Автор: Бакеева Елена Александровна
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: МБОУ " Зерносовхозская СШ имени М.Н. Костина
Населённый пункт: п. Новоселки" МО Мелекесский район Ульяновской области"
Наименование материала: Сценарий
Тема: " Литературная игра в 5 классе по повести А.П. Гайдара " Тимур и его команда"
Раздел: среднее образование
Литературная игра по повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда».
Цели:
1.
Воспитание духовно развитой личности, формирование
собственного мировоззрения, гражданского сознания, любви и
уважения к литературе, к творчеству А.П.Гайдара.
2.
Развитие эмоционального восприятия художественного текста,
образного мышления, творческого воображения; работа над
развитием устной речи учащихся.
3.
Воспитание чувства сопричастности к судьбе Родины в сложном
контексте российской истории.
Страницы честных, чистых книг
оставил в дар
Боец, Писатель, Большевик
И Гражданин - Гайдар…
С.
Михалков
Вступительное слово педагога - библиотекаря
А.П. Гайдар был человеком большого мужества и доброты. Он обладал в
повседневной жизни редким талантом превращать будни в праздник. Где бы
не появлялся Аркадий Петрович – в чьём-то доме, во дворе или в лагере,
вокруг него мгновенно возникала атмосфера веселья, радости и ожидания
чуда. Гайдар мог без всяких факирских приготовлений показать фокус,
который трудно было разгадать, или, сев возле дома в тихом углу, прочитать
своим приятелям-мальчишкам - негромко, по памяти – только что
законченный рассказ, или повести ребят со всей улицы – знакомых и
незнакомых
–
есть
мороженное.
Мальчишки доверяли Гайдару свои секреты, на равных принимали его в свои
игры, с готовностью выполняли любые поручения Аркадия Петровича.
1) Конкурс «Литературная разминка».
Одна из лучших повестей писателя – повесть «Тимур и его команда» была
написана на основе киносценария и опубликована осенью 1940 года. Для
того, чтобы хорошо понять содержание произведения, нужно уметь
внимательно читать. Начнём мы разговор о самой книге с небольшой
разминки. Мы выясним, кто внимательнее всех прочитал книгу. За каждый
правильный ответ 1 балл.
Сколько лет Жене? (13)
Какую фамилию носят Ольга и Женя? (Александровы)
Кто заставил Женю в день приезда заночевать на незнакомой
даче? (Собака)
На каком инструменте играла Ольга? (На аккордеоне)
Что означала звезда на воротах дома? (Что дом находится под
защитой тимуровцев)
За что бабка поколотила Нюрку? (Пропала коза)
Что сделали тимуровцы для старухи-молочницы? (Наполнили
кадку водой)
Какой официальный документ составили тимуровцы
квакинцам? (Ультиматум)
Брат и отец его были матросами. Кто это? (Гейка)
Про кого Гейка сказал: «Этакий балабон. Скажет сто слов, а надо
бы четыре». (Про Симу Симакова)
Что сделали с парламентёрами квакинцы? (Закрыли в часовне)
Кроме Жени, в команде Тимура были ещё девочки. Кто? (Таня и
Нюрка)
Почему Тимур открыл тайну о своих друзьях дедушке
Коли? (Нужна была помощь)
Как добралась Женя ночью до Москвы? (Тимур довёз на
мотоцикле)
На чём уезжал из Москвы отец Жени и Ольги? (На бронепоезде)
Капитаном каких войск был Георгий Гараев? (Танковых)
2) Конкурс «Литературный герой».
Для участия в следующем конкурсе мне нужны представители от каждой
команды. Погрузимся в текст повести. Представьте себя одним из героев
повести. Каким? Узнайте себя по портрету. Ответьте на несколько вопросов.
Максимальная оценка 4 балла.
1. Вы – высокий темноволосый мальчуган. На Вас лёгкие чёрные брюки
и тёмно-синяя безрукавка с вышитой красной звездой. Кто Вы? (Тимур)
Сколько Вам лет? (13)
С кем вы жили (с дядей)
Что произошло в саду дома № 24?
2. Про Вас сказали: «У калитки неизвестная девица, красивого
вида, стоит с кувшином и покупает молоко. Это, наверно, хозяйка дачи».
