Автор: Тульнева Надежда Николаевна
Должность: преподаватель ДШИ
Учебное заведение: ОБОУ ДО "Обоянская ДШИ"
Населённый пункт: г. Обоянь, Курская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методы развития музыкального слуха на уроках сольфеджио"
Раздел: дополнительное образование
Областное
бюджетное
образовательное
учреждение дополнительного образования детей
« Обоянская детская школа искусств»
Методы развития
музыкального слуха на
уроках сольфеджио
Методическая разработка преподавателя
Тульневой Н. Н.
г. Обоянь
Введение.
Основная цель обучения в детской школе искусств – воспитание
гармонически развитой личности посредством музыки.
Предмет сольфеджио является практической дисциплиной и направлен на
развитие
музыкальных
способностей.
Он
вырабатывает
у
учащихся
определенную систему знаний и навыков, необходимых для их последующей
музыкальной деятельности.
Комплексный
подход
к
обучению
на
современном
уровне
предусматривает работу над развитием всех компонентов музыкальности:
музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, воображения,
эмоциональной отзывчивости на музыку и эстетического вкуса. Рассмотрим
один из компонентов: музыкальный слух, а именно его развитие на уроках
сольфеджио.
Проблема заключается в том, что в первый класс приходят дети с разной
степенью музыкальности, т.е. с разным музыкальным слухом. Одни дети с
хорошим мелодическим слухом, обладают голосом, другие кое-как поют на 2-х
или 3-х звуках.
Таким образом, перед преподавателями сольфеджио возникает нелёгкая
задача развить музыкальный слух любого ребёнка, пришедшего в детскую
школу искусств.
Отсюда
возникает
необходимость
обобщать
и
систематизировать накопленную по теме «развитие музыкального слуха на
уроках сольфеджио» информацию в методические рекомендации.
Глава I.
Работа по развитию мелодического слуха.
Занятия
по
сольфеджио
должны
быть
направлены
на
развитие
мелодического, гармонического и полифонического слуха, при наличии
которого учащиеся могут мысленно представлять музыкальные произведения
или его часть во всех деталях. Для развития мелодического слуха применяются
следующие формы работы:
1. Пение гамм, ступеней с разрешением, цепочек из ступеней,
интервалов, аккордов, секвенций в ладах.
2. Заучивание одноголосных мелодий с последующим подбором на
инструменте.
3. Метроритмические упражнения.
4. Пение
с
листа
одноголосных
примеров
(a`capella
или
с
сопровождением).
5. Запись одноголосных диктантов.
6. Допевание мелодий до тоники, досочинение фраз до предложения
или периода, импровизаций мелодий, песен, интонаций.
Рассмотрим некоторые из них:
1.1.
Пение гамм, ступеней с разрешением, цепочек из ступеней,
интервалов, аккордов, секвенций в ладах.
В образовательной программе по сольфеджио пение гамм, ступеней,
заучивание мелодий относится к разделу вокально-интонационных навыков, и в
соответствии с этим изучение гамм ведётся от простого к сложному, а именно
от количества ключевых знаков от 1 до 7, с первого по седьмой класс. На пении
гамм и ступеней строится развитие интонационных навыков. В течение первого
года обучения перед педагогом стоит задача научить детей слушать свой голос,
слушать инструмент, слушать голос учителя и при этом самому петь.
Хорошо, если у ребёнка чистая интонация, хороший голос, т.е. он наделен
природными способностями, а если нет, то понадобится определенное время и
большое терпение со стороны учителя и ученика, для достижения нужного
результата.
В решении этой задачи может помочь пение ступеней по болгарской
столбице.
Например:
I – II – III ступень, III – II – I; I – II – III – IV – V и обратно, затем I – VII –
I; опевание VII – II – I; в дальнейшем скачки I – V и т.д. И всё это пропевается в
удобной тональности (не обязательно в до мажоре). Очень хорошо, если в
школе есть уроки хорового пения. «Гудошникам» особенно необходимо
посещать этот предмет, чтобы приобрести вокально-хоровые навыки (дыхание,
звукообразование, артикуляция) необходимые для чистого интонирования.
Очень эффективное, на мой взгляд, упражнение «Эхо».
Задача этого упражнения – постепенно добиваться чистоты звучания.
Начиная от самых элементарных упражнений – пения гамм, до пения цепочек в
старших классах.
1.2. Заучивание одноголосных мелодий с последующим подбором на
инструменте.
Параллельно
на
сольфеджио
ведётся
работа
над
запоминанием
простейших мелодий, пение и проигрывание их на фортепиано от разных
звуков.
Это развивает чувство лада, звуковысотность, умение перестраиваться из
одной тональности в другую. Много внимания подбору на слух так же должно
уделяться при обучение на инструменте. Подобная комплексная работа дает
положительные
результаты
и
не
поющий
ребёнок
начинает
чисто
интонировать.
1.3. Метроритмические упражнения.
