Напоминание

«Особенности развития музыкального мышления обучающихся в процессе разучивания музыкальных произведений на уроках фортепиано в ДМШ»


Авторы: Семенова Татьяна Анатольевна, Святова Светлана Анатольевна
Должность: преподаватель ДМШ, преподаватель ДМШ
Учебное заведение: МБУ ДО МДМШ
Населённый пункт: п. Мотыгино, Красноярский кр., Мотыгинский р-н.
Наименование материала: Методическая работа
Тема: «Особенности развития музыкального мышления обучающихся в процессе разучивания музыкальных произведений на уроках фортепиано в ДМШ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Особенности развития музыкального мышления обучающихся в

процессе разучивания музыкальных произведений на уроках

фортепиано в ДМШ»

Принципы и методы современной фортепианной педагогики должны быть

направлены на решение многих задач: развития активного, заинтересованного

отношения к музыке, желания музицировать, овладеть исполнительскими

навыками всех пластов фортепианной литературы, развития художественного

вкуса и эрудиции во всех жанрах и стилях народной, академической и популярной

музыки.

Целью обучения в ДМШ в большинстве случаев является воспитание

музыкантов-любителей, которые могут самостоятельно разобрать и выучить

музыкальное произведение любого жанра, подобрать любую мелодию и

аккомпанемент к ней. Научить музицировать можно любого ученика, даже

обладающего весьма средними способностями.

Зачастую педагог направляет свои усилия на подготовку программ академических

концертов и экзаменов. Пока педагог занят выучиванием текста, нюансов 4-5 пьес

в течение полугодия, учащиеся задерживаются в своем развитии. К тому же в

наше время развитие средств звукозаписи безмерно облегчило доступ музыки к

слушателю: он может получать ее, не прилагая никаких усилий. Получается, что

не владея исполнительскими средствами, учащийся не стремится к

самостоятельной деятельности.

Процесс развития самостоятельного музыкального мышления длинен и сложен.

Умение самостоятельно мыслить не дается человеку само, оно воспитывается

путем определенной тренировки внимания. Если педагог основную работу будет

брать на себя, то ученики останутся пассивными. Надо, чтобы основная

мыслительная деятельность падала на учащегося. Используя небольшие задания,

дать возможность самому дойти до решения задач. Для этого следует, к примеру,

предложить ему сочинить мелодию на заданный ритмический рисунок, на

стихотворный текст, «досочинить» конец музыкальной фразы, подобрать

знакомую мелодию, сыграть ее от разных звуков, прочитать с листа новую пьеску,

самостоятельно проставить аппликатуру и т. д.

Одним из самых эффективных способов развития музыкального мышления

учащихся является импровизация – самая доступная форма музыкального

самовыражения детей. Поскольку дети наделены фантазией и желанием творить,

занятия импровизацией выполняются с большой радостью, к тому же

импровизация является естественным путем раннего приобщения учащегося к

теоретическим основам музыки. По мнению Б.В. Асафьева, человек, испытавший

радость творчества даже в самой минимальной степени, становится иным по

психологическому складу, чем человек, только подражающий актам других. Тот,

кто в каком-либо из искусств сумел создать хоть крупицу своего, будет

чувствовать и понимать это искусство глубже и органичнее, чем не сделавший

этого. В младших классах большинству детей доступна лишь импровизация

элементов музыкальной речи – небольшие мотивы, досочинение мелодии,

присочинение подголосков к мелодии, варьирование основной мелодии, внесение

вариантов в фактуру уже имеющегося сопровождения, сочинение мелодий на

небольшой стихотворный текст, и т. д.

Воспитание навыков хорошего разбора и чтения нот с листа должно быть в

центре внимания педагога. В первую очередь нужно научиться быстро

прочитывать нотные знаки. Необходимо мыслить не отдельными нотами, а

фразами и предложениями. Умение свободно читать ноты открывает перед

ребенком много интересной и разной музыки. Для технического роста имеет

большое значение привычка точно соблюдать аппликатуру, это способствует

сознательному отношению к этому вопросу и хорошему чтению с листа. Ученик,

который умеет правильно организовать свои пальцы, очень быстро движется как в

техническом, так и в художественном отношении.

