Напоминание

Элективный курс "Подготовка к итоговому сочинению и ЕГЭ по русскому языку"


Автор: Кускова Светлана Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8
Населённый пункт: г. Томмот, Республика Саха (Я)
Наименование материала: Рабочая программа по элективному курсу "Подготовка к итоговому сочинению и ЕГЭ по русскому языку"
Тема: Элективный курс "Подготовка к итоговому сочинению и ЕГЭ по русскому языку"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет: по элективному курсу

"Подготовка к ЕГЭ"

для 11 класса на 2021 – 2022 гг.

Автор-составитель:

Учитель русского языка и литературы

Кускова С.А.

г. Томмот

2021

Пояснительная записка.

Нормативно-правовые материалы.

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ» для 11 класса составлена на основе программы «Русский язык» под редакцией А. И

Власенкова, Л. М. Рыбченковой – М: Просвещение, 2009, утвержденной Министерством образования и науки РФ. Программа определяет общую стратегию обучения,

воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Цель элективного курса.

Подготовить обучающихся к успешной сдаче государственной итоговой аттестации (итоговое сочинение, ЕГЭ по русскому языку).

Обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания,

профессионально-трудового выбора, личностного развития.

Задачи курса:

1) обобщить и повторить полученные знания по основным разделам русского языка за курс 5-10 классов;

2) закрепить орфографические и пунктуационные навыки;

3) сформировать умения правильно работать с тестами;

4) активизировать внимание обучающихся к собственной письменной речи;

5) формировать навыки работы над сочинением

6) учить писать сочинения по тексту;

7) практически и психологически подготовить обучающихся к сдаче государственной итоговой аттестации.

Общая характеристика элективного курса.

Учебный предмет «русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у

них языковые и речевые умения.

Элективный курс как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное

мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Данный элективный курс позволяет восполнить пропущенный или забытый материал. Причём все темы занятий носят относительно самостоятельный характер, что

позволяет учащимся включаться в работу с любой темы (остальные восполнять на индивидуальных консультациях). Элективный курс непосредственно связан с

программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и

навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку выпускников к сдаче ЕГЭ. На элективных занятиях предполагается уделять большое внимание

развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют

достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Этому будут

способствовать занятия элективного курса.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Программа рассчитана на 68 часа (2 час в неделю):

1-ый модель «Литература -22 часа,

2-ое модуль «Русский язык» -46 часов

Технологии, методики.

Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.

Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум, урок исследование.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Ученики должны иметь представление

о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку структуру и особенности итогового сочинения по литературе;

знать

сведения о языке, соответствующие государственным программам и обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;

содержание заданий ЕГЭ, итогового сочинения;

уметь

применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;

оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;

понимать и интерпретировать текст;

создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;

аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Содержание курса.

1-й модуль «Литература.

Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания. Различение понятий тема - проблема - тезис.

Сочинение как текст. Основные признаки текста. Вступление, аргументация, заключение. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.

Пять тематических направления, утверждённые на 2021-2022 учебный год

Важность отбора литературного материала. Выбор темы сочинения. Цитирование. Развёрнутый план работы рад сочинением.

Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений Заключительная часть сочинения. Виды заключений.

Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения.

Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности.

Редактирование текста сочинения.

2-ой модуль «Русский язык».

Введение

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по

русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Языковые нормы.

Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка. Средства выразительности речи. Тропы, фигуры речи.

Орфоэпические нормы. Ударение.

Орфография. Основные правила орфографии.

Лексические нормы. Лексическое многообразие лексики русского языка. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами.

Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова.

Фразеологизмы.

Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.

Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок.

Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.

Грамматические и речевые ошибки, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте.

Синтаксис и пунктуация.

Текст. Типы речи. Средства связи предложений в тексте. Композиция текста. Тезис, аргументы, проблема, авторская позиция.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.

Учебно-методическое обеспечение:

Итоговое сочинение: подготовка и контроль: учебное пособие для общеобразовательных организаций/Беляева Н.В.. –М.: Просвещение, 2016.

