Напоминание

"Психологические аспекты певческого процесса"


Автор: Куценко Наталья Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ им.П.И.Чайковского
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Психологические аспекты певческого процесса"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Куценко Н.Н. «

Психологические аспекты певческого процесса»

преподаватель сольного пения музыкально-театрального отделения

МАУ ДО ДШИ им. П.И.Чайковского

Воспитание лидерских качеств солиста

Голос-выражение

себя.

Голос

является

основным

средством

коммуникации

и

взаимодействия. Голос — это инструмент, посредством которого мы доносим наши мысли,

создавая, таким образом, окружающую нас реальность. С помощью голоса можно построить

доверительные отношения. Голосом привлекаем слушателей. Голосом мы можем расшевелить

человека или усыпить, очаровать или оттолкнуть.

Певцу - не совсем просто изучить свой инструмент, голос, потому что он лишен

возможности, визуально наблюдать работу своего голосового аппарата, можно лишь только

интуитивно понимать и контролировать, опираясь на внутренние ощущения и замечания

педагога.

Скрытые от глаз явления составляют тайну певческого процесса. Как разгадать эту

тайну, как научиться управлять этим процессом, как правильно формировать звук???

Скорее всего, здесь на помощь может прийти - психология!

Отдельно

как

вид

искусства,

психология

пения,

к

сожалению,

не

существует.

Психология для певца - исполнителя очень важна и нужна, особенно такие ее аспекты, как

воля, память, внимание, подача сценического образа, преодоление сценического волнения.

Для искусства пения нужна не просто психология, а психология владения техникой

пения. Маэстро Дженнаро Барра - один из выдающихся итальянских оперных певцов и

вокальных педагогов, был последовательным приверженцем тесной взаимосвязи процесса

вокализации с общефизическим и психологическим состоянием певца.

Певческий голос — это то, что мы думаем о нём, это технологический принцип его

образования. Представление рождает - движение!

Процесс фонации – психоэмоциональный процесс, т.е. особый вид настроя нашей

психики, всего организма, подчиненный творческим задачам.

Поэтому с первых минут

общения со своими подопечными необходимо стараться развивать в них самосознание себя

как творческой личности, раскрывать самые лучшие физические и человеческие качества, их

значимость для самого ученика, для его окружения, а также необходимость их в творческом

процессе.

Неординарные проявления должны иметь поддержку. Повышая самооценку ученика,

желательно выявить только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Эта самооценка,

воспитанная педагогом, важна для укрепления желаний, воли при необходимости выразить

себя через голос.

Великий

русский

певец

Ф.И.

Шаляпин

говорил:

«Нужно

заниматься

смыслом

звука,

интонацией, словом, фразой, самосовершенствованием своей личности в самом широком

плане. Каков масштаб личности, таков и голос»

Важно

осознание

внешнего

эффекта.

Это

вопросы

поведения,

общения

с

окружающими, отношения к занятиям, педагогу и получаемым знаниям. Сюда же входят

вопросы внешнего вида на сцене и внутренней психологической подготовки к творческому

проявлению.

Настрой и самовнушение

Степень испытываемого волнения на сцене зависит от таких свойств личности, как:

интроверсия и экстраверсия, темперамент, характер, возраст. Музыканты с более сильным

типом личности, экстраверты, менее подвержены негативной форме волнения, поскольку

нахождение на публике является для них неотъемлемой частью жизни, они более настойчивы,

общительны, нежели люди со слабым типом.

Связь между темпераментом музыканта и эстрадным волнением: исполнители с

сильным

типом

темперамента

(сангвиники,

холерики,

флегматики)

легче

переносят

волнение

на

сцене,

они

более

эмоционально

раскрепощенные,

но

холерики

менее

эмоционально

устойчивы

среди

них

и

часто

испытывают

так

называемое

состояние

«концертной лихорадки»; флегматикам не хватает эмоциональности, от волнения они

страдают меньше других типов, как и сангвиники, неудачи переносят относительно легко;

меланхоликам же труднее всего раскрыться при исполнении произведения на сцене, они

тяжелее всех переносят неудачи. Естественно, что у каждого темперамента и характера есть

свои сильные и слабые стороны, которые либо приходят на помощь, либо наоборот.

Детям гораздо легче выступать на сцене, поскольку они еще не могут оценивать себя

до определенного возраста. Однако, для достижения хороших результатов в музыкальной

деятельности главную роль играет именно развитие в себе сильных сторон своей личности с

помощью

внимания,

воли,

трудолюбия

независимо

от

типа

темперамента,

характера

и

возраста.

Фазы психоэмоционального состояния певца:

1)

Долгое предконцертное состояние, которое начинается, когда известна точная дата

выступления.

2)

Само концертное состояние.

3)

Промежуток между объявлением и началом выступления.

