Напоминание

Урок русского языка по теме "Собственные и нарицательные имена существительные"


Автор: Богоутдинова Валентина Федоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 21 им. В. Овсянникова-Заярского"
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: Технологическая карта современного урока в соответствии с требованиями ФГОС
Тема: Урок русского языка по теме "Собственные и нарицательные имена существительные"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока

Предмет:

Класс:

УМК:

Тема:

Тип урока:

Цель урока:

Задачи урока:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Планируемые предметные результаты:

Планируемые метапредметные результаты:

личностные:

регулятивные:

познавательные:

коммуникативные:

Формируемые УУД (универсальные учебные действия):

ЛУУД

РУУД

ПУУД

КУУД

Форма организации учебной деятельности обучающихся:

Ресурсы урока:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1

Этап урока

Время, мин

Деятельность учителя

Содержание взаимодействия с учащимися

ФОУД*

Методы

и приемы

работы

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

7

Регулятивные:

Личностные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Познавательные:

Личностные:

Коммуникативные:

2

1

2

3

4

5

6

7

Регулятивные:

Личностные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Познавательные:

Личностные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Личностные:

Коммуникативные:

3

1

2

3

4

5

6

7

Регулятивные:

Познавательные:

Личностные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Личностные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Познавательные:

Личностные:

Коммуникативные:

4

Образец №1. Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС

Предмет: русский язык Класс: 2 УМК: Школа России

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.

Тип урока: получение новых знаний

Цель: формирование знаний учащихся об именах существительных собственных и нарицательных.

Задачи:

образовательные:

добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные.

Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена

собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;

развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у

учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости,

обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу, гордости за своих земляков.

Планируемые предметные результаты:

- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь

писать собственные имена существительные с заглавной буквы.

Планируемые метапредметные результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому

взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать

правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на

вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать

собственное мнение.

Формируемые УУД:

- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);

- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);

- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);

- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);

- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);

- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.

Ресурсы:

компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.

5

Образец №2. Технологическая карта урока

Этап

урока

Время, мин

Содержание взаимодействия с

учащимися

Методы

и приемы

работы

ФОУД*

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

Организационный

1

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

Ф

Приветствует

обучающихся,

проверяет их

готовность к

уроку

Приветствуют

учителя,

проверяют свою

готовность к уроку

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к

процессу познания, проявлять желание

проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и

слышать.

Выход на тему, цель, учебные задачи в

соавторстве.

Словарно-орфографическая работа.

7

На доске написаны слова

к

руж…во

..рех

р… цепт

м… нета

н… деля

леб… дь

– Какое задание можно предложить к

этим словам? (Вставить пропущенные

буквы.)

– Какие буквы нужно вставить в эти

слова?

– Как убедиться в том, что вы

правы? (Проверить написание этих

слов по словарю.)

– Записать слова, подчеркнуть

орфограммы.

– Можно ли проверить написание этих

слов? Почему? (Написание нужно

запомнить.)

Наблюдение,

проблемная

ситуация.

Работа по

плану урока

Ф

Организует

диалог с

обучающимися, в

ходе которого

конкретизирует

понятие

"орфограмма",

формулирует

некоторые

задачи урока,

составляет

совместно с

обучающимися

план урока

Дописывают на

доске и в тетради,

производят

взаимооценку,

сравнивают

произношение

слов с их

написанием.

Объясняют,

почему в данных

словах

присутствует

орфограмма.

Формулируют

тему и задачу

урока

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе

соотнесения того, что уже известно и

усвоено учащимися и того, что еще не

известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов

учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое

мнение, выстраивать речевые

конструкции.

6

Минутка чистописания.

5

1) – Составьте и запишите цепочки из

букв, которые вставили в слова.

еоеоее оееоее …

2) – Как вы думаете, почему некоторые

буквы уже подчеркнуты? Что

заметили? (Если их соединить, то

получится слово.)

– Какое это слово? Запишите

его. (Корень.)

– Назовите грамматические признаки

слова корень.

– Что такое корень?

