Напоминание

Специфика артикуляции на домре


Автор: Талыпова Елена Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств городского округа Анадырь"
Населённый пункт: Чукотский автономный округ г. Анадырь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Специфика артикуляции на домре
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

«

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

»

АНАДЫРЬ

Методическая

разработка

Специфика

артикуляции на домре

Составитель: преподаватель высшей категории

Талыпова Елена Викторовна

Г. Анадырь

2022г

2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3

1. Функции правой руки в артикуляции ……………………………………5

2. Функции левой руки в артикуляции ……….……………………………. 7

3. О взаимодействии правой и левой рук домриста ……………………….9

4. Средства музыкальной выразительности ……………………………….11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….14

Список литературы…………………………………………………………...16

3

ВВЕДЕНИЕ

В более обширном определении, артикуляция (лат.

Articulatio, от

articulo – расчленяю, членораздельно произношу) – способ исполнения на

музыкальном

инструменте

или

голосом

последовательности

звуков,

определяется слитностью или расчлененностью последних.

Существует множество различных градаций звуковедения, от

легатиссимо (предельной слитности звуков) до стаккатиссимо (максимальной

кратности звуков). Применение тех или иных приемов артикуляции зависит

от существа музыкального сочинения, его языка, характера. Выдающиеся

исполнители нередко создают оригинальную интерпритацию известного

сочинения, отличную от общепризнанной, что во многом определяется

применением собственной системы артикуляции.

На

духовых

инструментах

артикуляция

осуществляется

регулированием дыхания, на клавишных – снятием пальца с клавиши,

связным перенесением пальцев с клавиши на клавишу, на смычковых

ведением смычка, в пении разными приемами использования голоса. В

нотной записи артикуляция обозначается графическими знаками – лигами,

горизонтальными черточками. точками, вертикальными черточками ( в

изданиях XVIII в.) или словами «тенуто», «портато», «маркато», «спиккато»,

«пиццикато» и др. В XVII в.получают особое значение указания в нотах для

струнных инструментов. В XVIII

в. артикуляция приобретает более

современный, свойственный нашему времени вид. Она становится одним из

важнейших средств для фразировки: звучание ноты, ее связь со следующим

звуком, активное или мягкое зарождение, угасание звука.

Артикуляция в пении – один из важных компонентов в работе над

выработкой дикционных, выразительных качеств вокалиста. Это не только

правильное выговаривание гласных и согласных, отдельных слогов, умение

жестко

или

мягко

произносит

их,

переносить

по

особому.

не

грамматическому, а вокальному принципу (вместо «необъя-тной Родины

4

моей» следует петь «не-объя-тной»). Артикуляция вокалиста, хорового

певца. хора в целом – это высокая культура обращения со словом, с

поэтическим текстом, выстраивание такой концепции вокального искусства,

когда слово и мелодия равнозначны, различимы, звучат слитно. Великий

Ф.И.Шаляпин пел так, что не только каждое слово, но и каждый слог были

слышны абсолютно в любой точке зала. Сочетание слова, фразы, образа в

замечательном единстве потрясали слушателей.

Артикуляция – одна из сторон в фортепианном, инструментальном,

вокальном исполнительстве.

В музыкальной теории под артикуляцией подразумевается искусство

исполнять музыку с той или иной степенью расчлененности или связности ее

тонов, искусство использовать в исполнении все многообразие приемов

легато и стаккато.

Правильная артикуляция имеет большое значение для художественно-

выразительной игры.

Из практики моей педагогической работы с учениками, я пришла к

выводу, что специфика игры на домре предполагает свои особенности

артикулирования, связанные с работой правой и в особенности левой руки

домриста.

1. Функции правой руки в артикуляции

5

Основными приемами игры на домре является удар и тремолирование.

Связность

(легато)

на

домре

обеспечивается

тремолированием.

Расчлененность (нон легато) – область применения как тремолирования, так

и удара. Какой из приемов следует применить – зависит от темпа и

длительности нот, исполняемых раздельно (нон легато). В более подвижном

темпе тремолирование уступает приему «удар». Краткость (стаккато) – сфера

использования удара, либо переменных ударов (в быстром темпе).

Мастерство домриста в значительной степени определяется гибкостью

тремолирования при исполнении звуковых последовательностей легато в

подвижном темпе, а также различных последовательностей нон легато.

Большое значение в артикуляции на домре имеет разнообразие приема

«удар», которым обеспечивается как краткость, так и расчлененность, а в

подвижном темпе – и определенная связность исполнения. При этом,

большую роль играют следующие три момента: изменение амплитуды

размаха, глубины погружения медиатора в струны, силы его сжимания.