Кто Вы?(Ольга)
Сколько вам лет? (18)
Почему Вы запрещаете своей сестре дружить с Тимуром? (думала, что
он плохой мальчик)
Когда Ваш отец был проездом в Москве, Вы оказались в городе.
Почему? (решила проучить Женю)
3. «Тут оба приятеля заметили под фонарём в конце платформы седого
почтенного джентельмена, который, опираясь на палку, спускался по
лесенке». Этот джентельмен – Вы. Кто Вы? (Дедушка Коли
Колокольчикова)
Кто вы по профессии? (доктор)
Что держал в руках, помогая Вам, внук Коля в тот момент, когда Вы
чинили сломанные стенные часы? (отвёртка)
Почему Вы заявили Георгию Гараеву, что его племянник сделал
попытку ограбить Ваш дом? (пытался стащить одеяло)
4. «Из-за куста вышел человек в обыкновенном белом костюме. Он
наклонил голову и вежливо сказал…». Это Вы. Кто Вы? (Георгий Гараев)
Где и кем Вы работаете? (инженер)
Чем занимаетесь в свободное от работы время? (артист)
Вы единственный, кто в произведении меняет свои костюмы. Их, как
минимум, три. Какие? (белый костюм, холщовая рубаха, широченные
штаны в заплатах,
3) Конкурс « Кроссворд» (за каждое слово 1 балл, всего 12 баллов)
по вертикали:
1. Знак, вышитый на темно-синей безрукавке Тимура?
2. Фамилия атамана шайки по очистке чужих садов.
3. Как зовут помощника Квакина?
4. Как имя дяди Тимура?
5. Чем подавали сигнал для сбора команды на чердаке?
6. К кому поздно вечером спешила Женя в Москву?
по горизонтали:
1. Командный пункт Тимура?
2. Что хотела отправить Женя на почте?
3. Кто задержал Женю на чужой даче?
4. Учреждение, которое искала Женя, когда сошла с поезда?
5. Как звали маленькую девочку из команды Тимура?
6. Воинское звание Жениного папы?
Ответы кроссворда
4) Конкурс «Кот в мешке»
В мешке у ведущего находятся различные предметы, участникам команды
нужно определить, кому из героев принадлежит то или иной предмет. За
каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Огурец (бабка)
Яблоко (Квакин)
Записка (Тимур)
Пузырёк с йодом (Женя)
Учебник физики (Ольга)
Ключ (Тимур)
Карты (Квакин)
Бинокль (Гейка)
Нож (Тимур)
Галстук пионерский (Тимур)
5) Конкурс «Найди героя»
Ответы: Тимур, Женя, Ольга, Нюрка, Квакин, Ладыгин, Рита, коза,
молочница, Гейка, Алёшка, Коля, Фигура, Симаков. (за каждого найденного
героя 1 балл, всего 14 баллов)
6) Конкурс «Домашнее задание»
Каждая команда представляет фрагмент из повести. Максимальное
количество за данный конкурс – 5 баллов.
7) конкурс «Кто больше?»
Члены каждой команды по очереди называют качества, которым можно
научиться у Тимура и его друзей.
Честность
Порядочность
Товарищество
Взаимовыручка
Смелость
Решительность
Правдивость
Доброта
Скромность
Ответственность
Аккуратность
7) Конкурс «Записка»
Команды должны в этом конкурсе восстановить текст записки. Максимально
5 баллов
1)
«Квакин, караулить не надо. Я их запер, ключ у меня. Я приду
прямо на место».
2)
«Буду сегодня проездом от двенадцати ночи до трёх утра. Ждите
на городской квартире».
8) Просмотр видеофильма «Гайдару посвящается…»
Т. Волынский. В БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕ
Распахнулась шинель. Улетела фуражка.
Он спешил в эту рощу – спешил к детворе.
- Ну и что же, что бронзовый!
Это не страшно:
Город жив,
И земля хороша на заре.
Он глядит с постамента:
Какой-то мальчонка,
Как живого, его приглашает
В игру…
В Арзамасе старинном
Задорно и звонко
Пионерские горны
Поют на ветру.
…Он стоит, улыбаясь:
- Спасибо, ребята,
Только я на посту,
В краснозвездном строю.
Мне четырнадцать было –
Ушел я в солдаты.
Вы играйте, ребята,
А я постою.
9) Подведение итогов игры.