Автор: Губина Людмила Николаевна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Основные этапы работы над фортепианным произведением
Раздел: среднее профессиональное
Статья
"Основные этапы работы над фортепианным
произведением"
преподавателя ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Губиной Л. Н.
Работа педагога-музыканта очень сложна.
В колледже он имеет дело с учениками самой различной степени
подготовки,
ему
приходится
развивать
сложнейшие
исполнительские
навыки,
укладываясь
в
жесткую
норму
времени
занятий.
Он
должен
обладать не только глубокими знаниями, но и очень высокой техникой
педагогической работы: уметь правильно подходить к каждому ученику,
учитывая его индивидуальные способности, находить правильное решение
того или иного вопроса в самых различных ситуациях, уметь предельно
целесообразно использовать ограниченное время урока, так, чтобы успеть и
проверить
итоги
домашней
работы
ученика,
и
дать
ему
четкие,
запоминающие указания, и успеть оказать необходимую помощь в работе
над музыкальным произведением.
Начальный этап работы над произведением .
В процессе работы над произведением, начиная с его разбора до полного
завершения, я применяю весь комплекс приемов. Причем способы их
использования тесно связаны с точным “прочтением” авторского текста, во
всех деталях и служат конечной цели – раскрытию музыкально-
художественного образа. Такой принцип занятий способствует достижению
технической свободы, мастерства.
Первый прием.
Работа над музыкальным произведением начинается с предварительного
прослушивания, которое облегчает разбор текста. Есть два способа
ознакомления с новым сочинением:
первый – с помощью педагога, который своим исполнением знакомит
ученика с произведением, вдохновляя и стимулируя его к предстоящей
работе;
второй – прослушивание изучаемого сочинения в аудиозаписи, в
исполнении лучших пианистов. Очень важно прослушивание произведения с
нотным текстом перед глазами. После предварительного ознакомления с
новым произведением надо сделать его анализ:
охватить общее строение и характер;
характер частей и соотношение между ними;
основные моменты трактовки;
характерные технические приемы;
обратить внимание на темп, тональность (знаки при ключе), размер.
Второй прием.
Тщательное разучивание нотного текста в медленном темпе.
Один из самых ответственных моментов на начальном этапе разбора
произведения является выбор аппликатуры. Логически правильная и
удобная аппликатура способствует максимально техническому и
художественному воплощению содержания произведения.
Роль педагога должна быть активной при выборе аппликатуры.
Желательно, чтобы он записывал аппликатуру всегда в присутствии
ученика, предоставляя возможность участвовать в продумывании принятии
того или иного решения.
Средний этап работы над произведением .
Третий прием.
Работая над произведением, очень важно привлечь внимание ученика и
посвятить определенное время к заучиванию и запоминанию движения рук,
тесно связанных с точным исполнением указаний, касающихся фразировки,
штрихов, артикуляции, динамики и пр. Естественно, что отрабатывать
движения целесообразно сначала отдельными руками в медленном темпе.
Затем, играя двумя руками, следует координировать движения, добиваясь
полной свободы и непринужденности.
Сложные места требуют внимания и более тщательной работы. Для того
чтобы трудности стали ясными, прежде всего, нужно определить их
специфику и подобрать соответствующие приемы игры.
С самых первых уроков при работе над музыкальным произведением надо
прививать ученику элементы грамотного музыкального мышления.
Обсуждать с ним строение музыкальной фразы, в которой должна быть своя
смысловая вершина и вокруг которой группируются окружающие звуки,
объединяя их в одну музыкальную мысль.
При разучивании музыкального произведения так же важен ритмический
контроль, развивающий чувство единого дыхания, понимания целостности
формы.
Весьма полезно считать вслух как в начальном периоде разбора, так и при
исполнении готового, выученного произведения. Причем в медленном темпе
следует считать, ориентируясь на мелкие доли такта, а в подвижном темпе,
соответственно, – на крупные доли. Выразительные возможности
пианистической артикуляции не ограничиваются только legato, non legato,
portato, staccato. Имеются всевозможные промежуточные формы туше –
tenuto, mezzo staccato и др. Даже одни и те же артикуляционные
обозначения могут в различных случаях по-разному исполняться. В каждом
случае требуется соответствующий прием игры.
Одним из важных моментов при работе над произведением является
элемент выразительности – динамика. Она поможет выявить
кульминационные моменты произведения и изучить те эффекты динамики, с
помощью которых композитор передает нарастание эмоционального
напряжения или его спад. Ученик должен выстроить динамический план
таким образом, чтобы напряженность местных кульминаций соответствовала
их значимости в общем эмоциональном и смысловом контексте. С их
помощью ученик добьется плавного нарастания эмоционального напряжения
на пути к центральной кульминационной точке и без резких переходов
осуществит спад.
В результате форма произведения окажется охваченной единым
эмоциональным порывом, сплошной динамической волной, что приведет к
цельности композиции.
Нельзя оставить без внимания и овладение педальной нюансировкой.