Уменьшая амплитуду размаха, добиваются извлечения звука щипком,

посредством нажима медиатора на струну. При этом, смягчается атака звука,

а сам звук приобретает сочность и полноту.

Более глубокое погружение медиатора (вся его игровая часть опущена в

струны) способствует извлечению более полного звука, и наоборот, игра

кончиком медиатора создает легкое, полетное звучание. Не изменяя

амплитуду размаха, а также глубину погружения медиатора в струны, мы

можем добиться более или менее плотного звука путем изменения силы

сжимания медиатора.

Вышеуказанные рекомендации относительно размаха, глубины погружения

медиатора и различной силы его сжимания, влияющие на звук, вполне

применимы как к переменным ударам, так и к тремолированию - по сути,

быстрому чередованию ударов по струне без учета их количества.

6

Стремясь достичь эффекта легато на домре при игре переменными ударами,

необходимо

пользоваться

щипком

медиатора,

предельно

уменьшив

амплитуду размаха и смягчив атаку звука. При этом, нужно следить, чтобы

после щипка не ослаблялся нажим на медиатор, вплоть до извлечения

следующего звука.

Для

выработки

навыков

артикулирования

имеет

смысл

упражняться

следующим образом:

1. Играть гаммы переменными ударами медиатора, добиваясь эффекта

легато. Например:

2. Играть гаммы щипком медиатора, глубоко опустив его игровую

часть в струны, с некоторым ослаблением нажима на медиатор после

извлечения каждого звука, добиваясь эффекта нон легато.

Например:

3. Играть гаммы кончиком медиатора с моментальным ослаблением

нажима после извлечения звука, добиваясь эффекта стаккатиссимо.

Например:

7

Можно предложить еще ряд упражнений с различными комбинациями

амплитуды размаха, сжимания медиатора и глубины его погружения в

струны.

Умение

гибко

варьировать

силу

сжимания

медиатора

(моментально

ослаблять нажим в нужное время) способствует развитию навыков активного

отдыха

во

время

игры,

предупреждает

возникновение

зажатости

и

переутомления мышц правой руки.

2. Функции левой руки в артикуляции

Большого внимания в артикуляции на домре заслуживает работа пальцев

левой

руки.

Нужно

иметь

в

виду,

что

при

ударе

медиатора

продолжительность колебания струны укорачивается снятием пальцев левой

руки с ладов. И, напротив, играя приемом «удар» или переменными ударами,

можно добиться определенного эффекта связности (легато) при помощи

легатиссимо в смене пальцев левой руки.

Владение таким «пальцевым» легато позволяет исполнить залигованные

последовательности шестнадцатыми длительностями не тремолируя, а

пользуясь ударом (или переменными ударами) с мягкой атакой звука.

Например:

М. Балакирев. Экспромт.

Poco piu mosso.

Технически этот прием исполняют так: глубоко погружая подушечку пальца

в лад, не поднимают его с лада и не ослабляют нажатие, вплоть до того

момента, пока следующий палец так же глубоко не опустится на лад.

8

Отрабатывать этот прием следует, играя гаммы в среднем и подвижном

темпе как тремоло, так и переменными ударами, контролируя слухом

связность звучания. Велико участие пальцев левой руки в исполнении

разного рода подчеркнутых звуков – акцентов, маркато, сфорцандо –

особенно при тремолировании, в мелодии.

Для достижения плавности кантилены на домре нужно активизировать

внимание как на достаточной частоте и ровности тремолирования, так и на

мягкости постановки пальцев на лады, а также их подъема с ладов. Резкий

подъем пальцев с ладов после нажатия нарушает ровность тремолирования.

Желая выделить в мелодии одну ноту акцентом, маркато, сфорцандо или

подчеркнуть значимость какой-либо последовательности звуков, пользуются

не только соответствующим приемом игры правой рукой, но и подчеркнуто

активным падением одного или группы пальцев левой руки на лады. Порой

этого бывает достаточно для достижения эффекта портато (выделения ряда

нот под лигой).

Например:

И. Ботвинов. Концерт для домры.

Andante.

Мягкого выделения звуков под лигой можно добиться более глубоким

погружением подушечки пальца левой руки в лад, а затем некоторым

ослаблением нажатия до обычного для исполнителя уровня.

9

Например:

П. Чайковский. «Мелодия».

Играя подчеркнуто активным падением пальца, мы как бы помогаем

работе правой руки в исполнении акцентов, маркато и сфорцандо. Такая

двойная нацеленность на одну и ту же задачу помогает координировать

работу обеих рук.

