Напоминание

"Об изучении синонимии предлогов"


Автор: Габис Ольга Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия № 441
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Об изучении синонимии предлогов"
Раздел: среднее образование





Назад




Об изучении синонимии предлогов.

Можно ли считать грамотной речь человека, который изъясняется,

например, так:

Он приехал с Москвы, а я с Крыма. Сели на автобус, поехали до Выборга.

Благодаря поломке автобуса (через аварию) на пять часов опоздали.

Зашли до его брата, а он уже уехал у командировку. Посмеялись с такого

приключения и подались обратно на Питер.

Внимательный глаз заметит в этом тексте с десяток ошибок, вызванных

смешением предложных конструкций, их неправомерным с точки зрения

норм русской речи употреблением.

Школьная программа ориентирует учителя в основном на изучении

синонимии лексической, в то время как многие методисты рекомендуют

уделять не меньшее внимание синтаксической синонимии. Синтаксические

синонимы настолько семантически близки, что различаются подчас лишь

тонкими оттенками в значениях, поэтому во многих случаях могут заменять

друг друга. К тому же синонимию в синтаксисе составляют не отдельные

слова, а целые синтаксические конструкции (словосочетания, предложения),

где важная роль в выражении синтаксических отношений принадлежит

именно предлогам.

Дети, получившие в начальной школе самые общие сведения о предлогах,

в средней школе тоже встречаются только с самыми простыми предлогами.

Лишь в 7 классе (по программе В.В.Бабайцевой) на специальное изучение

темы «Предлог» отводится достаточное количество часов. Но научить

школьников использовать предложную синонимию, предупредить ошибки,

связанные с замещением предлогов, сформировать понятия о

синтаксической синонимии предложных конструкций и их стилистическом

использовании лишь на специальных уроках языка не удастся. Работа эта

должна проводиться систематически (в том числе и в старших классах).

Целесообразно создать систему упражнений, все больше усложняющихся.

Так, уже в 5 классе учащиеся должны усвоить правильное употребление

предлогов с и из, в и на. В этом им помогут таблицы и тренировочные

упражнения такого, например, содержания:

пойти в школу

прийти из школы

поехать в библиотеку

приехать из библиотеки

пойти на завод

прийти с завода

поехать на вокзал

приехать с вокзала

Можно усложнить задания некоторых упражнений (например, при

изучении раздела «Имя существительное») или предложить раздаточный

материал с заданием: составить словосочетания, присоединяя к

выделенным глаголам при помощи предлогов в, на, с, из слова,

заключенные в скобки:

жить, выезжать (деревня, переулок, улица, площадь, проспект, область);

работать, уйти (фабрика, столовая, завод);

ездить, сойти (поезд, троллейбус, пароход, метро);

поехать, вернуться (Москва, Крым, Украина).

Ценный материал для развития навыков правильного употребления

предлогов дают уроки литературы. Так, при изучении устного народного

творчества учитель обращает внимание на богатство языковых средств (в

частности предложных конструкций), отраженное в загадках и поговорках:

«Золот хозяин – на поле, серебрян пастух – с поля» (солнце и месяц), «В

землю до зерна, из земли ни зерна» (о тщетности каких-то усилий), «На печи

не храбрись, а в поле не трусь»...

Закрепляя навыки правильного употребления предлогов, учитель может

предложить небольшое изложение по рассказу М.М.Пришвина «О чем

шепчутся раки»:

Больше всего удивляло меня в детстве, что когда раков соберут в

ведро, то они между собой шептаться начинают, а о чём – не поймешь. И

когда скажут: «Раки перешептались», - это значит, они умерли, и вся их

рачья жизнь в шепот ушла.

В нашей речке раньше раков было больше, чем рыбы. И вот однажды

бабушка с внучкой Зиночкой собрались за раками. Всю ночь вытаскивали

раков, наловили целую большую корзину. Солнышко взошло, бабушка с

внучкой устали. Им теперь не до раков, только бы добраться домой.

- Не перешептались бы раки, - сказала бабушка.

- А о чем они шепчутся? – спросила Зиночка.

- Перед смертью друг с другом прощаются.

А раки в это время совсем не шептались. Они только терлись костяными

бочками, и от этого людям казалось, будто от них шепот идет. Не

умирать раки собрались, а жить хотели. Каждый рак хотел хоть где-

нибудь найти дырочку, и дырочка нашлась в корзине, как раз, чтобы

самому крупному раку пролезть. Один рак вылез крупный, за ним более

мелкие, и пошло: из корзинки – на бабушкину кацавейку, с кацавейки – на

юбку, с юбки - на дорожку, с дорожки - в траву, а из травы – в реку, ведь

рукой подать! Подошли к избе, Зиночка заглянула, а корзинка пустая.

Бабушка только руками развела. «Вот они, раки-то, - сказала она, -

шептались. Я думала – они это друг с другом перед смертью, а они это с

нами прощались».

