Напоминание

Основные этапы работы над фортепианным произведением


Автор: Губина Людмила Николаевна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Основные этапы работы над фортепианным произведением
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Статья

"Основные этапы работы над фортепианным

произведением"

преподавателя ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»

Губиной Л. Н.

Работа педагога-музыканта очень сложна.

В колледже он имеет дело с учениками самой различной степени

подготовки,

ему

приходится

развивать

сложнейшие

исполнительские

навыки,

укладываясь

в

жесткую

норму

времени

занятий.

Он

должен

обладать не только глубокими знаниями, но и очень высокой техникой

педагогической работы: уметь правильно подходить к каждому ученику,

учитывая его индивидуальные способности, находить правильное решение

того или иного вопроса в самых различных ситуациях, уметь предельно

целесообразно использовать ограниченное время урока, так, чтобы успеть и

проверить

итоги

домашней

работы

ученика,

и

дать

ему

четкие,

запоминающие указания, и успеть оказать необходимую помощь в работе

над музыкальным произведением.

Начальный этап работы над произведением .

В процессе работы над произведением, начиная с его разбора до полного

завершения, я применяю весь комплекс приемов. Причем способы их

использования тесно связаны с точным “прочтением” авторского текста, во

всех деталях и служат конечной цели – раскрытию музыкально-

художественного образа. Такой принцип занятий способствует достижению

технической свободы, мастерства.

Первый прием.

Работа над музыкальным произведением начинается с предварительного

прослушивания, которое облегчает разбор текста. Есть два способа

ознакомления с новым сочинением:

первый – с помощью педагога, который своим исполнением знакомит

ученика с произведением, вдохновляя и стимулируя его к предстоящей

работе;

второй – прослушивание изучаемого сочинения в аудиозаписи, в

исполнении лучших пианистов. Очень важно прослушивание произведения с

нотным текстом перед глазами. После предварительного ознакомления с

новым произведением надо сделать его анализ:

охватить общее строение и характер;

характер частей и соотношение между ними;

основные моменты трактовки;

характерные технические приемы;

обратить внимание на темп, тональность (знаки при ключе), размер.

Второй прием.

Тщательное разучивание нотного текста в медленном темпе.

Один из самых ответственных моментов на начальном этапе разбора

произведения является выбор аппликатуры. Логически правильная и

удобная аппликатура способствует максимально техническому и

художественному воплощению содержания произведения.

Роль педагога должна быть активной при выборе аппликатуры.

Желательно, чтобы он записывал аппликатуру всегда в присутствии

ученика, предоставляя возможность участвовать в продумывании принятии

того или иного решения.

Средний этап работы над произведением .

Третий прием.

Работая над произведением, очень важно привлечь внимание ученика и

посвятить определенное время к заучиванию и запоминанию движения рук,

тесно связанных с точным исполнением указаний, касающихся фразировки,

штрихов, артикуляции, динамики и пр. Естественно, что отрабатывать

движения целесообразно сначала отдельными руками в медленном темпе.

Затем, играя двумя руками, следует координировать движения, добиваясь

полной свободы и непринужденности.

Сложные места требуют внимания и более тщательной работы. Для того

чтобы трудности стали ясными, прежде всего, нужно определить их

специфику и подобрать соответствующие приемы игры.

С самых первых уроков при работе над музыкальным произведением надо

прививать ученику элементы грамотного музыкального мышления.

Обсуждать с ним строение музыкальной фразы, в которой должна быть своя

смысловая вершина и вокруг которой группируются окружающие звуки,

объединяя их в одну музыкальную мысль.

При разучивании музыкального произведения так же важен ритмический

контроль, развивающий чувство единого дыхания, понимания целостности

формы.

Весьма полезно считать вслух как в начальном периоде разбора, так и при

исполнении готового, выученного произведения. Причем в медленном темпе

следует считать, ориентируясь на мелкие доли такта, а в подвижном темпе,

соответственно, – на крупные доли. Выразительные возможности

пианистической артикуляции не ограничиваются только legato, non legato,

portato, staccato. Имеются всевозможные промежуточные формы туше –

tenuto, mezzo staccato и др. Даже одни и те же артикуляционные

обозначения могут в различных случаях по-разному исполняться. В каждом

случае требуется соответствующий прием игры.

Одним из важных моментов при работе над произведением является

элемент выразительности – динамика. Она поможет выявить

кульминационные моменты произведения и изучить те эффекты динамики, с

помощью которых композитор передает нарастание эмоционального

напряжения или его спад. Ученик должен выстроить динамический план

таким образом, чтобы напряженность местных кульминаций соответствовала

их значимости в общем эмоциональном и смысловом контексте. С их

помощью ученик добьется плавного нарастания эмоционального напряжения

на пути к центральной кульминационной точке и без резких переходов

осуществит спад.

В результате форма произведения окажется охваченной единым

эмоциональным порывом, сплошной динамической волной, что приведет к

цельности композиции.

Нельзя оставить без внимания и овладение педальной нюансировкой.