4)

Начало

выступления,

артистическое

общение

с

публикой,

борьба

с

негативным

состоянием.

5)

Состояние после концерта.

Необходимо со временем уменьшить степень волнения воспитанника до и во время

выступления,

научить контролировать

отрицательные эмоции и правильно

доносить до

слушателей свое творчество. Психологический настрой начинается с «видения себя как бы со

стороны», с психического самосознания своего «Я» и направления его на восприятие себя как

уникального существа, созданного природой. В воспитании чувства своей значимости можно

использовать похвалу и всяческую поддержку малейшему успеху или любому шагу вперед в

овладении

процессом.

Но…

не

всем

это

может

подойти

-

все

зависит

от

психотипа

воспитанника.

Обретение внутренней свободы

Свободный голос в свободном теле! Можно ли освободить голос, т.е. дать ему

возможность звучать легко, полётно, объемно и т.д.? Конечно, да, если знаешь, как управлять

этим процессом. Психологическая свобода

- есть эмоциональная свобода. Голос всегда

отражает внутреннюю наполняемость, внутреннее состояние, и именно поэтому необходимо

уберечь воспитанника от психических перегрузок, стрессов, неудач и т.д. Процесс фонации

должен быть радостным и трепетным. Нет никого, кто бы не волновался перед выступлением.

Только само волнение должно сопровождаться возвышенными помыслами добра, любви и

радости. Именно эта психическая установка никогда не перекроет голос.

Для уверенности в себе можно использовать различные аутогенные

установки и

психологические тренинги.

Некоторые приемы аутогенной тренировки:

- «Мой голос - отражение моей души»

- «Я пою с любовью и радостью» -

- «Я наполняюсь звуком, как сосуд водой, и выливаю звук, как воду».

Д.

Е.

Огороднов,

музыкант,

ученый,

педагог,

говорил:

«Голосом

выражай

свою

доброту, выражай ее свободно, непринужденно, в звуке выражай свое чувство, возглашай,

утверждай доброе, вечное, как свое достоинство, как самого себя, любуйся искренностью и

нежностью звучания, ищи их в звуке голоса, старайся возвыситься над собой, вложи волю

преодолеть самого себя, затаив в себе чувство радости».

- Эти установки и есть психологический шаг в поиске самого себя в своих переживаниях, в

соединении со своим инструментом - голосом. В воображаемом представлении «рождать звук

внутри себя» - есть радость творческого начала.

Прежде чем петь, надо научить юного певца подумать, что композитор хотел сказать

своей музыкой людям и как это расскажешь ты. «Каждым звуком, каждым движением

выражай что-либо, - требовал от певцов великий дирижер А.Тосканини, - выражай чувство

полно и искренне».

Снятие психических зажимов и барьеров — это полное отсутствие чувства стыда,

боязни, болезненного волнения и стрессового состояния перед выходом на сцену, перед

публикой, аудиторией. Если это присутствует, то проявится неспособность к личностному

проявлению себя в творчестве. Ведь сколько артистов, певцов, которые так и не «раскрылись»

по-настоящему,

испугавшись

самих

себя,

прислушиваясь

к

чужому

мнению,

не

сумев

раскрыть свою индивидуальность, природу своего таланта.

Не для каждого нашелся педагог, режиссер, учитель, который сделал бы это вместе с

ним.

Психологические

проблемы

бывают

в

любом

возрасте.

Часто

личные

проблемы

психологического характера замыкают внутренний мир, и очень трудно вырваться ему на

свободу. Творческая личность без этой свободы состояться не может. На обретение полноты

своей творческой индивидуальности., как и внутренней свободы, иногда уходят годы поисков,

тренировок, смены педагогов и репетиторов.

Нельзя не обращать внимания на атмосферу психологических контактов и ауру,

которую создает ученик вокруг себя, формируясь как музыкант. Его привычки, вкусы и

взгляды должны быть под контролем педагога, формироваться им, если между учителем и

учеником установлены доверительные отношения. Если существует какая-либо проблема

проявления себя в жизни, то это обязательно скажется и на творчестве.

Личные неудачи, неправильный образ мыслей в восприятии мира вокруг и себя в нем

мешают

внутренней

свободе.

Педагог

сам

должен

быть

наполнен

изнутри,

грамотен,

гармоничен, психологически - устойчив, ведь задача педагога - освободить певца от влияния

внутренних психологических зажимов. Внутренний мир — это и есть богатство каждого.

Проникнуть в него, вытащить все самое ценное, красивое, обогатить его своим личным

опытом — вот путь правильной установки в системе вокальной педагогики.

