Автор: Романенко Елена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №104 "Ладушка"
Населённый пункт: Якутск
Наименование материала: статья
Тема: Работа с родителями в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Работа с родителями в ДОУ.
Семья и детский сад-два общественных института, которые стоят у истоков
нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта,
терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Недопонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на
ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием
ребенка, считают, что детский сад-место, где только присматривают за
детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем
большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно
бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям,
что ребенка надо не только накормить и одеть, но и общаться с ним, научить
его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать
родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками
воспитательного процесса?
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к
участию в работе детского сада. Педагоги и родители не умеют или не хотят
слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать
собственную точку зрения. Не всегда беседы бывают результативными.
Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом
взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя
принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно
разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части
семей. Можно выделить пять уровней участия родителей:
1.
Оказание разовой помощи
2.
Способности родителей время от времени используются при
проведении занятий
3.
Родители становятся добровольными помощниками на постоянной
основе
4.
Родители помогают определять основные направления работы в
группе
5.
Родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение
которых должно благотворно отразиться на работе детского сада.
Учитывая, что у родителей в современном обществе нет лишнего
времени, работу надо организовать компактной и эффективной.
В работе с семьей следует использовать следующие принципы
взаимодействия:
-Индивидуальный подход;
-Сотрудничество, а не наставничество;
-Системность;
-Гуманизация подходов к родителям.
В работе с родителями мы используем активные формы и методы:
-Общие и групповые собрания,
-Консультирование и анкетирование,
-Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями,
-Праздники,
-Дни добрых дел,
-Оформление информационных стендов, буклетов.
-Участие родителей в конкурсах,
-Семинары-практикумы.
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной
деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой
инициативы.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с
родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в
оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных
измерениях», -писал Ф.Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и
везде. Не забывайте хвалить своих родителей. В современных условиях
детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно
поэтому многое у нас в группе сделано руками мам и пап наших детей.
Они помогли нам сделать косметический ремонт в группе и спальне,
помогли оформить уголок дежурства. Сделали лэпбук по пожарной
безопасности, изготовили игры по развитию речи, оснастили уголок по
физической культуре.
Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной
деятельности родителей с воспитателями. На таких мероприятиях, ка
«Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели в группе, помощь в создании
предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира
и теплых взаимоотношений между родителями и нами, воспитателями.
Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было уютно и хорошо.
Итог-уютная и красивая группа и спальня, потому что любая работа
эффективна тогда, когда она правильно организована. Воспитание и
развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали
помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми,
необходимо их убедить в том, что они способны на это, что нет
увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка,
а поняв его, помогать во всем, быть терпеливым и деликатным и тогда все
получится.
Организация взаимодействия с семьей-работа трудная, не имеющая
готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией,
терпением и инициативой педагога, его умением стать
профессиональным помощником в семье.