Напоминание

Метод кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР


Автор: Солопова Лариса Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Д/С10
Населённый пункт: г Белореченск Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: Метод кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Метод кинезиологии в работе с

детьми дошкольного возраста с ОНР

Следует отметить, что за последние годы увеличилось число детей с общим

недоразвитием речи.Для данного контингента воспитанников характерны: системное

нарушение речевой деятельности, недостаточная речевая активность, которая

накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и

аффективно-волевой сферы, незрелость психических процессов, пространственные

нарушения, приводящие к расстройствам письменной речи (дислексии и дисграфии,

расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах,

снижение работоспособности, общая соматическая ослабленность, отставание в

развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений.

И как следствие – трудности в процессе усвоения школьных программ и адаптации к

школе.

А так как современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества

таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации,

ориентироваться в нем, стараться быть успешным и конкурентоспособным. То эта

проблема не теряет своей актуальности.

По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в возникновении

речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших

полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин

является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и

левого полушария к интеграции.

В детском возрастесуществует тесная связь между телом и психикой: развитие

основных двигательных функций происходит от момента рождения до 1 года; развитие

более сложных двигательных функций и созревание чувственной сферы от 1 года до 3

лет; созревание эмоциональной сферы от 3 до 12 лет. Любое нарушение развития в

детском возрасте затрагивает также и двигательную сферу. Поэтому сформированность

общей, артикуляционной и пальчиковой моторики, с одной стороны, является важнейшим

показателем состояния ребёнка. С другой, именно через движение мы можем

оптимизировать процесс подготовки к школе детей с ОНР. Следовательно,

развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

На сегодняшний день одним из перспективных средств такого развития

выступают кинезиологические упражнения, возможности которых в практике детского

сада реализуются далеко не полностью.

Как говорилось ранее, кинезиология - наука о развитии головного мозга через

движение. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно

связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело,

межполушарные

связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития

интеллекта.

Когда я наблюдала за детьми, то было видно по их действиям, что взаимодействия

между полушариями у них почти отсутствует. Они демонстрируют слабую мускульную

реакцию на определенные упражнения, у них плохая координация движений, и это

сказывается в познавательной деятельности.

Вот это и натолкнуло меня на работу по систематическому развитию

межполушарного взаимодействия. Мне хотелось, чтобы дети с помощью «простых»

движений смогли «переключать» свои полушария, меньше тратя энергии на

выполнение основной работы. Вот этим и занимается наука – кинезиология. Этим и

привлекла она меня. Так интересно, занимаясь с детьми наблюдать, как в ходе

тренировок наблюдается динамика в преодолении мыслительных операций, и это

сказывается на развитии интеллекта и даже эмоциональной сферы.

Кинезиология способствует развитию мелкой моторики и относится

здоровьесберегающей технологии. А одной из главных задач нашего детского сада

является укрепление и сохранение здоровья. К тому же кинезиология не требует

никаких материальных и методических затрат. Руки всегда рядом и постоянно

в дошкольном возрасте требуют нагрузки в движении.

В свете этого метод кинезиологии стал очень актуален, ведь для детей и взрослых

этот метод был в новинку. Это вызывало особенный интерес к моим занятиям, и я

начала применять в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста приемы

и методы кинезиологии.

3. Подходы к решению использования метода кинезиологии в работе с

детьми дошкольного возраста с ОНР

Новизна опыта, в период внедрения ФГОС дошкольного образования, когда каждый

педагог ищет новые подходы, идеи организации коррекционно-развивающей работы,

состоит в том что рассмотрен целостный педагогический процесс интеллектуального и

психофизического развития детей старшего дошкольного возраста. Раскрыто

противоречие между недостаточной информацией этой проблемы в теоретическом плане

и потребностью педагогической практики в системе развития интеллекта с

использованием кинезиологических упражнений.



В раздел образования