Напоминание

"Народные куклы"


Автор: Шарафутдинова Розалия Маратовна
Должность: преподаватель художественного отделения
Учебное заведение: МБУДО "Срмановская ДШИ им.И.Г.Шакирова"
Населённый пункт: с.Сарманово, Сармановский район
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: "Народные куклы"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Открытый урок «Народные куклы»

Целью занятия является ознакомление и приобщение детей к народной

культуре

Задачи:

- приобщить к народной культуре и традициям;

- заинтересовать в изготовлении кукол;

- обучить практическим навыкам работе с материалами;

- научить последовательному изготовлению куклы-столбушки;

- ознакомить и расширить представление об истории русской народной

куклы.

Формы проведения занятия:

часть занятия - теоретическая - объяснение темы, с использованием

наглядных пособий, образцов.

часть занятия - практическая работа детей, а также индивидуальная работа;

обобщение отдельных моментов изучаемой темы, ее закрепление.

Оборудование и материалы:

1.

Образец куклы-столбушки (изготовленной педагогом ранее);

2.

Журнал или плотная бумага;

3.

Комплект тканей;

4.

Нитки;

5.

Шерстяная или хлопчатобумажная пряжа;

6.

Материалы для украшения (бусы, тесьма, лента и пр.) (по желанию);

7.

Ножницы.

Ход занятия

1. Организационный момент:

- проверка наличия учащихся;

- предупреждение о соблюдении правил безопасности при работе с

инструментами.

Приветствие:

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок

А, сейчас проверь дружок.

Все ль на месте

Все ль в порядке

Ткани, ножницы и нитки

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

Каждый хочет получить

Только лишь оценку «5»

Начало формы Конец формы

– Я рада приветствовать вас у себя на занятии. За окном такой чудесный

день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте возьмемся за руки, все

вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки.

Спасибо за прекрасные улыбки. Прошу всех занять свои рабочие места.

(Дети берутся за руки, улыбаются, занимают свои рабочие места).

Мотивационный настрой: тренинг «Подари улыбку»:

– Ребята, сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в

прошлое.

А знаете ли вы, ребята, какое любимое развлечение было у девочек в те

времена? Шить игрушки.

– А теперь отгадайте о какой игрушке говорится в загадке?

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.

(Ответы детей: «Кукла»)

2.Сообщение темы и цели:

– Правильно!

О народных куклах сейчас вам расскажу.

А если вам понравится, - как сделать подскажу.

К вам пришла я не одна,

Со мной помощница моя –

Куколка – красавица, красная девица.

Куколка – красавица, чудо мастерица!

- Красивая кукла у нас?

(Демонстрируется образец тряпичной куклы. Ответы детей)

И так тема нашего урока» Народная кукла»

На Руси существовало поверье» Чем дольше женщина играет в куклы, тем

моложе будет. Давайте познакомимся с народными куклами, которые

существовали с древних времен. Давайте послушаем информацию, которую

вы подготовили одну из них куклу »Столбушку» выполним.

3. Теоретическая работа.

Обсуждение истории куклы-столбушки, её особенностей и

предназначения по народным традициям.

Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия

ХХ века была тряпичная кукла.

Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы,

глины, нитей и ткани, даже из дерева. Кукла была предметом, полным

внутреннего значения и смысла. В ней человек видел, прежде всего, образ

языческой веры. По своему назначению куклы делятся на три большие

группы:

- обрядовые;

- куклы-обереги;

- игровые.

Кукла была неотъемлемой частью праздников русской деревни: сева, жатвы,

уборки урожая, многочисленных ритуалов и обрядов.

О куклах сочиняли сказки, в которых они представлялись волшебными

помощницами. Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту,

давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству,

ими любовались, носили с собой, ими играли. Верили, что чем усерднее

играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами

обращались плохо – неприятностей не миновать. В некоторых избах обитало

не меньше сотни кукол. Маленьким девочкам кукол делали мамы, бабушки

или старшие сестры. А когда малышке исполнялось пять лет, она должна

была мастерить кукол сама. По тому, как девочка её делала, определяли её

мастерство в шитье и вышивке. Такая кукла могла быть советчицей и

утешительницей в тяжкое время.

«Столбушка» - самый распространённый вид народной куклы. Но в каждой

местности у неё были свои особенности и разные предназначения.

Традиционно куклам-столбушкам лиц не рисовали, - они были «безликими».

Считалось, что имея выражение лица, кукла теряла свою магичность,

таинственность, теряла обережные свойства. В неё могла вселиться злая

душа, которая могла навредить новорожденному и другим домочадцам.

Кукла - «закрутка» - это почти тоже самое, что и «столбушка». В основе

такой куклы лежит плотно закрученная берестяная трубочка или плотная

бумага. Главная особенность такой куклы в том, что делают её без иголки,

как и многих других кукол. Сворачивая и завязывая бумагу, мы не делаем ни

одного шва и укола иглой: ведь это наша подружка и берегиня, и колоть её

тело иголкой негоже.

Кусочки ткани нужного размера тоже можно отрывать руками, без помощи

ножниц.

Куклу - «закрутку» можно смастерить только с помощью кусочков ткани и

ниток.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ »НАРОДНЫЕ КУКЛЫ»

Но наша куколка грустит

Не с кем хоровод водить

Сделаем подружек ей

Кукле будет веселей.

4. Практическая работа.

Для изготовления куклы – столбушки необходимы следующие

материалы.

