Напоминание

Роль детских игр в современной дошкольной педагогике


Автор: Шереметова Татьяна Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Рябинушка"
Населённый пункт: пгт Селенгинск Кабанский район Республика Бурятия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Роль детских игр в современной дошкольной педагогике
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль детских игр в современной педагогике

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид

деятельности ребенка -дошкольника, в недрах которой зарождаются и развиваются другие

виды деятельности и которая в наибольшей степени способствует психическому развитию

ребенка. Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое

место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Так например

театрализованные игры – или, разыгрывание в особах определенного литературного

произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики,

жестов) конкретных образов. Игры на темы драматизации литературных произведений, и

т.д. Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.

Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное произведение.

последовательность событий, ролей, поступков героев, их речь определяется текстом

литературного произведения. Детям необходимо дословно запомнить текст, осмыслить

течение событий, образ героев сказки, или пересказа помогает глубже понять идею

произведения, ощутить художественную ценность, искренне выразить свои чувства

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и

содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п. Они сходны с

сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления,

действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества.

Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа

дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной

последовательности. С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное

содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и

причинную обусловленность. Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде

всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям

нетрудно усвоить и превратить в игру - драматизацию. В игре - драматизации не надо

показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть

именно игрой. Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных

черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение

пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или

рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты

оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз, за

разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают

действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать

только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были

её участниками. Старшие дошкольники при распределении ролей учитывают интересы,

желания друг друга, а иногда применяют считалку. Но и тут необходимо некоторое

влияние воспитателя: надо вызвать дружелюбное отношение у сверстников к робким

детям, подсказать, какие роли им можно поручить.

Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует

рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые

характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре. Строительно-

конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают

окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

Разновидности строительных материалов. Строительная игра - это такая деятельность

детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных

постройках и связанных с ними действиях.

Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют

детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего

отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в

строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей,

с применяемой техникой и её использованием.

Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и

строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и

вызываются ею. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле,

содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение

которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в

какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или

иной строительной задачи способствует развития конструктивного мышления.

В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать,

соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы

строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его

руководством школьники овладевают точным словарём, выражающим название

геометрических тел, пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-

вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т. п.

В строительных играх используются и обычные, чаще всего сюжетно-образные игрушки,

широко применяются и природные материалы: глина, песок, снег, камешки, шишки,

тростник и др. Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают

в себя условное превращение окружающего мира дошкольника. Дидактические игры –

игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения. Дидактическая

игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей

общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них

умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным,

уступчивым и требовательным. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные

задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия,

умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они

содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию

представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей

разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных

и практических задач. В этом их развивающая роль. Подвижные игры – сознательная,

активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и

своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих

правилами. Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они

дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге,

прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Большое влияние подвижные игры оказывают

также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств

личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе

игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от

движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость,

быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им

радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Источником подвижных игр с

правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла,

содержательность, простота и занимательность. В младших группах воспитатель

объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших - перед началом. Подвижные

игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей

группой. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все

требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности,

которая может вызвать их перевозбуждение и утомление.

Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно.

Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность

организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т. д.



В раздел образования