Работа над метроритмом очень интересна для учащихся первых и вторых
классов, т.к. дает возможность расслабить мышцы, встать на ноги, похлопать
руками. Можно использовать ритмослоги (четвертные - «та», восьмые - «ти» и
т. д.), а также различные ритмические упражнения, в двух и трёхдольных
размерах. Ученики прочитывают ритм ритмослогами, а затем отстукивая
рисунок правой и левой рукой. При этом делается акцент на запоминание
ритмических оборотов – тактов: две четвертных, четыре восьмых, четвертная и
две восьмых, две восьмых и четвертная, четвертная с точкой и восьмая, четыре
шестнадцатых и т.д., что очень важно в дальнейшей работе с диктантами.
Полезно писать ритмические диктанты: учитель читает нараспев коротенькие
фразы, а учащиеся записывают их с помощью четверных и восьмых нот. При
этом каждый слог – это нота.
Например:
«Светит солнышко» - П I I I или «Набежала туча» - П П I I. .
Таким образом, можно использовать разные слова (имена, предметы) при
прохлопывании
определенных
ритмов.
Подобные
метроритмические
упражнения нужно проводить на каждом уроке.
1.4.
Пение
с
листа
одноголосных
примеров
(a’capella
или
с
сопровождением).
В более старших классах ритм лучше прохлопывать левой рукой по
столу, при этом читать или петь ноты упражнения, а правой - дирижировать.
В чтении с листа, полученные знания, умения, навыки сливаются
воедино, подчиняются одной цели. При этом выявляются разные свойства
музыкального
слуха.
Степень
владения
навыками,
полученными
при
комплексном подходе на уроках сольфеджио, специальности, музыкальной
литературы определяют в конечном итоге уровень развития музыканта,
готовности его к самостоятельной работе.
Для чтения с листа необходимо:
- уметь петь ступенями в ладу без поддержки инструмента;
- интонировать простые интервалы;
- иметь навыки в чтении ритмических фигур.
Чтение нот с листа с точки зрения физиологии и психологии человека –
сложный процесс, в результате которого зрительные раздражения должны
переработаться в слуховые представления по схеме: «вижу» – «понимаю» –
«мысленно представляю» - «воспроизвожу». Чтобы выработать устойчивые
навыки чтения нотного текста с листа необходима систематическая тренировка,
а так же постепенность в наращивании трудности исполняемого материала.
Перед пением с листа мы с учениками делаем анализ мелодий, т.е. проводим
зрительный охват: движение звуков, ритмический рисунок, фразы (повтор, не
повтор), тональность, размер. На начальном этапе хорошо помогает счёт.
Ученику предлагается сказать: сколько нот на первую долю «раз и», на вторую
«два и» и т.д., что позволяет не затягивать темп и видеть последующую ноту,
осмысливать ритм и в целом комбинации любой сложности по долям.
1.5. Запись одноголосных диктантов.
Это наиболее трудная форма работы, и чтобы ученики не боялись
необходимо их соответственно настроить. Прежде чем писать мелодический
диктант, нужно научить ученика устно пропревать коротенькие мотивы из двух
тактов, при этом запомнить мелодию и в дальнейшем спеть её нотами. С
увеличением количества тактов (до 8) вводится понятие «период». На первых
порах это период повторного строения из 2-х или 4-х фраз. Предварительно
нужно обязательно проанализировать диктант: определить размер, с какой
ступени (ноты) начинается, сколько тактов, какие повторяются, выявить
ритмические трудности, интонационные обороты.
На следующем этапе диктант полезно видеть графически, используя
лесенку т.к. это способствует анализу движения звуков мелодии: вверх, вниз,
на одной высоте, по-порядку или скачком.
Диктант пишут разными способами. Одни ученики прослушивают
мелодию несколько раз, запоминают её, а потом пишут. Другие – пишут ноты –
кружки всего диктанта, затем проставляют ритм. Этот способ самый
длительный. Хорошо если ребёнок может писать диктант по тактам, при этом
он выбирает повторяющиеся такты, например 1 и 5, т.е. начало первой фразы и
второй. Если диктант не повторного строения, следовательно, его трудно
запомнить, то можно предложить записать последний один такт или два, т.к.
после проигрывания именно конец мелодии звучит в голове, когда начало уже
забылось. Т.е. способов записи диктантов много. Каждый ребёнок сам
приспосабливается к записи диктанта, находит оптимальный вариант и не
нужно ему в этом мешать.
1.6. Допевание мелодий до тоники, досочинение фраз до предложения
или периода, импровизаций мелодий, песен, интонаций.
Этим творческим видом деятельности нужно заниматься уже с первого
класса. Ощущение устоя, тоники и умение допеть до неё – развивает ладовое
чувство и, следовательно, мелодический слух в целом. Кроме того, этот вид
работы интересен, он мобилизует ученика, заставляет его собраться и спеть
простенькую мелодию из 2-5 нот. Допевать можно по звукам тонического
трезвучия, поступенно вверх или вниз до тоники, использовать прием опевания,
скачки и т.д. За каждый такой индивидуальный ответ нужно обязательно
похвалить ученика, при этом проанализировать его, указать на ошибки, и
поставить положительную оценку.
Музыкальная
память
-
важный
компонент,
входящий
в
понятие
«Музыкальность».
