Напоминание

"Экологическое воспитание в детском саду"


Автор: Драганова Ирина Ульяновна
Должность: воспитатель логопедической подготовительной к школе группы
Учебное заведение: МБДОУ № 75 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г. Мытищи, Московская область
Наименование материала: Консультация-презентация для педагогов
Тема: "Экологическое воспитание в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ

ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В

ДЕТСКОМ САДУ»

Подготовила

воспитатель: Драганова

ИринаУльяновна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 75 «Аленький цветочек»

Мытищи

2016-17

«

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю -

лес, степи, горы.

А человеку нужна Родина.

И охранять природу - значит

охранять Родину

»

,

М.М. Пришвин

.

Природа не только храм здоровья

и

эстетического

наслаждения.

Природа

-

могучий

д ревний

источник

познания

и

воспитания

человечества. Мы обязаны научить

детей любить и уважать природу,

защищать ее, но прежде мы сами

должны научиться любить ее.

Актуальность

Цель

экологического

воспит ания

дошкольников

формирование

начал

экологической культуры.

Формирование

начал

экологической

культуры

это

становление,

осознание

правильного

отношения

непосредственно

к

самой

природе

во

всем

ее

многообразии,

к

людям,

сохраняющим

и

созидающим

ее,

а

также к людям, создающим на основе богатств

материальные или духовные ценности.

Дошкольники

- начальное звено системы

непрерывного воспитания, значит, содержание

их

образования

должно

быть

связано

с

содержанием

экологического

воспитания

с л ед у ю щ и х

с т у п е н е й

-

ш к о л ь н и к о в .

Элементарные

экологические

з н а н и я ,

полученные

детьми

в

младшем

возрасте,

помогут

им

в

дальнейшем

о с ва и ват ь

предметы экологической направленности;

Знания

- не самоцель, они лишь помогают

сформировать

у

детей

о пр ед ел е н н о е

отношение к природе, экологически грамотное

и безопасное поведение, активную жизненную

позицию;

У

детей

дошкольного

возраста

очень

развит познавательный интерес, в частности к

природе.

Именно

в

этом

возрасте

они

воспринимают мир в целом, что способствует

ф о р м и р о в а н и ю

э к о л о г и ч е с к о г о

мировоззрения.

Очень

важно

поддерживать

этот познавательный интерес;

Содержание должно отличаться научностью

.

Несмотря

на возраст, дети должны получать в доступной форме научные

представления об окружающем мире, в частности, о природе.

Формирование

научного

мировоззрения

особенно

важно

в

наше

время,

когда

в

обществе

широко

распространено

мифологизированное

сознание,

не

научный

подход

к

о б ъ я с н е н и ю

п р и р о д н ы х

я в л е н и й ;

Содержание

должно

способствовать

формированию у

детей

целостного

восприятия

окружающего

мира,

с

одной

стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;

Экологическое

воспитание

- часть общего

образования,

оно

имеет

межпредметный

характер, способствует развитию мышления,

речи,

эрудиции,

эмоциональной

сферы,

нравственному

воспитанию,

-

то

есть

с т а н о в л е н и ю

л и ч н о с т и

в

ц е л о м ;

Нормы

э к о л о г и ч е с к и

г р а м о т н о г о

безопасного поведения: дети должны научится

понимать и формировать самостоятельно на

о с н о в е

к о м п л е к с а

э л е м е н т а р н ы х

экологических знаний и осознания причинно -

следственных связей в природе;

Ребенок

должен

осознать

себя

как

часть

природы

,

экологическое

воспитание

способствует

формированию у детей

не только

определенного

отношения к природе (в

частности, отказ от

чисто потребительского

подхода), но и навыков

рационального

природоиспользования.

Методы экологического воспитания.

Методы

обучения

это

способы

совместной

деятельности

воспитателя

и

детей,

в

ходе

которых

осуществляется

формирование знаний, умений и навыков,

а также отношение к окружающему миру.