Педагог должен постоянно обращать внимание на это, рекомендовать, к
примеру, самостоятельно проставить педаль и в дальнейшем
скорректировать и объяснить, почему предпочтительнее та или иная
педализация. Ученик должен глубоко вникнуть и понять все авторские
указания, касающиеся артикуляции, фразировки, штрихов, динамики,
педализации и т.п. Все это в комплексе поможет ему раскрыть своеобразие
стиля композитора и конкретного произведения.
Четвертый прием.
В начале разбора произведения технические приемы игры, движения надо
заучивать в медленном темпе. Для того, чтобы хорошо развить двигательно-
технические возможности пианиста, по моему мнению, надо тренировать не
столько пальцы, сколько голову.
А делается это весьма традиционным способом: надо медленно или в
среднем темпе (постепенно, по мере освоения материала, увеличивая его)
проучивать технически трудные места до тех пор, пока они не станут
получаться нужным образом.
Пятый прием.
Достигнув свободы исполнения в среднем темпе, приступаем к работе над
звуком, хотя с первого же момента разбора произведения нужно обращать
внимание на его качество. В данный период необходимо, используя те или
иные приемы звукоизвлечения, добиваться наиболее точного и глубокого
воссоздания образного содержания музыки.
Для извлечения глубокого красивого и объемного звука нужно
использовать естественный вес руки, иногда и всего тела, а при
необходимости добавлять мягкий нажим рукой, если одного ее веса бывает
недостаточно (например, у маленьких детей)
Опираясь пальцами в “дно” клавиатуры, следует ощущать и
противоположный конец “рычага”, который должен находиться в пояснице,
а не в плечевом суставе, как у некоторых учеников. Ведь чем короче
“рычаг”, тем хуже звучит инструмент: звук получается резкий, стучащий,
лишенный обертонов.
Играя аккорды или октавы, помимо использования веса руки и тела,
нужно как бы “хватать” клавиши пальцами, тем самым амортизируя удар.
Плечевой пояс при этом должен быть опущен и абсолютно свободен.
Играя кантилену, нужно мягко, но с нажимом переносить вес руки с одного
пальца на другой, следя, чтобы каждый последующий звук возникал без
“атаки”.
Работая с учеником над звуком, важно не только обращать их внимание на
профессионально грамотное звукоизвлечение, но и воспитывать в них
эстетическое отношение к звуку как носителю художественного образа.
Исполнитель должен уметь выражать с помощью звука самые разные
эмоции, самые сокровенные движения души. Этому нужно учить с малых
лет. Ученик должен понимать разницу между понятиями: “веселье” и
“радость”, “мягкая печаль” и “глубокая скорбь”, “тревога” и “смятение”,
“смиренность” и “покорность” и т.д. Нужно учиться выражать все эти
эмоции и состояния души с помощью характера звука.
Шестой прием.
Применение всех приемов и способов при изучении произведения
способствует также заучиванию на память. Поскольку учить наизусть
следует как можно скорее, то надо полагаться не только на слухомоторный
вид памяти, но и на аналитическую, зрительную, эмоциональную память.
Известно много методов и способов заучивания нотного текста наизусть.
Заслуживает внимания метод, предложенный И.Гофманом. Он пишет:
“Существует четыре способа разучивания произведения:
За фортепиано с нотами
Без фортепиано с нотами.
За фортепиано без нот.
Без фортепиано и без нот.
Второй и четвертый способы, без сомнения, наиболее трудны и
утомительны
Седьмой прием.
После того как преодолены технические трудности, произведение выучено
наизусть, подробно разобрано, полезно проигрывать его целиком в
указанном автором темпе. При определении темпа произведения следует
руководствоваться не только темповыми обозначениями, но и учитывать
ремарки, касающиеся характера музыки Исполняя произведение в указанном
темпе, следует осознать и почувствовать непрерывность мелодического
развития, постепенно поднимаясь к кульминации, развертывая ее,
“последовательно доходя до эпицентра” (выражение Я.И.Мильштейна).
Занимаясь дома, без помощи педагога, ученик постепенно достигает
самостоятельности, овладевает навыками самовыражения.
Заключительный этап работы над произведением.
Задачи заключительного этапа состоят в том, чтобы добиться:
а) умение играть произведение совершенно уверенно, убежденно,
убедительно;
б) умение играть произведение в любой обстановке, на любом
инструменте, перед любыми слушателями
Педагог должен уметь настаивать ученика перед концертным
выступлением, внушать ему веру в свои силы, а после выступления
отметить положительные результаты, не ругать за промахи и неудачи,
проявлять корректность в выражении критики.
Роль педагога в процессе разучивания музыкального произведения
огромна. Участие его должно быть активно-творческим с самого разбора
текста до момента выхода ученика на сцену. Во время занятий педагог, сидя
рядом, должен тщательно следить за его игрой, обращая внимание ученика
на точное прочтение нотного текста и выполнение всех авторских указаний.
Показывая приемы игры, следует объяснять, в чем суть и важность их
использования.