Напоминание

"Методы развития музыкального слуха на уроках сольфеджио"


Автор: Тульнева Надежда Николаевна
Должность: преподаватель ДШИ
Учебное заведение: ОБОУ ДО "Обоянская ДШИ"
Населённый пункт: г. Обоянь, Курская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методы развития музыкального слуха на уроках сольфеджио"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Областное

бюджетное

образовательное

учреждение дополнительного образования детей

« Обоянская детская школа искусств»

Методы развития

музыкального слуха на

уроках сольфеджио

Методическая разработка преподавателя

Тульневой Н. Н.

г. Обоянь

Введение.

Основная цель обучения в детской школе искусств – воспитание

гармонически развитой личности посредством музыки.

Предмет сольфеджио является практической дисциплиной и направлен на

развитие

музыкальных

способностей.

Он

вырабатывает

у

учащихся

определенную систему знаний и навыков, необходимых для их последующей

музыкальной деятельности.

Комплексный

подход

к

обучению

на

современном

уровне

предусматривает работу над развитием всех компонентов музыкальности:

музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, воображения,

эмоциональной отзывчивости на музыку и эстетического вкуса. Рассмотрим

один из компонентов: музыкальный слух, а именно его развитие на уроках

сольфеджио.

Проблема заключается в том, что в первый класс приходят дети с разной

степенью музыкальности, т.е. с разным музыкальным слухом. Одни дети с

хорошим мелодическим слухом, обладают голосом, другие кое-как поют на 2-х

или 3-х звуках.

Таким образом, перед преподавателями сольфеджио возникает нелёгкая

задача развить музыкальный слух любого ребёнка, пришедшего в детскую

школу искусств.

Отсюда

возникает

необходимость

обобщать

и

систематизировать накопленную по теме «развитие музыкального слуха на

уроках сольфеджио» информацию в методические рекомендации.

Глава I.

Работа по развитию мелодического слуха.

Занятия

по

сольфеджио

должны

быть

направлены

на

развитие

мелодического, гармонического и полифонического слуха, при наличии

которого учащиеся могут мысленно представлять музыкальные произведения

или его часть во всех деталях. Для развития мелодического слуха применяются

следующие формы работы:

1. Пение гамм, ступеней с разрешением, цепочек из ступеней,

интервалов, аккордов, секвенций в ладах.

2. Заучивание одноголосных мелодий с последующим подбором на

инструменте.

3. Метроритмические упражнения.

4. Пение

с

листа

одноголосных

примеров

(a`capella

или

с

сопровождением).

5. Запись одноголосных диктантов.

6. Допевание мелодий до тоники, досочинение фраз до предложения

или периода, импровизаций мелодий, песен, интонаций.

Рассмотрим некоторые из них:

1.1.

Пение гамм, ступеней с разрешением, цепочек из ступеней,

интервалов, аккордов, секвенций в ладах.

В образовательной программе по сольфеджио пение гамм, ступеней,

заучивание мелодий относится к разделу вокально-интонационных навыков, и в

соответствии с этим изучение гамм ведётся от простого к сложному, а именно

от количества ключевых знаков от 1 до 7, с первого по седьмой класс. На пении

гамм и ступеней строится развитие интонационных навыков. В течение первого

года обучения перед педагогом стоит задача научить детей слушать свой голос,

слушать инструмент, слушать голос учителя и при этом самому петь.

Хорошо, если у ребёнка чистая интонация, хороший голос, т.е. он наделен

природными способностями, а если нет, то понадобится определенное время и

большое терпение со стороны учителя и ученика, для достижения нужного

результата.

В решении этой задачи может помочь пение ступеней по болгарской

столбице.

Например:

I – II – III ступень, III – II – I; I – II – III – IV – V и обратно, затем I – VII –

I; опевание VII – II – I; в дальнейшем скачки I – V и т.д. И всё это пропевается в

удобной тональности (не обязательно в до мажоре). Очень хорошо, если в

школе есть уроки хорового пения. «Гудошникам» особенно необходимо

посещать этот предмет, чтобы приобрести вокально-хоровые навыки (дыхание,

звукообразование, артикуляция) необходимые для чистого интонирования.

Очень эффективное, на мой взгляд, упражнение «Эхо».

Задача этого упражнения – постепенно добиваться чистоты звучания.

Начиная от самых элементарных упражнений – пения гамм, до пения цепочек в

старших классах.

1.2. Заучивание одноголосных мелодий с последующим подбором на

инструменте.

Параллельно

на

сольфеджио

ведётся

работа

над

запоминанием

простейших мелодий, пение и проигрывание их на фортепиано от разных

звуков.

Это развивает чувство лада, звуковысотность, умение перестраиваться из

одной тональности в другую. Много внимания подбору на слух так же должно

уделяться при обучение на инструменте. Подобная комплексная работа дает

положительные

результаты

и

не

поющий

ребёнок

начинает

чисто

интонировать.

1.3. Метроритмические упражнения.

