Автор: Азикова Жанна Хасеновна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №8 Фрунзенского района
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Признаки подобие треугольников" (8 класс)
Раздел: среднее образование
Обобщающий урок геометрии в 8-м классе по теме
"Признаки подобия треугольников"
Учитель математики: Азикова Жанна Хасеновна
Цели урока:
Образовательные:
обобщить и систематизировать, расширить знания по теме: “Признаки подобия
треугольников”;
продолжить формирование у учащихся навыков применения признаков подобия
треугольников при решении задач.
Развивающие:
развивать логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
развивать интерес учащихся к изучаемому предмету, самостоятельность;
развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные:
формировать мотивы познавательной деятельности,
эстетическое воспитание учащихся.
Оборудование:
мультимедийный проектор, экран;
презентация для сопровождения урока;
раздаточный материал;
оценочный лист.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Структура урока:
1.
Организационный момент.
2.
Актуализация опорных знаний:
а) проверка домашнего задания (самостоятельная работа);
б) повторение теоретического материала;
в) устное решение задач;
г) письменное решение задач;
3.
Воспроизведение знаний на новом уровне (Дифференцированная работа)
4.
Обобщающая деятельность учащихся
5.
Исторические сведения
6.
Домашнее задание.
7.
Итог урока.
1
Ход урока
I
. Организационный момент.
Слово учителя о цели этого урока.
Треугольник – самая простая геометрическая фигура, знакомая нам с детства. К
треугольнику на уроках геометрии мы обращаемся чаще всего. Эта фигура таит в себе немало
интересного и загадочного, как Бермудский треугольник, в котором бесследно исчезают
корабли и самолеты. Один мудрец сказал: “Высшее проявление духа – это разум. Высшее
проявление ума – это геометрия. Клетка геометрии – это треугольник. Он так же
неисчерпаем, как и Вселенная”. Это одна из основных фигур школьного курса планиметрии.
Подобие, наряду с равенством треугольников, является одним из важнейших геометрических
отношений. Если равенство объектов мы понимаем как «одинаковость» и по форме, и по
размеру, то подобие объектов означает их « одинаковость» только по форме.
Умение решать задачи на применение признаков подобия широко используется в геометрии,
физике, астрономии.
Сегодняшний урок мы посвятим решению задач по теме: “Признаки подобия треугольников”.
Это урок обобщения и систематизации знаний, где мы с вами рассмотрим применение
признаков подобия при решении задач. Запишите число, классная работа и тему урока
II.
Актуализация опорных знаний.
Оценка за урок будет складываться из набранных на каждом этапе урока баллов.
Критерии оценки:
Выше 18 баллов – «5»
15-18 баллов – «4»
10-14 баллов - «3»
Менее 10 баллов – «2»
Чтобы урок прошел успешно, надо повторить теоретический материал. Но сначала проверим,
как вы справились с домашним заданием.
Итак, я вам предлагаю небольшую самостоятельную работу на 3–5 минут.
а) Самостоятельная работа по теме “Признаки подобия треугольников” (Приложение 1.)
Критерии : 1 балл-« 1 задание», по 2 балла – «2 и 3 задания».
б) Повторение теоретического материала:
Критерии : по 1 баллу за каждое правило
1)
Дайте
определение
подобных
треугольников.
[
Два
треугольника
называются
подобными,
если три угла
первого
треугольника равны трём
углам
второго
треугольника,
а
три
стороны
первого
треугольника
пропорциональны
соответствующим сторонам второго]
2
2)
Дайте определение коэффициента подобия. [Коэффициентом подобия называется
отношение сходственных сторон подобных треугольников]
3)
Каков коэффициент подобия двух равных треугольников? [1]
4)
Чему равно отношение площадей двух подобных треугольников? [отношение площадей
двух подобных треугольников равно квадрату коэффициента подобия]
5)
Перечислите признаки подобия треугольников.[ 1 признак – подобие треугольников по
двум углам; 2 признак – подобие треугольников по пропорциональности двух сторон и
углу между ними; 3 признак – признак подобия по пропорциональности трёх сторон]
в) Устное решение задач:
Учащиеся фронтально решают устные задачи по готовым чертежам (на слайдах), объясняя ход
решения задачи.
