Автор: Драганова Ирина Ульяновна
Должность: воспитатель логопедической подготовительной к школе группы
Учебное заведение: МБДОУ № 75 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г. Мытищи, Московская область
Наименование материала: Консультация-презентация для педагогов
Тема: "Экологическое воспитание в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ
ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В
ДЕТСКОМ САДУ»
Подготовила
воспитатель: Драганова
ИринаУльяновна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 75 «Аленький цветочек»
Мытищи
2016-17
«
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю -
лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу - значит
охранять Родину
»
,
М.М. Пришвин
.
Природа не только храм здоровья
и
эстетического
наслаждения.
Природа
-
могучий
д ревний
источник
познания
и
воспитания
человечества. Мы обязаны научить
детей любить и уважать природу,
защищать ее, но прежде мы сами
должны научиться любить ее.
Актуальность
Цель
экологического
воспит ания
дошкольников
—
формирование
начал
экологической культуры.
Формирование
начал
экологической
культуры
—
это
становление,
осознание
правильного
отношения
непосредственно
к
самой
природе
во
всем
ее
многообразии,
к
людям,
сохраняющим
и
созидающим
ее,
а
также к людям, создающим на основе богатств
материальные или духовные ценности.
•
Дошкольники
- начальное звено системы
непрерывного воспитания, значит, содержание
их
образования
должно
быть
связано
с
содержанием
экологического
воспитания
с л ед у ю щ и х
с т у п е н е й
-
ш к о л ь н и к о в .
Элементарные
экологические
з н а н и я ,
полученные
детьми
в
младшем
возрасте,
помогут
им
в
дальнейшем
о с ва и ват ь
предметы экологической направленности;
•
Знания
- не самоцель, они лишь помогают
сформировать
у
детей
о пр ед ел е н н о е
отношение к природе, экологически грамотное
и безопасное поведение, активную жизненную
позицию;
•
У
детей
дошкольного
возраста
очень
развит познавательный интерес, в частности к
природе.
Именно
в
этом
возрасте
они
воспринимают мир в целом, что способствует
ф о р м и р о в а н и ю
э к о л о г и ч е с к о г о
мировоззрения.
Очень
важно
поддерживать
этот познавательный интерес;
•
Содержание должно отличаться научностью
.
Несмотря
на возраст, дети должны получать в доступной форме научные
представления об окружающем мире, в частности, о природе.
Формирование
научного
мировоззрения
особенно
важно
в
наше
время,
когда
в
обществе
широко
распространено
мифологизированное
сознание,
не
научный
подход
к
о б ъ я с н е н и ю
п р и р о д н ы х
я в л е н и й ;
•
Содержание
должно
способствовать
формированию у
детей
целостного
восприятия
окружающего
мира,
с
одной
стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;
•
Экологическое
воспитание
- часть общего
образования,
оно
имеет
межпредметный
характер, способствует развитию мышления,
речи,
эрудиции,
эмоциональной
сферы,
нравственному
воспитанию,
-
то
есть
с т а н о в л е н и ю
л и ч н о с т и
в
ц е л о м ;
•
Нормы
э к о л о г и ч е с к и
г р а м о т н о г о
безопасного поведения: дети должны научится
понимать и формировать самостоятельно на
о с н о в е
к о м п л е к с а
э л е м е н т а р н ы х
экологических знаний и осознания причинно -
следственных связей в природе;
•
Ребенок
должен
осознать
себя
как
часть
природы
,
экологическое
воспитание
способствует
формированию у детей
не только
определенного
отношения к природе (в
частности, отказ от
чисто потребительского
подхода), но и навыков
рационального
природоиспользования.
Методы экологического воспитания.
Методы
обучения
–
это
способы
совместной
деятельности
воспитателя
и
детей,
в
ходе
которых
осуществляется
формирование знаний, умений и навыков,
а также отношение к окружающему миру.
В
педагогическом
процессе
детского
сада
используются
различные
методы
обучения:
наглядные,
практические,
словесные.