– Какие значения имеет это слово? Что

о нем можно сказать? (Это слово

многозначное.)

Наблюдение.

Ф

Указывает

объект

наблюдения

Выполняют

упражнение в

тетради.

Обосновывают

выбор написания

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном)

результаты своей деятельности.

Познавательные:

- классифицировать объекты (объединять

в группы по существенному признаку)

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное

взаимодействие и сотрудничество со

сверстниками и взрослыми;

Работа над темой.

11

Какое отношение имеет слово корень к

предмету «Русский язык»?

– Что мы называем корнем слова?

-О чем будем говорить сегодня на

уроке?

Запись на доске:

Белка, беленький, белить,

Водяной, вода, водить,

Лист, лиса, лисенок,

Лось, лоскут, лосенок,

Горный, горка, городок,

Пес, песочный и песок.

Где слова родные (однокоренные)?

Наблюдение,

работа с

текстом

(сравнение)

Ф, П

Организует

подводящий

диалог, уточняет

правило

Записывают

однокоренные и

вычеркивают

лишние слова.

выделяют корни,

обсуждают в паре,

делают вывод,

читают правило в

учебнике,

сравнивают и

добавляют свои

слова.

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня

усвоения знаний, его временных

характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов

решения задач в зависимости от

конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к

процессу познания; проявлять внимание,

желание узнать больше.

- знание основных моральных норм

работы в паре (справедливого

распределения, взаимопомощи,

ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями

коммуникации.

7

Коллективное выполнение

упражнения.

– Назовите и выпишите однокоренные

слова.

(Как-то много лет назад

Посадили дивный сад

Не был этот сад фруктовым

Был он только словом.

Это слово, слово – корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новым слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод

Иль садовник к нам идёт.

Очень – очень интересно

Погулять в саду словесном !

– Почему вы так считаете?

– К какой части речи относится каждое

слово?

– Выделите корень в словах.

– Что заметили?

– От какого корня образовались слова:

рассада, посадки, садовод, садовник.

- Назовите корень в этих словах. Что вы

заметили? (корни в однокоренных

словах чаще всего пишутся

одинаково)

Доказатель-

ство

Ф

Дает образец

короткого

доказательства

Объясняют

написания слов,

делают выводы.

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение,

доказательства;

Регулятивные:

- составление плана и

последовательности действий.

8

Первичное закрепление нового материала

7

На листах Игра «Выбери

пару». (Приложение 1)

Соединить пары однокоренных слов.

– Какими частями речи являются эти

слова? (работа на нетбуках с

использованием локальной сети)

Самостоя-

тельная работа,

рефлексия,

контроль,

работа на

нетбуке

Г, П,

И

Проводит

инструктаж

обучающихся.

Организует

выступление

групп, обмен

мнениями

По очереди

соединяют слова,

доказывая. Один

человек объясняет

решение группы у

доски. Произво-

дят взаимо-

проверку, рефлек-

сию

Регулятивные:

- умение действовать по плану и

планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и

результаты своей деятельности, включая

осуществление предвосхищающего

контроля в сотрудничестве с учителем и

сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой

информации, применение методов

информационного поиска, в том числе и

с помощью компьютерных средств;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию

помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания,

обеспечивающие личностный моральный

выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества

с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями

коммуникации.

9

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и ежонком,

Чиж с чижихой и чижонком,

Стриж с стрижихой и

стрижонком.

Разбежались кто куда,

Приведи-ка их сюда!

Работа с

учебником

(№85, стр 53)

Г, П

Помещает слова

на доску

Читают хором с

учебника,

дополнительно – с

листов групповой

работы

Регулятивные:

- умение адекватно воспринимать

оценки;

Познавательные:

- построение логической цепи

рассуждений;

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной,

осознанной самооценки и самопринятия;

Коммуникативные:

- управление поведением партнера

(контроль, коррекция, оценка его

действий);

- владение монологической и

диалогической формами речи родного

языка.

Психофизическая

тренировка

1

Ребята повернитесь лицом друг к другу.

Один из вас раскрывает свои ладошки, а

другой накрывает их своими ладонями.

