Автор: Жирнова Екатерина Евгеньевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ Захаровская СОШ дошкольное отделение детсткий сад 3
Населённый пункт: Одинцовский городской округ д. Хлюпино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методы и приёмы развития диалогической речи у детей с ТНР
Раздел: дошкольное образование
«Развитие диалогической речи у детей с ТНР.
Дидактические игры и приемы».
Овладение связной диалогической речью — одна из главных задач речевого
развития дошкольников.
Диалогическая речь - это речь обусловленная ситуацией и контекстом
(смыслом) предыдущего высказывания, это разговор по очереди, где для каждого
партнера период говорения и слушания чередуется.
Участие в диалоге требует умения:
-внимательно
слушать
и
правильно
понимать
мысль,
выраженную
собеседником;
-формулировать в ответ собственное суждение;
-правильно выражать его средствами языка;
-менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;
-поддерживать определенный эмоциональный тон;
-слушать свою речь, вносить необходимые изменения и поправки.
Диалогическая речь отличается лаконичностью и простотой конструкций.
Конкретные условия реальной действительности, в которых протекает разговор,
непосредственное общение с собеседником позволяют им понимать друг друга,
не прибегая к развёрнутым высказываниям.
Для диалога характерны неполные предложения, однозначные ответы,
короткие вопросы.
Методические приёмы обучения детей диалогической речи.
Беседа - организованный разговор педагога с детьми, посвященный какому-
либо вопросу.
Беседы могут быть на бытовые темы, о труде взрослых, на темы
общественной жизни, на природоведческие темы.
При подборе материала для бесед необходимо учитывать личный опыт детей,
запас их представлений и знаний, потому что дети могут принимать активное
участие в беседе в том случае, когда у них есть некоторые более или менее ясные
и разнообразные представления о предмете беседы.
Ответы детей во время беседы носят характер кратких или более или менее
развернутых реплик; допустимы и однословные ответы, если содержание вопроса
не требует большего.
Игры-драматизации – в них происходит совершенствование диалогов и
монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок
стремится познать собственные возможности в перевоплощении. Это может быть
ролевой диалог героев сказок, инсценирование фрагментов сказок.
Много подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому
сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры
как «Гуси-лебеди», « Коршун», « Краски» и другие. В них закрепляются умения
адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать
свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.
Театрализованные игры условно можно разделить на две подгруппы: игры в
театр и различные элементы театра в самостоятельных сюжетно-ролевых играх.
В ходе театрализованных игр отрабатываются дикция, интонация, громкость
речи, способы игрового взаимодействия с партнером.
Опыт участия в организованных театрализованных играх дети используют в
самодеятельных играх в театр, разыгрывая ролевые диалоги по мотивам сказок,
используя куклы, костюмы, элементы декораций.
В дидактической игре развивается умение отвечать на вопросы и задавать их;
слушать и слышать собеседника.
«Небылицы»
Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший
небылицу, должен доказать, почему так не бывает.
«Ошибка»
Дети по очереди сообщают друг другу о чем-то. Если ребенок замечает
ошибку в рассуждениях, то исправляет ее и объясняет, почему он так считаете.
«Распространение предложений»
По
сюжетной
картинке
первый
ребенок
составляет
простое
нераспространенное предложение, каждый следующий добавляет к нему по
слову.
«Снежный Ком»
Требуется составить рассказ на заданную тему по кругу. Каждый участник
начинает свою фразу с повторения конца фразы предыдущего.
Совместное составление детьми рассказа.
Один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает.
Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности
рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по
набору игрушек, по потешке.
Особенно важна для развития диалогической речи творческая сюжетно-
ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду,
придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу
их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения.
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого
развития ребенка дошкольника. В развитых формах диалог—не просто бытовой
ситуативный разговор; это богатая мыслями произвольная контекстная речь, вид
логического взаимодействия, содержательное общение.