Напоминание

ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ НОВОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (1990-Е – 2000-Е ГГ.) НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ


Автор: Воронова Татьяна Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "Средняя школа № 35"
Населённый пункт: город Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: Статья
Тема: ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ НОВОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (1990-Е – 2000-Е ГГ.) НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Раздел: полное образование





Назад




ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ НОВОЙ РОССИЙСКОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (1990-Е – 2000-Е ГГ.) НА УРОКАХ

ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Россия

в

1990

годы

испытала

много

потрясений.

События

августовского путча 1991 г.; развал Советского Союза; конституционный

кризис 1993 г. - все эти события повлияли на формирование и развитие

новой политической системы. Многие процессы оказались деструктивными.

В связи с этим хотелось бы выделить важность данного периода, так как много

из того что у нас есть сейчас связанно с тем периодом.

К

исследованию

становления

государственности

Российской

Федерации на основе анализа законодательства, материалов периодической

печати и мемуаров историки обратились с середины 1990-х гг. Много по этой

теме работал В. В. Согрин. Были сделаны первые попытки поставить

политические события конца XX в. в общий контекст новейшей истории

России – подчеркнуть цикличность политического процесса, провести

параллели между августом 1991 г. и октябрем 1917 г., событиями осени 1993

г. и переворотом 3 июня 1907 г. (О. В. Волобуев, В. В. Журавлев и др.)

Труды,

где

формулировались

теоретические

основания,

государственности РФ появились во второй половине 1990-х гг. (Н. Ф.

Наумова, Е. Т. Гайдар) .

В начале века XXI

в изучении темы проявилось направление,

посвященное проблемам российского федерализма.

За время, прошедшее с начала 1990-х гг. существенно расширены

возможности создания более адекватной картины сравнительно недавнего

исторического прошлого нашей страны, но и сейчас остаются покровы тайн,

умолчаний, догматических напластований, имена людей, деяния которые

скрыты грифом «секретно».

Исследованием

проблемы

социально-политического

развития

занимаются ученые, юристы, политологи, государственные деятели, которые

пытаются

проанализировать

события

и

показать

возможности

альтернативного

развития

страны,

выявить

факторы,

определявшие

направления эволюции российского общества, распада Советского Союза,

становление Российской Федерации.

Свой вклад в изучение проблемы

внесли такие политические деятели как Б. Н. Ельцин, М. С. Горбачев, Е. Г.

Гайдар; ученые и публицисты С. А. Авакьян, А. С. Барсенков.

На уроках истории необходимо дать учащимся представление о

попытках М. С. Горбачева реформировать СССР. Изучив экономические

реформы 1985 – 1991 гг.., и рассмотрев обстоятельства, предшествующие

путчу, показать, что что Президент СССР не мог противостоять требованиям

Ельцина

ни

по

одному

из

принципиальных

вопросов.

Подробно

проанализирован ход самого «Путча», действия «путчистов», их фиаско и

последовавший за этим распад некогда могущественной державы.

Следующий этап - это меры по реформированию российского

государства и общества при помощи новых политических сил, в лице Б. Н.

Ельцина и его окружения.

Социальные

и

политические

последствия

«шоковой

терапии»,

последовательная либерализация цен и ликвидации бюджетного дефицита

привели к ухудшению положения народных масс. Социологических опросы

1992 г. свидетельствовали о падении авторитета реформаторов и лично

Ельцина. В стране быстро формировалась новая оппозиция, теперь уже по

отношению к «новым» политикам, которые сами недавно превратились из

оппозиционеров во власть предержащих.

Развязка

конфликта между исполнительной и законодательной

властью

сопровождалась

активностью

российского

президента

по

закреплению своей победы. Серией указов президент Ельцин фактически

повсеместно прекратил деятельность органов советской власти. Через два

года после роспуска КПСС была ликвидирована вторая политическая основа

советского социалистического строя. Место прежней государственности

должна была занять новая система, принципы которой закреплялись в

проекте российской Конституции, доработанной президентской партией в

течение

октября-ноября.

Согласно

президентскому

указу,

всеобщее

голосование по проекту новой Конституции должно было состояться

одновременно с выборами Федерального собрания.

После

принятие

Конституции

в

декабре

1993

г.,

укрепившей

президентский режим и верховенство исполнительной власти, упрочило

экономические

и

политические

позиции

новых

элит.

Начинает

формироваться верхний экономический класс, приобретший во владение или

сосредоточивший контроль над стратегическими и прибыльными отраслями

народного хозяйства. Оформляется и новая политическая верхушка.

Новый политический режим включил в себя много противоречивых

черт и получил неоднозначные оценки. В конце 1990-х гг. Россия

переживала

правительственные

кризисы,

выражавшиеся

в

обострении

конфликтов и усилении политической напряженности.

Приход к власти В. В. Путина, сначала в качестве премьер-министра, а

затем и как Президента, национального лидера выдвинул на повестку дня

задачу интеграции страны, укрепления властной вертикали, что в конечном

итоге должно придать политической системе способность к воспроизводству

без кризисов, постепенно набирая стабильность. Такова миссия президента

В. В. Путина, по определению ряда политологов. И события 2008 гг., когда

на президентских выборах победил единомышленник и продолжатель курса

В. В. Путина, показали, что данная задача была успешно решена.

Вывод: на уроках истории в 10 классе необходимо акцентировать

внимание на данном периоде, так как для многих обучающихся эта тема

сложна для понимания. Становление Российской Федерации после распада

СССР – сложный и неоднозначный процесс.



В раздел образования