Автор: Алейникова Виктория Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУСОН РО "СРЦ Зерноградского района"
Населённый пункт: город Зерноград
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования.
Раздел: дошкольное образование
Развитие познавательно-исследовательской
деятельности через организацию детского
экспериментирования
Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в
различных видах деятельности является одной из важнейших задач современной
образовательной практики в рамках федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного образования.
Цель познавательно-исследовательской деятельности – удовлетворить
естественное детское любопытство и любознательность, стремление познавать
окружающий мир, свойства предметов, сформировать у дошкольников основные
ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Эта цель необходима для решения задач ФГОС дошкольного образования в области
познавательного развития, предполагающего развитие любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление
сознания, развитие воображения и творческой активности.
Познавательно-исследовательская деятельность - важное средство
интеллектуального развития дошкольников.
Задачи познавательно-исследовательской деятельности
в младшем дошкольном возрасте:
- развитие интереса к окружающему миру;
- формирование первичных представлений о свойствах предметов и веществ
(форме, цвете, величине, структуре, звучности и т. д.);
- развитие речевых навыков (построение устной речи — ответов на вопросы,
рассказ об увиденном), словарного запаса;
- создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной
информации;
- стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
- формирование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой
моторики.
Формы развития познавательно-исследовательской деятельности:
- экспериментирование;
- исследование;
- коллекционирование;
- проектирование.
Особого внимания заслуживает детское экспериментирование, как особый способ
практического освоения действительности и средство развития познавательной
активности дошкольников.
Младший дошкольный возраст – период активного экспериментирования детей с
предметным миром. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и
наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод,
соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является
ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания
мира. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки,
животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он
любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными
веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками.
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на
вопросы «как» и «почему?», позволяет моделировать в своём сознании картину
мира, через разные формы восприятия, позволяет почувствовать себя учёным,
исследователем, первооткрывателем.
Современному педагогу надо в первую очередь не столько учиться рассказывать,
сколько учиться слушать и видеть. В познании окружающего мира менее всего
ценны правильные ответы сами по себе. Важно как раз терпеливое выслушивание
объяснений ребёнка, доверие к нему, поддержка его мысли, ещё не окрепшей и
робеющей в окружении многих людей.
Эксперимент нельзя превращать в подобие хорового пения. «Возьмите в правую
руку то, в левую то, соедините, потрясите…» Это вызовет лишь тоску. Можно
сказать: «Вам лучше получить смесь из этих материалов – как её получить,
решайте сами». Пусть ребёнок ошибётся, но он сам сможет поискать свои
варианты. «Не делай с нами, делай как мы» - а делай не спеша. И нельзя упрекать
за неудачи. Нужно выяснить причину, почему у одних опыт получается, а у других
нет, и суметь с интересом для всех в этом разобраться.
Малыши очень устают от однообразия деятельности или предмета обсуждения – но
готовы сколь угодно долго заниматься, если удаётся увлекательно для всех то и
дело переключаться с одного на другое.
Дети разные по характеру, типу мышления, работоспособности, подвижности. Но у
каждого ребёнка (при определённой работе) будут происходить определённые
эволюционные изменения по отношению к естествознанию.
Любое экспериментирование начинается с наблюдения – это первая ступенька в
процессе естествознания. Вначале - по просьбе. Потом – наблюдение как
потребность. У одних детей этот период потребности к наблюдению проходит, а у
других остаётся на всю жизнь.
2 ступенька. Размышление об увиденном, осмысление его, обсуждение.,
выдвигаются гипотезы, но детьми они оцениваются скорее с точки зрения
оригинальности и интересности, а не врасчёте на опытную проверку.
3 ступенька. Измерение, замер. Очень труден этап лабораторных записей. Здесь
нужен маленький шаг к воспитанию научности познания – шаг от бытового уровня
рассуждений к профессиональному.
4 ступенька. Выдвижение таких гипотез, которые проверяются на прочность.
Идейный штурм: что бы это могло быть? Порой взрослый может кинуть какие-то
свои гипотезы на затравку: так, так или так? А на самом деле не так, не так и не
так – а что-то другое.
5 ступенька Предсказание. Ребёнок может пересказать, что увидел. Он может и
предсказать, что мы должны увидеть, и объяснить, почему это произойдёт.
Конечно, в детском саду обживать первые ступеньки куда более естественно, чем
настраивать себя и детей на достижения верхних ступеней. В этом задача школы.
