Напоминание

"Принципы работы с хором старших классов инструментальных отделений ДШИ по предпрофессиональным программам"


Автор: Каратаева Ольга Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ им.П.И.Чайковского
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Принципы работы с хором старших классов инструментальных отделений ДШИ по предпрофессиональным программам"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Каратаева Ольга Викторовна

Принципы работы с хором старших классов

инструментальных отделений ДШИ по предпрофессиональным программам.

преподаватель хоровых дисциплин высшей категории ДШИ им. П.И. Чайковского г. Калининград

Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ введено новое для области образования

понятие

«дополнительные

общеобразовательные

программы»,

которые

подразделяются

на предпрофессиональные и общеразвивающие (гл.2,ст.12,п.4).

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная

программа

(углубленное

обучение) реализуется на

основе федеральных

государственных

требований (ФГТ)

по

видам

искусств, которые устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям

реализации программ и являются обязательными для детских школ искусств. Основная цель -

выявление одаренных детей в области искусств в раннем детском возрасте и подготовка

одаренных детей к поступлению в ССУЗы и ВУЗы.

Срок обучения – 8(9) или 5(6) лет (в зависимости от выбранной специальности). Для

учащихся

инструментальных

отделений

хоровой

класс

является

одним

из

обязательных

предметов, способствующих формированию навыков коллективного музицирования. Всемерно

используя

возможности

групповых

занятий,

предусмотренных

действующими

учебными

планами, нельзя забывать о том, что хор – это коллектив. Лишь исходя из этого можно

профессионально

строить

работу

над

всеми

компонентами

хорового

звучания.

Так,

при

организации

учебного

процесса

в

школе

целесообразно

руководствоваться

интересами

и

возможностями коллективных форм занятий, координируя их с групповыми, мелкогрупповыми

и даже индивидуальными. Такой организационный принцип будет способствовать успешной

работе хорового класса как исполнительского коллектива.

Цель учебного предмета «Хоровой класс»: развитие музыкально-творческих способностей

учащегося

на

основе

приобретенных

им

знаний,

умений

и

навыков

в

области

хорового

исполнительства.

Задачи учебного предмета «Хоровой класс»: развитие интереса к классической музыке и

музыкальному

творчеству;

развитие

музыкальных

способностей:

слуха,

ритма,

памяти,

музыкальности и артистизма; формирование умений и навыков хорового исполнительства;

обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;

приобретение обучающимися опыта хорового исполнительства и публичных выступлений.

Форма

проведения

учебных

аудиторных

занятий

-

групповая

(от

11

человек)

или

мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Аудиторные занятия: с 1 по 3 класс – 1 час в неделю, с 4 по

8 класс – 1,5 часа в неделю; самостоятельные занятия: с 1 по 8 класс – 0,5 часа в неделю.

Домашняя работа является необходимым условием самостоятельной работы учащегося в

классе хорового пения. Прежде всего, она должна заключаться в систематической проработке

своей хоровой партии в произведениях, изучаемых в хоровом классе. Учащийся регулярно

готовится дома к контрольной сдаче партий произведений. В результате домашней подготовки

учащийся при сдаче партий должен уметь выразительно исполнять свой хоровой голос в

звучании всей хоровой фактуры без сопровождения. За учебный год хор старших классов

инструментальных отделений должен пройти примерно 8-10 произведений (в том числе a

cappella). В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для

родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных

знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, в культурно-досуговых центрах и

пр.), участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях. Пение –

наиболее распространенный и самый доступный вид искусства. Доступность искусства пения

обусловлена тем, что певческий инструмент всегда при себе. Петь любят все. Но певцами можно

назвать

только

таких

исполнителей,

искусство

которых

хотя

бы

элементарно

отвечает

эстетическим запросам слушателей.