Уроки литературы в выпускном классе: Пособие для учителя/Ионин Г.Н, Влащенко В.И.-СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2009

Конспекты уроков для учителя литературы: 6-10 классы: Н.В.Гоголь, Н.С.Лесков, Л.Н.Толстой: Пособие для учителя/В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина идр.-

М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2002

Литература в таблицах:5-11-й кл.: справ.материалы/Н.А.Миронова.-М:АСТ:Астрель,2010;

Лингвистический анализ стихотворного текста: Кн. Для учителя/ Н.М. Шанский.-М.: Просвещение, 2002;

Проблемное изучение литературного произведения в школе. Пособие для учителей/ Маранцман В.Г., Чирковская Т.В.-М.: «Просвещение»,1977

По страницам «Войны и мира». Заметки о романе Л.Н.Толстого «Война и мир» /Долинина Н.Г. - М.: Мой учебник, СПб.: ГРИФ, 2016

Проверка и оценка письменных работ по русскому языку и литературе. Методическое пособие/С.И. Райский, Е.В. Ерошкина.- М.: Айрис-пресс, 2008.

Слово и смысл. Учителю о русской литературе/Мурин Д.Н. – СПб.: Издательство «Пушкинского фонда», 2016.

Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич; под редакцией Н.А.Сениной.- Ростов н/Дону:

Легон,2017.

ЕГЭ 2018. 100 баллов. Русский язык. Задание части 2/Г.Т. Егораева.- М.: УЧПЕДГИЗ, 2018.

ЕГЭ. Русский язык. Модульный курс./И.П. Цыбулько, И.П.Васильевых; под редакцией И.П.Цыбулько.-М.: Просвещение, 2017.

ЕГЭ-2019. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. / Под редакцией И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2018.

И другие

Календарно-тематическое планирование по блоку «Литература» 11 класс.

Тема занятия

Основные элементы

содержания

Основные виды учебной

деятельности

Виды,

формы

контроля

Планируемые результаты

Колич.

часов

Дата

факт

1.

Введение. Итоговая

аттестация.

Итоговое сочинение. ЕГЭ по

русскому языку. Особенности

оценивания.

Мини-лекция, практикум

Работа с

демонстрационным

вариантом, бланками

ответов.

Тематический

тренинг

Знать структуру ЕГЭ по

русскому языку, особенности

заданий и систему оценивания

ЕГЭ и итогового сочинения.

Уметь пользоваться интернет

ресурсами для подготовки в ЕГЭ,

итоговому сочинению.

2

2.

Тематическое направление 1.

Тематическое направление 1.

Отбор литературного

материала.

Мини-лекция, практикум

по отбору материала для

направления. Работа с

текстом, создание текста.

Анализ

текста,

практические

задания.

Умение отобрать основное и

существенное

2

3.

Работа над сочинением

(направление 1).

Практикум.

Работа с текстом, создание

текста.

Работа с

текстом.

Уметь создавать собственное

высказывание на основе прочит.

2

4.

Тематическое направление 2.

Тематическое направление 2.

Отбор литературного

материала.

Мини-лекция, практикум

по отбору материала для

направления. Работа с

текстом, создание текста.

Анализ

текста,

практические

задания.

Умение отобрать основное и

существенное

2

5.

Работа над сочинением

(направление 2).

Практикум.

Работа с текстом, создание

текста.

Работа с

текстом.

Уметь создавать собственное

высказывание на основе прочит.

2

6.

Тематическое направление 3.

Тематическое направление 3.

Отбор литературного

материала.

Мини-лекция, практикум

по отбору материала для

направления. Работа с

текстом, создание текста.

Анализ

текста,

практические

задания.

Умение отобрать основное и

существенное

2

7.

Работа над сочинением

(направление 3).

Практикум.

Работа с текстом, создание

текста.

Работа с

текстом.

Уметь создавать собственное

высказывание на основе прочит.

2

8.

Тематическое направление 4.

Тематическое направление 4.

Отбор литературного

материала.

Мини-лекция, практикум

по отбору материала для

направления. Работа с

текстом, создание текста.

Анализ

текста,

практические

задания.

Умение отобрать основное и

существенное

2

9.

Работа над сочинением

(направление 4).

Практикум.

Работа с текстом, создание

текста.

Работа с

текстом.

Уметь создавать письменное

высказывание по параметрам

2

10.

Тематическое направление 5.

Тематическое направление 5.

Отбор литературного

материала.

Мини-лекция, практикум

по отбору материала для

направления. Работа с

текстом, создание текста.

Анализ

текста,

практические

задания.

