Напоминание

Подготовка детей дошкольного возраста с ТНР к школьному обучению в условиях реализации ФГОС ДО


Автор: Иванова Татьяна Алексеевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 4 Красногвардейского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Подготовка детей дошкольного возраста с ТНР к школьному обучению в условиях реализации ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подготовка к школе в дошкольном образовательном учреждении

начинается с момента поступления в первую младшую группу, когда малышу

ещё нет трёх лет. Программа детского сада продумана так, что всё ,чему учат

маленького

ребёнка,обязательно

пригодится

ему

в

будущей

жизни.

Принимать правила и требования воспитателя и коллектива сверстников,

соблюдать

режим

дня,

владеть

культурно-гигиеническими

навыками,

усваивать правила поведения в группе, играть, заниматься, овладевать

знаниями и умениями. Всё это -залог успешности будущего ученика.

Когда ребёнок достигает старшего дошкольного возраста (5-7 лет) перед

родителями и педагогами встаёт задача -готовить ребёнка к обучению

в школе. Все дети и их родители надеются на успешное обучение в школе.

Родители уверены, что их сын или дочь -самые способные, сообразительные

и талантливые дети на свете.

Родители детей логопедических групп с тяжёлыми нарушениями речи

тоже так считают. Нередко логопеды и воспитатели слышат от них:" Мой

ребёнок умеет читать и писать, поэтому мы идём в школу с шести лет. "

Что тут скажешь? Возражать бесполезно. Только разъяснения и личный

опыт помогут таким родителям взглянуть на проблемы их детей реально.

Все дети, посещающие логопедические группы,имеют проблемы со

здоровьем. Прежде всего они связаны с неврологическими нарушениями.

Причины

этих нарушений спрятаны

очень

глубоко

в

повреждениях

центральной нервной системы, которые произошли на раннем этапе

внутриутробного развития, во время родов и в первые годы жизни ребёнка.

Это

в

основном

травмы

гипоксического

характера,

приведшие

к

повреждению нейронов головного и спинного мозга. Кроме того,необходимо

учитывать гендерность этих повреждений. Мальчиков в логопедических

группах обычно больше, чем девочек. По данным медицинских исследований

у мальчиков более слабая нервная система.

Нередко родители детей, посещающих логопедические группы, сами

когда-то

занимались

с

логопедом.

А

некоторые

из

них

имеют

речевые нарушения, будучи взрослыми людьми.

Именно поэтому при подготовке к школьному обучению необходим

комплексный психолого -медико -педагогический подход.

Логопед

должен

убедить

родителей

обязательно

посетить

всех

специалистов, чтобы пройти тщательное медицинское обследование и начать

лечение.

Обязательно пройти тестирование у психолога, чтобы выявить недостатки

коммуникативной и познавательной сферы. Если это необходимо, то

заниматься с психологом.

Тема готовности ребенка к школе в отечественной психологии опирается

на труды основоположников отечественной психологии Л. С. Выготского,Л.

И. Божович, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина.

В

настоящее

время

разработаны

новые

современные

методики

диагностики

готовности

к

обучению

в школе.

Наиболее

популярны

методики Михаила и Натальи Семаго, Нины Иосифовны Гуткиной, Леонида

Абрамовича Венгера, методика Н. Л. Белопольской и др.

Выделяется три аспекта школьной зрелости.

Интеллектуальный

: концентрация внимания, аналитическое мышление,

логическое мышление, логическая память, умение воспроизводить образец, а

также развитие тонких движений пальцев рук и сенсомоторная координация

Эмоциональная

зрелость:

уменьшение

импульсивных

реакций

и

возможность длительное время выполнять не очень привлекательное

задание.

Социальная зрелость

:потребность ребёнка в общении со сверстниками и

взрослыми и умение подчинять своё поведение законам детских групп,

владеть навыками учебной деятельности, иметь мотивацию к обучению.

Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения

возник в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к

обучению детей с 7-летнего возраста (ранее обучение начиналось в 8 лет).

Именно с той поры не затухает интерес к определению готовности ребенка к

регулярному обучению.

С

каждым

годом

рождается

всё

больше детей с

неврологической

симптоматикой. Практически здоровых детей на сегодняшний день не

существует.

Интерес

к

проблеме

подогревается

всем

известным

фактом

инфантилизации детской популяции (об акселерации уже забыли даже ярые

адепты этого феномена).

Проблема

готовности

ребенка

и

детской

популяции

в

целом

к

началу школьного обучения

рассматривалась

в

течение

последних

десятилетий практически всеми авторами, работающими в «детстве». В

качестве наиболее полных «обзорных» пособий можно предложить книгу Н.

И. Гуткиной (1996) и «Справочник для практического психолога.» (1998).

Позиции

большинства

авторов

сходятся

в

следующем:

основной

причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий

уровень

функциональной

готовности

(так

называемая «школьная

незрелость»,

т.

е.

несоответствие

степени

созревания

определенных

мозговых

структур,

нервно-психических

функций

задачам школьного

обучения» (И. В. Дубровина, 1995, 1998).

Проявления подобной незрелости можно сгруппировать следующим

образом.

Низкий уровень развития отдельных функций или групп функций: от

несформированности зрительно-моторных координаций, проблем развития

мелкой моторики до незрелости логических форм мышления.

Низкий уровень развития мотивационно-волевой сферы, в том числе

недостаточное развитие произвольности функций, начиная с проблем

произвольного внимания и запоминания и кончая проблемами произвольной

регуляции поведения.

Низкий

уровень

социальной

зрелости,

то

есть

несформированность «внутренней

позиции школьника»,

наличие

коммуникативных проблем (трудности общения) и т. п.

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт,

что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если

первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения

качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.

Задача

учителей-логопедов

в

группах

для детей

с

тяжёлыми

нарушениями речи обеспечить комплексную и эффективную коррекции

всех

компонентов речи

ребёнка

-логопата.

Устранить

проблемы

звукопроизношения, наладить правильное воспроизведение звуковой и

слоговой структуры слова. Исправить ошибки лексико-грамматического

строя речи,

развить

связную

речь.

Важным

этапом

в подготовке

дошкольника является обучение грамоте и формирование фонематических

функций. Умение различать на слух и воспроизводить все звуки родного

языка. Дать навыки звукового анализа и синтеза слов и предложений.

Обучить начальным навыкам чтения и печатания слов, совершенствовать

графические навыки. Всё это необходимо для профилактики дисграфии и

дислексии, с которыми ребёнок может столкнуться на уроках чтения и

письма.

Учитель-логопед

делает

правильный

прогноз

адаптации

ребёнка

к школьному

обучению,

формулирует

коррекционно-развивающие

задачи. Обязательно

использование

в

работе

здоровьесберегающих

технологий

:

дыхательная,

артикуляционная,

пальчиковая

гимнастики,

логопедического массажа и логоритмических упражнений

Наряду

с

этим,учитель-логопед

взаимодействует

с

семьями

воспитанников, обучая и курируя родителей. Помогает овладеть всем

методам и приёмам логопедического воздействия в домашних условиях.

Учитель-логопед обеспечивает координацию работы воспитателей группы

и

специалистов

ДОУ

:

музыкального

руководителя,

инструктора

по

физической культуре.

Учитель-логопед консультируется с врачом ДОУ и направляет детей к

специалистам медикам, если это необходимо.

Поддерживает

доброжелательную

психологически

комфортную

атмосферу в коллективе детей.

Грамотный поход учителя-логопеда к коррекции речевых нарушений у

детей с тяжёлыми нарушениями речи -залог успешного обучения ребёнка

в школе.



В раздел образования