Напоминание

Новые приемы шитья. Обложка из ткани для книги.


Автор: Панибратец Ольга Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ "Лицей №1"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: Конспект урока технологии 3 класс
Тема: Новые приемы шитья. Обложка из ткани для книги.
Раздел: начальное образование





Назад




Урок технологии 3 класс

Тема: НОВЫЕ ПРИЕМЫ ШИТЬЯ.

ОБЛОЖКА ИЗ ТКАНИ ДЛЯ КНИГИ.

Цель: познакомить с обложками разных видов; выполнять прямой стежок и шов «через

край», оценивать качество выполненной работы; развивать вариативность мышления;

воспитывать аккуратность, интерес к творческой работе, бережное отношение к книгам.

Задачи уроков:

1. Закрепление технологии выполнения швов «вперёд иголку», знакомство с новым

видом шва «через край».

2. Закрепление умения работы по инструкции.

3. Развитие смекалки, конструктивности и вариативности мышления.

4. Расширение культурного кругозора; воспитание внимательного и уважительного

отношения к книге.

5. Развитие проектных умений, формирование предпосылок проектной деятельности.

6. Развитие сенсомоторной сферы, воображения, пространственного мышления.

Демонстрационное оборудование: разные виды обложек, образцы обложек из ткани,

картон или ткань для демонстрации приема выполнения швов, нитки, ножницы, игла,

английские булавки, заготовки из ткани, демонстрирующие разные этапы шитья,

технологические карты выполнения разных видов швов, учебник; для учащихся -

учебник, раскроенная ткань для обложки, нитки, ножницы, игла, английские булавки,

символ урока - катушка ниток и иголка.

Словарь: обложка, ткань, выкройка, припуск на шов, шов, стежок, строчка.

Ход урока

1. Сообщение темы урока.

КАК БЫ ЖИЛИ МЫ БЕЗ КНИГ?

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик, Е

сли не было бы книг,

Если б все исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До веселых повестей?..

Ты хотел развеять скуку,

На вопрос найти ответ.

Протянул за книжкой руку,

А ее на полке нет!..

С. Михалков

Да, книга недолговечна, особенно если ее не берегут. А знаете ли вы способы продления

жизни книги? Вот сегодня мы с вами изготовим предмет, который не только защитит

книгу, но и украсит ее. Речь идет об обложке.

2. Изучение нового материала. Обложка: история возникновения, понятие, виды,

материалы.

1) Работа с учебником.

Учебник стр. 120. Чтение статьи.

-Что же такое обложка?

1)Обло

́

жка - верхние плотные листы, с двух сторон закрывающие книгу, тетрадь.

Бумажная, клеёнчатая с ярким рисунком.

2)Обложка. Бумажная обертка, покрышка, в которую переплетается книга, тетрадь (в

отличие от твердого переплета). Книга в нарядной обложке. Книги выпускают в

обложках и в переплетах.

3) Сложенный бумажный лист, которым обертывают книгу, в который вкладывают

какие-нибудь бумаги. Обвернуть книгу обложкой (чтобы не запачкался переплет).

Документы в синей обложке

История появления

Итак, что такое обложка и как она появилась? История ее появления неразрывно связана

с эволюцией книги. Первоначально необходимости в обложках не возникало, поскольку

первые книги разительно отличались от привычных нам современных томов. Сначала

это были листы папируса, которые склеивали в длинные свитки, берестяные грамоты и

глиняные дощечки. Все эти материалы обладали одним большим недостатком: они были

непрочными.

К III веку в Европе стали использовать для письма более удобный материал, который

можно было сгибать – пергамент. Чуть раньше появились кодексы – наиболее

приближенные к современной книге носители информации. В кодексах уже применялась

обложка, которую изготавливали из прочного материала.

Чем сложнее становилось производство книг и чем больше информации они могли

хранить, тем острее возникала необходимость в защите их содержимого. С появлением

манускриптов ценность книг возросла. Процесс ручного изготовления, дорогие

материалы сделали средневековые рукописи бесценными. Книги стоили так дорого, что

позволить их себе могли только очень богатые люди. Что такое обложка в Средние века?

Это были деревянные доски, которые скрепляли с листами рукописи и приклеивали

сверху кусок кожи. Затем книгу заключали в дорогой оклад, украшенный

драгоценностями. После появления в Европе бумаги обложка книг стала приобретать

привычный современный вид.

Этим словом называют покрытие книги и ее оформление. Обложка может быть мягкой

или твердой. Обычно для ее изготовления используют бумагу или картон. Что такое

обложка? Это не только защита книги от повреждений, но и способ читателя получить

информацию о ней: название произведения и имя автора. Не стоит путать обложку и

переплет книги – это разные понятия.

