Напоминание

Формирование метапредметных результатов при подготовке к ВПР в условиях реализацииФГОСООО


Автор: Давыдова Ирина Николаевна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: ГКОУ "ВСШ при ИТУ Самарской области"
Населённый пункт: с. Спиридоновка, Волжский район,Самарская область.
Наименование материала: курсовая работа
Тема: Формирование метапредметных результатов при подготовке к ВПР в условиях реализацииФГОСООО
Раздел: полное образование





Назад




Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального

образования Самарской области

Самарский областной институт повышения

квалификации и переподготовки работников

образования

Итоговая работа

На тему:

« Методические приемы выполнения математических операций, формирование

логической и алгоритмической культуры для достижения метапредметных результатов

при подготовке к ВПР по предмету «Физика»

На курсах повышения квалификации

«Формирование метапредметных результатов при подготовке к ВПР в условиях

реализации ФГОС ООО и СОО»

(модуль вариативной части повышения квалификации по именному образовательному

чеку)

Выполнила: учитель физики и математики

Давыдова Ирина Николаевна

Образовательное учреждение:

Государственное казенное

общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) школа при

исправительно- трудовых учреждениях

Самарской области» филиал№3

Руководитель: Хохлова С.Н., преподаватель кафедры

физико- математического

образования СИПКРО

хох

sn

@

mail

.

ru

21.11.2022г-25.11.2022г

Самара 2022г

Введение

Тематическая тестовая работа предназначена для мониторинга метапредметных

достижений учащихся 10 классов по основной теме «Динамика» курса физики.

Примерный образец работы позволит подготовитьучащихся к процедуре внешней

проверки, в том числе к ВПР. В работе проверяется учебный материал, который подлежит

обязательному контролю при оценке качества образования.

Задания разработаны к учебнику «Физика 10» авторы: Мякишев Г.Я,Буховцев Б.Б,

Соцкий Н.Н под ред. Порфентьевой Н.А; изд. «Просвещение»,2022г.

Назначение проверочной работы

КИМ позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных

результатов обучения, способность использования универсальных учебных действий

(УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.

Документы, определяющие содержание проверочной работы

Документы, определяющие содержание и характеристики

проверочных материалов

Содержание и основные характеристики проверочных материалов

определяются на основе следующих документов:

– Федеральный государственный образовательный стандарт

основного общего образования (в ред. Приказа Министерства образования

и науки Российской Федерации от 29.12.2014 No 1644);

Подходы к отбору содержания, разработке структуры варианта проверочной работы

Структура и содержание работы основаны на системно-деятельностном,

компетентностном и уровневом подходах. В работе наряду с предметными результатами

обучения оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень

сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения

межпредметными понятиями.

Ключевыми особенностями тестовой работы в 10 классе являются:

− соответствие ФГОС;

− соответствие отечественным традициям преподавания физики;

− отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения

использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения

продолжения образования;

− использование ряда заданий из открытого банка заданий (ФИПИ);

− предметных умений работы с текстовыми и иллюстративными источниками

информации;

Уровень сложности заданий Задания Максимальный первичный балл

Базовый

1;2;3

1

Повышенный

4;5

1

Стартовая диагностика

Задание 1.

Правильный ответ: 2.

Обучающиеся знают определения инерциальной неинерциальной системы отсчета;

умеют отличать виды движения; используют понятия система отсчета.

В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Задание 2.

Правильный ответ: А-4; Б-1; В-3.

В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:

- Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Задание 3.

Тело массой 3 кг движется горизонтально с ускорением 4 м/с2. Определить

действующую на него силу.

Дано:

m=3 кг, a=4 м/с2,

F−?

Схема к решению задачи. Из второго закона Ньютона обучающиеся определяют , что

ускорение тела прямо пропорционально действующей на него силе и обратно

пропорционально массе тела. Аналитически этот закон выглядит так: a=F/m

Выражаем из формулы действующую на тело силу F.

F=ma

Посчитаем численный ответ к задаче F=3

4=12Н

Ответ: 12 Н.

В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:

-смысловое чтение;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Задание 4.

1.

При каком ускорении разорвётся трос во время поднятия груза массой 500 кг,

если максимальная сила натяжения троса 15кН?

Дано: СИ

m = 500 кг F + mg = mα

F = 15кН 15000Н

Найти:а

Проектируем силы на ось Оу: F - mg = mα, F= m(α+g)

g = 10 Н/кг α =

- g

α =

– 10 = 20 (

) Ответ:20(

).

В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:

- анализировать процессы и явления;

- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения

учебных и познавательных задач.

Задание 5.

Шайба, брошенная вдоль наклонной плоскости, скользит по ней, двигаясь вверх, а

затем движется вниз. График зависимости модуля скорости шайбы от времени дан

на рисунке. Найти угол

наклона плоскости к горизонту.