Учебный хор детской школы искусств опирается в своей деятельности на принципы и

критерии

музыкального

творчества

и

исполнительства,

выработанные

профессиональной

музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанра, и

является Академический хором. Академические хоры имеют единое условие вокальной работы

академическую

манеру

пения.

Академическое

или

классическое

пение

основывается

на

глубокой профессиональной традиции, берущей свое начало в XVI веке. Академическая манера

пения предполагает классическую постановку голоса и приёмы звукоизвлечения, характерные

для классической музыки: высокая вокальная позиция, высокий купол (высокое нёбо), объёмное

звучание

чистого

голоса

без

форсирования

звука.

Музыканты

обучаются

приёмам

звукоизвлечения,

характерным

для

классической

музыки.

Слово

вокал

происходит

от

итальянского «voce» – голос. Но голос служит только инструментом, само же искусство пения

гораздо

сложнее

одного

звуковедения.

Оно

рисует

нам

образы,

отражает

эмоциональные

состояния. В пении участвует не только звук, но и осмысленное слово. Академическая манера

пения имеет ряд отличительных особенностей, как в звукообразовании, так и в расположении

артикуляционных

форм.

Академической

манере

пения

свойственен

лёгкий

зевок

при

звукообразовании, куполообразная форма рта, приподнятое мягкое нёбо, округленные гласные.

Звук усиливается за счет вокально-дыхательного подсвязочного давления в резонансовый пункт

с максимальным выявлением акустической возможности голосового аппарата. Максимально

приподнятое мягкое нёбо и маленький язычок дают возможность округлить ротовую полость

(«акустический зал»), опустить нижнюю челюсть, корень языка, небную завесу растянуть и

приподнять. Корень языка должен быть опущен как можно ниже. Положение формы рта и корня

языка меняется в зависимости от произносительных норм гласных и согласных. Академическая

постановка голоса является оптимальной с точки зрения реализации природных голосовых

данных человека. Классическая манера пения базируется на особом использовании гортани и

дополнительных резонаторов, благодаря чему достигается чистое объёмное звучание, способное

заполнить большое помещение и подняться даже над симфоническим оркестром. Как на трёх

китах,

работа

над

классической

манерой

пения

держится

на

отрабатывании:

правильного

дыхания; чёткой артикуляции; использования резонаторов и опоры. Постановка голоса — это

применение вокальной методики на практике. Прежде всего, к постановке голоса относится

постановка дыхания. Навыки дыхательной методики необходимы вокалисту. Диафрагма

грудобрюшная

перегородка,

на

которую

опирается

грудная

клетка.

Правильная

работа

диафрагмы

определяет

правильное

вокальное

дыхание

и

подачу

звука.

Дыхательные

упражнения — то, с чего начинается каждое занятие по вокалу. Первым делом педагог приучит

дышать животом — т.е. сформирует диафрагмальный тип дыхания. Его преимущества над

прочими заключаются в том, что певец, опуская диафрагму, вдыхает наибольший объём воздуха

и максимально расширяет грудную клетку резонатора. А чтобы воздух не кончался внезапно на

длинных нотах, придётся ещё научиться грамотно расходовать дыхание. Артикуляция в пении и

разговорная отличаются. Для полноценного использования головных резонаторов вокалисты

расслабляют гортань, челюсть и опускают корень языка. Но, при этом, пение должно оставаться

разборчивым! На помощь приходят упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки.

Согласные активируем при помощи работы кончика языка и губ, окончания слов подчёркиваем.

Возникновение чувства опоры голоса и активизация резонаторов напрямую зависят от чёткой и

скоординированной работы дыхательных мышц и органов артикуляции.

При работе с вокальной позицией и резонаторами, вокалисту важно понимать, что ему

нужно делать для того, чтобы звук был полным, чистым и лёгким. Петь должно быть приятно.

Для того чтобы звук стал громче, не надо толкать сильнее. Необходимо подключить верхние

резонаторы.

Такой

вид

форсирования

часто

случается

на

низких нотах.