В

педагогическом

процессе

детского

сада

используются

различные

методы

обучения:

наглядные,

практические,

словесные.

К

наглядным

методам

относятся

наблюдение,

рассматривание картин, демонстрация моделей.

Практические методы - это игра, элементарные

опыты и моделирование.

Словесные методы

это рассказы воспитателя и

детей,

чтение

художественных

произведений

о

природе, беседы.

Труд детей в природе

Разнообразный труд в природе доставляет детям

много

радости

и

содействует

их

всестороннему

развитию. В процессе труда воспитываются любовь к

природе, бережное отношение к ней.

Игра

это очень важный метод экологического

воспитания

Предметные игры

это игры с использованием

различных

предметов

природы

(листья,

семена,

фрукты).

В

предметных

играх

уточняются,

конкретизируются

и

обогащаются

представления

детей

о

свойствах

и

качествах

тех

или

иных

объектов природы.

Настольно-печатные игры это игры типа лото,

д ом и н о ,

р а з р е з н ы е

и

п а р н ы е

к а р т и н к и .

Дошкольники

с

удовольствием

играют

в

«

Зоологическое лото

»

,

«

Ботаническое лото

»

,

«

Кто

где живет?

»

и т.д.

Словесные

игры

это

игры,

содержанием

которых

являются

разнообразные

зна ния,

имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они

для

закрепления

знаний

у

детей

о

свойствах

и

признаках

тех

или

иных

предметов.

Словесные

игры

развивают

внимание,

сообразительность,

быстроту реакции, связную речь.

Подвижные игры природоведческого характера

связаны

с

подражанием

повадкам

животных,

их

образу

жизни.

Подражая

действиям,

имитируя

звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе

игры радость способствует углублению интереса к

природе.

Среди

разнообразных

методов

экологического

воспитания

дошкольников

важное

место

следует

отвести

наблюдению.

Его сущность заключается в

чувственном

познании

природных

объектов,

в

познании их через различные формы восприятия

зрительное,

слуховое,

тактильное,

вкусовое,

обонятельное.

Большие

возможно сти

для

на блюде ний

предоставляет сезонная жизнь растений. Различное

состояние

деревьев

и

кустарников,

появление

и

исчезновение травянистой растительности в тёплое

и холодное время года позволяют детям в процессе

наблюдений

сформировать

представления

о

зависимости жизни растений от внешних условий.

Акции

это

социально

значимые

мероприятия,

которые проводятся в дошкольном учреждении его

сотрудниками

и

детьми,

желательно

участие

родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-

либо

датам,

событиям,

имеющим

общественное

значение.

Еще

одна

форма

проведения

экологической

работы

в

детском

саду

это

экологические

праздники и досуги.

Экологические праздники могут быть посвящены

временам года, урожаю, птицам и т.д.

С детьми дошкольного возраста можно проводить

несложные опыты с различными объектами живой и

неживой

природы.

Специально

организованные

опытнические

ситуации,

в

отличие

от

простых

наблюдений,

позволяют

более

отчетливо

увидеть

отдельные свойства, стороны, особенности растений,

животных, их жизнедеятельность.

Опыты

п о б у ж д а ю т

д е т е й

с р а в н и в а т ь ,

сопоставлять,

развивают

наблюдательно сть,

восприятие,

мышление.

Интересные

опыты

можно

проводить с водой, воздухом, песком и глиной, при

выращивании зелени, например, репчатого лука.

Метод

моделирования

занимает

значительное

место в системе экологического воспитания. Работа с

календарем природы, схемами, таблицами и т.д.

