Напоминание

Методы и приёмы развития диалогической речи у детей с ТНР


Автор: Жирнова Екатерина Евгеньевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ Захаровская СОШ дошкольное отделение детсткий сад 3
Населённый пункт: Одинцовский городской округ д. Хлюпино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методы и приёмы развития диалогической речи у детей с ТНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие диалогической речи у детей с ТНР.

Дидактические игры и приемы».

Овладение связной диалогической речью — одна из главных задач речевого

развития дошкольников.

Диалогическая речь - это речь обусловленная ситуацией и контекстом

(смыслом) предыдущего высказывания, это разговор по очереди, где для каждого

партнера период говорения и слушания чередуется.

Участие в диалоге требует умения:

-внимательно

слушать

и

правильно

понимать

мысль,

выраженную

собеседником;

-формулировать в ответ собственное суждение;

-правильно выражать его средствами языка;

-менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;

-поддерживать определенный эмоциональный тон;

-слушать свою речь, вносить необходимые изменения и поправки.

Диалогическая речь отличается лаконичностью и простотой конструкций.

Конкретные условия реальной действительности, в которых протекает разговор,

непосредственное общение с собеседником позволяют им понимать друг друга,

не прибегая к развёрнутым высказываниям.

Для диалога характерны неполные предложения, однозначные ответы,

короткие вопросы.

Методические приёмы обучения детей диалогической речи.

Беседа - организованный разговор педагога с детьми, посвященный какому-

либо вопросу.

Беседы могут быть на бытовые темы, о труде взрослых, на темы

общественной жизни, на природоведческие темы.

При подборе материала для бесед необходимо учитывать личный опыт детей,

запас их представлений и знаний, потому что дети могут принимать активное

участие в беседе в том случае, когда у них есть некоторые более или менее ясные

и разнообразные представления о предмете беседы.

Ответы детей во время беседы носят характер кратких или более или менее

развернутых реплик; допустимы и однословные ответы, если содержание вопроса

не требует большего.

Игры-драматизации – в них происходит совершенствование диалогов и

монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок

стремится познать собственные возможности в перевоплощении. Это может быть

ролевой диалог героев сказок, инсценирование фрагментов сказок.

Много подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому

сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры

как «Гуси-лебеди», « Коршун», « Краски» и другие. В них закрепляются умения

адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать

свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.

Театрализованные игры условно можно разделить на две подгруппы: игры в

театр и различные элементы театра в самостоятельных сюжетно-ролевых играх.

В ходе театрализованных игр отрабатываются дикция, интонация, громкость

речи, способы игрового взаимодействия с партнером.

Опыт участия в организованных театрализованных играх дети используют в

самодеятельных играх в театр, разыгрывая ролевые диалоги по мотивам сказок,

используя куклы, костюмы, элементы декораций.

В дидактической игре развивается умение отвечать на вопросы и задавать их;

слушать и слышать собеседника.

«Небылицы»

Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший

небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

«Ошибка»

Дети по очереди сообщают друг другу о чем-то. Если ребенок замечает

ошибку в рассуждениях, то исправляет ее и объясняет, почему он так считаете.

«Распространение предложений»

По

сюжетной

картинке

первый

ребенок

составляет

простое

нераспространенное предложение, каждый следующий добавляет к нему по

слову.

«Снежный Ком»

Требуется составить рассказ на заданную тему по кругу. Каждый участник

начинает свою фразу с повторения конца фразы предыдущего.

Совместное составление детьми рассказа.

Один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает.

Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности

рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по

набору игрушек, по потешке.

Особенно важна для развития диалогической речи творческая сюжетно-

ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду,

придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу

их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения.

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого

развития ребенка дошкольника. В развитых формах диалог—не просто бытовой

ситуативный разговор; это богатая мыслями произвольная контекстная речь, вид

логического взаимодействия, содержательное общение.



В раздел образования