Напоминание

«Использование методических приёмов для проведения рефлексии на современном уроке в условиях реализации системно-деятельностного подхода»


Автор: Бабенко Надежда Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №4
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование методических приёмов для проведения рефлексии на современном уроке в условиях реализации системно-деятельностного подхода»
Раздел: начальное образование





Назад




«Использование методических приёмов для проведения рефлексии на

современном уроке в условиях реализации системно-деятельностного

подхода»

Подготовила БабенкоН.Н.

Начну выступление со слов Евгения Доманского, на мой взгляд очень

верных, «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает

преимущества в движении вперед». Без анализа прошлого нет правильного

будущего. И именно рефлексивный механизм помогает мне как учителю

научить ребенка реально, объективно оценивать себя, свои возможности и

поступки;

понимать

и

уважать

другие

точки

зрения;

анализировать

полученный

опыт,

выражать

и

обсуждать

полученные

впечатления.

Постепенно формируется позитивное отношение к себе и сверстникам, ко

всему окружающему.

Одним из интересных на мой взгляд методов рефлексии являются

рефлексивные круги, задача которого дать возможность детям научиться

оценивать свою деятельность, определять и называть свои чувства, которые

он

испытывал

сегодня:

радости

от

того,

что

научился

новому,

удовлетворения от того, что помог кому –то, огорчения из-за того, что не все

получилось.

Эта форма представляет собой специально организованное общение, где

обсуждаются, анализируются, оцениваются действия и состояния учащихся.

Учащиеся налаживают эмоциональное взаимодействие друг с другом; учатся

трудному искусству слушать и слышать друг друга; учатся усваивать и

принимать правила школьной жизни через их обсуждение; на основе

обсуждения различных мнений, точек зрения обогащают собственный опыт.

Рефлексивный круг помогает учащимся больше задумываться о том,

что они делают, переживают; понять, почему у них что- то не получается;

определить, что они будут делать в будущем («на следующей свободной

работе», «в будущем году», «на следующей недели», «через несколько

дней»); не стесняться рассказывать про свои эмоции, переживания; не

бояться высказывать свои мысли; лучше понимать своих одноклассников, их

трудности, радоваться их успехам; терпеливо слушать, что говорят другие;

делать любую работу вместе с другими; самим оценивать, как они

выполнили задание.

Метод «Рефлексивные круги» использую при проведении классных

часов, клубных мероприятий, коррекционных занятий, заключительных,

обобщающих уроков как на отдельных этапах урока так и в конце каждого

урока, темы. и т.д.

Проводится с периодичностью раз в месяц, неделю, четверть с

использованием специально разработанных “Листов достижений”, экрана,

радуги настроения.

И результат своей продуктивной (или непродуктивной) деятельности,

самовыражения, своего общения со сверстниками в школе ребенок может

видеть в своем портфолио, где отражается вся его активность и жизненная

позиция.

Рефлексивный круг может проводиться: по итогам свободной работы. без

плана, когда в течении дня неожиданно появляется необходимость обсудить

какое-то событие или жизненную ситуацию. Рефлексивный круг проводится

по-разному. Это может быть:

- общее обсуждение темы или в небольших группах;

-оформление мнения или отношения ученика в виде мини- сочинения,

рисунка, теста и их обсуждение;

-проигрывание по ролям ситуации и высказывание своего отношения к

увиденному;

-различные игры и упражнения.

Задания рефлексивного вида можно также как и учебный материал делить

подгруппы

Задания для 1 типогруппы

-Подумай, что у тебя в результате получится?

-Реши, сколько ты сможешь выполнить заданий?

- Сообрази, как это будет выглядеть? и т.п.

Упражнения 2 типогруппы учат ребят говорить о том, что и как они

делают, учат сравнивать свою работу с заданием и с работой других

учеников.

задания типа: - Сравни с ... - Сделай вывод о... - Скажи, что ты делал вначале,

а что потом ...и т.д.

Задание для 3 типогруппы нужны для того, чтобы тьютор знал, понимают

ли его дети, правильно ли они оценивают свою работу.

К ним относятся уточняющие вопросы, например: «Спросите меня, как.....».

Упражнения для 4 типогруппы создают атмосферу радостного настроения,

ожидания радости в будущем, удовольствия от работы, т.е ситуацию успеха.

Рефлексия это трудно. Ученики не сразу начинают работать в

рефлексивном круге. В начале обучения все испытывают трудности: не

умеют выражать словами свои мысли, чувства; не всегда понимают вопросы

и задания ; не умеют выслушивать мнения других ребят, перебивают друг

друга, выкрикивают; боятся высказывать свое мнение, думают что над ними

посмеются.

Постепенно

они

привыкают

видеть

доброжелательность,

терпеливость , прислушиваются к тому, о чем рассказывают другие, не

боятся говорить о себе, настаивать на своем мнении. Речь ребят становиться

эмоциональной, в запас слов больше и разнообразнее.

При анализе высказываний ребят очевидно, что они учатся

сравнивать свои действия в настоящем с тем, что было ранее, пытаются

планировать будущую работу. При обсуждении они используют выражения:

«Мы работали...»; «Нам было интересно...»; «Ранее мы не...»; «Мы

научились...»; «На следующей работе нам нужно...» «Теперь мы знаем ...» и

т.д. А если ребенок хорошо понимает каким он был, что в нем изменилось и

что будет с ним в будущем, он научится свободно выбирать свое будущее.

Рефлексивный круг - это такая форма работы с детьми, которая

действительно помогает им понимать себя и других, жить в мире с собой и

другими. Во-первых, участие в рефлексивном круге развивает у ребят умение

строить Я- высказывания, т.е говорить от первого лица, выражать свои

личные мысли и чувства. Во-вторых, работая в рефлексивном круге, учатся

строить

полные,

развернутые

высказывания,

т.е

расширяют

объем

высказывания.

В-третьих,

в

рефлексивном

круге

школьники

учатся

анализировать свои действия в прошлом, настоящем и предстоящем

будущем, т.е учатся строить жизненную перспективу. В-четвертых, ребята

учатся быть активными, вовлеченными в обсуждение, учатся понимать и

чувствовать свою значимость для других людей и значимость других для

себя. Таким образом, рефлексивный круг служит верным средством развития

индивидуальности детей, так как учит их слушать и слышать друг друга,

обсуждать различные мнения, точки зрения, принимать правила школьной

жизни через их обсуждение, помогает ученикам обогащать собственный

опыт и т.д.

Процесс рефлексии представляет собой сложную работу,

требующую времени, усилий и некоторых способностей. В то же время,

именно

она

позволяет

преодолеть

недостатки

и

придать

процессу

самопознания целенаправленность и осознанность.



В раздел образования