Автор: Богоутдинова Валентина Федоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 21 им. В. Овсянникова-Заярского"
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: Технологическая карта современного урока в соответствии с требованиями ФГОС
Тема: Урок русского языка по теме "Собственные и нарицательные имена существительные"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Предмет:
Класс:
УМК:
Тема:
Тип урока:
Цель урока:
Задачи урока:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Планируемые предметные результаты:
Планируемые метапредметные результаты:
личностные:
регулятивные:
познавательные:
коммуникативные:
Формируемые УУД (универсальные учебные действия):
ЛУУД
РУУД
ПУУД
КУУД
Форма организации учебной деятельности обучающихся:
Ресурсы урока:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1
Этап урока
Время, мин
Деятельность учителя
Содержание взаимодействия с учащимися
ФОУД*
Методы
и приемы
работы
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
1
2
3
4
5
6
7
Регулятивные:
Личностные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Познавательные:
Личностные:
Коммуникативные:
2
1
2
3
4
5
6
7
Регулятивные:
Личностные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Познавательные:
Личностные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Личностные:
Коммуникативные:
3
1
2
3
4
5
6
7
Регулятивные:
Познавательные:
Личностные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Личностные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Познавательные:
Личностные:
Коммуникативные:
4
Образец №1. Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС
Предмет: русский язык Класс: 2 УМК: Школа России
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.
Тип урока: получение новых знаний
Цель: формирование знаний учащихся об именах существительных собственных и нарицательных.
Задачи:
образовательные:
добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные.
Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена
собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у
учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости,
обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу, гордости за своих земляков.
Планируемые предметные результаты:
- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь
писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Планируемые метапредметные результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому
взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать
правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на
вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать
собственное мнение.
Формируемые УУД:
- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);
- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);
- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);
- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);
- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);
- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.
Ресурсы:
компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.
5
Образец №2. Технологическая карта урока
Этап
урока
Время, мин
Содержание взаимодействия с
учащимися
Методы
и приемы
работы
ФОУД*
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
Организационный
1
Ну-ка, всё проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадь?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять»?
–
Ф
Приветствует
обучающихся,
проверяет их
готовность к
уроку
Приветствуют
учителя,
проверяют свою
готовность к уроку
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к
процессу познания, проявлять желание
проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и
слышать.
Выход на тему, цель, учебные задачи в
соавторстве.
Словарно-орфографическая работа.
7
На доске написаны слова
к
руж…во
..рех
р… цепт
м… нета
н… деля
леб… дь
– Какое задание можно предложить к
этим словам? (Вставить пропущенные
буквы.)
– Какие буквы нужно вставить в эти
слова?
– Как убедиться в том, что вы
правы? (Проверить написание этих
слов по словарю.)
– Записать слова, подчеркнуть
орфограммы.
– Можно ли проверить написание этих
слов? Почему? (Написание нужно
запомнить.)
Наблюдение,
проблемная
ситуация.
Работа по
плану урока
Ф
Организует
диалог с
обучающимися, в
ходе которого
конкретизирует
понятие
"орфограмма",
формулирует
некоторые
задачи урока,
составляет
совместно с
обучающимися
план урока
Дописывают на
доске и в тетради,
производят
взаимооценку,
сравнивают
произношение
слов с их
написанием.
Объясняют,
почему в данных
словах
присутствует
орфограмма.
Формулируют
тему и задачу
урока
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимися и того, что еще не
известно;
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных интересов
учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое
мнение, выстраивать речевые
конструкции.
6
Минутка чистописания.
5
1) – Составьте и запишите цепочки из
букв, которые вставили в слова.
еоеоее оееоее …
2) – Как вы думаете, почему некоторые
буквы уже подчеркнуты? Что
заметили? (Если их соединить, то
получится слово.)
– Какое это слово? Запишите
его. (Корень.)
– Назовите грамматические признаки
слова корень.
– Что такое корень?
– Какие значения имеет это слово? Что
о нем можно сказать? (Это слово
многозначное.)
Наблюдение.
Ф
Указывает
объект
наблюдения
Выполняют
упражнение в
тетради.
Обосновывают
выбор написания
Регулятивные:
- оценивать (сравнивать с эталоном)
результаты своей деятельности.