Посмотрите так ласково в глаза друг

другу, чтобы ваши ладошки потеплели:

Вы почувствовали тепло рук? А теперь

каждый по очереди скажет несколько

слов своему товарищу, но так нежно и

ласково, чтобы ваши ладошки

потеплели ещё больше.

Работа в парах

П

Организация

психофизической

тренировки

Выполняют

упражнение для

релаксации

Коммуникативные:

- умение работать в паре, слушать и

вступать в диалог, строить продуктивное

взаимодействие и сотрудничество со

сверстниками.

Гимнасти

ка для

глаз.

1

Мульдимедийная презентация

Просмотр

презентации

Ф

Организует

выполнение

гимнастики для

глаз

Выполняют

гимнастику для

глаз по

упражнениям

презентации

10

Самопроверка

3

Игра «Редактор». Восстанови текст,

добавив однокоренные слова. Выдели

корень.

У меня встали _______. Ещё ______

назад ходили. А сейчас ____________

стрелка стоит неподвижно. Нужно

чтобы их починил мастер - ________.

Слова для справок: часовщик, час,

часовая, часики.

Игра

«Редактор»,

Диктовка,

самопровер-

ка, самооценка

И,

Г,

Диктует слова

Производят

предварительную

оценку работы.

Записывают слова,

сверяют с

записями

на доске, ставят

констатирующую

оценку

Коммуникативные:

- умение работать в статичных и

мигрирующих группах, делегировать

полномочия, распределять роли,

владение монологической и

диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов

решения проблем творческого и

поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и

межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект

поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со

сверстниками в учебной деятельности,

формирование установки на поиск

способов разрешения трудностей.

11

Подведение итогов

2

Игра «Суета».

Больной, больница, большой.

Путь, дорога, путник.

Вода, река, водяной.

Часовщик, час, часть.

Работа с использованием локальной

сети.

Рефлексия,

контроль,

интерактивная

игра «Суета»

Ф,П,

Г

Задает вопросы

о задачах урока.

Спрашивает,

какая задача

останется

на следующие

уроки

Проговаривают по

плану новые

знания,

высказывают свои

впечатления от

урока, делают

предположения

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа

действия и его результата с заданным

эталоном с целью обнаружения

отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов

решения в зависимости от конкретных

условий;

- установление причинно-следственных

связей, построение логической цепи

рассуждений, доказательства,

выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания,

исходя из социальных и личностных

ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог,

участвовать в коллективном обсуждении

проблем, интегрироваться в группу

сверстников.

12

Этап разъяснения домашнего задания

1

- Спишите, вставляя пропущенные

гласные. Обозначьте корень в

однокоренных словах.

Л…ска, л…сонька, л…са!

Ты в каких живешь лесах?

Л…сий хвост замел следы.

Где л…сичка? Видел ты?

Работа с

учебником

№90, стр 55

Ф,И Проводит разбор

домашнего

задания,

проводит

пояснения к

упражнению,

дает

конструктивные

задания

Записывают

задание на дом,

задают вопросы

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися

того, что уже усвоено и что еще нужно

усвоить, осознания качества и уровня

усвоения;

Познавательные:

- преобразование модели в соответствии

с содержанием учебного материала и

поставленной учебной целью.

- самостоятельное формулирование

познавательной цели;

- построение логической цепи

рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов

деятельности при решении проблем

творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

- постановка вопросов – инициативное

сотрудничество в поиске и сборе

информации;

- умение слушать и вступать в диалог;

Заключительный этап и рефлексия.

КОД (контрольно-оценночная

деятельность)

1

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Работа с листом самооценки,

и «Волшебными линеечками»

Г. Цукермана, «лесенками

продвижений»

Рефлексия,

КОД

Ф

Обеспечивает

положитель

ную реакцию

учащихся на

уроки русского

языка

Получают

позитивный

настрой от урока

Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня

освоения и владения теми или иными

учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную

деятельность: свои достижения, степень

самостоятельности, инициативности,

причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное

взаимодействие в сотрудничестве со

сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

13

14



В раздел образования