Модель «Экологическое воспитание дошкольников»

Ознакомление

детей

с природой

Организация и проведение

выставок, смотров, конкурсов

Трудовая

деятельность

в природе

Создание условий для

работы по

экологическому

воспитанию,

оборудование уголков

природы в группах,

оснащение предметами

для ухода за растениями

Наблюдение за живыми

объектами и сезонными

явлениями природы

-целевые прогулки

-экскурсии

-работа с календарями

природы, зарисовки

Создание фонда методического и

наглядно – иллюстративного

материала, выставка книг

природоведческого содержания,

оформление материала по

экологическому воспитанию для

родителей

Связь с воспитательно –

образовательным процессом,

экологические досуги, музыкальные

праздники, викторины на

экологическую тематику,

конструирование из природного

материала

Экологическое

воспитание

дошкольников

Макет «Совместная деятельность воспитателя и детей»

Диагностика

экологической

воспитанности

детей

Сюжетно-

ролевые и

д/игры

Целевые

прогулки в

природу

Наблюдение в

уголке природы

Работа с

моделями

Изобразительная

деятельность

по экологической

тематике

Просмотр фильмов

о природе

Опытная,

экспериментал

ьная,

поисковая

деятельность

Создание книг-

самоделок

Чтение детской

художественно

й литературы

Экологические

досуги

и праздники

Рассматривание

дидактических картинок,

иллюстраций о природе

Труд в мини-

центре

природы

и на участке

Беседы с детьми

на экологические

темы

Работа с

календарями

природы,

дневниками

наблюдений

Сбор коллекций

семян, камней,

оформление

гербария

Совместная

деятельность

воспитателя и

детей

Модель «Экологическое просвещение родителей»

Познавательный

Окружающая среда и здоровье

ребенка

Состояние окружающей среды в

собственном микрорайоне, городе

Пути решения этих проблем

Развитие ребенка через

знакомство с окружающим миром

Методики ознакомления ребенка

с окружающим миром

Деятельностный

Участие в природоохранных

акциях совместно с детьми

Участие в экологических

праздниках, экскурсиях, походах

Выращивание растений

Чтение совместно с детьми

литературы

Нормативный

Знание правил поведения во время отдыха на

природе, правил экологической безопасности и

норм поведения в экспериментальных

ситуациях

Выбор экологически безопасных участков для

прогулок с детьми, занятий спортом, огородов

Экологическая безопасность жилища,

экологически чистая продукция

Знание психологических особенностей

ребенка и соответствующих его возрасту

возможностей, потребностей, в том числе в

общении с природой

Ценностный

Природа как универсальная

ценность для человека

Значение природы в жизни

человека

Здоровье ребенка и природа

Человек – часть природы

Формирование разумных

потребностей

Экологическое воспитание детей дошкольного

возраста

-

важная

со ст авляющая

п р о ц е с с а

гармоничного развития. Не стоит забывать об этом и

как

можно

больше

вниманию

уделять

решению

поставленных задач, действуя слаженно.

Самое

главное,

для

чего

нужно

экологическое

воспитание

ребенку

такого

возраста

э т о

своевременное

формирование

положительного

личного мнения и любви к окружающей его живой

природе. Так же, такое воспитание помогает детям

получить

базовые

знания

о

явлениях,

которые

происходят в живой и неживой природе.

РЕЗУЛЬТАТОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ

ЯВЛЯЕТСЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ.

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

ПИСАЛ: «ЧЕЛОВЕК БЫЛ И ВСЕГДА ОСТАЕТСЯ СЫНОМ

ПРИРОДЫ, И ТО, ЧТО РОДНИТ ЕГО С ПРИРОДОЙ,

ДОЛЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ЕГО ПРИОБЩЕНИЯ К

ПРИРОДЕ, К БОГАТСТВАМ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ. МИР,

ОКРУЖАЮЩИЙ РЕБЕНКА, ЭТО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, МИР

ПРИРОДЫ С БЕЗГРАНИЧНЫМ БОГАТСТВОМ ЯВЛЕНИЙ, С

НЕИСЧЕРПАЕМОЙ КРАСОТОЙ.

ЗДЕСЬ, В ПРИРОДЕ, ВЕЧНЫЙ ИСТОЧНИК ДЕТСКОГО

РАЗУМА».

Спасибо за внимание!



В раздел образования