Работа над метроритмом очень интересна для учащихся первых и вторых

классов, т.к. дает возможность расслабить мышцы, встать на ноги, похлопать

руками. Можно использовать ритмослоги (четвертные - «та», восьмые - «ти» и

т. д.), а также различные ритмические упражнения, в двух и трёхдольных

размерах. Ученики прочитывают ритм ритмослогами, а затем отстукивая

рисунок правой и левой рукой. При этом делается акцент на запоминание

ритмических оборотов – тактов: две четвертных, четыре восьмых, четвертная и

две восьмых, две восьмых и четвертная, четвертная с точкой и восьмая, четыре

шестнадцатых и т.д., что очень важно в дальнейшей работе с диктантами.

Полезно писать ритмические диктанты: учитель читает нараспев коротенькие

фразы, а учащиеся записывают их с помощью четверных и восьмых нот. При

этом каждый слог – это нота.

Например:

«Светит солнышко» - П I I I или «Набежала туча» - П П I I. .

Таким образом, можно использовать разные слова (имена, предметы) при

прохлопывании

определенных

ритмов.

Подобные

метроритмические

упражнения нужно проводить на каждом уроке.

1.4.

Пение

с

листа

одноголосных

примеров

(a’capella

или

с

сопровождением).

В более старших классах ритм лучше прохлопывать левой рукой по

столу, при этом читать или петь ноты упражнения, а правой - дирижировать.

В чтении с листа, полученные знания, умения, навыки сливаются

воедино, подчиняются одной цели. При этом выявляются разные свойства

музыкального

слуха.

Степень

владения

навыками,

полученными

при

комплексном подходе на уроках сольфеджио, специальности, музыкальной

литературы определяют в конечном итоге уровень развития музыканта,

готовности его к самостоятельной работе.

Для чтения с листа необходимо:

- уметь петь ступенями в ладу без поддержки инструмента;

- интонировать простые интервалы;

- иметь навыки в чтении ритмических фигур.

Чтение нот с листа с точки зрения физиологии и психологии человека –

сложный процесс, в результате которого зрительные раздражения должны

переработаться в слуховые представления по схеме: «вижу» – «понимаю» –

«мысленно представляю» - «воспроизвожу». Чтобы выработать устойчивые

навыки чтения нотного текста с листа необходима систематическая тренировка,

а так же постепенность в наращивании трудности исполняемого материала.

Перед пением с листа мы с учениками делаем анализ мелодий, т.е. проводим

зрительный охват: движение звуков, ритмический рисунок, фразы (повтор, не

повтор), тональность, размер. На начальном этапе хорошо помогает счёт.

Ученику предлагается сказать: сколько нот на первую долю «раз и», на вторую

«два и» и т.д., что позволяет не затягивать темп и видеть последующую ноту,

осмысливать ритм и в целом комбинации любой сложности по долям.

1.5. Запись одноголосных диктантов.

Это наиболее трудная форма работы, и чтобы ученики не боялись

необходимо их соответственно настроить. Прежде чем писать мелодический

диктант, нужно научить ученика устно пропревать коротенькие мотивы из двух

тактов, при этом запомнить мелодию и в дальнейшем спеть её нотами. С

увеличением количества тактов (до 8) вводится понятие «период». На первых

порах это период повторного строения из 2-х или 4-х фраз. Предварительно

нужно обязательно проанализировать диктант: определить размер, с какой

ступени (ноты) начинается, сколько тактов, какие повторяются, выявить

ритмические трудности, интонационные обороты.

На следующем этапе диктант полезно видеть графически, используя

лесенку т.к. это способствует анализу движения звуков мелодии: вверх, вниз,

на одной высоте, по-порядку или скачком.

Диктант пишут разными способами. Одни ученики прослушивают

мелодию несколько раз, запоминают её, а потом пишут. Другие – пишут ноты –

кружки всего диктанта, затем проставляют ритм. Этот способ самый

длительный. Хорошо если ребёнок может писать диктант по тактам, при этом

он выбирает повторяющиеся такты, например 1 и 5, т.е. начало первой фразы и

второй. Если диктант не повторного строения, следовательно, его трудно

запомнить, то можно предложить записать последний один такт или два, т.к.

после проигрывания именно конец мелодии звучит в голове, когда начало уже

забылось. Т.е. способов записи диктантов много. Каждый ребёнок сам

приспосабливается к записи диктанта, находит оптимальный вариант и не

нужно ему в этом мешать.

1.6. Допевание мелодий до тоники, досочинение фраз до предложения

или периода, импровизаций мелодий, песен, интонаций.

Этим творческим видом деятельности нужно заниматься уже с первого

класса. Ощущение устоя, тоники и умение допеть до неё – развивает ладовое

чувство и, следовательно, мелодический слух в целом. Кроме того, этот вид

работы интересен, он мобилизует ученика, заставляет его собраться и спеть

простенькую мелодию из 2-5 нот. Допевать можно по звукам тонического

трезвучия, поступенно вверх или вниз до тоники, использовать прием опевания,

скачки и т.д. За каждый такой индивидуальный ответ нужно обязательно

похвалить ученика, при этом проанализировать его, указать на ошибки, и

поставить положительную оценку.

Музыкальная

память

-

важный

компонент,

входящий

в

понятие

«Музыкальность».

