Автор: Битимирова Мария Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: г. Беслан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Сложные предложения с разными видами связи" Подготовка к ЕГЭ
Раздел: среднее образование
План-конспект урока русского языка в 11 классе МБОУ СОШ №7 г. БесланаРСО-Алания.
Предмет: русский язык
Класс: 11 класс
Дата:11 марта 2022г
Ф.И.О. Битимирова Мария Николаевна
Образовательное учреждение : МБОУ СОШ №7 г. Беслана
Тип урока: урок – практикум с использованием средств современных информационных технологий.
Тема
«Сложные предложения с разными видами связи" Подготовка к ЕГЭ
Цели
познакомить учащихся с особенностями задания ЕГЭ по русскому языку: алгоритм
выполнения задания,
систематизировать и обобщить знания и умения определять виды
союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи,
правильно расставлять знаки препинания и проводить синтаксический анализ
предложения, текста с учетом особенностей и требований Единого национального
тестирования.
Задачи
Образовательные: сформировать представление о структуре ЕГЭ, особенностях заданий,
видах заданий.
Развивающие: развивать умение работать с заданиями ЕГЭ анализировать тексты,
используя технологии проблемного обучения ;
Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к слову, интерес и уважение к
родному языку.
Обоснование
технологии
проблемного
обучения.
Проблемные
методы
Организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя
проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их
разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками,
умениями и развитие мыслительных способностей.
-это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной
деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих
актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
Директор ОО_____________________Инагамова Ф.Ф.
Технологическая
схема проблемного
обучения:
Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует
поиск решения. Возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от
преподавателя требуется использование дифференцированного и индивидуального
подхода.
Методические
приемы создания
проблемных
ситуаций
учитель подводит школьников к проблеме и предлагает им самим найти способ его
разрешения;
- побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику
рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания (например:
исследовательские);
Преимущества
технологии:
-способствует развитию у учащихся логического мышления;
-реализуются принципы личностно ориентированного обучения, когда каждый ученик
может проявить свои возможности;
- формируется коммуникативная компетенция;
- происходит процесс подготовки к самостоятельному написанию эссе;
- решается задача возвращения читательской культуры.
Формирование
УУД
ЛичностныеУУД:
положительные нравственные качества;
действия нравственно-этического оценивания.
Регулятивные УУД:
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению
ошибок.
Коммуникативные УУД:
строить монологическое высказывание;
вести диалог, слушать собеседника.
Познавательные УУД:
самостоятельно формулировать цель урока, определять задачи;
Директор ОО_____________________Инагамова Ф.Ф.
составлять алгоритм действий и пользоваться им;
использовать метод предложенный материал для извлечения информации и
структурирования.
Планируемые
результаты
Формирование языковой компетенции:
Расширение представлений учащихся о лексической системе языка.
Закрепление навыков анализа текста.
Формирование коммуникативной компетенции:
формирование умения понимать и интерпретировать , создавать своё высказывание,
уточняя тему и основную мысль,
высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать;
Предметные:
Знать понятие «предложение», «виды связи»,
Личностные:
Сформированность способности к саморазвитию;
Мотивация к учению и познанию.
Метапредметные:
Использование
технологии проблемного обучения как универсального учебного
действия.
Основные
понятия
Сложные предложения, виды связи в сложных предложениях.
Межпредметные
связи
Литература
Ресурсы:
1) раздаточный материал ;
2) алгоритм выполнения заданий ЕГЭ;
3) памятка выполнения заданий ЕГЭ;
4) мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА. Эпиграф
Директор ОО_____________________Инагамова Ф.Ф.
«Кто владеет информацией, тот владеет миром»
.
Натан Майер Ротшильд
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный
этап.
Цель этапа:
включение учащихся
в деятельность.
Создание
доброжелательной
атмосферы.
Создаѐт эмоциональный настрой. Приветствует, проверяет готовность к уроку.
Желает успеха.
-Добрый день! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее
настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне и друг другу. Я хочу вам пожелать,
чтобы сегодняшний урок обогатил вас знаниями, вы получили удовольствие от
работы друг с другом. Садитесь.
А формула удачи нашего урока: Улыбка - настроение - вера в себя -
результат.
