организация мини-выставки «Сердцу милые места»

-Разучивание бурятского танца «Ёхор»

Материалы и оборудование: ноутбук, доска, карты, глобус, фломастеры,

листы бумаги.

Ход деятельности:

1.

Рефлексия

Воспитатель обращается к детям с приветствием.

Доброе утро, я вам говорю,

Доброе утро, я вас всех люблю,

Желаю вам хорошо заниматься,

Смелыми быть и ума набираться.

Воспитатель:

Дети,

пожелайте

друг

другу

доброго

утра

и

улыбнитесь.

(Здороваются

друг

с

другом).

На

каком

языке

вы

поздоровались?

(На

русском).

Почему?

(Потому

что

мы

русские,

россияне,

и

живем

где?(

в

России)

2.Ребенок:

Мы в морозильнике живём -

Мы так Сибирь свою зовём.

В ней никому не тесно.

В ней очень интересно!

Где находится наш край Сибирь? Как называются жители таежного края

Сибирь? (сибиряки, сибирячки) Мы можем называть себя сибиряками? (Да)

Почему? Наш город находиться в Иркутской области, а Иркутская область –

часть

Сибири.

Где

находится

и

озеро

Байкал?

Покажите

на

карте.

Кто

покажет

его

местонахождение

на

глобусе.

Как

называется

наш

город?

(Иркутск) А люди, живущие в нем? (Иркутяне). Мы город свой любим, мы

здесь родились. И иркутянами мы назвались (ответы детей)

Хотите посмотреть, какая она малая Родина на большой планете Земля.

3.Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежат альбомные листы

и фломастеры

Воспитатель:

- На какой планете мы живем? (дети - Земля.) Возьмем голубой фломастер и

нарисуем большой круг. Эта планета Земля.

- Как называется наша страна? - Россия. Возьмите фломастер красного цвета

и нарисуйте в большом круге круг поменьше. Это наша Россия.

- Край к котором мы живём называется - (дети- Сибирь). Возьмите карандаш

синего цвета и внутри кругов рисуем еще один круг - это наша Сибирь.

-Оранжевым фломастером мы нарисуем круг внутри синего круга это будет

Иркутская область.

А наш город находится где? (В Иркутской области). Возьмите, зеленый

карандаш и нарисуйте маленький круг - это наша малая Родина – Иркутск.

Посмотрите, какая она маленькая на такой большой Земле. Малая часть

России,

наш

любимый

город

Иркутск.

Почему

он

так

называется

ИРКУТСК? Дети (он получил имя от названия реки Иркут). А какие еще

реки протекают у нас в городе? (Ангара, Ушаковка) Откуда берёт своё начало

река Ангара?

Все страны мира, все республики и города имеют свои гербы и флаги. Как,

вы думаете почему? для чего нужны флаг и герб? (Флаг и герб – это

отличительные знаки, символы страны, республики, города).

-На доске изображены флаги разных государств. Пожалуйста, найдите и

покажите флаг России. Кто знает, что означают цвета флага России? (Белый

цвет означает мир и чистоту мысли; синий – небо; красный цвет- огонь и

отвагу).

-Кто может показать флаг Иркутской области, что означают цвета флага. На

флаге Иркутской области белый цвет фона символизирует чистоту, добро и

белоснежность сибирских зим; синий цвет олицетворяет воду озера Байкал,

реки Ангара и других водоемов региона. Кедровый венок – как образ

природного богатства и изобилия, черный бабр символизирует благоразумие

и отвагу, красный соболь – смирение и неустрашимость. Найдите герб

России, города Иркутска .

4. В: Ребята, отгадайте загадку.

А что это такое?

Все время в непокое,

Быть может, это туча

Застряла среди скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

А ………(озеро Байкал)

-У вас на столах лежат конверты с разрезными картинками. Сложите их и

расскажите о том, что на них изображено (озеро Байкал)

Первыми жителями Прибайкалья были буряты, тафалары, тунгусы.

Сегодня мы поговорим с вами о жизни, обычаях народа – буряты

(1-й слайд Буряты )

Одной

из

самых

многочисленных

народностей,

населяющих

территорию

Сибири, являются буряты. Этот народ, один из коренных жителей Сибири.

Рассмотрите национальные костюмы бурят и русских.

- Из чего состоит костюм русской женщины? (рубаха, сарафан, кокошник,

лапти или сапоги)

- Русский мужской костюм? (рубаха, штаны, кожаные сапоги, кепка, пояс)

- Верхняя одежда бурят называется ДЭЛИ.

- Посмотрите, на что она похожа? (ответы детей)

ДЭЛИ – похожа на халат, с запахом на правую сторону, с пуговицами.

Нарядные ДЭЛИ шили из дорогих материалов, длинные, для защиты от

холода, рукава были удлиненные, украшали мехом.