К
наглядным
методам
относятся
наблюдение,
рассматривание картин, демонстрация моделей.
Практические методы - это игра, элементарные
опыты и моделирование.
Словесные методы
–
это рассказы воспитателя и
детей,
чтение
художественных
произведений
о
природе, беседы.
Труд детей в природе
Разнообразный труд в природе доставляет детям
много
радости
и
содействует
их
всестороннему
развитию. В процессе труда воспитываются любовь к
природе, бережное отношение к ней.
Игра
—
это очень важный метод экологического
воспитания
Предметные игры
–
это игры с использованием
различных
предметов
природы
(листья,
семена,
фрукты).
В
предметных
играх
уточняются,
конкретизируются
и
обогащаются
представления
детей
о
свойствах
и
качествах
тех
или
иных
объектов природы.
Настольно-печатные игры это игры типа лото,
д ом и н о ,
р а з р е з н ы е
и
п а р н ы е
к а р т и н к и .
Дошкольники
с
удовольствием
играют
в
«
Зоологическое лото
»
,
«
Ботаническое лото
»
,
«
Кто
где живет?
»
и т.д.
Словесные
игры
–
это
игры,
содержанием
которых
являются
разнообразные
зна ния,
имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они
для
закрепления
знаний
у
детей
о
свойствах
и
признаках
тех
или
иных
предметов.
Словесные
игры
развивают
внимание,
сообразительность,
быстроту реакции, связную речь.
Подвижные игры природоведческого характера
связаны
с
подражанием
повадкам
животных,
их
образу
жизни.
Подражая
действиям,
имитируя
звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе
игры радость способствует углублению интереса к
природе.
Среди
разнообразных
методов
экологического
воспитания
дошкольников
важное
место
следует
отвести
наблюдению.
Его сущность заключается в
чувственном
познании
природных
объектов,
в
познании их через различные формы восприятия
—
зрительное,
слуховое,
тактильное,
вкусовое,
обонятельное.
Большие
возможно сти
для
на блюде ний
предоставляет сезонная жизнь растений. Различное
состояние
деревьев
и
кустарников,
появление
и
исчезновение травянистой растительности в тёплое
и холодное время года позволяют детям в процессе
наблюдений
сформировать
представления
о
зависимости жизни растений от внешних условий.
Акции
—
это
социально
значимые
мероприятия,
которые проводятся в дошкольном учреждении его
сотрудниками
и
детьми,
желательно
участие
родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-
либо
датам,
событиям,
имеющим
общественное
значение.
Еще
одна
форма
проведения
экологической
работы
в
детском
саду
—
это
экологические
праздники и досуги.
Экологические праздники могут быть посвящены
временам года, урожаю, птицам и т.д.
С детьми дошкольного возраста можно проводить
несложные опыты с различными объектами живой и
неживой
природы.
Специально
организованные
опытнические
ситуации,
в
отличие
от
простых
наблюдений,
позволяют
более
отчетливо
увидеть
отдельные свойства, стороны, особенности растений,
животных, их жизнедеятельность.
Опыты
п о б у ж д а ю т
д е т е й
с р а в н и в а т ь ,
сопоставлять,
развивают
наблюдательно сть,
восприятие,
мышление.
Интересные
опыты
можно
проводить с водой, воздухом, песком и глиной, при
выращивании зелени, например, репчатого лука.
Метод
моделирования
занимает
значительное
место в системе экологического воспитания. Работа с
календарем природы, схемами, таблицами и т.д.