Особенно

ценно

это

в

дальнейшей

работе

по

развитию

способностей

голоса

к

воспроизведению мысленных и эмоциональных импульсов! Если найти дорогу в свой мир, это

дает чувство истинного наслаждения, что и пробуждает творческое состояние. Опираясь на

воображение, педагог «творит», «лепит» «конструирует» ученика вместе с ним. Процесс это

только двухсторонний. С одной стороны, педагог «не диктатор» направляет, формирует

умение, а ученик параллельно анализирует и приспосабливает прием или способ к своей

индивидуальной

физиологии,

тем

самым

развивая

свой

профессиональный

опыт.

Совершенствование умения и мастерства должно опираться на вдохновение и внутреннюю

психологическую

интуицию,

как

педагога,

так

и

ученика.

В

творческом

процессе

мы

раскрываем музыкальный образ, рожденный мыслями и чувствами, как композитора, так и

исполнителя. Отсюда выстраивается исполнительский план произведения. Одухотворенность

- основа исполнителя. Ей подчиняются все средства музыкальной выразительности. Ранее

утверждали, что средства музыкальной выразительности создают музыкальный образ.

Эмоциональная

природа

пения

диктует

активизацию

глубоких

эмоциональных

механизмов

голоса.

Пробуждение

у

певца

этих

механизмов

способно

правильно

скоординировать работу голосообразующего аппарата – дыхания, гортани, резонаторов Для

организации

этих

механизмов

характерна

яркая,

образная,

эмоциональная

вокальная

терминология, которая, на первый взгляд, не отвечает здравому смыслу: « ваш голос должен

висеть на кончике носа, звучать в голове, стоять на костях, упираться в зубы, упираться в

диафрагму,

сочиться

из

глаз,

поддерживаться

пружиной

в

груди,

упираться

в

противоположную сцене стену и т.д.) Практика же показала эффективность этих приемов.

- Музыкальный образ подает объем оттенков в разнообразии чувств, в передаче которых и

используются

все

средства

музыкальной

выразительности.

Без

эмоциональной

одухотворенности музыка мертва. Такой посыл на исполнительство рождает осмысленное,

осознанное самовыражение, где одновременно присутствуют и характер, и манера, и чувства,

необходимые в раскрытии образа. Кто-то сказал: «Говорить языком звуков — вот наука,

которую надо постигать».

Влияние эмоционального состояния на голосообразование и общее физическое и

психическое состояние

Состояние внутреннего покоя и уверенности обычно приходит с большим опытом, хотя

важно знать, что хотя бы даже стремление к внутреннему спокойствию играет важную роль в

жизни

каждого

индивидуума.

Источником

зажима

могут

являться

более

глубокие

переживания, спрятанные в далёкие тайники души, вытесненные в подсознание. Чаще всего

результатом являются фрустрации, психическая напряжённость, депрессивные состояния.

Эмоциональное и психологическое состояние исполнителя влияет на дыхательную функцию.

В русском языке существует множество выражений, характеризующих эмоциональное

состояние человека, влияющее на голос и дыхание. Например: «В зобу дыхание спёрло», (от

радости, неожиданности), «заголосили» (громко закричали, заплакали), «дышите глубже»

(будьте

внимательны,

радуйтесь)

(шуточное

обращение),

«чуть

дыша»

(нежно,

тихо),

«дыхание жизни» (широкое смысловое значение), «не дыша» (совсем незаметно, очень тихо),

«нет слов» (от возмущения, от обиды), «охрип» (от долгого спора, объяснений), «перехватило

дыхание» (от страха, от неожиданности), «потерял дар речи» (от удивления, от увиденного

чуда),

«вопить»

(громко

кричать,

призывать).

Существует

ещё

множество

подобных

выражений, придуманных человеком, так как мы выражаем свои эмоции словами, жестами и

голосом. Почему человек может охрипнуть в споре? (Спорят до хрипоты). Эмоции начинают

переполнять, человек нервничает, может даже подняться давление, идёт прилив крови к

голове, и как следствие этого - набухание голосовых связок, отёк и неполное смыкание, при

сильном напряжении связок. Затем - хрипота, временная потеря голоса. Причём всё это может

произойти

за

считанные

секунды,

так,

что

человек

даже

не

заметит

всех

этих

предупреждающих симптомов, и всё только потому, что нахлынувшие эмоции пересилили

остальные человеческие чувства. Например, ещё одна причина потери голоса - привычный

зажим

в

области

шеи.

Такому

человеку

всегда

трудно

говорить

громко,

и

в

момент

раздражения происходит эмоциональный срыв, когда хочется закричать, а нечем… Но зажим

возникает, как правило, из глубинных психологических проблем. И тот - же зажим шейных

мышц, может возникнуть из-за причин разного характера. Частое невротическое состояние,

состояние

тревоги,

страха,

комплекс

неполноценности,

забытые

детские

переживания,

которые старательно маскируются внешними физическими проявлениями, эмоций. Следствие

этого - зажимы в разных частях тела, так мешающие человеку быть свободным.

