Напоминание

Телесно ориентированные технологии, как инновация, в системе занятий учителя-логопеда по формированию психофизической базы речи и навыков чтения и письма у детей с нарушениями речи 1 года обучения.


Автор: Славкина Татьяна Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ школа №1
Населённый пункт: г. Кулебаки, Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Телесно ориентированные технологии, как инновация, в системе занятий учителя-логопеда по формированию психофизической базы речи и навыков чтения и письма у детей с нарушениями речи 1 года обучения.
Раздел: начальное образование





Назад




Актуальность проблемы

В настоящие время с каждым годом все острее встает вопрос об

обучении детей с речевой патологией. Увеличилось количество детей с

нарушениями речи, детей с ОВЗ, поступающих в 1 класс. Приходя в школу,

такие дети не могут в полной мере качественно овладеть письменной речью.

У

них

наблюдается

нарушение

звукопроизношения,

фонематического

восприятия, бедный лексический запас и нарушения грамматического строя

речи, не сформирована и связная речь.

Как известно, одной из наиболее распространенных причин школьной не

успешности

является

парциальное

отставание

в

развитии

высших

психических функций ребенка. Речь теснейшим образом связана со всеми

психическими процессами: ощущением, восприятием, памятью, вниманием,

мышлением. Они и составляют психологическую базу речи. Уникальные

возможности для коррекции психофизического развития ребенка дает

нейропсихология. А. Р. Лурия отмечал, что высшие психические функции

возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных

процессов.

Поэтому

сенсомоторное

развитие

считается

основой

психического и речевого развития ребенка.

В основе устной речи лежит психофизическая база речи, которая у таких

детей имеет свои недостатки. А именно: недостаточно сформирована мелкая

моторика пальцев рук (не умеют работать с предметами: завязывать шнурки,

работать

ножницами,

правильно

держать

карандаш,

раскрашивать,

штриховать, как следствие трудности в овладении письмом). Дети не

ориентируются в пространственных и временных отношениях, снижены

внимание, как слуховое так и зрительное, память, низкая работоспособность.

Игровой интерес превалирует над познавательным. Страдает и общая

моторика. Такие дети неуклюжие, неуравновешенные, с замедленными

движениями или же с хаотичными (при гипердинамическом синдроме). Как

следствие эти недостатки не дают ребенку осваивать чтение и письмо. Дети

не ориентируются на листе бумаги, не видят строчку, не могут запомнить

образ письменной буквы, они не могут овладеть аналитико-синтетическим

способом

чтения.

Программа коррекционной

работы в

соответствии

с

федеральным государственным образовательным стандартом начального

общего образования направлена на создание системы комплексной помощи

детям с ограниченными возможностями здоровья.

Современные реалии таковы, что используя только классические методы

работы с детьми, невозможно добиться хорошего результата. Поэтому

необходимы технологии активного обучения, реализующие деятельностное

личностно-развивающее

обучение,

наиболее

отвечающее

целям

формирования УУД. И это является актуальной проблемой при обучении

детей в школе.

Целесообразность предлагаемых технологий.

На сегодняшний день все существующие теории развития высших

психических функций в онтогенезе (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский и др.)

признают базовую

роль

сенсомоторного

развития

в

дальнейшем

формировании когнитивных способностей. Изучение развития двигательной

функции в онтогенезе ведется различными науками с учетом специфики

каждой из научных дисциплин.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и

медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим

потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и

приёмы смежных наук.

Их нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они

становятся частью традиционных, проверенных временем технологий.

Помогая

оптимизировать

работу

логопеда,

внося

новые

способы

взаимодействия

педагога

и

ребёнка,

для

создания

благоприятного

эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и

активизации нарушенных функций.

Уникальные возможности для коррекции

психофизического развития ребенка дает нейропсихология. А. Р. Лурия

отмечал,

что

высшие

психические

функции

возникают

на

основе

относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Поэтому

сенсомоторное

развитие

считается

основой

психического

и

речевого

развития ребенка.