Большую роль в развитии музыкального мышления играет подбор по слуху и

транспонирование. Это помогает ученику наладить связь между слухом и

ориентировкой на клавиатуре. В своей книге «Методика обучения игре на

фортепиано» А.Д. Алексеев писал, что подбирание по слуху разученных песенок

уже… нужно начинать, когда ребенок начнет овладевать извлечением отдельных

звуков. Он считает, что подбирание является отличным средством для развития

слуха и свободы ориентировки на клавиатуре, и что отказываться от подбирания,

какие бы ни были при этом затруднения, нецелесообразно. На первоначальном

этапе роль педагога в процессе подбирания очень важна: он знакомит ребенка с

каждой песней, поет ее вместе с ним, учит различать звуки по высоте, определять

направление движение мелодии и характерные мелодические обороты,

анализируя интонацию своего голоса. Необходимо объяснить ученику значение

мелодии и значение аккомпанемента.

Начиная со 2-го года обучения можно приступать к работе по подбиранию

аккомпанемента. На этом этапе перед учащимся стоит задача комплексно

использовать слух и теоретические знания.

Транспонирование по нотам является самым эффективным способом развития

музыкального слуха, памяти, внимания, навыков чтения с листа и даже техники,

так как при транспонировании следует играть одной и той же аппликатурой, к

тому же транспонирование невозможно без глубокого знания тональностей.

Самостоятельное исполнение мелодий и пьес надо начинать сообразного

представления характера музыки. Необходимо, чтобы ребенок выучивал их

наизусть, поскольку только свободное исполнение пьес и мелодий на фортепиано

является необходимой подготовкой для развития навыка подбора и

транспонирования.

Игра в ансамбле с педагогом, а позже с товарищем помогает развить беглость

чтения нот с листа. Необходимость считаться с партнером развивает быстроту

реакции и стимулирует сообразительность. К тому же ансамблевая игра

открывает возможности для всестороннего и широкого ознакомления с

музыкальной литературой. Игра в ансамбле способствует развитию всех видов

музыкального слуха и позволяет успешно развивать чувство ритма, формирует у

ученика верное темпоощущение.

Для развития самостоятельного музыкального мышления, работа над

художественным образом должна начинаться одновременно с первоначальным

обучением и усвоением нотной грамоты. Если ребенок уже способен исполнять

какую-нибудь мелодию, надо добиваться, чтобы это исполнение было

выразительно. Чтобы играть выразительно, надо правильно фразировать. Для

этого ученик должен самостоятельно разграничивать мелодию на фразы,

предложения, периоды.

В процессе обучения первую роль играет домашняя работа. Необходимо помочь

ребенку в составлении дневного расписания, чтобы была соблюдена разумная

последовательность в занятиях музыкой и приготовлении уроков для

общеобразовательной школы. Очень важно гибко распределить свое время между

разными видами работы. Педагог должен акцентировать внимание на

первоочередных задачах. Важно помнить, что урок – образец ежедневной

самостоятельной работы дома.

Для преподавателя фортепиано важно направить процесс обучения по

интересному, творческому пути развития и способствовать формированию

самостоятельного мышления учащихся. Чтение нот с листа, подбор по слуху,

транспонирование, игра в ансамбле следует развивать на протяжении всего курса

обучения игре на фортепиано, а так же постоянно искать новые интересные пути

развития музыкального мышления учащихся.

Литература:

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Музгиз, 1961.

2. Баренбойм Л. Путь к музыке. Л., Советский композитор, 1989.

3. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М., Советский композитор, 1989.

4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.

5. Шатковский, Г. Сочинение и импровизация мелодий. М., Советский

композитор, 1991.



В раздел образования