Критерии : по 2 балла за каждое верно решённое задание
Пример 1
Дано: PEMD – трапеция
Найти подобные треугольники и
доказать их подобие.
Пример 2
Найти подобные треугольники и
доказать их подобие.
Пример 3
∆ ABC ~ ∆ A
1
B
1
C
1
Найти: х, у
г) Письменное решение задач.
3
Задача №1. Три стороны треугольника равны 6см, 8см, 9см. Через середину стороны
длины 8 см проведена прямая, которая пересекает сторону треугольника, рассекая искомый на
треугольник, подобный исходному, и четырёхугольник, не являющийся трапецией. Найдите
периметр четырёхугольника.
Дан рисунок. Исправленный рисунок
Рисунок выполнен неверно. На рисунке
М=
С. Но Но
М и
С – соответственные
при прямых NM и ВС и секущей АС. Тогда по признаку параллельности прямых MN || ВС и
четырёхугольник BNMC – трапеция, что противоречит условию задачи.
Угол А у подобных треугольников – общий. Тогда прямая MN пересекает сторону АВ по
другому.
Дано: АВС- треугольник: АВ=6, АС=8, ВС=9. М- середина АС, MN ВС,
∆АВС ~ ∆AMN, BNMC – четырёхугольник.
Найти: периметр четырёхугольника BNMC .
Решение:
BNMC – произвольный четырёхугольник.
∆АВС ~ ∆AMN ( по условию). Тогда выполняется условие:
АВ : АМ =ВС : МN=АС : AN
МС=АМ=½ АС= 4. ( по условию М- середина АС).
6 : 4=9 : МN = 8 : AN, 9 : МN = 3 :2; МN= (9∙2) :3 =6(см).
8 : AN = 3 :2; AN = (8∙2) :3 = 16/3 = 5 1/3.
NB= АВ – AN, NB= 6 – 5 1/3 =2/3, Р = 4+ 6 +2/3 +9 = 19 2/3(см)
Ответ: 19 2/3(см)
Задача №2. Биссектриса AD треугольника АВС делит сторону ВС на отрезки CD и BD,
равные соответственно 3,5см и 10,5см. Найдите АВ и АС, если периметр треугольника АВС
равен 46см.
Дано: ∆АВС , D
ВС,
AD – биссектриса треугольника,
CD=3,5см, BD=10,5см
Р
∆АВС
= 46см.
Найти: АВ иАС
Решение:
4
По условию AD – биссектриса треугольника. Тогда по свойству биссектрисы выполняется
соотношение: CD : BD= АС : АВ. АС : АВ = ⅓, т.е. АВ = 3АС. Р
∆АВС
= 46см
ВС = 10,5 + 3,5 = 14(см). Имеем: АВ + АС + ВС = 46, 3АС + АС +14 = 46, 4АС = 32,
АС = 8(см), АВ = 3∙ 8 =24(см)
Ответ: 8см и 24см.
III.
Воспроизведение знаний на новом уровне ( дифференцированная работа)
1. Тест. Я предлагаю Вам небольшой тест, проверьте каждый сам себя, как хорошо вы изучили
тему. В тесте 5 вопросов, внимательно прочтите сначала вопрос, затем предложенные ответы и
лишь потом подчеркните ответ, который вы считаете правильным.
(Приложение 2.)
Самопроверка.
Критерии оценок: по 1 баллу-«1 и 2 задания », по 2 балла – «3 – 5 задания ».
2. Индивидуальная работа по карточкам (Приложение 3.)
IV.
Подготовка учащихся к обобщающей деятельности.
В геометрии подобными могут быть не только треугольники, но и совершенно произвольные
фигуры. На слайде мы видим подобные пятиугольники, фигуры, подобные на звёзды, фигуры со
стрелками, параллелограммы.
Как вы думаете, какими свойствами они все обладают? [ У них одинаковые формы, но
разные размеры]
Пропорциональность проявляется везде: в подобном строении дерева и его ветвей, в форме
снежинок и кристаллов
Стекло и хрусталь состоят из мельчайших частиц, кристаллов. Поверхность хрустальной
вазы состоит из геометрических фигур, которые подобны друг другу.