Анализ представленного задания.

Так как график составлен из двух отрезков прямых, то ускорение шайбы постоянно на

обоих отрезках. Определим его. При движении вверх скорость шайбы изменилась с 6 м/с

до 0 за 4 с, следовательно, ускорение равно

м/с . На пути вниз скорость шайбы с

нуля доросла до 4 м/с за 4 с, следовательно, ускорение равно

м/с .

В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:

- овладение процедурами смыслового анализа задания;

- повышение уровня логического мышления.

Промежуточная диагностика

Задание 1

Анализируем решение.

Сила притяжения к Земле прямо пропорциональна массе тела. В этом случае увеличение

массы т, например, вдвое приведет к увеличению модуля силы F тоже вдвое, а ускорение,

которое равно a=F/m, останется неизменным. Обобщая этот вывод для сил тяготения

между любыми телами, заключаем, что сила всемирного тяготения прямо

пропорциональна массе тела, на которое эта сила действует.

Правильный ответ:1

В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов

деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; самостоятельное

выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний.

Задание 2

Масса мяча равна 400 г, скорость, которую приобрел мяч после удара - 30 м/с. Сила, с

которой нога действовала на мяч - 1500 Н, а время удара 8 мс. Найти импульс силы и

изменение импульса тела для мяча.

Анализируем задание.

Импульс служит мерой того, насколько велика должна быть сила, действующая в течение

определенного времени, чтобы остановить или разогнать его с места до данной скорости.

Направление вектора импульса всегда совпадает с направлением вектора скорости.

Если тело покоится, импульс равен нулю. Ненулевым импульсом обладает любое,

движущееся тело. Например, когда мяч покоится, его импульс равен нулю. После удара он

приобретает импульс. Импульс тела изменяется, так как изменяется скорость.

Правильный ответ: 12 Н*с; 12 КГ*М/с

В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

Задание 3

Анализируя условие задачи и решение.

Если платформа до прыжка на нее мальчика была неподвижна, то их совместную скорость

рассчитаем воспользовавшись законом сохранения импульса:

m1V1 = ( m1 + m2 )V1,2, где m1 — масса мальчика ( m1 = 30 кг ), V1 — скорость

мальчика ( V1 = 3 м/с ), m2 — масса платформы ( m2 = 15 кг ), V1,2 — скорость

платформы вместе с мальчиком ( м/с ).

Скорость платформы вместе с мальчиком:

V1,2 = m1 * V1 / ( m1 + m2 ) = 30 * 3 / ( 30 + 15 ) = 90 / 45 = 2 м/с.

Правильный ответ- 2 : Скорость платформы с мальчиком равна 2 м/с.

В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения: на

предметном уровне:

-проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и

строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных

физических явлений и свойств ; практического использования физических знаний; оцени-

вать достоверность естественнонаучной информации;

– определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

составление плана и последовательности действий.

Задание 4

Велосипедист катится с горы с ускорением, равным

0,8

м

/

с

2

, масса велосипедиста

вместе с велосипедом составляет

50

кг

Определите силу, под воздействием которой велосипедист осуществляет движение.

Решение:

1.

Записываем известные и неизвестные вводные:

2.

a

=0,8

м

/

с

2

m

=50

кг,

F

=?

По второму закону Ньютона:

F

=

m

×

a

Подставляем числовые значения в формулу и получаем, значение силы, действующей на

велосипедиста, равное

40

Н.

Правильный ответ: 40 Н.

В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения: на

предметном уровне:

- развитие способностей учащихся строить логические рассуждения;

- развитие рационального мышления; выделение и осознание учащимися того, что уже

усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Задание 5

На нити, переброшенной через неподвижный блок, подвешены грузы массами m и

2m. С каким ускорением будут двигаться грузы, если их отпустить? Трением в блоке

пренебречь.

Анализ условия:

- в задаче описаны два связанных груза;

- на каждый из них действует сила тяжести и одинаковая по модулю сила натяжения нити

(по третьему закону Ньютона);

- грузы жестко связаны нерастяжимой нитью, значит, они оба движутся с одинаковым

ускорением, по второму закону Ньютона, вызванным равнодействующей силой для

каждого груза;

- естественно предположить, что ускорение будет направлено в сторону более тяжелого

груза.

Силы, действующие на грузы

Решение

Тела движутся вдоль вертикального направления, поэтому направим координатную ось

вертикально, например, вниз.

Применим

второй

закон

Ньютона

для

каждого

тела:

Запишем в проекции на ось у и получим систему уравнений:

.

Решаем систему уравнений и находим ускорение, которое получим равным

.

Правильный ответ: 3

М/С

2

.

В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:

конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия

моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение

существенного;

- отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов

деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-

действие

со

знаково-символическими

средствами

(замещение,

кодирование,

декодирование, моделирование).



В раздел образования