Готовятся к уроку.
2.Мотивация к
учебной
деятельности.
Цель этапа:
сосредоточение
внимания,
возбуждение
интереса к уроку,
поиск решения
На этой стадии вызова создать проблемную ситуацию, вызвав у учеников
воспоминания по данной теме, обращаясь к их собственному опыту
.Включает в
деловой ритм
Учитель:
. перед началом урока предлагаю вам разминку
Разминка
1. Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
2. ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
3. Фёкла красная, как свЁкла! или
В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!
4. Срубили ель, сорвали щавЕль.
Слушают учителя, делают
выводы, отвечают на вопросы.
Директор ОО_____________________Инагамова Ф.Ф.
5. Не говори катАлог, а только каталОг.
А твОрог?
Можно твОрог, а можно и творОг!
6. Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!
7. С утра перепалки
Из-за ключей в коммуналке.
Забудьте склоки,
Купите брелОки!
8. ФенОмен звонИт по средАм.
ПринЯв договОр по годам,
Он Отдал экспЕртам натюрморта
ХодАтайство аэропОрта.
9. ТанцОвщик с танцОвщицей любят
Своих малышей баловАть.
На кУхонный стол по посуде
Пускают котят танцевать.
3. Актуализация
знаний и создание
проблемной
ситуации.
Цель этапа:
подготовка
мышления учащихся
к восприятию
материала,
подготовленного
сверстниками, и
организация
осознания ими
внутренней
потребности к
построению нового
Сегодня я приглашаю вас к участию в проведении урока в режиме технологии.
Тема нашего сегодняшнего занятия звучит следующим образом: «Сложные
предложения с разными видами связи" Подготовка к ЕГЭ
В нашем случае имеется в виду самостоятельное исследование проблемы, ее
комментарий.
.
-Давайте вспомним, что вам необходимо было выполнить дома .
-С какой целью, вы выполняли задания.(чтобы повторить и закрепить все знания по
теме сложные предложения). Давайте проверим ваши знания по данной теме.
Готовясь к ответить
вопросы по теме «Синтаксис
и пунктуация»;
.(чтобы повторить и
закрепить все знания по
теме сложные предложения)
Директор ОО_____________________Инагамова Ф.Ф.
способа действий.
4. Постановка целей
и задач урока.
Цель этапа:
Создание
проблемной
ситуации. Фиксация
новой учебной
задачи
Анализируя формулировку темы, определить, что они должны узнать на уроке (цель
урока), чему научиться (задачи урока)
Наша цель- обобщение знаний из данного
раздела русского языка для успешного прохождения итоговой аттестации.Привести
в систему и углубить сведения о синтаксисе и пунктуации, а именно сложные
предложения с разными видами связи).
Осознают важность закрепления
данной темы
5.Моделирование
ситуации.
Цель: подготовка к
обобщенной
деятельности.
Воспроизведение на
новом уровне.
Совместное
исследование
проблемы.
Организует процесс открытия новых знаний и закрепление полученных. Организует
погружение в проблему, создаѐт ситуацию разрыва:
-Я приглашаю вас к деловому сотрудничеству, пусть оно будет интересным и
продуктивным.
6. Применение
знаний и умений в
новой ситуации.
Цель этапа:
применение знаний и
умений в новой
ситуации;
конструирование
нового способа
действия.
Организует самостоятельное выполнение учащимися задания. Создаѐт ситуацию успеха
для каждого ученика.
Составьте схемы предложений
а)[Я увидел] 1, (что горы расступились) 2, (что в просвет между ними показалось
море) 3.[ подл. + ск. ], ( что… ), ( что… ). (однородное подчинение)
б)[Поднялся ветер] 1, и [стало сыро и мрачно] 2 [ ск. + подл. ], и [ сказ. ].
в) [Всю дорогу от станции до хутора молчали] 1: [говорить мешала тряская езда]
2.
[ ск. ]: [ ск. + подл. ].
Читают задание . Проводят
обработку информации
Директор ОО_____________________Инагамова Ф.Ф.
7.Моделирование
ситуации.
Цель: подготовка к
обобщенной
деятельности.
Воспроизведение на
новом уровне.
Совместное
исследование
проблемы.