Наиболее успешно решают задачу сенсомоторного развития ребенка

телесно ориентированные технологии. Я остановилась на комплексе из

инновационных,

здоровьесберегающих

телесно

ориентированных

технологий, которые включают:

элементы сенсорной интеграции

биоэнергпластику

кинезиологические упражнения

самомассаж пальцев рук

растяжки

релаксацию

нейрологопедические игры

- цель этих техник не только оптимизация процесса коррекции речи,

восполнение недостатков в развитии устной речи, ее психофизической

базы, но и обеспечение оздоровления детей.

Целью применения данных технологий в работе учителя-логопеда с детьми 1

класса с ОНР и ЗПР является коррекция и развитие речи путем создания

баланса между мышлением (интеллект), эмоциями (чувства) и телом

(ощущения) и как следствие успешным овладением навыками чтения и

письма.

Задачи:

1.

Стабилизация

психомоторной

функции

детей,

посещающих

логопедический пункт.

2. Развитие психологической базы речи через движение.

3. Коррекция звукопроизношения и других речевых функций.

4. Внедрение в практику работы современных образовательных методик.

Прогнозируемые результаты:

улучшение

памяти,

внимания,

пространственных

представлений,

ориентации во времени;

снижение утомляемости, повышение стрессоустойчивости;

улучшение в мелкой и крупной моторике;

повышение работоспособности, активизация

интеллектуальных и

познавательных процессов;

сформированность

фонематических

представлений,

навыков

правильного звукопроизношения;

успешное формирование навыков чтения и письма.

В настоящее время необходимо как можно больше внимания уделять

недоразвитию речи ребенка, а также причинам, вызвавшим эти нарушения.

Проблемой особого рода в этом деле является психофизиологические

факторы недоразвития речи, так как их наличие мешает не только развитию

речи, но, и это главное, вторично не позволяет полноценно развиваться

другим

психическим

процессам:

восприятию,

вниманию,

мышлению,

памяти; таким образом происходит нарушение формирования всей личности.

Эту задачу наиболее эффективно решает применение в логопедической

практике биоэнергопластики, кинезиологических упражнений.

1.

Биоэнергопластика

оптимизирует

психологическую

базу

речи,

улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам,

способствует

коррекции

звукопроизношения,

фонематических

процессов. Основной принцип биоэнергопластики — это сопряженная

работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где

движения рук имитируют движения речевого аппарата. Использовать

можно музыкальное сопровождение, персонажи, перчатки, счет, стихи,

презентационные материалы. Благодаря совместному движению руки и

артикуляционного

аппарата

активизируется

естественное

распределение биоэнергии в организме. Развивается координация

движений

и

мелкая

моторика,

формируются

кинестетические

ощущения.

2.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определенные

двигательные упражнения. Существует уже 2000 лет, используется во

всём

мире.

Кинезиологическими

упражнениями

пользовались

Аристотель и Гиппократ.

Межполушарное

взаимодействие

возможно

развивать

при

помощи

комплекса специальных кинезиологических упражнений. Для мозга ребенка

любое движение отзывается образованием каскада нейронных связей между

полушариями,

отделами

мозга.

Повышается

стрессоустойчивость,

улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь.

Облегчается процесс обучения чтению и письму. По последним данным

неврологов для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение

(вижу, слышу, чувствую).

3.

Растяжки и релаксация

Популярность

телесно-ориентированных

техник

в

современном

мире,

несомненно,

растет.

Телесно-ориентированный

подход

привлекает

возможностью непосредственной коммуникации с подсознанием с помощью

языка тела, а также контроля эмоций.

В основе телесно-ориентированного подхода в работе с детьми лежит

принцип психофизического сопряжения, суть которого заключается в том,

что применяемые средства двигательной активности позволяют добиваться

конкретных изменений, в физической сфере которые, в свою очередь,

способствуют изменениям в психической сфере.

4.

Методы

сенсорной

интеграции.

Каждая сторона развития речи -

звукопроизношение, лексико –

грамматические категории, связность высказываний - основана на

сенсорных связях и напрямую зависит от них. Сенсорные стимулы

оказывают

большое

влияние

на

мотивацию

к

любой

детской

деятельности, в том числе на речь. Без сенсорики не развивается

мышление.