Благодаря
наличию
музыкальной
памяти
мы
можем
удерживать в сознании мелодию песни, можем узнавать музыкальные
произведения. У одних учеников работает активно зрительно-слуховая память,
у других моторная. Такая память часто помогает ученику при разучивании
нового
произведения:
привычные
движения
пальцев
по
клавиатуре
способствую запоминанию, именно поэтому на уроках сольфеджио необходимо
постоянно
тренировать
музыкальную
память
на
высокохудожественном
материале (народные песни, мотивы, темы из классической и современной
музыки.)
Формы
работы
над
развитием
музыкальной
памяти
могут
быть
следующие: диктант, попевки с последующим подбором на слух, запоминание
хоровых партий. При этом нельзя не отметить тесную связь между предметами
музыкальной литературы, хора, сольфеджио и инструмента.
Запись диктанта, заучивание мелодий наизусть больше направлены на
развитие
музыкальной
памяти,
а
сочинение
мелодий
–
творческого
воображения. Однако эти компоненты в процессе обучения влияют друг на
друга и должны идти в ногу, только тогда можно достичь высоких результатов
в обучении и воспитании учащихся.
Глава II.
Развитие гармонического слуха.
«Гармония» - в переводе с греческого означает «Связь, сплочённость». В
музыке – это прежде всего звуки, стройно связанные в созвучия – аккорды, и их
последовательность. Но звуки, не хаотически взятые, а принадлежащие
определенному ладу.
Изучение аккордов начинается с трезвучия. Окраска трезвучий бывает
разной. Мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное. Мажорное и
минорное имеет ладовую окраску, а увеличенное и уменьшенное нет. Можно
придумать образы дня и ночи, веселого, грустного человечка, великана и гнома.
Работа над развитием гармонического слуха начинается уже с первых
уроков, когда разучиваются песенки, пропеваются примеры из учебников в
сопровождении фортепиано. Гармонический слух так же формируется при
пении интервалов, аккордов, при анализе на слух гармонических оборотов.
Знакомство с Т
5
3
и S
5
3
и D
5
3
начинается со второго класса, как с
трезвучиями главных ступеней I, IV,V. В дальнейшем изучаются обращения.
Трезвучия как бы меняют свой облик, играют в чехарду. При этом всё
проигрывается на фортепиано. Педагог играет Т,
S,
D
в разном ритме, а
ученики поют импровизацию на какой-нибудь слог.
Задания на сочинения - импровизации очень разнообразны. Можно
сочинять на стихи, на ритм, в определенном жанре (полька, вальс, марш).
Изучив главные ступени, педагог дает задание по подбору простейшего
аккомпанемента. К примеру, из учебника «Сольфеджио» подобрать бас к
изучаемой мелодии.. Сначала это выдержанный бас на каждый такт, а с учётом
пианистических возможностей учащегося задание усложняется: ритмически,
фактурно и т.д. При этом нужно учитывать жанровость мелодии (полька,
вальс).
Для работы над развитием гармонического слуха полезно выстраивать
(пропевать, проигрывать, слушать на слух) цепочки аккордов, так называемые
элементарные функциональные обороты (ЭФО).
Например:
Т
5
3
- S
6
4
– D
6
- Т
5
3
; Т
6
– S
5
3
- D
6
4
- Т
6
; Т
6
4
- S
6
– D
5
3
– Т
6
4
. Такие цепочки
можно пропевать в разных тональностях, в мелодическом прямом движении
снизу вверх, сверху вниз и в ломанном движении.
В качестве наглядного материала в работе над гармоническим слухом
хорошо
использовать
карточки
с
интервалами.
Картинки
по
каждому
интервалу, образ, настроение помогают в определении на слух. А таблица с
расположением Т-S-D и обращениями, включая септаккорды, с использованием
разных цветов (Т – синяя, S – желтая, D – красная) способствует лучшему
усвоению теории и умелому применению аккордов при подборе и определении
на слух.
Заключение.
Сольфеджио – это учебная дисциплина, в задачу которой должно входить
не только обучение различным знаниям и навыкам, но и воспитание
музыкального вкуса, любви к музыке, творческого и активного отношения к
ней. При методическом планировании уроков сольфеджио необходимо сочетать
различные
формы
работы,
направленные
на
развитие
музыкальных
способностей учащихся в целом.
Б. В. Асафьев говорил: «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти
невозможно наверстать в зрелые годы. Если в раннем детстве донести до
сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует
многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку
культуры, которая не может быть достигнута никакими средствами. Чувства
красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту
– маленький человек осознает своё достоинство».
Список используемой литературы.
1.
Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и
образовании. – Л., 1973.
2.
Берак О. Л. Школа ритма. – М., 2003.
3.
Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М.,1986.
4.
Картавцева М.Т. Развитие памяти и воображения на уроках
сольфеджио. – М., 1970.
5.
Картавцева М.Т. Сольфеджио XXI век. – М., 1999.
6.
Костырева Г.П. Творческий процесс как метод активизации развития
музыкальных способностей младших школьников. Изд. «Академия»,
2008.
7.
Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. – Л.,1970.