Умение отобрать основное и

существенное

2

11.

Работа над сочинением

(направление 5).

Практикум

Работа с текстом, создание

текста.

Работа с

текстом.

Уметь создавать собственное

высказывание на основе прочит.

2

Календарно-тематическое планирование по блоку «Русский язык» 11 класс.

Тема занятия

Основные элементы

содержания

Основные виды учебной

деятельности

Виды,

формы

контроля

Планируемые результаты

Дата

план

Дата

факт

12.

ЕГЭ по русскому языку.

Сочинение по заданию 27.

Обзор критериев оценки

задания 27, их особенности и

взаимосвязь. Работа с готовым

сочинением по критериям.

Мини-лекция, конспект,

практикум по работе с

готовым сочинением

(оценив-е, композиц. и пр.)

Тематический

тренинг.

Знать перечень критериев оценки

задания 26 и баллы по каждому

критерию. Уметь оценивать

готовую работу по критериям.

2

13.

Проблема текста.

Тема и проблема.

Формулировка проблемы.

Основная проблема текста.

Мини-лекция, конспект,

групповая работа,

практикум по теме.

Практические

задания,

работа с

текстом.

Знать отличие темы от

проблемы. Уметь находить в

тексте основную проблему и

формулировать ее.

2

14.

Комментарий к проблеме

текста.

Комментарии. Тезис и

аргумент. Текстологическая и

аналитическая составляющие

примера из текста. Речевое

оформление примера из текста.

Мини-лекция, конспект,

групповая работа,

практикум по теме.

Практические

задания,

работа с

текстом.

Знать понятия проблема,

комментарий, тезис, аргумент.

Уметь анализировать текст,

составлять комментарий к

проблеме.

2

15.

Авторская позиция в тексте.

Автор, рассказчик, герой.

Способы выражения авторской

позиции.

Мини-лекция, конспект,

групповая работа,

практикум по теме.

Практические

задания,

работа с

Знать понятия автор, рассказчик,

герой. Уметь различать позицию

автора, рассказчика, героя по

2

текстом.

поставленной проблеме. Уметь

находить и формулировать

авторскую позицию.

16.

Аргументация собственного

мнения.

Тезис и аргумент. Речевое

оформление собственной

позиции.

Мини-лекция, конспект,

групповая работа,

практикум по теме.

Практические

задания,

работа с

текстом.

Знать понятия проблема, тезис,

аргумент. Уметь формулировать

и доказывать свою точку зрения

по поставленной проблеме.

2

17.

Композиция сочинения.

Композиция сочинения по

заданию 27 ЕГЭ. Логика

рассуждения. План сочинения.

Мини-лекция, конспект,

групповая работа,

практикум по теме.

Практические

задания,

работа с

текстом.

Знать особенности сочинения-

рассуждения, композиция. Уметь

составлять план сочинения,

композиционно правильный

текст.

2

18.

Практикум по написанию

сочинения.

Сочинение по заданию 27 ЕГЭ.

Написание сочинения,

оценивание, групповая

работа.

Сочинение.

Уметь составлять собственный

текст в соответствии с

критериями

2

19.

Практикум по написанию

сочинения.

2

20.

Задания 1-2: работа с текстом.

Информационная обработка

текста. Средства связи

предложений в тексте.

Лексическое значение слова.

Особенности формулировки и

содержания заданий 1-2.

Работа с теоретическим

материалом, практические

задания.

Практические

задания.

Уметь понимать смысл

прочитанного текста, выделять

главную информацию;

правильно подбирать части речи

при связи предложений в тексте.

2

21.

Задания 3,5: лексика.

Лексическое значение слова.

Паронимы. Особенности

формулировки и содержания

заданий 3,5.

Работа с теоретическим

материалом, практические

задания.

Практические

задания.

Уметь правильно определять

лексическое значение слова;

подбирать паронимическую пару

и правильно подбирать пароним

в зависимости от контекста.

2

22.

Задание 4: орфоэпические

нормы.

Орфоэпия. Нормы ударения в

русском языке. Особенности

формулировки и содержания

задания 4.

Работа с теоретическим

материалом, практические

задания.

Практические

задания.

Уметь разграничивать варианты

и нарушения орфоэпических

норм, находить ошибки в

постановке ударения, правильно

ставить ударение в слове.

2

23.

