Напоминание

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования.


Автор: Алейникова Виктория Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУСОН РО "СРЦ Зерноградского района"
Населённый пункт: город Зерноград
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие познавательно-исследовательской

деятельности через организацию детского

экспериментирования

Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в

различных видах деятельности является одной из важнейших задач современной

образовательной практики в рамках федеральных государственных

образовательных стандартов дошкольного образования.

Цель познавательно-исследовательской деятельности – удовлетворить

естественное детское любопытство и любознательность, стремление познавать

окружающий мир, свойства предметов, сформировать у дошкольников основные

ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Эта цель необходима для решения задач ФГОС дошкольного образования в области

познавательного развития, предполагающего развитие любознательности и

познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление

сознания, развитие воображения и творческой активности.

Познавательно-исследовательская деятельность - важное средство

интеллектуального развития дошкольников.

Задачи познавательно-исследовательской деятельности

в младшем дошкольном возрасте:

- развитие интереса к окружающему миру;

- формирование первичных представлений о свойствах предметов и веществ

(форме, цвете, величине, структуре, звучности и т. д.);

- развитие речевых навыков (построение устной речи — ответов на вопросы,

рассказ об увиденном), словарного запаса;

- создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной

информации;

- стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;

- формирование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой

моторики.

Формы развития познавательно-исследовательской деятельности:

- экспериментирование;

- исследование;

- коллекционирование;

- проектирование.

Особого внимания заслуживает детское экспериментирование, как особый способ

практического освоения действительности и средство развития познавательной

активности дошкольников.

Младший дошкольный возраст – период активного экспериментирования детей с

предметным миром. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и

наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод,

соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является

ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания

мира. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки,

животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он

любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными

веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками.

Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на

вопросы «как» и «почему?», позволяет моделировать в своём сознании картину

мира, через разные формы восприятия, позволяет почувствовать себя учёным,

исследователем, первооткрывателем.

Современному педагогу надо в первую очередь не столько учиться рассказывать,

сколько учиться слушать и видеть. В познании окружающего мира менее всего

ценны правильные ответы сами по себе. Важно как раз терпеливое выслушивание

объяснений ребёнка, доверие к нему, поддержка его мысли, ещё не окрепшей и

робеющей в окружении многих людей.

Эксперимент нельзя превращать в подобие хорового пения. «Возьмите в правую

руку то, в левую то, соедините, потрясите…» Это вызовет лишь тоску. Можно

сказать: «Вам лучше получить смесь из этих материалов – как её получить,

решайте сами». Пусть ребёнок ошибётся, но он сам сможет поискать свои

варианты. «Не делай с нами, делай как мы» - а делай не спеша. И нельзя упрекать

за неудачи. Нужно выяснить причину, почему у одних опыт получается, а у других

нет, и суметь с интересом для всех в этом разобраться.

Малыши очень устают от однообразия деятельности или предмета обсуждения – но

готовы сколь угодно долго заниматься, если удаётся увлекательно для всех то и

дело переключаться с одного на другое.

Дети разные по характеру, типу мышления, работоспособности, подвижности. Но у

каждого ребёнка (при определённой работе) будут происходить определённые

эволюционные изменения по отношению к естествознанию.

Любое экспериментирование начинается с наблюдения – это первая ступенька в

процессе естествознания. Вначале - по просьбе. Потом – наблюдение как

потребность. У одних детей этот период потребности к наблюдению проходит, а у

других остаётся на всю жизнь.

2 ступенька. Размышление об увиденном, осмысление его, обсуждение.,

выдвигаются гипотезы, но детьми они оцениваются скорее с точки зрения

оригинальности и интересности, а не врасчёте на опытную проверку.

3 ступенька. Измерение, замер. Очень труден этап лабораторных записей. Здесь

нужен маленький шаг к воспитанию научности познания – шаг от бытового уровня

рассуждений к профессиональному.

4 ступенька. Выдвижение таких гипотез, которые проверяются на прочность.

Идейный штурм: что бы это могло быть? Порой взрослый может кинуть какие-то

свои гипотезы на затравку: так, так или так? А на самом деле не так, не так и не

так – а что-то другое.

5 ступенька Предсказание. Ребёнок может пересказать, что увидел. Он может и

предсказать, что мы должны увидеть, и объяснить, почему это произойдёт.

Конечно, в детском саду обживать первые ступеньки куда более естественно, чем

настраивать себя и детей на достижения верхних ступеней. В этом задача школы.