- Как вы думаете для чего? (вместо варежек)

- Мужское ДЭЛИ подпоясывалось длинным кушаком – БЭХЭ.

Атрибутами мужского костюма были нож в ножнах и огниво

- Как вы думаете, для чего они нужны? (разводить огонь, отрезать пищу, для

безопасности).

Бурятская обувь называется - ГУТАЛ, шили из кожи. Носки сапог загнуты

вверх (для чего?) чтобы не споткнуться на ровном месте и не обидеть землю.

Издавна буряты жили у подножия гор.

Шапки

у

бурят

напоминают

остроконечные

вершины

гор,

основание

-

обозначает

землю,

на

остром

конце

прикреплено

украшение

-

ДЭНЗЭ,

изготовленное

из

золота,

серебра

или

коралла

-

символизирует

солнце,

освещающее вселенную. Красная кисточка олицетворяет солнечные лучи.

В Иркутской области буряты живут в

разных районах, говорят на бурятском языке.

- САЙН БАЙНА – обозначает по-бурятски здравствуйте.

Если услышите, будете знать, что с вами здороваются.

- Буряты занимались разведением баранов, лошадей.

Им часто приходилось переезжать в разные места ,на новые пастбища они

вели кочевой образ жизни.

(2-й слайд Юрта войлочная)

Жильем

для

бурят

служила

ЮРТА,

которую

можно

легко

разобрать

и

перевести на новое место (показать бурятские телеги).

- Посмотрите на макеты (изба русская и юрта).

- Из чего строили русскую избу ? (из дерева, бревен).

-

ЮРТА

состояла

из

длинных

деревянных

жердей

палок,

которые

покрывали войлоком, материал из шерсти. Посередине юрты был очаг –

огонь, который обогревал юрту.

- Что обогревает русскую избу? (печь из кирпичей)

Буряты почитают, уважают огонь, при переезде не бросали огонь на старом

месте, а переносили огонь на новое место.

(3-й слайд Юрта интерьер )

5.Послушайте пословицы бурятского народа

Дети называют пословицы бурятского народа. « Как олень гордо несет

голову, так же высоко держи имя свое», «Обижать своих соседей – то же, что

дразнить медведей», «Не будь жадным – и не останешься одиноким», « Не

дразни старого человека, а то вырастешь глупым

».

6.Загадка

Подкованы ноги,

Бежит по дороге:

Грива дугою,

А хвост метлою. (Лошадь)

Священное животное у бурят - конь – Это друг, оружие, богатство, гордость,

радость. Многие вещи у бурят имеют изображения коня, его копыт. С детства

обучают маленьких детей ухаживать за конем, запрягать, распрягать, скакать

на коне.

Дети, какой праздник у вас самый любимый? (Новый год).

У

бурят

Новый

год

называется

САГААЛГАН

или

ПРИХОД

БЕЛОГО

МЕСЯЦА.

Летом проходит праздник - СУРХАРБАН – ОБРЯД ПОЧИТАНИЯ ЗЕМЛИ.

На праздник готовят разнообразную молочную пищу, проходят состязания

всадников, борьба, стрельба по мишеням из лука. Поют песни, исполняют

народные танцы.

7.Предлагаю исполнить бурятский народный танец «Ёхор».

Исполнение бурятского народного танца «Ёхор».

Наш бурятский хоровод взяться за руки зовёт. (Дети идут по кругу, взявшись

за руки)

Если ты хороший друг,- становись скорее в круг. (Останавливаются в

кругу)

Хорошо – ли, плохо – ли топаешь ногой – (Руки на поясе, притопы

ногами)

Безразлично Ёхору – он у нас такой!

Припев: Ёхор наш танцуют так:

Влево шаг, вправо шаг, (Все вместе делают один шаг

влево)

Шаг вперёд и шаг назад, (Делают один шаг вперед, шаг

назад)

Величальной песни в лад!

Ёхор, ёхор, ёхор, ёхор (Делают притопы, идут в центр

круга )

Ёхор, ёхор – красота! (Делают притопы, возвращаются в исходное

положение)

И весну, и круглый год славит Ёхор – хоровод.

Как народное богатство бережёт его народ.

Припев: Ёхор наш танцуют так:

Влево шаг, вправо шаг,

Шаг вперёд и шаг назад,

Величальной песни в лад!

Ёхор, ёхор, ёхор, ёхор

Ёхор, ёхор – красота!

Рефлексия занятия

Дорогие ребята! Я предлагаю оценить вам сегодняшнее занятие. Хлопните,

если узнали интересное. Топните, если ничего нового не узнали.

Перед вами три тарелочки со смайликами. Выберите себе один из смайликов

и прикрепите их на грудь.

Ритуал прощания

Игра « Эстафета дружбы».

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог:

«Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и

т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало

больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она

вас не покидает и греет. До свидания!»

( Презентация прилагается)



В раздел образования