3. О взаимодействии правой и левой рук домриста

Нужно иметь в виду, что вопросы координации работы левой и правой рук в

равной мере зависят от активности каждой из них. Несовпадение удара

медиатора с падением пальца на лад часто обусловлено ритмической

вялостью работы пальцев именно левой руки.

Например:

Г. Шендерев. Концертино для домры.

В этом случае полезно играть неполучающуюся ритмическую фигуру

четкими ритмичными бросками пальцев левой руки беззвучно, без участия

правой руки.

10

Исполнение нон легато и стаккато на домре в большой мере зависит от

следующих моментов работы левой руки: продолжительности нажатия

пальцев, глубины нажатия, активности падения пальцев на лады.

Колебание струны прекращается с ослаблением нажатия пальцев левой руки

на лады и подъемом их с ладов. При этом не обязательно поднимать их

высоко, достаточно ослабить нажатие, оставив их на струне и заглушив тем

самым ее колебание.

Такая работа (помимо ясного артикулирования) способствует развитию

гибкости пальцев, прививает способность расслабления мышц и умения

отдыхать

в

минимальные

промежутки

времени.

Разнообразие

задач

артикулирования требует от исполнителя включения различных групп мышц

и постоянной смены их нагрузки. Сводится до минимума опасность

переутомления мышц, а значит, и возникновения зажатия игрового аппарата.

Например:

В. Лаптев. «По улице не ходила».

Moderato.

Однако не следует злоупотреблять артикуляцией (особенно пальцами левой

руки), так как в быстром темпе это может стать помехой для беглости.

Подробно рассматривая специфику артикуляции на домре, необходимо

сказать, что аппликатура тесно связана с артикуляцией исполнения.При ее

11

выборе следует избегать «подцепов» и стараться так распределять пальцы, и

соответственно щтрихи, чтобы при переходе со струны на струну удар

медиатора по другой струне приходился вниз. Даже случайный, одиночный

«подцеп» и то выводит правую руку на время из нормального рабочего

состояния. После того, как «подцеп» осуществлен, исполнитель обычно

некоторое время не может вывести руку из изменненого положения.

Домристы, широко пользующиеся «подцепом», как правило, играют нечетко

по звучанию и ритмически неустойчиво. Было бы ошибкой считать, что

аппликатура имеет только техническое значение, и руководствоваться при

выборе ее лишь исполнительскими удобствами. В исполнительской практике

часто приходится сознательно отступать от апликатурных удобств и

мириться с более трудной аппликатурой, если она направлена на выполнение

художественной задачи.

Артикуляция расширяет выразительные возможности исполнения на

домре, побуждает исполнителя развивать штриховую технику, быть более

внимательным к фразировке, а в конечном счете требует постоянного

повышения уровня музыкальной культуры.

5.

Средства музыкальной выразительности

Говоря о технике как о средстве достижения выразительного звучания

инструмента, необходимо отметить связь между конечным звуковым

результатом

(штрихом)

и

избираемой

для

его

достижения

игровым

движением исполнителя (приемом игры).

Штрих

(нем.

Strich

черта,

линия)-выразительный

элемент

инструментальной техники. Штрих – это принцип «произнесения» звуков на

инструменте и следовательно, штрихи должны рассматриваться как явление

артикуляции. Выбор штрихов определяется особенностями исполняемой

музыки, ее образным характером, а также интерпритацией.

12

По выражению

В.П. Круглова, «штрих – это художественный

звуковой результат, полученный определенным звуковым приемом и

артикуляцией». Таким образом,

проясняется художественная функция

штрихов – они предстают как артикуляционное явление интонационного

порядка.

В домровом исполнительстве принято разделять штрихи на четыре

артикуляционные группы:

- связное звучание – легато-тремоло, легато- портато, легато- акценто,

легато-акцентиссимо;

- раздельное звучание – деташе, нон легато, маркато, тенуто;

- короткое звучание – стаккато, стаккатисимо, мартеле;

- применение комбинированных (смешанных) штрихов – стаккато-

маркато, мартеле, легато-леджиеро, легато-акценто, портаменто.

Приемы игры - это целесообразное движение рук и пальцев для

формирования характера звучания инструмента. Приемы – это способы

звукоизвлечения, индивидуальные для каждого из инструментов. Если

штрихи

универсальны

для

всех

инструментов,

то

приемы

игры

индивидуальны для каждого из них. Штрихи отражают и обозначают

качество звука, а приемы – средство достижения этого качества. Применение

того

или

иного

приема

игры

должно

способствовать

выявлению

музыкального образа средствами данного инструмента, помогать добиваться

выразительного исполнения. Критерием для всех приемов игры должна быть

музыкально – художественная целесообразность применения их, простота и

удобство игровых движений. то есть минимальная затрата энергии и

достижение максимального эффекта.

