Напоминание

Причины стресогенных ситуаций в педагогической деятельности


Автор: Романова Анастасия Борисовна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: ОГКОУ школа-интернат 3
Населённый пункт: г. Иваново
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Причины стресогенных ситуаций в педагогической деятельности
Раздел: дополнительное образование





Назад




Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности

и пути их преодоления.

Профессиональная деятельность педагога оказывает значительное

влияние на динамику его личностных черт. От успешной педагогической

работы зависит личностный профессиональный рост самих педагогов,

продвижение их по служебной лестнице. А для успешной педагогической

работы необходима не только профессиональная компетентность, знание

психологии учащихся, но и хорошее здоровье педагога в широком смысле

этого слова, как физическое, так и психологическое здоровье, которое, в

свою очередь, зависит от психологического климата в коллективе педагогов,

от психологической атмосферы в семье педагога и других факторов.

Эмоциональное состояние педагога влияет и на эмоциональное состояние

учеников, поэтому важно, чтобы педагог находился в благоприятном

эмоциональном состоянии.

Высокий уровень внутриличностных конфликтов у педагогов связан

также с необходимостью соответствовать высокому уровню социальных

ожиданий окружающих, со стрессогенностью профессии, в результате

плохих

физических

условий,

например,

отклонений

в

температуре

помещения, плохого освещения или чрезмерного шума, с перенапряжением

физических

сил,

необходимых

для

выполнения

профессиональных

обязанностей. И всё это ведёт, конечно же, к стрессу.

Стресс присутствует в

жизни каждого человека, но в работе учителя стрессовых импульсов

особенно много.

Стресс

общее

напряжение

организма,

возникающее

под

воздействием чрезвычайного раздражителя (стрессора). Стресс получил

название болезни 20-21 века. Незначительные стрессы неизбежны и

безвредны. Именно чрезмерный стресс влияет на поведение учителя, его

здоровье, его работоспособность, взаимоотношения с окружающими и в

семье.

В настоящее время медицина утверждает, что основная причина всех

заболеваний – это стресс. Именно он чрезвычайно вреден для здоровья,

постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие

тяжёлые заболевания, как рак, гипертония и другие.

Следовательно, надо научиться управлять стрессом, расслабляться,

снимать напряжение. Для борьбы со стрессом очень важно желание самих

педагогов научиться справляться со стрессовыми ситуациями. Но если стресс

нельзя предотвратить, это не значит, что с ним невозможно бороться.

Осознанное

управление

стрессом

поможет успешно

справиться

со

стрессовой ситуацией и ее последствиями. И тогда, действуя правильно,

можно предупредить возникновение заболевания.

Поэтому стрессоустойчивость рассматривается как профессионально

значимое качество личности учителя. Важным фактором социальной

адаптации

к

стрессовым

ситуациям

является

развитая

социально-

психологическая

толерантность

(терпимость)

личности

педагога.

Положительное, комфортное общение педагога с учащимися возможно при

грамотном умении педагога выражать перед учениками свои чувства,

раскрыть свой внутренний мир. Дети любят людей с доброжелательным

выражением лица, поэтому мимика педагога должна быть разнообразной.

Эмоциональная гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные

эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество. Данное

качество называется также динамизмом. Так же эмоциональная гибкость —

это

способность

педагога

правильно

понимать,

искренне

принимать

переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпатию.

Эмпатия — образование системное, которое включает в себя отражение и

понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или

сочувствие другому и активное помогающее поведение. Основу эмпатии

составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие

окружающего.

Большую

роль

в профилактике

стресса

играет

психотерапия —

применение психологических методов и средств (групповой метод, семейный

метод, аутотренинг, музыкотерапия и т. д.). Так же не маловажно в снятии

стрессовых ситуаций играет правильное и рациональное питание. По

рекомендациям диетологов необходимо уменьшать потребления сахара,

соли, жирной пищи, холестерина, не пропускать приемы пищи. Кроме того,

необходимо больше времени уделять себе, заниматься приятными делами,

разрешать конфликты по мере их возникновения, снизить употребление

кофе, контрастный душ поможет успокоиться, сон заставит взглянуть на

ситуацию, с другой стороны. В любой профессиональной деятельности

человек

сталкивается

со

стрессоопасными

ситуациями,

насколько

серьезными будут последствия, и как явно будут выражаться симптомы

стресса, подвластно лишь нашему восприятию.

Из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: для выхода из

стрессовых ситуаций педагогам нужно акцентировать свое внимание на

положительных и светлых моментах в жизни. Приостановить в организме

воздействие

раздражающих

факторов

поможет

ведение

педагогами

самоконтроля за своим состоянием, а для этого, необходимо владеть

определенными психологическими техниками снятия стресса.



В раздел образования