Напоминание

"Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Сидорова Алёна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 "Радуга"
Населённый пункт: г. Абдулино Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сидорова А.А.

г. Абдулино

МБДОУ детский сад №7 «Радуга»

Экологическое воспитание детей старшего

дошкольного возраста

Сегодня – экология, не только наука о взаимоотношениях живых организмов

друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Необходимо

знать, что грубое и жестокое отношение детей к природе объясняется

отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу,

прекрасное пение птиц, дыхание растений, тихий шелест травы, уже не

смогут погубить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность

помогать окружающей природе, любить её, общаться с ней.

Одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня - воспитание у детей

дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края,

привлечение ребят к посильной помощи в ее охране. В дошкольном детстве

закладывается основа конкретных представлений о природе, формируются

основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали

достоверные знания и представления, приобретали навыки

доброжелательного отношения к природе. Экологическое воспитание

включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы.

Основные задачи такого воспитания заключаются в формировании у детей

элементов экологического сознания. Установлено, что в дошкольном

возрасте, возможно сформировать дифференцированное представление о

живом и неживом. Раскрытие специфики живого организма, его

неповторимости и неразрывной связи со средой обитания должно стать

содержательным элементом экологического воспитания. Необходимо

прививать детям доброту, ответственность по отношению к природе и людям,

живущим рядом. Часто из-за отсутствия таких знаний ребята не могут

выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать так, чтобы эта

работа стала привлекательной для детей.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо помнить: главное,

чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота

о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред

природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате

которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая

возрастные

особенности

дошкольников,

к

которым

от н о с я т с я

впечатлительность

и

эмоциональная

отзывчивость,

через

сострадание,

сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого

существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою

собственную.

Необходимо прививать детям любовь и желание беречь не

только

растения,

но

и

все

живое

в

природе,

ежедневно

наблюдаем

за

насекомыми,

птицами,

животными

в

естественной

среде

обитания,

отказались от содержания их в садках и террариумах. Объяснить детям, что

если бабочку взять в руки, то после этого она погибнет, так как пыльца,

которая покрывает её крылышки, сотрется. Поэтому любоваться бабочками

лучше издали.

В процессе знакомства с окружающим миром следует показать детям, что по

отношению к природе они являются более сильной стороной и поэтому

должны ей помогать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь

замечать

действия

других

людей,

сверстников

и

взрослых,

давать

им

соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей

противостоять антигуманным поступкам людей .

Конечно,

одних

знаний

не

достаточно

для

формирования

у

детей

гуманного отношения к природе – необходимо вовлекать их в посильную для

их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и

полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание

положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной

работы, удостоенной похвалы воспитателя или родителя распустившийся

цветок, выздоровевший домашний питомец…) способствует дальнейшему

развитию чувств сострадания и сопереживания.

Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить

и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание

детей на красоту природы, получая от этого удовольствие и замечая красоту

жизни, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных,

понимать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие

дети считают, то, что вредно, то некрасиво).

Реализовать данную задачу можно через использование разнообразных

методов и форм работы с детьми старшего дошкольного возраста. Основным

методом ознакомления с природой является наблюдение. Любое наблюдение

-

это

познавательная

деятельность,

требующая

от

детей

внимания,

сосредоточенности, умственной активности, поэтому они кратковременны. В

ходе наблюдения окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а

что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать

красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и

ветром и любить их. На прогулке большое внимание уделяется общению

детей

с

природой:

с

деревьями,

птицами,

насекомыми.

Нельзя

привить

эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно

ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать

пение птиц. Во время прогулок и экскурсий дети знакомятся с таянием снега,

набуханием

почек,

появлением

травы

и

т.

п.

Здесь

же

организуются

разнообразные игры с природным материалом — песком, глиной, водой,

льдом, листьями (дидактические игры «Найди такой же листок», «Собери

букет»).

У

дошкольников

накапливается

чувственный

опыт,

они

видят

природные явления в естественных условиях во всех связях и отношениях.

На прогулках дети испытывают удовольствие от общения с природой.

Систематически проводятся наблюдения за погодой: дети рассматривают

небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по

одежде определяют степень тепла и холода.

В

целях

закрепления

представлений

о

мире

природы,

полученных

детьми

в

ходе

наблюдений,

используются

различные

типы

графических

моделей: «календари природы», «календари – ширмы».

В процессе наблюдений осуществляется и ознакомление детей старшего

дошкольного возраста с зависимостью объектов живой природы от неживой.