1.-При каких условиях в предложениях с соединительной и подчинительной связью
рядом стоящие союзы разделяются запятой?
Кругом лежит снег (1) но (2) если быть
внимательным (3) можно заметить
приближение весны.
Ответ:1,2,3
Кругом лежит снег (1) но (2) если быть
внимательным (3) то можно заметить
приближение весны.
Ответ:1,3
2.
.
Определение видов союзной и бессоюзной связей в сложном предложении.
Соотнесите вид связи.
1.Солнце закатилось, и ночь
последовала за ним, без промежутка,
как это обычно бывает на юге
(М.Лермонтов)
А. сочинительная и бессоюзная связи
2.Когда проснулся, уже всходило
солнце; курган заслонял его собою
(А.Чехов)
Б. сочинительная и подчинительная
связи
3.Когда он проснулся, уже всходило
солнце; курган заслонял его со светом
бою, а оно, стараясь брызнуть на мир,
напряжённо палило свои лучи во все
стороны и заливало горизонт золотом
(А.Чехов)
В. подчинительная и бессоюзная связи
4. Уже давно село солнце, но ещё лес не
успел стихнуть: горлинки журчали
вблизи, кукушка куковала в отдаленье
(И.Бунин)
Г. сочинительная, подчинительная и
бессоюзная связи
Ответ: 1-Б, 2-В, 3-Г, 4-А
Обучающиеся работают
совместно .Определяют
правильные ответы.
Директор ОО_____________________Инагамова Ф.Ф.
3.
Работа с у чебником упр 128. С. 180
Допишите недостающее в схемах
1. Костер горел ярко, и, чем ближе я
подъезжал к нему, тем всё резче
отделялось пламя от нависшего над
ним мирка.
[ ],и,(чем),[ тем ].
2. Солнце закатилось, и ночь
последовала за днем без
промежутка, как это обыкновенно
бывает на юге…
[ ] ,и[ ],(как)
3. Когда он проснулся, уже всходило
солнце; курган заслонял его собою
(когда),[ ] ; [ ].
4. Мини-тест
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
1.В воображении теснились самые
разные замыслы (1) и (2) если писатель
усилием воли заставлял себя
останавливаться на чём-то одном (3) то
он опять забывал (4) каким должно
быть начало.
1)1,2,3,4 2) 1,3 3) 1,3,4
4) 2,4
2.Все меня любили (1) и (2) хотя я
безмерно шалил (3) мне прощалось всё
(4) что бы я ни сделал.
1)1,3,4 2) 2,3 3) 1,2,4 4)
1,2,3,4
3.В родительском доме всё было по-
прежнему (1) и (2) если Володе
казалось домашнее пространство как
будто сузившимся (3) то это только
оттого (4) что за годы отсутствия он
1)1,2,4 2) 1,3 3) 1,3,4 4)
2,3,4
Директор ОО_____________________Инагамова Ф.Ф.
очень повзрослел и вырос.
4.Прямо над головой вспыхнула
запоздалая молния (1) и (2) пока она
светила (3) я увидел (4) как мерцает
какая-то белая точка на берегу.
1)1,3,4 2) 1,2,3,4 3) 2,4
4) 1,3
5.Когда художник жил в Крыму (1) он
всё своё время посвящал созерцанию
картин природы (2) и (3) если погода
располагала к прогулкам (4) часами
изучал на морском берегу рисунок
бесконечно бегущих одна за другою
волн.
1)1,2,3,4 2) 2,4 3) 1,3 4)
1,3,4
8
. Рефлексия.
Цель этапа:
Осознание
учащимися своей
учебной
деятельности,
самооценка
результатов
деятельности своей и
всего класса.
Итак :
Продолжите фразу : Я знаю…
1.Я знаю, что такое сложное предложение.
2.Я знаю, как определить тип сложного предложения.
3.Я знаю, какие средства связи используются в предложениях.
4.Я могу расставлять знаки препинания в сложных предложениях.
Урок-практикум поможет вам преодолеть психологический барьер, а все
полученные на нем знания и умения вы сможете успешно использовать на ЕГЭ.
Осуществляют оценку урока и
самооценку, продолжают
предложения.
Директор ОО_____________________Инагамова Ф.Ф.