Следует петь

их

расслабленно,

не

забывая

сбрасывать

напряжение

по

ходу

движения

вниз,

добавляя

среднерезонаторное звучание. Второй вид форсирования возникает тогда, когда человек, недавно

занявшийся пением, берет на себя непосильно большие нагрузки. Например, пытается спеть

высокую ноту или поёт слишком долго. Пока вокальный аппарат не окрепнет, лучше петь внизу

и в середине диапазона и не более 30-40 минут в день, лучше с перерывами на отдых. Если после

ваших занятий голос сел, трудно говорить, или разговорный голос стал выше – это признак того,

что вокалист перестарался. В следующий раз лучше сократить занятие на 10 минут. Даже если с

голосом всё в порядке, а занятия техникой регулярные, необходимо помнить о гигиене голоса.

Даже чемпион мира по бегу никогда не выходит на старт, не разогревшись; ни один боксёр,

штангист, гимнаст не выступает в соревнованиях без массажа и предварительной разминки.

Пение – это, своего рода «ювелирный спорт», требующий точной координации большого

количества крошечных мышц тела, их подвижности и выносливости. Качественная распевка

эффективна и действенна на протяжении несколько часов. Поэтому если перед выступлением

будет негде распеться, необходимо сделать это дома, в спокойной обстановке. Чем короче

выступление и больше времени остается до него, тем дольше надо распеваться, чтобы быть на

пике формы к моменту выступления. Необходимо также распеваться перед каждой репетицией.

Наконец,

последнее,

но

не

менее

важное

применение

распевок.

Как

марафонский

бегун

продолжает бег, плавно переходя на ходьбу после финиша, так и профессиональный вокалист

после продолжительного концерта или репетиции не сразу перестает петь. Нагрузку необходимо

снижать постепенно. Это очень важно для того, чтобы голосовые связки вернулись в обычное

для них состояние покоя. По окончании пения разговорный голос должен звучать обычно (не

выше и не ниже), и вокалист должен быть в состоянии спеть самую низкую ноту своего

диапазона. Это свидетельство того, что связки расслабились, и всё накопившееся напряжение

ушло.

При

работе

с

хором

старших

классов

важно

не

боятся

давать,

на

первый

взгляд

сложные/взрослые

понятия

касающиеся

техники

пения.

Постепенно

они

укладываются

в

сознании ребенка и способствуют осознанной работе над формированием вокально-хоровых

навыков. Само понятие «пения» будет восприниматься как понятие непрерывности движения,

когда каждый следующий звук будто произрастает из предыдущего. И совершенно естественным

станет аксиома, что для красивого вокального звука необходимы: высоко поднятое мягкое небо

(высокая позиция); опущенная свободная гортань; свободный артикуляционный аппарат (язык,

нижняя челюсть, губы); точная координация всех систем, участвующих в пении (работа гортани

-

атака

звука,

подача

дыхания,

работа

мышц

трахеи,

бронхов,

диафрагмы

и

свободный

артикуляционный аппарат). Для выполнения этих условий необходимо предельное внимание

слуха и мышечный контроль (поиск удобства и свободы, мышечная «не зажатость»). При этом

первые упражнения не должны ставить сложных задач перед певцом. Надо сделать «разминку»

и затем переходить к настройке певческого аппарата, которая ставит определенные вокально-

технические задачи. Наиболее удобной гласной для настройки певческого аппарата на начальной

стадии является гласная «У»-(поднимается мягкое небо, рефлекторно и без усилий опускается

гортань и нижняя челюсть, активизируются связки и возникает глоточная свобода). При пении

упражнений необходимо требовать точности атаки и чистоты интонации. Каждое упражнение

связано

с

поисками

оптимального

звучания

и

работой

над

устранением

недостатков

в

функционировании голосового аппарата. Поиски правильной работы голосового аппарата и

верного звучания представляют важные и сложные задачи для педагога, на первом этапе

целесообразно разделить эти задачи на более простые составляющие: как дышать, правильно

открывать рот, освободить глотку, сделать зевок, раскрепостить челюсть и т.д. Когда звук уже

взят, он хорошо поддается контролю с помощью слуховых, резонаторных, дыхательных и других

ощущений.