Но иногда дошколята очень интересно выдвигают, обсуждают и доказывают разные
гипотезы – иногда сказочные, а иногда и вполне научные. И конечно, одни
взбираются по ступенькам быстро, другие вдумчиво и обстоятельно задерживаются
на каждой. Странно требовать, чтобы все занимали одинаковую позицию.
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.
Таблица1. Классификация экспериментов
1. По характеру объектов,
используемых в
эксперименте
опыты с растениями;
опыты с животными;
опыты с объектами неживой природы;
опыты, объектом которых является человек.
2. По месту проведения
опытов
в групповой комнате;
на участке;
в лесу, в поле и т.д.
3. По количеству детей
индивидуальные (1—4 ребенка);
групповые (5—10 детей);
коллективные (вся группа).
4. По причине их проведения случайные;
запланированные;
поставленные в ответ на вопрос ребенка.
5.По характеру включения в
педагогический процесс
эпизодические (проводимые от случая к случаю);
систематические.
6. По продолжительности
кратковременные (от 5 до 15 минут);
длительные (свыше 15 минут).
7. По количеству наблюдений
за одним и тем же объектом
однократные;
многократные, или циклические.
8. По месту в цикле
первичные;
повторные;
заключительные и итоговые
9. По характеру
мыслительных операций
констатирующие (позволяющие увидеть какое-то
одно состояние объекта или одно явление вне
связи с другими объектами и явлениями);
сравнительные (позволяющие увидеть динамику
процесса или отметить изменения в состоянии
объекта);
обобщающие (эксперименты, в которых
прослеживаются общие закономерности процесса,
изучаемого ранее по отдельным этапам).
10. По характеру
познавательной деятельности
детей
иллюстративные (детям все известно, и
эксперимент только подтверждает знакомые
факты);
поисковые (дети не знают заранее, каков будет
результат);
решение экспериментальных задач.
11. По способу применения в
аудитории
демонстрационные;
фронтальные.
Для курса «Научных забав» вряд ли нужна программа, перечисляющая учебный
материал, который необходимо пройти. Скорее пригодится склад опытов, сведений,
задач, загадок, откуда педагог мог бы подбирать что-то подходящее к той или иной
ситуации.
В нашем детском саду вся работа по детскому экспериментированию в младшей
группе нашего детского сада систематизирована и распределена по разделам:
1раздел «Мир природы».
2 раздел «Волшебница вода».
3 раздел «Воздух-невидимка».
4 раздел «Песок, глина, камни, почва».
5 раздел «Маленькие исследователи».
1 раздел Мир природы
Темы НОД: «Посадка лука», «Как снеговики правду о весне искали», «Умники и
умницы»…
Экскурсии по территории детского сада: знакомство с растениями, деревьями,
насекомыми, птицами и т.д.
Наблюдения: за объектами природы, «Где ночует солнышко?», «Веточка в вазе».
Экспериментирование: «Растение живое или нет?» , «Солнечный зайчик», и т.д.
2 раздел «Волшебница вода»
Темы НОД: «Кому нужна вода?», «Послушная водичка», «Как помочь ослику»,
«Прятки».
Наблюдения: за снегом, льдом, поливом растений.
Экспериментирование: изучение физических свойств воды (цвет, вкус, запах,
текучесть…) «Можно ли окрасить воду?», «Какая лужа высохнет быстрее?», «Куда
делась вода?», «Всё ли растворяет вода?» и т.д.
Игры с водой: «Наливаем-выливаем», «Водичка, водичка, умой наше личико…»,
«Какого цвета водичка?» и др.
3 раздел «Воздух-невидимка»
Темы НОД: «Дует, дует ветерок», «Как услышать воздух?», «Невидимка – сказка
или быль?»
Наблюдения за движением воздуха
Экспериментирование: изучение физических свойств воздуха (цвет, запах, форма),
«Что в пакете?», «Пузырьки в стакане?», "Где ты ветерок?"
Игры с воздухом: «Плывёт, плывёт кораблик», «Поддувалочки», «Мой весёлый
звонкий мяч», «Мыльные пузыри».
4 раздел «Песок, глина, камни, почва»
Темы НОД: «Изучаем песок, глину, почву, камни»
Наблюдения за почвой на огороде, клумбах, тропинках и т.д.
Экспериментирование: изучение физических свойств объектов (цвет, запах, форма
и т.д.)
Игры с песком на прогулке: «Чудесные фигурки» Песочные узоры
5 раздел «Маленькие исследователи»
Темы НОД: «Соль или сахар?», «Чудесная мука», «Пароходик из бумаги», «В
королевстве красок»