Познавательные:
- классифицировать объекты (объединять
в группы по существенному признаку)
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми;
Работа над темой.
11
Какое отношение имеет слово корень к
предмету «Русский язык»?
– Что мы называем корнем слова?
-О чем будем говорить сегодня на
уроке?
Запись на доске:
Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Лось, лоскут, лосенок,
Горный, горка, городок,
Пес, песочный и песок.
Где слова родные (однокоренные)?
Наблюдение,
работа с
текстом
(сравнение)
Ф, П
Организует
подводящий
диалог, уточняет
правило
Записывают
однокоренные и
вычеркивают
лишние слова.
выделяют корни,
обсуждают в паре,
делают вывод,
читают правило в
учебнике,
сравнивают и
добавляют свои
слова.
Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня
усвоения знаний, его временных
характеристик;
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от
конкретных условий;
Личностные:
- выражать положительное отношение к
процессу познания; проявлять внимание,
желание узнать больше.
- знание основных моральных норм
работы в паре (справедливого
распределения, взаимопомощи,
ответственности);
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями
коммуникации.
7
Коллективное выполнение
упражнения.
– Назовите и выпишите однокоренные
слова.
(Как-то много лет назад
Посадили дивный сад
Не был этот сад фруктовым
Был он только словом.
Это слово, слово – корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новым слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод
Иль садовник к нам идёт.
Очень – очень интересно
Погулять в саду словесном !
– Почему вы так считаете?
– К какой части речи относится каждое
слово?
– Выделите корень в словах.
– Что заметили?
– От какого корня образовались слова:
рассада, посадки, садовод, садовник.
- Назовите корень в этих словах. Что вы
заметили? (корни в однокоренных
словах чаще всего пишутся
одинаково)
Доказатель-
ство
Ф
Дает образец
короткого
доказательства
Объясняют
написания слов,
делают выводы.
Познавательные:
- выдвижение гипотез, их обсуждение,
доказательства;
Регулятивные:
- составление плана и
последовательности действий.
8
Первичное закрепление нового материала
7
На листах Игра «Выбери
пару». (Приложение 1)
Соединить пары однокоренных слов.
– Какими частями речи являются эти
слова? (работа на нетбуках с
использованием локальной сети)
Самостоя-
тельная работа,
рефлексия,
контроль,
работа на
нетбуке
Г, П,
И
Проводит
инструктаж
обучающихся.
Организует
выступление
групп, обмен
мнениями
По очереди
соединяют слова,
доказывая. Один
человек объясняет
решение группы у
доски. Произво-
дят взаимо-
проверку, рефлек-
сию
Регулятивные:
- умение действовать по плану и
планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и
результаты своей деятельности, включая
осуществление предвосхищающего
контроля в сотрудничестве с учителем и
сверстниками;
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой
информации, применение методов
информационного поиска, в том числе и
с помощью компьютерных средств;
Личностные:
- готовность к сотрудничеству, оказанию
помощи, распределение ролей;
- оценивание усваиваемого содержания,
обеспечивающие личностный моральный
выбор;
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями
коммуникации.
9
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и ежонком,
Чиж с чижихой и чижонком,
Стриж с стрижихой и
стрижонком.
Разбежались кто куда,
Приведи-ка их сюда!
Работа с
учебником
(№85, стр 53)
Г, П
Помещает слова
на доску
Читают хором с
учебника,
дополнительно – с
листов групповой
работы
Регулятивные:
- умение адекватно воспринимать
оценки;
Познавательные:
- построение логической цепи
рассуждений;
Личностные:
- формирование адекватной, позитивной,
осознанной самооценки и самопринятия;
Коммуникативные:
- управление поведением партнера
(контроль, коррекция, оценка его
действий);
- владение монологической и
диалогической формами речи родного
языка.
Психофизическая
тренировка
1
Ребята повернитесь лицом друг к другу.
Один из вас раскрывает свои ладошки, а
другой накрывает их своими ладонями.
Посмотрите так ласково в глаза друг
другу, чтобы ваши ладошки потеплели:
Вы почувствовали тепло рук? А теперь
каждый по очереди скажет несколько
слов своему товарищу, но так нежно и
ласково, чтобы ваши ладошки
потеплели ещё больше.
