Напоминание

"Упражнения по преодолению ротацизма у дошкольников с дизартрией"


Автор: Хорошавцева Наталья Сергеевна
Должность: студент
Учебное заведение: Вятский государственный университет
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: Комплекс упражнений
Тема: "Упражнения по преодолению ротацизма у дошкольников с дизартрией"
Раздел: высшее образование





Назад




Комплекс упражнений по преодолению ротацизма у

дошкольников с дизартрией

Цель: по этапное обучение навыкам правильного произношения звуков

[р] и [р’] у детей дошкольного возраста с дизартрией.

1. «Качели»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать

подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Варианты:

а) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и

опускается вниз к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы не

натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

б) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верхней губе,

затем опускается к нижней. Следить, чтобы язык не сужался, губы не

натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

в) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прикасается к верхним

резцам, затем к нижним. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не

двигались;

г) Рот открыт. Широкий язык вставить между верхними зубами и губой (9), а

затем между нижними зубами и губой. Следить, чтобы язык как можно

больше загибался и не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны;

д) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до

бугорков за верхними резцами, затем за нижними. Следить, чтобы язык не

сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

е) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до

бугорков за нижними резцами, затем поднять язык вверх, кончиком

дотронуться до мягкого нёба. Следить, чтобы язык не су жался, губы не

натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

2. Достать языком нос.

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать

подвижность кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и

опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя

челюсть были неподвижны.

3. Достать языком подбородок.

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка,

умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к под бородку, затем

поднять к нижней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя

челюсть были неподвижны.

4. «Язык перешагивает через зубы»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений

кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем

с внутренней;

б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем

с внутренней.

При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя

челюсть и губы были неподвижны.

5. «Чьи зубы чище?»

Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика

языка, умение управлять кончиком языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка почистить верхние

зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить,

чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не

двигалась.

6. «Маляр»

Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение

управлять им.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо,

делая движения языка назад - вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить,

чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов

и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не

двигалась.

7. «Лошадка»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к

нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы

были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх. Для фиксации

челюсти ставится роторасширитель. Может использоваться пробка, которая

вставляется в угол рта на коренные зубы, или большой палец ребенка

(следить за чистотой рук!).

8. «Грибок»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх,

растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к

нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5

—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая

подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были

одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать),

чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо

открывать шире.

9. «Гармошка»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в

вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык

присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При

повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше

удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы

были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

10. Пощелкать кончиком языка.

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и

подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к

бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение

выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и

нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

11. «Вкусное варенье»

Цель:

укреплять

мышцы

языка,

развивать

подвижность

языка,

вырабатывать подъем широкой передней части языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать

верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот,

к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые

края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не

натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживать язык вверх — она

должна быть неподвижной.

12. « Индюк»

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его

передней части.

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка

движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы,

кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить

медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не

послышатся звуки [бл]. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен

облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не

натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

13. «Фокус»

Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в

поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка

подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в

таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя

челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела

строго вверх.

14. «Фырканье».

Цель: развивать вибрацию кончика языка.

Широкий расслабленный язык положить между губами, дуть на язык и

губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки

не раздувались, язык зубами не зажимался.

15. «Автомат».

Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика

языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в

бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т

— сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и

нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер четкого удара, а не

хлопал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя

воздуха для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном

выполнении упражнения она будет отклоняться.

16. «Барабан-I».

Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка

напряженным; развивать его подвижность.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за

верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]-[д]-[д].

Сначала звук [д] произносить медленно, постепенно темп убыстрять.

Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась,

язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук [д] носил

характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук [д] произносится так,

чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

17. «Барабан-II».

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать упругость и подвижность

кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и

произносить поочередно отчетливо [да]-[ды]. При произнесении слога да

язык отводится к центру нёба, при произнесении [ды] — перемещается к

бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно,

затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая

струя воздуха. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя

челюсть не должна двигаться. Произнесение [да]-[ды] должно быть четким,

не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.

18. «Кучер»

Цель: вызвать вибрацию губ.

Выполнение: с силой выдохнуть через сомкнутые, но расслабленные губы.

19. «Кучер с высунутым языком»

Цель: вызвать вибрацию кончика языка.

20. «Пчелка жужжит»

Цель: выработка вибрации кончика языка.

Выполнение: поднять широкий язык к альвеолам, произносить звук средний

между [с] и [ж].



В раздел образования