Автор: Малашевская Виолетта Александровна
Должность: Педагог-библиотекарь
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 237
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование читательских интересов у младших школьников
Раздел: начальное образование
В современных условиях развития общества остро стоит проблема массового детского
чтения. Вдумчивое чтение книг, размышление над книгами – несомненное,
общепризнанное средство развития и совершенствования чувств и качеств личности.
Целенаправленная организация детского чтения должна выдвигаться в ряд
первоочередных задач работы школы и главным образом начальной.
Сейчас, когда детское чтение кричит SOS (его кризис приравнивают к национальному
бедствию), перед учителем начальной школы, как никогда раньше, остро встает задача
защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему вкус и
сформировать стойкий интерес у школьников к этому виду деятельности.
Ведь именно он, учитель, часто единственный человек в окружении детей, который
профессионально может обеспечить становление учебных интересов у учеников, в том
числе и интереса к книге. Защитить детское чтение – значит одновременно поддерживать
и литературу, ибо какой бы развитой, богатой, великой она ни была (именно такая
изучается в школе), если она не читается, она теряет свою созидательную силу, лишается
смысла, становится ненужной.
На уроке чтения (литературы), как правило, нет места личным впечатлениям школьника,
его переживаниям, его субъективным образам; изучаемое произведение не
рассматривается как нечто созвучное настоящей и будущей жизни ребенка, его
внутреннему субъективному «Я». А если этого нет, нет и интереса к чтению, нет
мотивации, идущей изнутри («хочу»), она всецело подчинена мотивации, идущей из вне
(«велели»). Как говорит известный критик, философ И.Ф.Карякин: «Пока ученик
относится к литературе лишь как к средству того, что происходит с другими, а не с ним
самим, пока в чужом не узнает свое, пока не обожжется этим открытием – до той поры нет
и интереса к чтению, нет и потребности в нем». Положительное отношение к чтению, по
его мнению, начинается с той минуты, когда ребенок почувствует себя участником
событий, которые изображены писателем, когда откроет личный смысл в читаемом, когда
книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного
творческого потенциала. [25]
Личность ребенка формируется и под воздействием тех книг, которые он читает, так как
именно литературе отводится роль трансформатора нравственных ценностей от одного
поколения к другому. Чтение –своеобразный диалог между человеком и книгой,
требующий усердия, работы ума и сердца. Книги делают человека лучше, а это одна из
основных целей литературы. Поэтому задача уроков чтения – вырастить из маленького
школьника «талантливого читателя» (С.Маршак).
Сказка открывает ребенку большой мир человеческих чувств и взаимоотношений, будит
воображение, утверждает доброту и справедливость.
Как пробудить в ребенке интерес к чтению, желание читать художественную литературу,
обогащать свой словарный запас, развивать культуру речи?
Над этой проблемой работали и работают многие отечественные ученые, психологи,
методисты. Среди них следует отметить Н.Н.Светловскую, Г.Н.Кудину, З.Н.Новлянскую,
Т.Г.Рамзаеву, М.Р.Львова, О.В.Сосновскую, О.В.Джежелей и других. Это трудные поиски
дорог, ведущих школьников в мир литературы.
Перед записью детей в школу многих родителей волнует один вопрос: «А надо ли учить
читать до школы? Возьмут ли в первый класс или нет, если дошкольник не читает?»
Умению читать обучает школа, несмотря на то, что многие школы любят «учить» уже
подготовленных детей.
Многолетние исследования уровня готовности и интереса первоклассников к
чтению и книге неизменно подтверждают результаты, полученные 30-40 лет назад. В
течение многих лет изучается читательский опыт первоклассников по следующим
направлениям: отношение к чтению и книге, читательский опыт, читательская
грамотность. Отношение к чтению и книге проверяется в беседе, в ходе которой
выясняется отношение к слушанию и чтению.
Исследования, проведенные в 90-е годы и в начале XXI века, дали результаты очень
близкие по своим параметрам. Любят слушать чтение других 90-95 %, читают сами с
интересом 5-10 % будущих первоклассников. Общая читательская грамотность (знают
фамилии авторов детских книг, называют жанр, героев и т.д.) остается в XXI веке на том
же уровне, что и в 90-е годы от 5 до 15 % в зависимости от региона, отбора детей по
социальному составу.
Эти же исследования показали, что одни дети читают с удовольствием, любят
возиться с книгами, рассматривать рисунки. Другие дети читают, но не любят это делать,
так как у них нет внутренней потребности общаться с детскими книгами, хотя их
заставляют читать. У таких детей постоянно возникает вопрос: «Зачем?» Ребенок не
понимает, что читать – это очень интересно и здорово, так как «можно взять и прочитать».
Следующая группа детей живет и растет без всякого книжного окружения. Эти дети
сами узнали кое-какие буквы и даже умеют читать некоторые слова. Но нет системы
развития их интереса к чтению. Такое положение дел с уровнем готовности к школе и
чтению было всегда, так как социальные возможности у каждой семьи разные.
Начиная с 2000 года в школах России введен единый курс литературного чтения,
одной из содержательных линий которого является обучение работе с детской книгой. Это
требование отражено в Государственном стандарте образования.
Приход в школу современного ребенка-первоклассника потребовал пересмотра
взгляда на литературное образование в начальной школе. Уроки обучения грамоте и
занятия на уроках чтения не решают проблемы введения не читающего или плохо
читающего первоклассника в мир литературы. Вместе с тем, уже общепризнано, что
интерес к книге и к чтению ослабевает. Это обусловлено рядом причин:
· в первом классе исчезает деятельность слушания книг, которая преобладала в детском
саду;
· в семье и детском саду посредником между художественным произведением и
ребенком выступал взрослый читатель, а с приходом в школу эта связь нарушается;
· несформированность навыка чтения у первоклассников тормозит процесс
самостоятельного общения с книгой;
· на уроках обучения грамоте отрабатывается навык чтения, а слушание и работа с
детской книгой отодвигаются на второй план или не проводятся вовсе.[49]
Цель уроков литературного чтения – обеспечить целенаправленное руководство
процессом познания ребенком мира литературы, обогащения его читательского опыта,
развития читательского интереса и «эстетического вкуса».
Первый год систематического общения с художественной литературой позволяет
расширить читательский опыт детей, обогатить их нравственный мир, подготовить
сознание и чувства маленьких читателей к самостоятельному чтению сказок, стихов,
рассказов.
Таким образом, литературное чтение является очень важным в развитии, обучении и
воспитании школьников.
Первыми литературными произведениями, с которыми знакомится младший
школьник, являются сказки. Мир сказок прекрасен и увлекателен для детей, несмотря на
то, что знаком им с раннего детства. Их захватывает острый, занимательный сюжет
сказок, необычность обстановки, в которой разворачиваются события, привлекают герои.
Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказках
напевность, яркость изобразительных средств, красочность языка. Встреча детей с
героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду
герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность
ребенка, развивает интерес к произведению, наблюдательность, рассуждающее
воображение, способность к сопереживанию, эмоции и образную память, чувство юмора,
формирует умение овладевать оценочной терминологией, видеть в обычном необычное.
Работать над формированием читательского интереса младших школьников к сказке
необходимо и учителю, и родителям.