Работа в парах
П
Организация
психофизической
тренировки
Выполняют
упражнение для
релаксации
Коммуникативные:
- умение работать в паре, слушать и
вступать в диалог, строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками.
Гимнасти
ка для
глаз.
1
Мульдимедийная презентация
Просмотр
презентации
Ф
Организует
выполнение
гимнастики для
глаз
Выполняют
гимнастику для
глаз по
упражнениям
презентации
10
Самопроверка
3
Игра «Редактор». Восстанови текст,
добавив однокоренные слова. Выдели
корень.
У меня встали _______. Ещё ______
назад ходили. А сейчас ____________
стрелка стоит неподвижно. Нужно
чтобы их починил мастер - ________.
Слова для справок: часовщик, час,
часовая, часики.
Игра
«Редактор»,
Диктовка,
самопровер-
ка, самооценка
И,
Г,
Диктует слова
Производят
предварительную
оценку работы.
Записывают слова,
сверяют с
записями
на доске, ставят
констатирующую
оценку
Коммуникативные:
- умение работать в статичных и
мигрирующих группах, делегировать
полномочия, распределять роли,
владение монологической и
диалогической формами речи;
Познавательные:
- самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и
поискового характера.
Личностные:
- ориентация в социальных ролях и
межличностных отношениях;
- умение выделить нравственный аспект
поведения;
- готовность к сотрудничеству и дружбе;
Регулятивные:
- умение взаимодействовать со
сверстниками в учебной деятельности,
формирование установки на поиск
способов разрешения трудностей.
11
Подведение итогов
2
Игра «Суета».
Больной, больница, большой.
Путь, дорога, путник.
Вода, река, водяной.
Часовщик, час, часть.
Работа с использованием локальной
сети.
Рефлексия,
контроль,
интерактивная
игра «Суета»
Ф,П,
Г
Задает вопросы
о задачах урока.
Спрашивает,
какая задача
останется
на следующие
уроки
Проговаривают по
плану новые
знания,
высказывают свои
впечатления от
урока, делают
предположения
Регулятивные:
- контроль в форме сличения способа
действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона;
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов
решения в зависимости от конкретных
условий;
- установление причинно-следственных
связей, построение логической цепи
рассуждений, доказательства,
выдвижение гипотез и их обоснования;
Личностные:
- оценивание усваиваемого содержания,
исходя из социальных и личностных
ценностей;
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении
проблем, интегрироваться в группу
сверстников.
12
Этап разъяснения домашнего задания
1
- Спишите, вставляя пропущенные
гласные. Обозначьте корень в
однокоренных словах.
Л…ска, л…сонька, л…са!
Ты в каких живешь лесах?
Л…сий хвост замел следы.
Где л…сичка? Видел ты?
Работа с
учебником
№90, стр 55
Ф,И Проводит разбор
домашнего
задания,
проводит
пояснения к
упражнению,
дает
конструктивные
задания
Записывают
задание на дом,
задают вопросы
Регулятивные:
- выделение и осознание учащимися
того, что уже усвоено и что еще нужно
усвоить, осознания качества и уровня
усвоения;
Познавательные:
- преобразование модели в соответствии
с содержанием учебного материала и
поставленной учебной целью.
- самостоятельное формулирование
познавательной цели;
- построение логической цепи
рассуждений;
- самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера;
Коммуникативные:
- постановка вопросов – инициативное
сотрудничество в поиске и сборе
информации;
- умение слушать и вступать в диалог;
Заключительный этап и рефлексия.
КОД (контрольно-оценночная
деятельность)
1
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!
Работа с листом самооценки,
и «Волшебными линеечками»
Г. Цукермана, «лесенками
продвижений»
Рефлексия,
КОД
Ф
Обеспечивает
положитель
ную реакцию
учащихся на
уроки русского
языка
Получают
позитивный
настрой от урока
Регулятивные:
- оценка – осознание качества и уровня
освоения и владения теми или иными
учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль
Личностные:
- оценивать собственную учебную
деятельность: свои достижения, степень
самостоятельности, инициативности,
причины неудач.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное
взаимодействие в сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми.
- проявлять активность в деятельности.
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая
13
14