Успешность

умственного,

речевого,

физического,

интеллектуального развития в значительной степени зависит от уровня

сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно

ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

5.

Методы нейростимуляции.

Данный

метод

успешно

применяется

в

логопедии

при

коррекции

звукопроизношения, а именно автоматизации звуков речи в слогах, словах,

при обучении ребенка письму. Цель метода - активация подкорковых и

стволовых

структур

головного

мозга,

стабилизация

межполушарного

взаимодействия, формирование оптимального функционального статуса

передних структур головного мозга.

Уникальность применения телесно ориентированных технологий обучения в

направленном воздействии на тело, познавательные и речевые способности

детей с ОНР и ЗПР, то есть имеющих нервно-психические и биомоторные

нарушения, и достижение устойчивого положительного коррекционного

эффекта

и

здоровьесбережения.

Для целостного использования данных технологий необходимо соблюдать

принцип системности и деятельностного подхода. Поэтому лучше их

внедрять в подгрупповые и индивидуальные занятия для 1 класса во время

обучения грамоте с сентября по февраль.

Цели и задачи, которые решаются на занятиях при использовании

инновационных технологий.

Цель и задачи

Приемы работы (игры и упражнения)

Развитие

артикуляционной

моторики.

Артикуляционная гимнастика с

биоэнергопластикой.

Формирование

правильного

звукопроизношения.

Упражнения с нейронагрузкой на пальцевом

тренажере «Сердце».

Развитие крупной

моторики.

Игры «Воздушный шар», игры с мячом,

эстафеты, двигательные упражнения по

инструкции.

Развитие

переключаемости

движений. Координация

двигательных функций.

Нейроигры: «Продолжи», «Называй не

ошибайся», «Скажи и покажи».

Пальцевая гимнастика «Расскажи стихи

руками»

Упражнения на балансире.

Кинезиологические упражнения: «кулак –

ребро – ладонь», «колечко», «ушко-нос-

макушка», «хлопни – топни – покажи».

Формирование

пространственно-

временных

ориентировок.

Игра «Клубок»,

«Лабиринты», «Покажи дорогу», «Что, где,

когда?», игра «Определи»

Снижение

эмоционального

напряжения учащихся.

Релаксационные упражнения: «Поза покоя»,

«Кулачки», «Олени», «Загораем», «Штанга»,

«Кораблик», «Любопытная Варвара»,

«Шарик», «Пляж», «Огонь и лёд», «Ковер-

самолет», «Море», «Потянулись –

сломались», «Аист».

Развитие тактильно-

двигательного

восприятия.

Пальчиковая гимнастика с массажными

мячами.

Упражнение «Узнай предмет по контуру»

Игра «Волшебный мешочек», игры «Узнай

фигуру», «Назови букву», «Узнай букву»,

«Превращай-ка»

Развитие зрительного

восприятия.

Упражнение «Перевернутые изображения»,

«Зрительный тренажер», «Профилактика

нарушения зрения», «Обведи», «Проследи

глазами», «Найди пару» и т.д.

Развитие слухового

восприятия. Различение

неречевых и

музыкальных звуков.

Игра «Повтори», «Определи, откуда звук»,

«Что слышно», «Найди правильно».

Развитие восприятия

особых свойств

предметов. Развитие

обоняния.

«Определи по запаху», «Определи запах»,

«Коробочка с запахами», «Вспомни, как они

пахнут».

Развитие восприятия

пространства,

расположение предметов

на листе бумаге.

Упражнение «Что изменилось?»,

«Рассмотри», «Помоги Машеньке добраться

до дома», игра «Где что лежит?».

Развитие восприятия

формы, величины, цвета,

конструирование

предметов.

Упражнение «Сравнение», «Предметы»,

«Размести фигуры», дидактическая игра «К

каждой фигуре подбери предметы, похожие

по форме».

Кинестетическое

развитие и

кинетическое.

Упражнение «Иностранец», «Выразительные

движения», «Через стекло», игра «Театр

масок».

Развитие пальцевой

моторики.

Пальчиковая гимнастика с массажными

мячами, природным материалом.