Ответ на этот вопрос знают практически все – от младших школьников до старшего

поколения. Это защита белоснежных и хрупких книжных листов от неблагоприятных

воздействий окружающей среды, и механических повреждений. Но даже самая прочная

обложка книги не спасет ее от порчи, если обращаться с ней неаккуратно. Достаточно

уронить ее с высоты на твердую поверхность, и можно нанести серьезный вред как

обложке, так и страницам книги. Если беречь книгу и пользоваться ею аккуратно, она

будет долгие годы выглядеть, как новенькая.

-Какие обложки для книг вы еще видели?

-Из какого материала они изготовлены? (Ответы учащихся.)

-Есть обложки из бумаги, есть из полиэтиленовой пленки. Все они хорошо защищают

книгу от грязи, но у них есть немало недостатков. Так, например, бумажные обложки

достаточно быстро мнутся, полиэтиленовые расползаются по швам.

-А вот эта обложка (показ образца) не только очень красива, но и практична, так как при

загрязнении ее можно постирать, а при разрыве швов отремонтировать.

-А сколько вариантов украшения обложки может быть! Тут и разные виды аппликаций, и

вышивка нитками, бисером, роспись красками, настрачивание тесьмы. Но даже простая

обложка выглядит красиво, если удачно подобран материал.

-А из какого материала изготовлена обложка? Правильно, это ткань.

2) Сказка о книге.

Жила-была на книжной полке в школьной библиотеке замечательная книга. Как

только книга появилась на этой полке, многие ее соседи завидовали новенькой.

-Какая красивая книга, новая. А какая красивая у нее одежка.

Книга очень гордилась собой и тем, что она такая красивая и аккуратная. Ее часто брали

школьники почитать, поработать при подготовке к урокам или перед научными

конференциями. Порой книга не успевала вернуться на свое место, как ее снова забирал

очередной ученик.

И со временем обложка книги так износилась, что книга потеряла свое былое величие.

Она оставалась такой же интересной и познавательной, но ее одежка стала грязной,

измятой и даже кое-где порвалась.

Но ребята не бросили книгу в беде. На уроках технологии девочки сшили нашей книге

новую обложку. Теперь замечательная книга красовалась в чудесной тканой обложке с

чудным цветком. И даже еще не открыв ее, можно было понять , что в книге

рассказывается о прекрасном мире, что нас окружает.

3) Знакомство с образцом обложки из ткани.

-Как же обложка держится на книге? (Ответы учащихся.)

-Для этого у обложки делают так называемые карманы.

-Вы рассмотрели устройство обложки из ткани. Сможете ли вы теперь сказать, какие

размеры необходимо снять с книги, чтобы обложка легко надевалась на книгу? (Ответы

учащихся.)

-Дома вы раскроили обложку для своей книги с учетом всех рекомендаций, припусков на

швы и клапанов.

3. Физкультминутка

Упражнения

для снятия утомления с плечевого пояса и рук

*Исходное положение - стоя, руки на поясе.

- правую руку вперёд, левую вверх;

- переменить положение рук.

Затем расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд.

*Исходное положение - сидя или стоя. Руки на поясе.

1-2 - свести локти вперёд, голову наклонить вперёд;

3-4 - локти назад, прогнуться.

Затем опустить руки вниз и потрясти ими расслабленно.

*Исходное положение - сидя, руки вверх.

- сжать кисти в кулак;

- разжать кисти.

Затем расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями.

4. Практическая работа. Психологический настрой.

1) Инструктаж по охране труда.

Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку или класть в игольницу.

Нельзя брать иглу и булавку в рот, вкалывать в свою одежду.

Сломанную иглу не бросать, а отдать учителю для утилизации.

Внимательно следить за иголками и булавками. В случае, если иголка упала, необходимо

найти ее и вернуть в игольницу.

Во время шитья нельзя крутиться.

Во время шитья направляй иголку вверх, а не в сторону соседа.

Не оставлять ножницы с раскрытыми лезвиями, передавать ножницы закрытыми,

кольцами вперед, зажав острую часть ножниц в кулаке.

Использовать ножницы только по назначению.

Следи за порядком и чистотой на своем рабочем месте.

Будь осторожен и внимателен к рекомендациям учителя.

Помни, все зависит только от тебя самого. И успех, и неудача - это твои достижения. Что

не получилось сегодня, обязательно получится завтра! Верь в себя и успех придет!

2)Порядок работы по изготовлению изделия. Понятийный аппарат.

Работа по учебнику (с. 124-126) и предметно-технологической карте.