V .
Выступление ученика о практической деятельности в Древней Руси.
Вот такие задачи т. е. - измерительные работы на местности:
1.
Измерение высоты предмета ( телеграфного столба, водонапорной башни, высоты дерева )
2.
Расстояние до недоступной точки ( ширина реки, болота) с использованием признаков
подобия мы будем решать в следующей теме.
Геометрия- это наука, которая обладает всеми свойствами хрустального стекла, такая же
прозрачная в рассуждениях, безупречная в доказательствах, ясная в ответах. Геометрия до конца
не изученная наука, и может быть, многие открытия ждут именно вас.
VI.
Домашнее задание ( по группам – по карточкам)
(Приложение 4.)
1.
Менее 14 баллов– « 3 балла»
2.
15 – 18 баллов– «5 баллов»
3.
Более 18 баллов– « 7 баллов»
VII. Итог урока.( Слайд 17)
Пришло время подвести итог: используя схему на слайде, ответьте на вопросы:
Что вы узнали нового? Я знаю…
Чему научились? Я умею..
Что вам показалось особенно трудным? Я не могу..
Вы все активно работали на уроке, аккуратно выполняли чертежи, хорошо справились с
тестом, отлично выполнили самостоятельную работу, открыли для себя что – то новое, были
5
очень
внимательны
и
любознательны.
Поэтому
за
урок
вы
получаете
следующие
оценки…………………………….
Всем удачи, спасибо за урок.
Приложение 1: Самостоятельная работа в 2 вариантах
Приложение 2: Тест в 2 вариантах
Приложение 3: Набор карточек для индивидуальной работы.
Приложение 4: Набор карточек для домашней работы
Приложение 5: Оценочный лист.
Приложение 1
Самостоятельная работа
1.
Доказать подобие треугольников и
найти коэффициент подобия
(1 балл)
2.
Доказать, что ∆DOC ~ ∆AOB и
найти
D, если
A=35
0
(2 балла)
3.
Найти х, если АВ=21, ВС=30,
МС=10
(2 балла)
4.
дополнительно
Найти х, если АN=6, AС=12, AE=10
(3 балла)
6
Вариант 1
Самостоятельная работа
1.
Доказать подобие треугольников и
найти коэффициент подобия
(1 балл)
2.
Доказать, что ∆DOC ~ ∆AOB и
найти
D, если
A=25
0
(2 балла)
7
3.
Найти х, если АВ=16, ВС=20, МС=5
(2 балла)
4. дополнительно
Найти х, если АО=10, AС=40, РА=20
(3 балла)
Вариант 2
Приложение 2
Тест
Вариант 1
1.
Если стороны одного треугольника пропорциональны сторонам
другого треугольника, то треугольники:
а) равны; б) подобны; в) нет ответа (1 балл)
2. Если треугольники подобны, то :
а) стороны равны; б) углы пропорциональны; в) углы равны (1 балл)
3. Углы треугольника равны 20
0
, 40
0
, А
0
. Угол, соответствующий углу А подобного
треугольника, равен:
а) 40
0
; б) 120
0
; в) 60
0
; г) 20
0
(2 балла)
8
4. По какому признаку ∆AВО подобен ∆СДО, если
В=
Д:
а)II; б) I; в) III (2 балла)
5. Отношение
, если АВ=4;, СД=12:
а)9; б) 8; в) 4 (2 балла)
Тест
Вариант 2
1.Если углы одного треугольника равны углам другого треугольника, то
треугольники:
а) подобны; б) нет ответа; в) равны; (1 балл)
2. Если треугольники подобны, то :
а) стороны пропорциональны; б) стороны равны; в) углы пропорциональны (1
балл)
3. Углы треугольника равны 15см, 21см, 30см. Две стороны подобного ему
треугольника- 10см и 5 см. Длина третьей стороны:
а) 7см; б) 3см; в) 12см ; г) 10см (2 балла)
9
4. По какому признаку ∆AВО подобен ∆СДО, если
В=
Д:
а)II; б) I; в) III (2 балла)
5. Отношение
, если АВ=6;, СД=4:
а)4/9; б) 9/4; в) 2/3 (2 балла)
Приложение 3
Карточка для индивидуальной работы
Вариант 1
Найдите АВ и ВС , если DE ║ AC
Решение
10
1.