Развитие

графомоторных

навыков.

Упражнения в нейропрописи.

Развитие правильного

мышечного тонуса всего

тела.

Упражнения на растяжку: «Травинка на

ветру», «Дерево», «Подвески», «Снеговик»,

«Кошка», «Звезда»

Развитие

фонематических

представлений

Игры с камешками Марблс.

Планирование комплекса подгрупповых занятий с использованием телесно

ориентированных технологий в 1 классе для детей с ОНР и ЗПР.

Занятие

№п/п

Тема занятия.

Цели и задачи.

1.

Тело человека.

Развитие крупной моторики.

Развитие правильного мышечного тонуса

всего тела.

Развитие переключаемости движений.

Координация двигательных функций.

2.

Уточнение

пространственно-

временных отношений.

Формирование пространственно-временных

ориентировок.

Развитие восприятия пространства,

расположение предметов на листе бумаге.

3.

Понятие о звуке.

Развитие слухового восприятия. Различение

неречевых и музыкальных звуков.

Кинестетическое развитие и кинетическое.

4.

Гласные звуки и буквы.

Развитие артикуляционной моторики.

Формирование правильного

звукопроизношения.

Развитие переключаемости движений.

Координация двигательных функций.

Развитие пальцевой моторики.

Развитие графомоторных навыков.

Развитие правильного мышечного тонуса

всего тела.

Снижение эмоционального напряжения

учащихся.

5.

Согласные звуки и

буквы.

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие зрительного восприятия.

Формирование правильного

звукопроизношения.

Развитие переключаемости движений.

Координация двигательных функций.

Развитие пальцевой моторики.

6.

Развитие простого

фонематического

анализа и синтеза

Формирование правильного

звукопроизношения.

Развитие слухового восприятия.

Развитие пальцевой моторики.

Развитие восприятия формы, величины,

цвета, конструирование предметов.

Снижение эмоционального напряжения

учащихся.

7.

Развитие сложного

Формирование правильного

фонематического анализа

и синтеза

звукопроизношения.

Развитие слухового восприятия.

Развитие пальцевой моторики.

Развитие восприятия формы, величины,

цвета, конструирование предметов.

Снижение эмоционального напряжения

учащихся.

8.

Слова, обозначающие

предмет.

Развитие восприятия особых свойств

предметов. Развитие обоняния.

Кинестетическое развитие и кинетическое.

Развитие правильного мышечного тонуса

всего тела.

Развитие зрительного восприятия.

Развитие пальцевой моторики.

9.

Слова, обозначающие

действие предмета.

Развитие крупной моторики.

Развитие переключаемости движений.

Координация двигательных функций.

Развитие тактильно-двигательного

восприятия.

10.

Слова, обозначающие

признак предмета.

Развитие восприятия особых свойств

предметов. Развитие обоняния.

Развитие тактильно-двигательного

восприятия.

Снижение эмоционального напряжения

учащихся.

11.

Дифференциация слов,

обозначающих предмет,

действие предмета,

признаки предмета.

Развитие восприятия особых свойств

предметов. Развитие обоняния.

Развитие переключаемости движений.

Координация двигательных функций.

Развитие тактильно-двигательного

восприятия.

Кинестетическое развитие и кинетическое.

Показатели результативности, применения телесно ориентированных

технологий.

В сентябре 2021 года, при проведении диагностических мероприятий, мною

были выявлены дети, поступившие в 1 класс с очень низким и низким

уровнем речевого развития. Применяя данные технологии, мне удалось 90%

детей перевести на средний уровень и высокий уровень речевого развития.

Очень низкий

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

4

4,5

Май

Сентябрь

Использование в коррекционно-образовательном процессе учителем-

логопедом телесно ориентированных технологий облегчает все виды

обучения, особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных

процессов и повышения умственной работоспособности. Упражнения

помогают снять мышечные зажимы и улучшить мыслительную деятельность,

синхронизируют работу обоих полушарий головного мозга, способствуют

запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению

речевых функций, облегчают процессы письма и чтения. Через движения

можно управлять развитием мозга.



В раздел образования