Модель «Экологическое воспитание дошкольников»
Ознакомление
детей
с природой
Организация и проведение
выставок, смотров, конкурсов
Трудовая
деятельность
в природе
Создание условий для
работы по
экологическому
воспитанию,
оборудование уголков
природы в группах,
оснащение предметами
для ухода за растениями
Наблюдение за живыми
объектами и сезонными
явлениями природы
-целевые прогулки
-экскурсии
-работа с календарями
природы, зарисовки
Создание фонда методического и
наглядно – иллюстративного
материала, выставка книг
природоведческого содержания,
оформление материала по
экологическому воспитанию для
родителей
Связь с воспитательно –
образовательным процессом,
экологические досуги, музыкальные
праздники, викторины на
экологическую тематику,
конструирование из природного
материала
Экологическое
воспитание
дошкольников
Макет «Совместная деятельность воспитателя и детей»
Диагностика
экологической
воспитанности
детей
Сюжетно-
ролевые и
д/игры
Целевые
прогулки в
природу
Наблюдение в
уголке природы
Работа с
моделями
Изобразительная
деятельность
по экологической
тематике
Просмотр фильмов
о природе
Опытная,
экспериментал
ьная,
поисковая
деятельность
Создание книг-
самоделок
Чтение детской
художественно
й литературы
Экологические
досуги
и праздники
Рассматривание
дидактических картинок,
иллюстраций о природе
Труд в мини-
центре
природы
и на участке
Беседы с детьми
на экологические
темы
Работа с
календарями
природы,
дневниками
наблюдений
Сбор коллекций
семян, камней,
оформление
гербария
Совместная
деятельность
воспитателя и
детей
Модель «Экологическое просвещение родителей»
Познавательный
•
Окружающая среда и здоровье
ребенка
•
Состояние окружающей среды в
собственном микрорайоне, городе
•
Пути решения этих проблем
•
Развитие ребенка через
знакомство с окружающим миром
•
Методики ознакомления ребенка
с окружающим миром
Деятельностный
•
Участие в природоохранных
акциях совместно с детьми
•
Участие в экологических
праздниках, экскурсиях, походах
•
Выращивание растений
•
Чтение совместно с детьми
литературы
Нормативный
•
Знание правил поведения во время отдыха на
природе, правил экологической безопасности и
норм поведения в экспериментальных
ситуациях
•
Выбор экологически безопасных участков для
прогулок с детьми, занятий спортом, огородов
•
Экологическая безопасность жилища,
экологически чистая продукция
•
Знание психологических особенностей
ребенка и соответствующих его возрасту
возможностей, потребностей, в том числе в
общении с природой
Ценностный
•
Природа как универсальная
ценность для человека
•
Значение природы в жизни
человека
•
Здоровье ребенка и природа
•
Человек – часть природы
•
Формирование разумных
потребностей
Экологическое воспитание детей дошкольного
возраста
-
важная
со ст авляющая
п р о ц е с с а
гармоничного развития. Не стоит забывать об этом и
как
можно
больше
вниманию
уделять
решению
поставленных задач, действуя слаженно.
Самое
главное,
для
чего
нужно
экологическое
воспитание
ребенку
такого
возраста
–
э т о
своевременное
формирование
положительного
личного мнения и любви к окружающей его живой
природе. Так же, такое воспитание помогает детям
получить
базовые
знания
о
явлениях,
которые
происходят в живой и неживой природе.
РЕЗУЛЬТАТОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ
ЯВЛЯЕТСЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ.
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ
ПИСАЛ: «ЧЕЛОВЕК БЫЛ И ВСЕГДА ОСТАЕТСЯ СЫНОМ
ПРИРОДЫ, И ТО, ЧТО РОДНИТ ЕГО С ПРИРОДОЙ,
ДОЛЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ЕГО ПРИОБЩЕНИЯ К
ПРИРОДЕ, К БОГАТСТВАМ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ. МИР,
ОКРУЖАЮЩИЙ РЕБЕНКА, ЭТО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, МИР
ПРИРОДЫ С БЕЗГРАНИЧНЫМ БОГАТСТВОМ ЯВЛЕНИЙ, С
НЕИСЧЕРПАЕМОЙ КРАСОТОЙ.
ЗДЕСЬ, В ПРИРОДЕ, ВЕЧНЫЙ ИСТОЧНИК ДЕТСКОГО
РАЗУМА».
Спасибо за внимание!