Задание 6: лексические

ошибки.

Виды лексических ошибок.

Особенности формулировки и

содержания задания 6.

Работа с теоретическим

материалом, практические

задания.

Практические

задания.

Знать виды лексических ошибок

и уметь находить лексические

ошибки в тексте и исправлять их.

2

24.

Задание 7: морфологические

нормы.

Морфологические нормы

(образование форм слова).

Особенности формулировки и

содержания задания 7.

Работа с теоретическим

материалом, практические

задания.

Практические

задания.

Уметь находить ошибки в

формообразовании слов и

исправлять их.

2

25.

Задание 8: грамматические

ошибки.

Типы грамматических и

синтаксических ошибок.

Особенности формулировки и

Работа с теоретическим

материалом, практические

задания.

Практические

задания.

Знать классификацию

грамматических ошибок. Уметь

грамотно строить и употреблять

2

содержания задания 8.

в речи словосочетания и

предложений с разными

синтаксическими

конструкциями.

26.

Задание 8: грамматические

ошибки.

Пробные задания 8.

2

27.

Задания 9-12: правописание

корней, приставок, суффиксов

и окончаний.

Проверяемые и непроверяемые

безударные гласные в корне,

корни с чередованием.

Приставки на согласную,

Приставки с чередующимися

гласными, пре-/при-, приставки

на согласную и корень на и-.

Правописание суффиксов

ова/ева, ыва/ива, лив/чив, ек/ик.

Правописание личных оконча-

ний глаголов и суффиксов

причастий. Особенности

формулировки и содержания

заданий 9- 12.

Работа с теоретическим

материалом, практические

задания.

Практические

задания.

Знать и уметь применять на

практике правила правописания

корней, приставок, суффиксов,

окончаний слов.

2

28.

Задания 13- 15: слитное

дефисное и раздельное

написание.

Правописание НЕ и НИ;

слитное, дефисное, раздельное

написание слов разных частей

речи; правописание -Н- и -НН-

в различных частях речи.

Особ-ти формулировки и

содержания заданий 13- 15.

Работа с теоретическим

материалом, практические

задания.

Практические

задания.

Знать и уметь применять на

практике правила правописания

слов разных частей речи.

2

29.

Задания 16-18: пунктуация в

ССП и простом предложении.

Пунктуация в

сложносочинённом

предложении и простом

предложении с однородными

членами, в предложениях с

обособленными членами, при

вводных слова и обращениях.

Особенности формулировки и

содержания заданий 16-18.

Работа с теоретическим

материалом, практические

задания.

Практические

задания.

Уметь определять границы ССП,

осложняющие элементы

простого предложения и

правильно ставить знаки

препинания.

2

30.

Задания 19,20: пунктуация в

сложном предложении.

Задание 21: пунктуационный

анализ текста.

СПП, знаки препинания.

Виды связи между частями

сложного предложения. Знаки

препинания между частями

сложного предложения и на

стыке союзов. Особенности

формулировки и содержания

заданий 19-20,21.

Работа с теоретическим

материалом, практические

задания.

Практические

задания.

Уметь находить в сложном

предложении его части, их

границы и правильно расставлять

знаки препинания.

2

31.

Задания 22-25: работа с

текстом.

Текст и его признаки,

функционально-смысловые

Работа с теоретическим

материалом, практические

Практические

задания.

Уметь работать с текстом

(основная и доп.информация,

2

типы речи. Лексика русского

языка. Средства связи

предложений в тексте.

Особенности формулировки и

содержания заданий 22-25.

задания.

типы речи и пр.)

32.

Задание 26: средства

выразительности.

Лексические и синтаксические

средства выразительности,

тропы и стилистические

фигуры. Особенности

формулировки и содержания

задания 26.

Работа с теоретическим

материалом, практические

задания.

Практические

задания.

Знать и уметь находить в тексте

средства речевой

выразительности.

2

33.

Задание 26: средства

выразительности.

Практическая, групповая,

самостоятельная работа.

Решение

пробных

заданий 26.

2

34.

Практикум выполнения

тестовой части ЕГЭ.

Тестовая часть ЕГЭ по

русскому языку.

Практическая, групповая,

самостоятельная работа.

Решение

пробных

тестовых

заданий.

Уметь выполнять тесовую часть

ЕГЭ по русскому языку.

2



В раздел образования