Автор: Иванова Татьяна Алексеевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 4 Красногвардейского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Подготовка детей дошкольного возраста с ТНР к школьному обучению в условиях реализации ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Подготовка к школе в дошкольном образовательном учреждении
начинается с момента поступления в первую младшую группу, когда малышу
ещё нет трёх лет. Программа детского сада продумана так, что всё ,чему учат
маленького
ребёнка,обязательно
пригодится
ему
в
будущей
жизни.
Принимать правила и требования воспитателя и коллектива сверстников,
соблюдать
режим
дня,
владеть
культурно-гигиеническими
навыками,
усваивать правила поведения в группе, играть, заниматься, овладевать
знаниями и умениями. Всё это -залог успешности будущего ученика.
Когда ребёнок достигает старшего дошкольного возраста (5-7 лет) перед
родителями и педагогами встаёт задача -готовить ребёнка к обучению
в школе. Все дети и их родители надеются на успешное обучение в школе.
Родители уверены, что их сын или дочь -самые способные, сообразительные
и талантливые дети на свете.
Родители детей логопедических групп с тяжёлыми нарушениями речи
тоже так считают. Нередко логопеды и воспитатели слышат от них:" Мой
ребёнок умеет читать и писать, поэтому мы идём в школу с шести лет. "
Что тут скажешь? Возражать бесполезно. Только разъяснения и личный
опыт помогут таким родителям взглянуть на проблемы их детей реально.
Все дети, посещающие логопедические группы,имеют проблемы со
здоровьем. Прежде всего они связаны с неврологическими нарушениями.
Причины
этих нарушений спрятаны
очень
глубоко
в
повреждениях
центральной нервной системы, которые произошли на раннем этапе
внутриутробного развития, во время родов и в первые годы жизни ребёнка.
Это
в
основном
травмы
гипоксического
характера,
приведшие
к
повреждению нейронов головного и спинного мозга. Кроме того,необходимо
учитывать гендерность этих повреждений. Мальчиков в логопедических
группах обычно больше, чем девочек. По данным медицинских исследований
у мальчиков более слабая нервная система.
Нередко родители детей, посещающих логопедические группы, сами
когда-то
занимались
с
логопедом.
А
некоторые
из
них
имеют
речевые нарушения, будучи взрослыми людьми.
Именно поэтому при подготовке к школьному обучению необходим
комплексный психолого -медико -педагогический подход.
Логопед
должен
убедить
родителей
обязательно
посетить
всех
специалистов, чтобы пройти тщательное медицинское обследование и начать
лечение.
Обязательно пройти тестирование у психолога, чтобы выявить недостатки
коммуникативной и познавательной сферы. Если это необходимо, то
заниматься с психологом.
Тема готовности ребенка к школе в отечественной психологии опирается
на труды основоположников отечественной психологии Л. С. Выготского,Л.
И. Божович, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина.
В
настоящее
время
разработаны
новые
современные
методики
диагностики
готовности
к
обучению
в школе.
Наиболее
популярны
методики Михаила и Натальи Семаго, Нины Иосифовны Гуткиной, Леонида
Абрамовича Венгера, методика Н. Л. Белопольской и др.
Выделяется три аспекта школьной зрелости.
Интеллектуальный
: концентрация внимания, аналитическое мышление,
логическое мышление, логическая память, умение воспроизводить образец, а
также развитие тонких движений пальцев рук и сенсомоторная координация
Эмоциональная
зрелость:
уменьшение
импульсивных
реакций
и
возможность длительное время выполнять не очень привлекательное
задание.
Социальная зрелость
:потребность ребёнка в общении со сверстниками и
взрослыми и умение подчинять своё поведение законам детских групп,
владеть навыками учебной деятельности, иметь мотивацию к обучению.
Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения
возник в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к
обучению детей с 7-летнего возраста (ранее обучение начиналось в 8 лет).
Именно с той поры не затухает интерес к определению готовности ребенка к
регулярному обучению.
С
каждым
годом
рождается
всё
больше детей с
неврологической
симптоматикой. Практически здоровых детей на сегодняшний день не
существует.
Интерес
к
проблеме
подогревается
всем
известным
фактом
инфантилизации детской популяции (об акселерации уже забыли даже ярые
адепты этого феномена).
Проблема
готовности
ребенка
и
детской
популяции
в
целом
к
началу школьного обучения
рассматривалась
в
течение
последних
десятилетий практически всеми авторами, работающими в «детстве». В
качестве наиболее полных «обзорных» пособий можно предложить книгу Н.
И. Гуткиной (1996) и «Справочник для практического психолога.» (1998).
Позиции
большинства
авторов
сходятся
в
следующем:
основной
причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий
уровень
функциональной
готовности
(так
называемая «школьная
незрелость»,
т.
е.
несоответствие
степени
созревания
определенных
мозговых
структур,
нервно-психических
функций
задачам школьного
обучения» (И. В. Дубровина, 1995, 1998).
Проявления подобной незрелости можно сгруппировать следующим
образом.
Низкий уровень развития отдельных функций или групп функций: от
несформированности зрительно-моторных координаций, проблем развития
мелкой моторики до незрелости логических форм мышления.
Низкий уровень развития мотивационно-волевой сферы, в том числе
недостаточное развитие произвольности функций, начиная с проблем
произвольного внимания и запоминания и кончая проблемами произвольной
регуляции поведения.
Низкий
уровень
социальной
зрелости,
то
есть
несформированность «внутренней
позиции школьника»,
наличие
коммуникативных проблем (трудности общения) и т. п.
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт,
что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если
первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения
качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.
Задача
учителей-логопедов
в
группах
для детей
с
тяжёлыми
нарушениями речи обеспечить комплексную и эффективную коррекции
всех
компонентов речи
ребёнка
-логопата.
Устранить
проблемы
звукопроизношения, наладить правильное воспроизведение звуковой и
слоговой структуры слова. Исправить ошибки лексико-грамматического
строя речи,
развить
связную
речь.
Важным
этапом
в подготовке
дошкольника является обучение грамоте и формирование фонематических
функций. Умение различать на слух и воспроизводить все звуки родного
языка. Дать навыки звукового анализа и синтеза слов и предложений.
Обучить начальным навыкам чтения и печатания слов, совершенствовать
графические навыки. Всё это необходимо для профилактики дисграфии и
дислексии, с которыми ребёнок может столкнуться на уроках чтения и
письма.
Учитель-логопед
делает
правильный
прогноз
адаптации
ребёнка
к школьному
обучению,
формулирует
коррекционно-развивающие
задачи. Обязательно
использование
в
работе
здоровьесберегающих
технологий
:
дыхательная,
артикуляционная,
пальчиковая
гимнастики,
логопедического массажа и логоритмических упражнений
Наряду
с
этим,учитель-логопед
взаимодействует
с
семьями
воспитанников, обучая и курируя родителей. Помогает овладеть всем
методам и приёмам логопедического воздействия в домашних условиях.
Учитель-логопед обеспечивает координацию работы воспитателей группы
и
специалистов
ДОУ
:
музыкального
руководителя,
инструктора
по
физической культуре.
Учитель-логопед консультируется с врачом ДОУ и направляет детей к
специалистам медикам, если это необходимо.
Поддерживает
доброжелательную
психологически
комфортную
атмосферу в коллективе детей.
Грамотный поход учителя-логопеда к коррекции речевых нарушений у
детей с тяжёлыми нарушениями речи -залог успешного обучения ребёнка
в школе.