Специфика звукоизвлечения домриста заключается в том. что один и

тот же штрих может быть исполнен разными приемами. Стремление

домриста к выразительному исполнению каждой фразы должно привести к

выбору естественных для музыкального образа штрихов и приемов.

13

Возможность применения того или иного приема зависит от темпа и

длительности нот. Например, штрих легато, означающий связное исполнение

чередующихся звуков. может быть исполнен как приемом тремоло. так и

вибрато. Каждый штрих предпологает конкретный прием исполнения, но не

каждый прием игры может иметь связь со штрихом. Недостаточность

внимания к штриховой культуре ведет к специфической в области

технологии штрихов неполноценность в игре на инструменте.

Исполнительская техника домриста-профессионала включает в себя

овладение большим количеством как основных, так и красочных приемов,

составляющих особенности струнно-щипкового инструмента.

Таким образом. артикуляция, штрихи, приемы исполнения – близкие

по значению термины, связанные с артикуляцией в широком смысле слова

(образными представлениями) и со спецификой конкретного инструмента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс специфики артикуляции на домре является предметом,

подлежащим

специальному

изучению и

постоянной

соответствующей

коррекции. Исследователь вопросов исполнительства Н.Волков напрямую

заострил внимание на факторе индивидуальности в артикуляции. По его

мнению,

«в

музыкальном

исполнительстве

на

каждом

конкретном

14

инструменте артикуляция и ее влияние на выразительные средства будут

иметь

свою

специфику

объективного

и

субъективного

характера.

Объективные особенности обуславливаются спецификой звукоизвлечения,

субъективные – физиологией и психологией исполнителя».

Владение

разнообразием

средств

артикулирования

позволяет

исполнителю яснее доносить мысль музыкальной фразы и, в целом, ярче

очерчивать музыкальный образ исполняемого.

В

артикуляции

как

способе

исполнения

на

инструменте

последовательности звуков, с помощью которого определяется их слитность

или расчлененность, существует шкала степеней, которая простирается от

легатиссимо

(максимальной

слитности

звуков)

до

стакктиссимо

(максмальной краткости звуков). Она может быть разбита на три зоны –

слитность звуков (легато), их расчлененность (нон легато) и их кратность

(стаккато), причем каждая из них включает множество промежуточных

оттенков артикуляции.

Конкретное воплощение всего

многообразия

артикуляции мы находим в штрихах, обусловленных конкретным образным

содержанием характера и окраски звучания, получаемых в результате

определенных (в основном пальцево- кистевых) приемов.

Штриховое

решение

фразы

можно

считать

творческим

художественным действием,что обусловлено индивидуальным прочтением

авторского текста. Поэтому общепринятые в музыкальной практике понятия

detache,

legato,

martele, и т.д. обозначают, по сути, не конкретные

завершенные образцы звучания, а некие типовые, обобщенные инварианты

штрихового оформления звука, которые в зависимости от художественной

задачи могут быть реализованы в различных вариантах.

Приемы игры и штрихи очень тесно взаимосвязаны и постоянно

находятся во взаимодействии. Через прием игры и штрих исполнитель

приближается к характеру произведения и к его содержанию.

15

Развитие навыков артикулирования возможно при активном слуховом

внимании играющего, умении тонко дифференцировать артикуляционные

приемы. Прежде всего, необходимо заложить основы слуховой памяти на

разнообразие

артикуляционной

шкалы,

а

затем

естественным

будет

добиваться достижения развитой техники артикулирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Варламова Т.П. Домровое исполнительство: учебное пособие. –

Москва: МГУКИ, 2014. – 155с.

16

2. Вольская Т. Специфика артикуляции на домре / Материалы к курсу

«Методика

обучения

игре

на

домре»/

Сост.

М.А.Ижболдин.

Петрозаводск, 2001

3. Вольская

Т.

Технология

исполнения

красочных

приемов

игры.

Свердловск, 1998

4. Гареева И. В. Ступени мастерства домриста. – Екатеринбург, 1996

5. Круглов В. П. Школа игры на домре. – М.: Издательство РАМ им.

Гнесиных, 2003 – 195с.

6. Лукин С.Ф. Школа игры на 3-х струнной домре. Начальные классы.

Часть II. 2008 – 84 с.

7. Цагарелли

Ю.А.

Психология

музыкально

исполнительской

деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Композитор, 2008

17

18

19

20

21



В раздел образования