Напоминание

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в преподавании истории и организации внеурочной деятельности (ВУД) учащихся общего образования


Автор: Коршунова Елена Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБНОУ "Губернаторская кадетская школа-интернат МЧС"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в преподавании истории и организации внеурочной деятельности (ВУД) учащихся общего образования
Раздел: полное образование





Назад




Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в

преподавании истории и организации внеурочной деятельности (ВУД)

учащихся общего образования

Современный мир становится все более зависимым от информационных

технологий, т. к. они все больше используются во всех сферах общественной

жизни. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут

повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и

отдыхе. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск и

получение необходимой и своевременной информации, общение между

людьми, ускорил принятие решений. Все это привело к появлению нового

типа культуры – информационной. И овладевать ею люди начинают с самого

раннего детства. Поэтому использование информационных технологий в

школе – это объективный и естественный процесс, требование сегодняшнего

дня. Сегодня компьютер для учителя стал «окном в мир», источником

профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Каждому нужно

пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это

будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского

образования.

Процесс приобщения учителей к компьютеру шел очень долго, но в

настоящее время все поняли, что он настоящий помощник для каждого

учителя. Во-первых, компьютер позволяет оптимизировать труд учителя. Он

дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и

готовых разработок уроков. Во-вторых, имея компьютер, учитель получает

неограниченные

возможности

в

изготовлении

раздаточных

печатных

материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и

индивидуальных особенностей учащихся. В-третьих, компьютер позволяет

учителю вести электронный журнал. Его очень легко создать, используя

прикладную программу «Microsoft Office» — редактор таблиц «Excel». В-

четвертых,

компьютер

позволяет

использовать

готовые

электронные

программные

продукты.

Это

мультимедиа-учебники,

энциклопедии

и

справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к

ОГЭ, ЕГЭ, ВПР и др. В-пятых, компьютер позволяет творческому учителю

создавать

свои

образовательные

ресурсы,

предоставляя

тем

самым

возможность пользоваться ими другим учителям.

Первоначально компьютер дал возможность систематизировать уже

имеющиеся методические разработки, перевести их в электронный формат.

Тематическое планирование по всем курсам истории, учебные

карточки, схемы, варианты тестирования легко обновляются, тиражируются

при изменениях в учебных программах, учебниках. В дальнейшей работе в

практику были включены программы составления тестов, презентации,

обучающие компьютерные программы, Интернет-ресурсы, т.е. был накоплен

огромный массив материала, который сейчас повсеместно применяется при

проведении уроков истории.

В своей педагогической деятельности я использую компьютер на

различных этапах урока. Но, как показывает опыт, на уроке истории

целесообразнее применять его при изучении нового материала, закреплении

полученных знаний и уроке-контроле.

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по

истории позволяет значительно облегчить объяснение материала за счет

наглядности, которой, к сожалению, не всегда достаточно, и вызывает

интерес со стороны учащихся. Информационные технологии позволяют

повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле,

ускорить

процесс

получения

и

использования

информации,

развить

познавательные способности школьников. И здесь на помощь педагогу и

ученику могут прийти новые технологии. Ведь большинство подростков

воспринимает материал не столько по принципу «трудно» или «легко», а

сколько «интересно» или «неинтересно». Я считаю, что обучение должно

быть естественным и приятным.

Одной из форм применения информационно-компьютерных технологий

(ИКТ) на уроках истории является применение интерактивной доски.

Сегодня инновационные и развивающие технологии обучения приобретают

все большую популярность. Исследования по воздействию технологии на

обучение показали, что благодаря интерактивной доске обычные уроки

превращаются в интересную и увлекательную игру. Это заметно по

результатам,

которые

улучшаются

от

занятия

к

занятию.

Широкие

возможности

интерактивных

досок

позволяют

сделать

уроки

более

динамичными, а большой экран позволяет работать всем вместе. Работа с

интерактивной доской не требует специальных навыков и умений - ученикам

достаточно просто коснуться поверхности доски - палец работает как мышь.

Использование интерактивной доски позволяет педагогам и ученикам

размышлять и создавать новые идеи.