Наиболее

доступными

являются

наблюдения

за

птицами,

насекомыми,

растениями, находящимися в окружении детей. В ходе наблюдения внимание

детей направляется не только на изменения поведения животных, но и на

понимание причин таких явлений. Например, подводя детей к пониманию

зависимости

состояния

растительности

от

сезонных

изменений,

детям

предлагаются вопросы: «Почему весной распускаются листья?», «Почему

осенью засыхает вся зелень?». Самостоятельно находя ответы, дошкольники

устанавливают

связь

активности

солнца

с

температурой

воздуха

и

изменением состояния растений.

Большие

возможности

в

воспитании

экологических

чувств

по

отношению к окружающему миру заложены в играх. Именно игра позволит

удовлетворить

детскую

любознательность,

вовлечь

ребенка

в

активное

освоение

окружающего

мира,

помочь

ему

овладеть

способами

познания

связей

между

предметами

и

явлениями.

В

формировании

у

детей

эмоционального отношения к природе используются разные виды игр.

Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают

игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка способности к

сопереживанию

животным,

растениям,

объектам

неживой

природы.

Например, подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Лохматый пёс», «Растет

цветок».

Для

закрепления

представлений

о

домашних

и

диких

животных

используются дидактические игры: «Найди по описанию», «Чей малыш?»,

«Домашние и дикие животные». Дидактические игры: «Угадай на вкус»,

«Овощи

и

фрукты»,

«Четвертый

лишний»

-

способствуют

закреплению

представлений об овощах и фруктах.

В

предметных

играх

использованием

листьев,

семян,

овощей,

комнатных

растений)

уточняются

и

обогащаются

представления

детей

о

свойствах и качествах объектов природы.

В

сюжетно

ролевых

играх

дети

отражают

свой

опыт,

знания,

приобретенные

в

процессе

взаимодействия

с

миром

природы.

Самостоятельный

характер

творческих

игр

дошкольников

помогает

воспитателю

выявить

уровень

экологических

знаний

и

ценностное

отношение к природе.

Большое

значение

придается

исследовательской

деятельности

детей.

Детское

экспериментирование

способствует

расширению

кругозора,

обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Усвоение

системы

научных

понятий

позволяет

ребенку

стать

субъектом

учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к

школе, позволяет развить интеллектуальные способности, познавательную

культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Широко используются такие методы как рассказ о природе и беседа с

разными дидактическими целями: для уточнения, углубления, обобщения и

систематизации знаний старших дошкольников, формирования ценностного

отношения к природе.

Большую

роль

в

воспитании

ценностного

отношения

к

объектам

природы

придается

посильному

для

детей

дошкольного

возраста

труду.

Выполняя трудовые поручения, дети знакомятся со свойствами и качествами,

состоянием объектов природы. В процессе труда формируются практические

навыки ухода за растениями в уголке природы, на цветнике и огороде. Для

обобщений полученных представлений широко используются праздники и

развлечения.

В

работу

по

формированию

ценностного

отношения

к

природе

вовлекаются и родители воспитанников. Для них организуются различные

консультации, семинары, выставки, фотовыставки. Оформляются папки –

передвижки, папки – раскладушки, экспресс – листы. Мамы воспитанников

помогают шить зимнюю одежду для кукол, папы – кормушки для птиц.

Таким образом, используемые в практической деятельности формы и методы

экологического воспитания можно рассматривать как единую систему по

формированию

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

ценностного

отношения к природе.

В процессе общения с природой у детей воспитывается эмоциональная

отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать

природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств,

понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения

в ней.

Используемая литература

1.

Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду.

2.

Уланова Л.А. Иордан С.О. Методические рекомендации по организации

прогулок детей 3 – 7 лет.

3.

Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте:

учеб.

пособие

для

студ.

высш.

учеб.

заведений.

[Текст]

М.:

Издательский центр «Академия», 2006 – 208 с.

4.

Экологическая этика в детском творчестве: концептуальные идеи и

методы гуманитарного экологического образования. [Текст] / под ред.

Вагнер И. В. – М., 2008. – 121 с.

5.

Зебзеева

В.

О

формах

и

методах

экологического

образования

дошкольников. [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2004.- № 7. - С. 45-

49.

6.

Зенина

Т.

Наблюдаем,

познаем,

любим.

[Текст]//

Дошкольное

воспитание. - 2003. - № 7. - С. 31-34.



В раздел образования