Изучая раздел «Лексика», учащиеся знакомятся с синонимией

самостоятельных частей речи. Расширят их лингвистический кругозор

сведения о синонимических отношениях предлогов. Например, о том, что

предлог с служит для выражения не только пространственного, но и

причинного значения. И это открывает ему широкие возможности для

вступления в синонимические отношения с другими предлогами. Явление

предложной синонимии выразительно прослеживается на примере

предложений, взятых из литературных произведений:

...Бедная, не знала куда глаза деть и чуть не плакала с досады. Один

какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне,

доводился ей дядей. ...Никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном

имени барыни... Когда Герасима привезли из деревни, она чуть не обмерла

от ужаса при виде его громадной фигуры. В младых летах был я бит через

немца хозяина, ...бит от своего же брата. Я-то из чего растревожился...

Обращая внимание на различные формы передачи мысли, учитель

раскрывает художественное своеобразие языка писателей, в частности,

объясняя, что конструкции с предлогами через, с, по из устарели, им на

смену пришли предлоги от, из-за.

Заставит учащихся внимательно вчитываться в текст художественного

произведения, обогатит их собственный словарный запас выполнение такого

задания: выписать из рассказа «Лес» («Мещерская сторона»)

К.Г.Паустовского конструкции с предлогом по, установить значение этого

предлога в каждом конкретном случае, если это возможно, подобрать

синонимичные словосочетания. Выписанные предложения будут выглядеть

так:

Идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь

дальнему озеру. Роса стекает по белым стволам. Так мы живем на лесных

озерах по несколько дней. Я ударил веслом по воде. Черное озеро названо

так по цвету воды.

Здесь внимание детей следует обратить на то, что предлог по может

служить для выражения временного и пространственного значения (идти по

лесам – идти лесами, собираться по вечерам – собираться вечерами); в

сочетании с падежными формами существительного вступает в

синонимичные отношения с конструкциями из-за, ввиду, вследствие

(отсутствовать по (из-за) болезни, уехать по (ввиду, вследствие)

необходимости); в сочетаниях по решению, по необходимости, по

инструкции, по расписанию синонимичные отношения устанавливаются с

конструкциями в соответствии с, в связи с (по решению собрания – в

соответствии с решением собрания).

Требованиям проблемного обучения, предполагающего самостоятельную

деятельность школьников, развитие умения сопоставлять, отвечают задания:

Объясните, с какой целью автор употребляет предлоги с и от:

Но делать нечего, поют кто с горя, кто от скуки. (И.А.Крылов

«Соловей»)

Вещуньина с похвал вскружилась голова, от радости в зобу дыханье

сперло. (И.А.Крылов «Ворона и Лисица»).

Сопоставьте синонимический ряд предлогов, выражающих причинные

отношения (из-за, по, вследствие, со, благодаря, от, ввиду), и

подставьте их в предложения:

Но примешь ты смерть (...) коня своего. (Пушкин «Песнь о Вещем

Олеге»). (...) дождя дорога стала очень неудобна. (Миклухо-Маклай).

(...) отцу я и сестры знаем французский, немецкий и английский

языки. (Чехов «Три сестры»). (...)страху и кота за волка примешь.

(Пословица). (...) состоянию здоровья Сашу освободили от

физкультуры. (...) рассеянности он сел в другой поезд.

Определите значение предлогов в конструкциях:

поезд идет на Москву (общее направление)

поезд идет в Москву (место назначения)

поезд идет до Москвы (указание границы, черты)

подберите возможные варианты ответов на предложенные вопросы:

Где находится база отдыха? (у, возле, недалеко от озера).

Когда все туристы собрались у костры? (под вечер, вечером, к

вечеру).

Почему он потерял книгу? (по, из-за невнимательности).

Немалые трудности вызывает у школьников написание производных

предлогов, определение частей речи в конструкциях типа: в течение недели,

в течении реки. Поэтому уже в 5 классе целесообразно акцентировать на них

внимание. Услугу в таких случаях оказывает замена предложных

конструкций синонимичными словосочетаниями: Вследствие (из-за)

сильных дождей погиб богатый урожай винограда.

Поиски синонима могут натолкнуть учащихся на мысль использовать в

данном предложении предлог «благодаря». Это удобный случай объяснить

ребятам, что данный предлог не утратил связи со значением глагола

«благодарить», и употреблять его при указании на неблагоприятную

причину (из-за дождя, плохого поведения и т.д.) не следует.

Можно предложить ученикам текст, из которого они должны выписать

словосочетания с производными предлогами, подбирая к ним

синонимичные конструкции:

В продолжение нескольких десятилетий люди изучают космос. О судьбе

нашего героя мы узнаем в продолжении повести. Ученые работают над

созданием новой модели ракеты в течение многих лет. Сильная струя

воды в течении реки называется стрежень. Вследствие дождей река

вышла из берегов. Новый сотрудник принял участие в следствии.

Возможности исследования предложных синонимичных конструкций

безграничны, и внимание к ним не замедлит сказаться на главном –

повышении культуры устной и письменной речи учащихся.



В раздел образования