В

целом

можно

сформулировать

основные

этапы

работы

педагога

над

звукоизвлечением — это: -выбор удобной тесситуры; -соблюдение правильного дыхания; -

направление внимания ученика на все органы, участвующие в образовании звука; -постепенное

закрепление нужных навыков; -доведение работы певческого аппарата до автоматизма.

Огромную роль играет и правильно выбранный репертуар. В своей работе я придерживаюсь

принципа от простого к сложному. После лета дети обычно приходят хорошо отдохнувшие и

входить в учебный процесс через многоголосную программу им довольно сложно. Поэтому мы

обычно начинаем учебный год с одно-двух голосия или даже предполагаемые многоголосные

гомофонные произведения начинаем с пропевания в унисон, работая над дикцией, фразировкой,

звуковедением и другими задачами. Главное, дать ощущение красивого звучания и удовольствия

от звучания собственного голоса, а также дать возможность достойного выступления в составе

хора в концертах.

До недавних пор предпочтение отдавалось большим хоровым коллективам. Связано это

было,

по

моему

мнению,

с

престижем

обучения

детей

именно

игре

на

фортепиано.

В

большинстве музыкальных школ именно фортепианное отделение было самым востребованным

и именно благодаря этому формировались крупные хоровые коллективы. С появлением и

развитием новых технических возможностей, учебных программ, и просто, новых задач и

возможностей, распространение получили, если сравнить со взрослыми хоровыми коллективами,

камерные

детский

хоры.

Камерный

хор

-

новая

форма

современного

музыкального

исполнительства, который по исполнительских задачам отличается от академических хоровых

коллективов

большого

состава.

Взрослые

Академические

камерные

хоры

появляются

в

семидесятые годы прошлого столетия. Толчком к их появлению послужили гастроли в Москве

камерного хора их США под руководством Роберта Шоу. Слово камерный означает – комната,

предполагающая

музицирование,

рассчитанная

на

небольшую

аудиторию

и

небольшое

количество участников камерного хора от 30-40 человек. Как правило, это профессионально

обученные певцы, которые сочетают свойства солиста вокалиста и хорового певца. Приступая к

организации камерного хора, дирижеры придерживаются двух направлений. Представители

первого направления считают, что хор должен комплектоваться из певцов хористов с хорошими

голосами, имеющими дирижерское хоровое образование. Дирижеры другого направления

стараются составить хор из солистов, где каждый певец может проявлять свой индивидуальный

тембр голоса, яркие музыкальные способности, умение чисто интонировать, читать с листа

партитуру. Такие певцы способны свободно и раскованно себя вести на сцене в соответствии со

сценической драматургией хоровых произведений. Так, в 1972 году в Москве появился первый

камерный хор, созданный профессором института им. Гнесиных Мининым. В состав хора вошли

студенты

дирижерско-хорового

факультета.

Хор

получил

название

"Государственный

Академический

Московский

Камерный

хор"

под

руководством

Владимира

Николаевича

Минина, который с 1972 года является его бессменным художественным руководителем. Это

один

из

самых

знаменитых

хоровых

коллективов

России

Полное

название

коллектива

-

Московский

государственный

академический

камерный

хор,

но

и

музыканты

и

публика

называют его просто - хор Минина. Для хора старших классов инструментальных отделений

ДШИ по предпрофессиональным программам

умение чисто интонировать, читать с листа

партитуру, раскованно вести себя на сцене, уметь передавать образное содержание исполняемого

произведения может быть ориентиром получения знаний, умений и навыков при обучении по

предмету Хоровой класс инструментальных отделений ДШИ.



В раздел образования