Благодаря

наличию

музыкальной

памяти

мы

можем

удерживать в сознании мелодию песни, можем узнавать музыкальные

произведения. У одних учеников работает активно зрительно-слуховая память,

у других моторная. Такая память часто помогает ученику при разучивании

нового

произведения:

привычные

движения

пальцев

по

клавиатуре

способствую запоминанию, именно поэтому на уроках сольфеджио необходимо

постоянно

тренировать

музыкальную

память

на

высокохудожественном

материале (народные песни, мотивы, темы из классической и современной

музыки.)

Формы

работы

над

развитием

музыкальной

памяти

могут

быть

следующие: диктант, попевки с последующим подбором на слух, запоминание

хоровых партий. При этом нельзя не отметить тесную связь между предметами

музыкальной литературы, хора, сольфеджио и инструмента.

Запись диктанта, заучивание мелодий наизусть больше направлены на

развитие

музыкальной

памяти,

а

сочинение

мелодий

творческого

воображения. Однако эти компоненты в процессе обучения влияют друг на

друга и должны идти в ногу, только тогда можно достичь высоких результатов

в обучении и воспитании учащихся.

Глава II.

Развитие гармонического слуха.

«Гармония» - в переводе с греческого означает «Связь, сплочённость». В

музыке – это прежде всего звуки, стройно связанные в созвучия – аккорды, и их

последовательность. Но звуки, не хаотически взятые, а принадлежащие

определенному ладу.

Изучение аккордов начинается с трезвучия. Окраска трезвучий бывает

разной. Мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное. Мажорное и

минорное имеет ладовую окраску, а увеличенное и уменьшенное нет. Можно

придумать образы дня и ночи, веселого, грустного человечка, великана и гнома.

Работа над развитием гармонического слуха начинается уже с первых

уроков, когда разучиваются песенки, пропеваются примеры из учебников в

сопровождении фортепиано. Гармонический слух так же формируется при

пении интервалов, аккордов, при анализе на слух гармонических оборотов.

Знакомство с Т

5

3

и S

5

3

и D

5

3

начинается со второго класса, как с

трезвучиями главных ступеней I, IV,V. В дальнейшем изучаются обращения.

Трезвучия как бы меняют свой облик, играют в чехарду. При этом всё

проигрывается на фортепиано. Педагог играет Т,

S,

D

в разном ритме, а

ученики поют импровизацию на какой-нибудь слог.

Задания на сочинения - импровизации очень разнообразны. Можно

сочинять на стихи, на ритм, в определенном жанре (полька, вальс, марш).

Изучив главные ступени, педагог дает задание по подбору простейшего

аккомпанемента. К примеру, из учебника «Сольфеджио» подобрать бас к

изучаемой мелодии.. Сначала это выдержанный бас на каждый такт, а с учётом

пианистических возможностей учащегося задание усложняется: ритмически,

фактурно и т.д. При этом нужно учитывать жанровость мелодии (полька,

вальс).

Для работы над развитием гармонического слуха полезно выстраивать

(пропевать, проигрывать, слушать на слух) цепочки аккордов, так называемые

элементарные функциональные обороты (ЭФО).

Например:

Т

5

3

- S

6

4

– D

6

- Т

5

3

; Т

6

– S

5

3

- D

6

4

- Т

6

; Т

6

4

- S

6

– D

5

3

– Т

6

4

. Такие цепочки

можно пропевать в разных тональностях, в мелодическом прямом движении

снизу вверх, сверху вниз и в ломанном движении.

В качестве наглядного материала в работе над гармоническим слухом

хорошо

использовать

карточки

с

интервалами.

Картинки

по

каждому

интервалу, образ, настроение помогают в определении на слух. А таблица с

расположением Т-S-D и обращениями, включая септаккорды, с использованием

разных цветов (Т – синяя, S – желтая, D – красная) способствует лучшему

усвоению теории и умелому применению аккордов при подборе и определении

на слух.

Заключение.

Сольфеджио – это учебная дисциплина, в задачу которой должно входить

не только обучение различным знаниям и навыкам, но и воспитание

музыкального вкуса, любви к музыке, творческого и активного отношения к

ней. При методическом планировании уроков сольфеджио необходимо сочетать

различные

формы

работы,

направленные

на

развитие

музыкальных

способностей учащихся в целом.

Б. В. Асафьев говорил: «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти

невозможно наверстать в зрелые годы. Если в раннем детстве донести до

сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует

многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку

культуры, которая не может быть достигнута никакими средствами. Чувства

красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту

– маленький человек осознает своё достоинство».

Список используемой литературы.

1.

Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и

образовании. – Л., 1973.

2.

Берак О. Л. Школа ритма. – М., 2003.

3.

Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М.,1986.

4.

Картавцева М.Т. Развитие памяти и воображения на уроках

сольфеджио. – М., 1970.

5.

Картавцева М.Т. Сольфеджио XXI век. – М., 1999.

6.

Костырева Г.П. Творческий процесс как метод активизации развития

музыкальных способностей младших школьников. Изд. «Академия»,

2008.

7.

Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. – Л.,1970.



В раздел образования