Но иногда дошколята очень интересно выдвигают, обсуждают и доказывают разные

гипотезы – иногда сказочные, а иногда и вполне научные. И конечно, одни

взбираются по ступенькам быстро, другие вдумчиво и обстоятельно задерживаются

на каждой. Странно требовать, чтобы все занимали одинаковую позицию.

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

Таблица1. Классификация экспериментов

1. По характеру объектов,

используемых в

эксперименте

опыты с растениями;

опыты с животными;

опыты с объектами неживой природы;

опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения

опытов

в групповой комнате;

на участке;

в лесу, в поле и т.д.

3. По количеству детей

индивидуальные (1—4 ребенка);

групповые (5—10 детей);

коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения случайные;

запланированные;

поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5.По характеру включения в

педагогический процесс

эпизодические (проводимые от случая к случаю);

систематические.

6. По продолжительности

кратковременные (от 5 до 15 минут);

длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений

за одним и тем же объектом

однократные;

многократные, или циклические.

8. По месту в цикле

первичные;

повторные;

заключительные и итоговые

9. По характеру

мыслительных операций

констатирующие (позволяющие увидеть какое-то

одно состояние объекта или одно явление вне

связи с другими объектами и явлениями);

сравнительные (позволяющие увидеть динамику

процесса или отметить изменения в состоянии

объекта);

обобщающие (эксперименты, в которых

прослеживаются общие закономерности процесса,

изучаемого ранее по отдельным этапам).

10. По характеру

познавательной деятельности

детей

иллюстративные (детям все известно, и

эксперимент только подтверждает знакомые

факты);

поисковые (дети не знают заранее, каков будет

результат);

решение экспериментальных задач.

11. По способу применения в

аудитории

демонстрационные;

фронтальные.

Для курса «Научных забав» вряд ли нужна программа, перечисляющая учебный

материал, который необходимо пройти. Скорее пригодится склад опытов, сведений,

задач, загадок, откуда педагог мог бы подбирать что-то подходящее к той или иной

ситуации.

В нашем детском саду вся работа по детскому экспериментированию в младшей

группе нашего детского сада систематизирована и распределена по разделам:

1раздел «Мир природы».

2 раздел «Волшебница вода».

3 раздел «Воздух-невидимка».

4 раздел «Песок, глина, камни, почва».

5 раздел «Маленькие исследователи».

1 раздел Мир природы

Темы НОД: «Посадка лука», «Как снеговики правду о весне искали», «Умники и

умницы»…

Экскурсии по территории детского сада: знакомство с растениями, деревьями,

насекомыми, птицами и т.д.

Наблюдения: за объектами природы, «Где ночует солнышко?», «Веточка в вазе».

Экспериментирование: «Растение живое или нет?» , «Солнечный зайчик», и т.д.

2 раздел «Волшебница вода»

Темы НОД: «Кому нужна вода?», «Послушная водичка», «Как помочь ослику»,

«Прятки».

Наблюдения: за снегом, льдом, поливом растений.

Экспериментирование: изучение физических свойств воды (цвет, вкус, запах,

текучесть…) «Можно ли окрасить воду?», «Какая лужа высохнет быстрее?», «Куда

делась вода?», «Всё ли растворяет вода?» и т.д.

Игры с водой: «Наливаем-выливаем», «Водичка, водичка, умой наше личико…»,

«Какого цвета водичка?» и др.

3 раздел «Воздух-невидимка»

Темы НОД: «Дует, дует ветерок», «Как услышать воздух?», «Невидимка – сказка

или быль?»

Наблюдения за движением воздуха

Экспериментирование: изучение физических свойств воздуха (цвет, запах, форма),

«Что в пакете?», «Пузырьки в стакане?», "Где ты ветерок?"

Игры с воздухом: «Плывёт, плывёт кораблик», «Поддувалочки», «Мой весёлый

звонкий мяч», «Мыльные пузыри».

4 раздел «Песок, глина, камни, почва»

Темы НОД: «Изучаем песок, глину, почву, камни»

Наблюдения за почвой на огороде, клумбах, тропинках и т.д.

Экспериментирование: изучение физических свойств объектов (цвет, запах, форма

и т.д.)

Игры с песком на прогулке: «Чудесные фигурки» Песочные узоры

5 раздел «Маленькие исследователи»

Темы НОД: «Соль или сахар?», «Чудесная мука», «Пароходик из бумаги», «В

королевстве красок»



В раздел образования