Автор: Бабенко Надежда Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №4
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование методических приёмов для проведения рефлексии на современном уроке в условиях реализации системно-деятельностного подхода»
Раздел: начальное образование
«Использование методических приёмов для проведения рефлексии на
современном уроке в условиях реализации системно-деятельностного
подхода»
Подготовила БабенкоН.Н.
Начну выступление со слов Евгения Доманского, на мой взгляд очень
верных, «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает
преимущества в движении вперед». Без анализа прошлого нет правильного
будущего. И именно рефлексивный механизм помогает мне как учителю
научить ребенка реально, объективно оценивать себя, свои возможности и
поступки;
понимать
и
уважать
другие
точки
зрения;
анализировать
полученный
опыт,
выражать
и
обсуждать
полученные
впечатления.
Постепенно формируется позитивное отношение к себе и сверстникам, ко
всему окружающему.
Одним из интересных на мой взгляд методов рефлексии являются
рефлексивные круги, задача которого дать возможность детям научиться
оценивать свою деятельность, определять и называть свои чувства, которые
он
испытывал
сегодня:
радости
от
того,
что
научился
новому,
удовлетворения от того, что помог кому –то, огорчения из-за того, что не все
получилось.
Эта форма представляет собой специально организованное общение, где
обсуждаются, анализируются, оцениваются действия и состояния учащихся.
Учащиеся налаживают эмоциональное взаимодействие друг с другом; учатся
трудному искусству слушать и слышать друг друга; учатся усваивать и
принимать правила школьной жизни через их обсуждение; на основе
обсуждения различных мнений, точек зрения обогащают собственный опыт.
Рефлексивный круг помогает учащимся больше задумываться о том,
что они делают, переживают; понять, почему у них что- то не получается;
определить, что они будут делать в будущем («на следующей свободной
работе», «в будущем году», «на следующей недели», «через несколько
дней»); не стесняться рассказывать про свои эмоции, переживания; не
бояться высказывать свои мысли; лучше понимать своих одноклассников, их
трудности, радоваться их успехам; терпеливо слушать, что говорят другие;
делать любую работу вместе с другими; самим оценивать, как они
выполнили задание.
Метод «Рефлексивные круги» использую при проведении классных
часов, клубных мероприятий, коррекционных занятий, заключительных,
обобщающих уроков как на отдельных этапах урока так и в конце каждого
урока, темы. и т.д.
Проводится с периодичностью раз в месяц, неделю, четверть с
использованием специально разработанных “Листов достижений”, экрана,
радуги настроения.
И результат своей продуктивной (или непродуктивной) деятельности,
самовыражения, своего общения со сверстниками в школе ребенок может
видеть в своем портфолио, где отражается вся его активность и жизненная
позиция.
Рефлексивный круг может проводиться: по итогам свободной работы. без
плана, когда в течении дня неожиданно появляется необходимость обсудить
какое-то событие или жизненную ситуацию. Рефлексивный круг проводится
по-разному. Это может быть:
- общее обсуждение темы или в небольших группах;
-оформление мнения или отношения ученика в виде мини- сочинения,
рисунка, теста и их обсуждение;
-проигрывание по ролям ситуации и высказывание своего отношения к
увиденному;
-различные игры и упражнения.
Задания рефлексивного вида можно также как и учебный материал делить
подгруппы
Задания для 1 типогруппы
-Подумай, что у тебя в результате получится?
-Реши, сколько ты сможешь выполнить заданий?
- Сообрази, как это будет выглядеть? и т.п.
Упражнения 2 типогруппы учат ребят говорить о том, что и как они
делают, учат сравнивать свою работу с заданием и с работой других
учеников.
задания типа: - Сравни с ... - Сделай вывод о... - Скажи, что ты делал вначале,
а что потом ...и т.д.
Задание для 3 типогруппы нужны для того, чтобы тьютор знал, понимают
ли его дети, правильно ли они оценивают свою работу.
К ним относятся уточняющие вопросы, например: «Спросите меня, как.....».
Упражнения для 4 типогруппы создают атмосферу радостного настроения,
ожидания радости в будущем, удовольствия от работы, т.е ситуацию успеха.
Рефлексия это трудно. Ученики не сразу начинают работать в
рефлексивном круге. В начале обучения все испытывают трудности: не
умеют выражать словами свои мысли, чувства; не всегда понимают вопросы
и задания ; не умеют выслушивать мнения других ребят, перебивают друг
друга, выкрикивают; боятся высказывать свое мнение, думают что над ними
посмеются.
Постепенно
они
привыкают
видеть
доброжелательность,
терпеливость , прислушиваются к тому, о чем рассказывают другие, не
боятся говорить о себе, настаивать на своем мнении. Речь ребят становиться
эмоциональной, в запас слов больше и разнообразнее.
При анализе высказываний ребят очевидно, что они учатся
сравнивать свои действия в настоящем с тем, что было ранее, пытаются
планировать будущую работу. При обсуждении они используют выражения:
«Мы работали...»; «Нам было интересно...»; «Ранее мы не...»; «Мы
научились...»; «На следующей работе нам нужно...» «Теперь мы знаем ...» и
т.д. А если ребенок хорошо понимает каким он был, что в нем изменилось и
что будет с ним в будущем, он научится свободно выбирать свое будущее.
Рефлексивный круг - это такая форма работы с детьми, которая
действительно помогает им понимать себя и других, жить в мире с собой и
другими. Во-первых, участие в рефлексивном круге развивает у ребят умение
строить Я- высказывания, т.е говорить от первого лица, выражать свои
личные мысли и чувства. Во-вторых, работая в рефлексивном круге, учатся
строить
полные,
развернутые
высказывания,
т.е
расширяют
объем
высказывания.
В-третьих,
в
рефлексивном
круге
школьники
учатся
анализировать свои действия в прошлом, настоящем и предстоящем
будущем, т.е учатся строить жизненную перспективу. В-четвертых, ребята
учатся быть активными, вовлеченными в обсуждение, учатся понимать и
чувствовать свою значимость для других людей и значимость других для
себя. Таким образом, рефлексивный круг служит верным средством развития
индивидуальности детей, так как учит их слушать и слышать друг друга,
обсуждать различные мнения, точки зрения, принимать правила школьной
жизни через их обсуждение, помогает ученикам обогащать собственный
опыт и т.д.
Процесс рефлексии представляет собой сложную работу,
требующую времени, усилий и некоторых способностей. В то же время,
именно
она
позволяет
преодолеть
недостатки
и
придать
процессу
самопознания целенаправленность и осознанность.