∆DBE ~ ∆ABC (по 2 углам:
В- общий,
А =
D как соответственные
при DE ║ AC и секущей АВ)
2.
Тогда выполняется равенство
DB : AB = BE : BC = DE : AC, AB = x+6
6 : (х+6) = 8 : ВС = 10 : 15, к= 2 : 3
3. 6 : (х+6) = 2 : 3 и 8 : ВС= 2 : 3
2х + 12 = 18, 2х = 6, х = 3
ВС= (8 * 3):2=12 АВ = 3+6=9
Ответ: ВС=12, АВ = 9
Критерии баллов:
5 баллов: решение выполнено верно и без ошибок
4 балла: допущена одна ошибка и ответ получен неверно
3 балла: найдена только одна из сторон ВС или АВ
2 балла: доказано подобие треугольников и составлено отношение сторон
1 балл: доказано подобие треугольников
Карточка для индивидуальной работы
Вариант 2 (дополнительно)
Прямые а и b параллельны. Найдите х и у
11
Карточка для индивидуальной работы
Вариант 3 (дополнительно)
В треугольнике АВС АС=12см, ВС=8см, АВ=6см. Продолжение сторон АВ и СВ за точку В
соответственно равны : ВЕ=3см, ВМ=4см.
Найдите длину отрезка ЕМ
Карточка для индивидуальной работы
Вариант 4 (дополнительно)
ABCD – параллелограмм, ВН и ВЕ – высоты.
Найдите ВС , если АН=6см, DE=1см, ЕС=9см
12
Карточка для индивидуальной работы
Вариант 5 (дополнительно)
Две сходственные стороны подобных треугольников равны 5см и 6 см. Разность площадей этих
треугольников составляет 22см
2
. Чему равна площадь меньшего из треугольника?
Приложение 4
Набор карточек для домашней работы
Карточка на 3 балла
Задача 1.
Дано: AB ║ CD
AO = 1,5см
OB = 1 см
CO = 3 см
CD = 4,5см
Найти: 1) подобны ли треугольники AOB и DOC
2) укажите сходственные стороны , К
3) AB-? OD-?
4)
Задача 2.
13
Найдите АС, если ВС= 12см,
NM = 6см,
CN = 4см,
BM = NC
Карточка на 5 баллов
Задача 1.
Одна из диагоналей трапеции, равная 16 см, делит другую диагональ на части, равные 7см и
5 см. Определить, на какие части делится точкой пересечения первая диагональ, и найти
большее основание трапеции, если меньшее ее основание равно 4 см.
Задача 2.
В треугольнике АВС АВ=15см, АС=20см, ВС=32см. На стороне АВ отложен отрезок AD=9см, а
на стороне АС- отрезок АЕ=12см. Найти DE и отношение площадей треугольников АВС и ADE
Карточка на 7 баллов
Задача 1.
Две параллельные улицы пересекаются двумя улицами, выходящими из одного пункта А. Длины
параллельных улиц, заключенных между лучевыми улицами, равны 0,75км и 1,25км. Трамвай
идет по одной из лучевых улиц от пункта А до первой из параллельных улиц 15 мин. Сколько
14
времени он при такой же скорости будет идти по той же лучевой улице от первой до второй из
параллельных улиц.
Задача 2.
В треугольнике АВС и MNK,
В =
N. Отношение сторон, заключающих угол В, к сторонам,
заключающих угол N, равно 0,6. Найдите стороны АС и MK, если их разность равна 24дм.
Приложение 5
Лист самооценки ученика
№п/п
Вид работы
Кол – во баллов
1.
Самостоятельная работа по проверке домашнего задания
2.
Теоретический материал
3.
Устное решение задач
4.
Дифференцированная работа
Итого:
Критерии оценки: менее 10 баллов – «2»
10 – 14 баллов - «3»
15-18 баллов - «4»
более 18 баллов – «5»
15