Вот что пишет о эмоциональном состоянии педагог, ученый Л. Б. Дмитриев: «Эмоции

тесно связаны с работой подкорковых центров, вегетативной нервной системы. Возникнув в

результате деятельности коры, возбуждение иррадиирует в подкорку, которая меняет работу

внутренних органов и систем, сообщает иной тонус и н6ервной системе». Именно поэтому

эмоции всегда выражаются в ряде вегетативных реакций: меняется дыхание, сердцебиение,

люди бледнеют или краснеют, потеют или покрываются «мурашками», дрожат, ощущают

пересохшее горло и т.п. Сильнейшим образом под влиянием эмоций меняется двигательная

сфера.

Голос певца - замечательный инструмент, который может выразить удивительно полно

разнообразные состояния человека. Меняя тембр, динамику, манеру произнесения слова,

можно

одними

голосовыми

средствами

глубоко

раскрывать

содержание

произведения,

создавая

вокальный

образ».

Таким

образом,

становится

понятно,

что

эмоциональное

состояние напрямую отображается в дыхании и голосе, а так же оказывает непосредственное

влияние на физиологическое состояние голосового аппарата.

Подводя итоги вышеизложенному, необходимо научить юного певца:

1)

сохранять спокойствие и самообладание в любой ситуации, но не только для того,

чтобы сохранить свой великолепный тембр (такое отношение грозит черствостью и

фанатизмом):

2)

чувствовать внутреннюю свободу, не зависеть от ситуации, быть лёгким в общении с

людьми, находить общий язык, не замыкаться в себе.

3)

стараться не повышать голос, особенно если он нервничает или возбужден.;

4)

следить за своим дыханием

5)

в

общении

с

окружающими,

не

принимать

оборонительную

позицию.

В

такой

ситуации, ребенок мысленно становится в позу борца или воина, когда тело готово

отразить удар. Мышцы напряжены, жилы на шее вздуты, ладони сжимаются в кулак,

пусть даже непроизвольно. Улыбаться искренне, так как натянутая и неестественная

улыбка так же мешает общению:

6)

тщательно выучивать вокальный материал:

7)

конечно же, беречь себя от болезней.

8)

выполнять упражнения, которые способствуют естественному звучанию голоса. Это и

дыхательные гимнастики, и вокальные упражнения. Не нужно петь как-то специально

красиво. Прежде всего, нужно чувствовать лёгкость при пении. Петь в удовольствие

9)

Воспитывать в певце лидера

Лидерство — это талант, без развития он угасает, как и все другие способности….

Лидером может стать каждый ребенок. Лидерство нужно воспитывать и развивать,

подпитывать

идеями,

как

растение

влагой.

Лидер

это

тот,

кто

может

уверенно

разговаривать, к кому прислушиваются люди, это целеустремленный и амбициозный человек

обладающий сильной энергетикой, который может заинтересовать собой, организовывать сам

себя, быть ответственным, имеет своё мнение, не боятся ошибиться. Неудачи не могут

сломить человека с лидерскими качествами, а наоборот, он учится на своих ошибках.

Перед родителями и педагогами стоит задача научить ребенка строить межличностные

взаимоотношения.

Также

родители

вместе

с

преподавателями

должны

помочь

ребенку

сформировать те необходимые качества, которые помогут в будущем ему стать настоящим

лидером, настоящим профессионалом.

Список используемой литературы

1.

Анохин П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии. // Художественное

творчество. Вопросы комплексного изучения. 1983.

2.

Багрунов В.П. Азбука владения голосом СПб.Композитор.2010.

3.

Вопросы вокальной педагогики. Сборник статей. Выпуск 6. Ленинград, Музыка,1982

4.

Голубев П.В. «Советы молодым педагогам-вокалистам», Москва 1963.

5.

Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. - Ростов н/Д: Феникс,

2006.

6.

Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики», Москва - Музыка 2007.

7.

Знаков В.В. Психология понимания правды. С-Пб., 1999.

8.

Залужный А.С. Детский коллектив и методы его изучения. А.С.Залужный - М.: тип. им.

Евг.Соколовой, 1931.

9.

Павлов И.П. Мозг и психика. М. - Воронеж, 1996.

10.

Симонов П.В. Изучение процессов творчества // Творческий процесс и художественное

восприятие. Л., 1978.

11.

Станиславский К.С. Работа актёра над собой. Собр. соч., т. 3, ч. 2. М., 1955.

12.

Силантьева И.И. Шаляпин, каким его знали книги. М., 2009.

13.

Узнадзе Д.Н. Экспериментальные исследования по психологии установки. Тбилиси,

1961.

14.

Лянтор. Психологические аспекты певческого процесса.09.09.2022 г.



В раздел образования