- ткань 20х20 светлых тонов

- вата или маленький кусочек мягкой ткани

- прямоугольный цветной лоскуток на юбочку

- прямоугольный лоскуток на передник

- треугольный лоскуток на платочек

- нитки.

1. Для изготовления туловища столбушки берем плотную ткань размером

20х20 см (можно чуть больше или меньше, в зависимости от того, какая

кукла нужна). Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную

скрутку. Там где край ткани подогнут, - основание туловища (оно получится

толще, благодаря чему кукла сможет стоять). Примерно на уровне шеи и

пояса перевязываем скрутку нитью или веревочкой.

2. Теперь делаем голову и руки. Берем примерно такой же по размеру

квадратик ткани светлого оттенка, чтобы кукла была белолицей. Накрываем

скрутку тканью и формируем голову.

Внутрь, под ткань, можно положить вату или маленький кусочек мягкой

ткани, чтобы голова получилась круглой. Перевязываем ниткой на уровне

шеи. Нужно расправить ткань, убрать лишние складочки назад, определить

перед куклы, округлив её головку.

3. Делаем ручки столбушки. Свободные концы ткани выравниваем,

определяем длину рук и лишнюю ткань заворачиваем внутрь рукава, убирая

края в середину. Перетягиваем ткань ниткой, выделяя ладошки.

4. Оставшиеся свободными углы ткани (спереди и на спинке) подвязываем на

поясе куклы, заодно расправляя руки. Можно сделать так, что они будут

раскинуты или слегка опущены книзу.

ФИЗМИНУТКА (ПОД МУЗЫКУ)

А теперь потрем ладошки! Чувствуете сколько тепла в наших руках, сколько

энергии? Теперь тепло наших рук и нашу положительную энергию мы

передадим нашим куклам. Давайте продолжим одевать кукол.

5. Привязываем понёву (юбку) и передник так: лоскуты ткани лицевой

стороной к кукле накладывается так, чтобы ткань была вверху куклы,

привязываем её к поясу (выворотный способ), опускаем вниз и расправляем.

Поверх можно надеть поясок.

Важно помнить, что фартук у женщины – хозяйки часто использовался в

качестве своеобразной «сумки» и был довольно длинным и широким.

Когда основа «столбушки» будет готова, обратимся к своей фантазии: куклу

можно нарядить по-разному: заплести косу, ярко нарядить, вышить

передник, сделать затейливый поясок, придумать необычный головной убор.

Традиционная народная игрушка универсальна и открывает большие

возможности для творчества.

Любым способом повязываем платок.

Столбушка готова.

Примечание:

Когда – то изготовление ткани было делом трудоемким, и дети донашивали

одежду взрослых. На куклы оставалась изношенная ткань. Её легко можно

было разорвать руками, что важно в обережных куклах. Существовало

поверье, что при их изготовлении нельзя применять железные, колющие и

режущие предметы.

5.Заключительная часть

Обобщение и систематизация.

1.Когда возникли первые игрушки? (в глубокой древности).

2.Из чего их делали?

3.Какая игрушка была самая распространенная в русских деревнях?

4.Почему на самодельных тряпичных куклах нет лица?

5.Название каких кукол вы запомнили?

Самоонализ и оценка занятия.

Ребята давайте поставим наших кукол в хоровод и посмотрим, что же у нас с

вами получилось?

Вот все куколки подружки

Не похожи друг на дружку

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши.

Какая кукла на ваш взгляд самая красивая и аккуратная?

И хотя эти куклы без лица, но это маленькая частичка истории нашей страны.

Это наша память о наших предках. И хотя эти куклы без лица, они, как и

другие изделия декоративных народных ремесел, по словам русского

академика Д.С. Лихачева представляею собой индивидуальное лицо

культуры и имеют особое значение для познания и осмысления собственной

старины истоков собственной национальной культуры.

Уборка рабочего места.

Вот закончился урок,

Все убрать нам нужно в срок.

Мусор быстро уберем

И все вещи соберем!

А сейчас я попрошу убрать свое рабочее место

Пришла пора всем куколкам

В дорогу собираться.

А с вами мне, пришла пора прощаться.

Мелькают дни летят года

Века сменяются веками.

Но люди не забудут никогда

Что сами рукотворно создавали

. 6.Рефлекция

А подвести итог нашего урока мне хотелось бы притчей.

Притча “О мудреце и хитреце”.

Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил испытать его, так как

был уверен, что он мудрее. Хитрец поймал бабочку и пришёл к мудрецу.

- Скажи мне, о мудрейший, что у меня в кулаке?

- Я не волшебник, не могу видеть сквозь твои пальцы.

- Ладно, правда твоя, там бабочка. Тогда ответь мне, живая она или мертвая?

– спросил хитрец и подумал: “Если мудрец скажет, что бабочка живая, то я

её раздавлю, а если скажет, что она мёртвая, разожму и выпущу её.

Мудрец посмотрел на хитреца и сказал:

- Всё в твоих руках.

Действительно все в наших руках, которые сегодня прекрасно потрудились.

Спасибо вам за внимание доброжелательное отношение. Прежде, чем

разойтись, предлагаю каждому участнику обозначить свои впечатления о

уроке, выбрав цветочек любого цвета и украсить им сарафан нашей русской

красавицы. Цветок красного цвета – понравилось всё, синий – хочу узнать

больше, желтый – заинтересовало.

Всем спасибо.



В раздел образования