Педагог должен постоянно обращать внимание на это, рекомендовать, к

примеру, самостоятельно проставить педаль и в дальнейшем

скорректировать и объяснить, почему предпочтительнее та или иная

педализация. Ученик должен глубоко вникнуть и понять все авторские

указания, касающиеся артикуляции, фразировки, штрихов, динамики,

педализации и т.п. Все это в комплексе поможет ему раскрыть своеобразие

стиля композитора и конкретного произведения.

Четвертый прием.

В начале разбора произведения технические приемы игры, движения надо

заучивать в медленном темпе. Для того, чтобы хорошо развить двигательно-

технические возможности пианиста, по моему мнению, надо тренировать не

столько пальцы, сколько голову.

А делается это весьма традиционным способом: надо медленно или в

среднем темпе (постепенно, по мере освоения материала, увеличивая его)

проучивать технически трудные места до тех пор, пока они не станут

получаться нужным образом.

Пятый прием.

Достигнув свободы исполнения в среднем темпе, приступаем к работе над

звуком, хотя с первого же момента разбора произведения нужно обращать

внимание на его качество. В данный период необходимо, используя те или

иные приемы звукоизвлечения, добиваться наиболее точного и глубокого

воссоздания образного содержания музыки.

Для извлечения глубокого красивого и объемного звука нужно

использовать естественный вес руки, иногда и всего тела, а при

необходимости добавлять мягкий нажим рукой, если одного ее веса бывает

недостаточно (например, у маленьких детей)

Опираясь пальцами в “дно” клавиатуры, следует ощущать и

противоположный конец “рычага”, который должен находиться в пояснице,

а не в плечевом суставе, как у некоторых учеников. Ведь чем короче

“рычаг”, тем хуже звучит инструмент: звук получается резкий, стучащий,

лишенный обертонов.

Играя аккорды или октавы, помимо использования веса руки и тела,

нужно как бы “хватать” клавиши пальцами, тем самым амортизируя удар.

Плечевой пояс при этом должен быть опущен и абсолютно свободен.

Играя кантилену, нужно мягко, но с нажимом переносить вес руки с одного

пальца на другой, следя, чтобы каждый последующий звук возникал без

“атаки”.

Работая с учеником над звуком, важно не только обращать их внимание на

профессионально грамотное звукоизвлечение, но и воспитывать в них

эстетическое отношение к звуку как носителю художественного образа.

Исполнитель должен уметь выражать с помощью звука самые разные

эмоции, самые сокровенные движения души. Этому нужно учить с малых

лет. Ученик должен понимать разницу между понятиями: “веселье” и

“радость”, “мягкая печаль” и “глубокая скорбь”, “тревога” и “смятение”,

“смиренность” и “покорность” и т.д. Нужно учиться выражать все эти

эмоции и состояния души с помощью характера звука.

Шестой прием.

Применение всех приемов и способов при изучении произведения

способствует также заучиванию на память. Поскольку учить наизусть

следует как можно скорее, то надо полагаться не только на слухомоторный

вид памяти, но и на аналитическую, зрительную, эмоциональную память.

Известно много методов и способов заучивания нотного текста наизусть.

Заслуживает внимания метод, предложенный И.Гофманом. Он пишет:

“Существует четыре способа разучивания произведения:

За фортепиано с нотами

Без фортепиано с нотами.

За фортепиано без нот.

Без фортепиано и без нот.

Второй и четвертый способы, без сомнения, наиболее трудны и

утомительны

Седьмой прием.

После того как преодолены технические трудности, произведение выучено

наизусть, подробно разобрано, полезно проигрывать его целиком в

указанном автором темпе. При определении темпа произведения следует

руководствоваться не только темповыми обозначениями, но и учитывать

ремарки, касающиеся характера музыки Исполняя произведение в указанном

темпе, следует осознать и почувствовать непрерывность мелодического

развития, постепенно поднимаясь к кульминации, развертывая ее,

“последовательно доходя до эпицентра” (выражение Я.И.Мильштейна).

Занимаясь дома, без помощи педагога, ученик постепенно достигает

самостоятельности, овладевает навыками самовыражения.

Заключительный этап работы над произведением.

Задачи заключительного этапа состоят в том, чтобы добиться:

а) умение играть произведение совершенно уверенно, убежденно,

убедительно;

б) умение играть произведение в любой обстановке, на любом

инструменте, перед любыми слушателями

Педагог должен уметь настаивать ученика перед концертным

выступлением, внушать ему веру в свои силы, а после выступления

отметить положительные результаты, не ругать за промахи и неудачи,

проявлять корректность в выражении критики.

Роль педагога в процессе разучивания музыкального произведения

огромна. Участие его должно быть активно-творческим с самого разбора

текста до момента выхода ученика на сцену. Во время занятий педагог, сидя

рядом, должен тщательно следить за его игрой, обращая внимание ученика

на точное прочтение нотного текста и выполнение всех авторских указаний.

Показывая приемы игры, следует объяснять, в чем суть и важность их

использования.



В раздел образования