Применение компьютерных программ в преподавании истории

позволяет

организовать

индивидуальную

работу,

используя

дифференцированный

подход

в

обучении,

работу

в

группах,

самостоятельную работу учащихся. На уроках истории с применением

информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) продолжается работа

по закреплению учебных навыков и формированию умений осуществлять

исследовательскую деятельность. У учащихся, работающих с компьютером,

формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений

ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать,

сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.

Интерактивное оборудование позволяет создавать многообразные

схемы, таблицы, графики, выстраивать материал по разным позициям,

интенсифицируя процесс обучения, делая его наглядным. Огромную роль в

использовании интерактивных технологий играет системно-деятельностный

подход.

На уроках истории применяются (могут применяться) следующие

формы работы с информационно-компьютерными технологиями (ИКТ):

1) Метод слайдов облегчает учителю подачу материала. Это делает

урок более ярким и наглядным, способствует развитию воображения и

критического мышления в восприятии материала. Использование слайдов

активизирует внимание учащихся, вызывает интерес к предмету разговора.

Работа с большим количеством фактических данных становится не такой

рутинной.

2)

Исследовательская

деятельность

учащихся

осуществляется,

к

примеру,

на

уроках-экскурсиях.

Учащиеся

самостоятельно

изучают

материал, находят репродукции картин и готовят презентации своих работ на

интерактивной доске. Этот метод способствует: развитию творческого

мышления;

осуществлению

информационного

поиска;

умению

делать

выводы; развитию коммуникативных способностей учащихся. Пассивности

на уроке позволит избежать ознакомление учащихся с набором задач,

поэтапная работа над которыми приведет к решению проблемы урока с

привлечением многочисленных источников и с «публикацией» своих

доказательств на интерактивной доске.

3) Благодаря интерактивной доске учащиеся могут видеть большие

цветные изображения, схемы, диаграммы и таблицы. На уроках истории

учащимся

предлагается

с

использованием

характеристик

дать

психологическую оценку какой-либо исторической личности, что в свою

очередь может быть инструментом к созданию современного облика

молодых людей.

4) На уроках также можно дать задание по заполнению таблицу или

дописыванию цитаты, высказывания. Заполняя таблицу, учащиеся учатся

делать анализ, выводить причинно-следственные связи между явлениями и

процессами, давать комментарии.

Все перечисленные приемы доказали свою эффективность, т. к.

развивают системно-деятельностный подход в процессе изучения истории и

обществоведческих курсов, столь важный на сегодняшний день при

реализации ФГОС.

Применение современных технических достижений, информационных

технологий сегодня становится первоочередной задачей преподавателя

любой дисциплины – это формирование компетентностей: информационных,

коммуникативных и т. д. Важно не столько «заполнить» багаж ученика

отдельными знаниями, сколько «положить» туда путеводители, памятки,

которые позволят ему встроиться в современное динамичное общество.

Таким образом, информационная технология изучения истории, как и

другие дидактические системы, имеет свои положительные и отрицательные

черты. При определенных условиях реализация данной технологии дает

самые эффективные результаты, в других условиях она может быть

малоэффективной и её целесообразно заменить другой технологией.

К положительным чертам (достоинствам) можно отнести:

1) обеспечение высокого уровня активизации учащихся на уроке;

2) первоочередное формирование навыков самообразования.

Среди отрицательных черт (недостатков) можно выделить:

1) «Фрагментарность» обучения, под которой понимается большой

удельный вес самостоятельной работы учащихся, вплоть до самообучения,

что в большинстве случаев можно расценивать как «предоставленность

учащихся самим себе» и отсутствие полноценного процесса обучения

(особенно это может быть выражено со стороны родителей учеников);

2) Игнорирование целостности и логики истории как учебного

предмета (скорее, привычной логики, т. к. «нелогичное» обучение не имеет

результата);

3)

Сужение

уровня

подготовки

учащихся,

формирование

лишь

частных, конкретных умений, которое идет в ущерб обобщённым.

Однако все указанные недостатки вполне преодолимы при соблюдении

вышеуказанных

условий

эффективности

технологии.

Это

доказывают

некоторые промежуточные результаты, т. к. работа по освоению технологии

продолжается и по сей день.



В раздел образования