Учащиеся зачитывают текст, учитель показывает приемы выполнения данной

операции, обращаясь к предметно-технологической карте.

Шов – это место соединения двух или нескольких деталей строчкой.

Строчка – это ниточное соединение деталей, ряд повторяющихся стежков.

Стежок – это переплетение нитей между двумя проколами ткани иглой.

3)Работа по учебнику. Пункт №5 (а). Технология выполнения прямого стежка .

Подрубка боковых сторон клапана.

- При изготовлении обложки нам потребуется умение выполнять два вида шва.

-Первый из них - шов "вперед иголка".

-Давайте вспомним, как выполняется шов «вперед иголку».

-Прямые сметочные стежки «вперед иголку» применяются для временного соединения

деталей при подготовке изделий к примерке или утюжке, для образования сборок и т. д.

-Шов «вперед иголку» - самый распространенный вид шва. По изнаночной стороне

выглядит практически так же.

Технология выполнения шва "вперед иголку":

а) Начинаем вкалывать иглу в ткань с изнаночной работы, как бы к себя наружу. Узел

нити должен остаться с изнаночной стороны шитья.

б) Ваша игла движется вперед, прокалывая ткань только своим кончиком.

в) После нескольких проколов проталкиваете иглу той же рукой, в которой держите ее, и

опять той же рукой вытягиваете всю иглу на лицевую часть работы. Следом за иглой

протянется нить.

г) Вам необходимо расправить ткань так, чтоб длина проложенной нити соответствовала

длине прошитого участка ткани.

д)Стежки должны быть короткими, 3-5 мм длиной.

Учитель демонстрирует приемы выполнения шва.

Учитель показывает и объясняет порядок выполнения подрубки боковых швов обложки.

4) Физминутка. Активная.

Мы зарядку начинаем

Наши руки разминаем

Разминаем спину плечи,

Чтоб сидеть нам было легче.

(Руки перед грудью, рывки руками)

Разминая поясницу,

Мы не будем торопиться.

Вправо, влево, повернись,

На соседа оглянись.

(Поворот туловища в стороны.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой.

(Наклоны головы вправо и влево.)

Хорошо чуть - чуть размяться.

Снова сядем заниматься.

Теперь можно приступить к выполнению швов, но не забывайте о соблюдении техники

безопасности.

5)Работа по учебнику. Пункт №5 (б). Технология выполнения прямого стежка .

Сшивание четырех сторон карманов.

Учитель напоминает приемы выполнения шва.

Учитель показывает и объясняет порядок сшивания четырех сторон карманов.

6)Работа по учебнику. Пункт №5 (в). Технология выполнения шва "через край

обметочный" .

Обшивание верхнего и нижнего края обложки.

Технология выполнения шва "через край":

Шов «через край» применяется как для соединения деталей, так и предотвращения

осыпания нитей.

а) Начинаем вкалывать иглу в ткань с изнаночной работы, как бы к себя наружу. Узел

нити должен остаться с изнаночной стороны шитья.

б) Вытягивает иголку с ниткой на лицевую сторону ткани.

в) Обводим иголкой ткань и вновь прокалываем ее с изнаночной стороны, выводим на

лицевую сторону ткани. Стежки в этом шве не затягиваются.

г) Продолжаем шить, каждый раз прокалывая ткань с изнаночной стороны на лицевую,

тем самым каждый стежок обхватывает край ткани, обметывает его.

д)Стежки должны быть короткими, 2-3стежка на 1 см ткани.

Учитель демонстрирует приемы выполнения шва «через край».

Учитель показывает и объясняет порядок выполнения шва при обметывании верхней и

нижней сторон обложки.

5. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.

-Подведем промежуточные итоги работы.

-Что нового сегодня открыли для себя на уроке?

-Какие новые понятия запомнили?

-Ваша работа по созданию обложки для книги в полном разгаре. Но уже сейчас можно

оценить свою работу: если на текущем уроке у вас все получилось - приклейте на доску

изображение катушки ниток; если вы расстроены, не очень довольны своими успехами

- прикрепите на доску изображение иголки.

-Как мы с вами видим большинство ребят оценивают свои швейные умения и успехи

достаточно успешными. А тем, кто расстроен и недоволен собой, мы желаем

совершенствования. И у вас все получится.

-Дома вам необходимо закончить выполнения шитья обложки. В помощь вам учебник

стр. 126 пункт№5 (г).

- Необходимо украсить обложку, можно аппликацией, вышивкой, рисунком по ткани,

пуговицами...

- Вас могут ограничить лишь границы собственной фантазии! Желаю творческих

успехов!



В раздел образования