Напоминание

Формирование читательских интересов у младших школьников


Автор: Малашевская Виолетта Александровна
Должность: Педагог-библиотекарь
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 237
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование читательских интересов у младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




В современных условиях развития общества остро стоит проблема массового детского

чтения. Вдумчивое чтение книг, размышление над книгами – несомненное,

общепризнанное средство развития и совершенствования чувств и качеств личности.

Целенаправленная организация детского чтения должна выдвигаться в ряд

первоочередных задач работы школы и главным образом начальной.

Сейчас, когда детское чтение кричит SOS (его кризис приравнивают к национальному

бедствию), перед учителем начальной школы, как никогда раньше, остро встает задача

защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему вкус и

сформировать стойкий интерес у школьников к этому виду деятельности.

Ведь именно он, учитель, часто единственный человек в окружении детей, который

профессионально может обеспечить становление учебных интересов у учеников, в том

числе и интереса к книге. Защитить детское чтение – значит одновременно поддерживать

и литературу, ибо какой бы развитой, богатой, великой она ни была (именно такая

изучается в школе), если она не читается, она теряет свою созидательную силу, лишается

смысла, становится ненужной.

На уроке чтения (литературы), как правило, нет места личным впечатлениям школьника,

его переживаниям, его субъективным образам; изучаемое произведение не

рассматривается как нечто созвучное настоящей и будущей жизни ребенка, его

внутреннему субъективному «Я». А если этого нет, нет и интереса к чтению, нет

мотивации, идущей изнутри («хочу»), она всецело подчинена мотивации, идущей из вне

(«велели»). Как говорит известный критик, философ И.Ф.Карякин: «Пока ученик

относится к литературе лишь как к средству того, что происходит с другими, а не с ним

самим, пока в чужом не узнает свое, пока не обожжется этим открытием – до той поры нет

и интереса к чтению, нет и потребности в нем». Положительное отношение к чтению, по

его мнению, начинается с той минуты, когда ребенок почувствует себя участником

событий, которые изображены писателем, когда откроет личный смысл в читаемом, когда

книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного

творческого потенциала. [25]

Личность ребенка формируется и под воздействием тех книг, которые он читает, так как

именно литературе отводится роль трансформатора нравственных ценностей от одного

поколения к другому. Чтение –своеобразный диалог между человеком и книгой,

требующий усердия, работы ума и сердца. Книги делают человека лучше, а это одна из

основных целей литературы. Поэтому задача уроков чтения – вырастить из маленького

школьника «талантливого читателя» (С.Маршак).

Сказка открывает ребенку большой мир человеческих чувств и взаимоотношений, будит

воображение, утверждает доброту и справедливость.

Как пробудить в ребенке интерес к чтению, желание читать художественную литературу,

обогащать свой словарный запас, развивать культуру речи?

Над этой проблемой работали и работают многие отечественные ученые, психологи,

методисты. Среди них следует отметить Н.Н.Светловскую, Г.Н.Кудину, З.Н.Новлянскую,

Т.Г.Рамзаеву, М.Р.Львова, О.В.Сосновскую, О.В.Джежелей и других. Это трудные поиски

дорог, ведущих школьников в мир литературы.

Перед записью детей в школу многих родителей волнует один вопрос: «А надо ли учить

читать до школы? Возьмут ли в первый класс или нет, если дошкольник не читает?»

Умению читать обучает школа, несмотря на то, что многие школы любят «учить» уже

подготовленных детей.

Многолетние исследования уровня готовности и интереса первоклассников к

чтению и книге неизменно подтверждают результаты, полученные 30-40 лет назад. В

течение многих лет изучается читательский опыт первоклассников по следующим

направлениям: отношение к чтению и книге, читательский опыт, читательская

грамотность. Отношение к чтению и книге проверяется в беседе, в ходе которой

выясняется отношение к слушанию и чтению.

Исследования, проведенные в 90-е годы и в начале XXI века, дали результаты очень

близкие по своим параметрам. Любят слушать чтение других 90-95 %, читают сами с

интересом 5-10 % будущих первоклассников. Общая читательская грамотность (знают

фамилии авторов детских книг, называют жанр, героев и т.д.) остается в XXI веке на том

же уровне, что и в 90-е годы от 5 до 15 % в зависимости от региона, отбора детей по

социальному составу.

Эти же исследования показали, что одни дети читают с удовольствием, любят

возиться с книгами, рассматривать рисунки. Другие дети читают, но не любят это делать,

так как у них нет внутренней потребности общаться с детскими книгами, хотя их

заставляют читать. У таких детей постоянно возникает вопрос: «Зачем?» Ребенок не

понимает, что читать – это очень интересно и здорово, так как «можно взять и прочитать».

Следующая группа детей живет и растет без всякого книжного окружения. Эти дети

сами узнали кое-какие буквы и даже умеют читать некоторые слова. Но нет системы

развития их интереса к чтению. Такое положение дел с уровнем готовности к школе и

чтению было всегда, так как социальные возможности у каждой семьи разные.

Начиная с 2000 года в школах России введен единый курс литературного чтения,

одной из содержательных линий которого является обучение работе с детской книгой. Это

требование отражено в Государственном стандарте образования.

Приход в школу современного ребенка-первоклассника потребовал пересмотра

взгляда на литературное образование в начальной школе. Уроки обучения грамоте и

занятия на уроках чтения не решают проблемы введения не читающего или плохо

читающего первоклассника в мир литературы. Вместе с тем, уже общепризнано, что

интерес к книге и к чтению ослабевает. Это обусловлено рядом причин:

· в первом классе исчезает деятельность слушания книг, которая преобладала в детском

саду;

· в семье и детском саду посредником между художественным произведением и

ребенком выступал взрослый читатель, а с приходом в школу эта связь нарушается;

· несформированность навыка чтения у первоклассников тормозит процесс

самостоятельного общения с книгой;

· на уроках обучения грамоте отрабатывается навык чтения, а слушание и работа с

детской книгой отодвигаются на второй план или не проводятся вовсе.[49]

Цель уроков литературного чтения – обеспечить целенаправленное руководство

процессом познания ребенком мира литературы, обогащения его читательского опыта,

развития читательского интереса и «эстетического вкуса».

Первый год систематического общения с художественной литературой позволяет

расширить читательский опыт детей, обогатить их нравственный мир, подготовить

сознание и чувства маленьких читателей к самостоятельному чтению сказок, стихов,

рассказов.

Таким образом, литературное чтение является очень важным в развитии, обучении и

воспитании школьников.

Первыми литературными произведениями, с которыми знакомится младший

школьник, являются сказки. Мир сказок прекрасен и увлекателен для детей, несмотря на

то, что знаком им с раннего детства. Их захватывает острый, занимательный сюжет

сказок, необычность обстановки, в которой разворачиваются события, привлекают герои.

Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказках

напевность, яркость изобразительных средств, красочность языка. Встреча детей с

героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду

герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность

ребенка, развивает интерес к произведению, наблюдательность, рассуждающее

воображение, способность к сопереживанию, эмоции и образную память, чувство юмора,

формирует умение овладевать оценочной терминологией, видеть в обычном необычное.

Работать над формированием читательского интереса младших школьников к сказке

необходимо и учителю, и родителям.



В раздел образования