Напоминание

«Методы и приёмы работы на уроке хора в 1 классе Хорового отделения. Первые шаги обучения»


Автор: Енькова Лада Юрьевна
Должность: преподаватель высшей категории
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ им.П.И.Чайковского
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: методическая статья
Тема: «Методы и приёмы работы на уроке хора в 1 классе Хорового отделения. Первые шаги обучения»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Енькова Лада Юрьевна «Методы и приёмы работы на уроке хора в 1 классе

Хорового отделения. Первые шаги обучения хора «Первоцвет»».

преподаватель высшей категории МАУ ДО ДШИ им. П.И.Чайковского г. Калининграда

Хоровое

пение

один

из

самых

активных

видов

музыкально-практической

деятельности учащихся. Хоровое пение расширяет кругозор, формирует положительное

отношение детей к музыкальному искусству, стимулирует развитие интереса к музыке

в целом. Хоровое пение решает задачи развития слуха и голоса учащихся, формирует

определённый

объём

певческих

умений,

навыков,

необходимых

для

выразительного,

осмысленного исполнения. И главное, это доступный вид исполнительской деятельности.

Хор – творческий коллектив, именно в коллективе формирование и развитие личности

ребёнка происходит наиболее эффективно.

Целью организации вокально-певческой работы на первом этапе знакомства детей

с

музыкальным

искусством

является

развитие

физиологической

и

психологической

основы певческой культуры исполнителя. Первый способ знакомства с музыкальным

материалом — это слушание других. В основе подобного овладения культурой лежит

предрасположенность

детей

к

подражанию.

Поэтому

педагогически

целесообразным

является

слушание

детьми

голоса

учителя.

Слушание

голоса

учителя

постепенно

вырабатывает у детей устойчивость слухового внимания.

Цели уроков хора в 1 классе: заинтересовать детей, увлечь музыкой; заложить

основные

понятия

о

хоровой

музыке, знания,

умения, навыки;

раскрыть

средства

вокально-хоровой

выразительности

в

пении;

создание

условий

для

включения

детей

в систему непрерывного музыкально образования посредством занятий в хоровом классе.

Задачи:

- Образовательные: развитие музыкального слуха, памяти; развитие координации между

слухом

и

голосом;

развитие

навыка

осознанного

отношения

к

музыке

различного

содержания.

- Развивающие: развитие творческих способностей, художественного вкуса.

-

Воспитательные:

воспитание

любви

и

интереса

к

музыке;

воспитание

певческой

культуры;

способствование

формированию

интереса

к

пению

в

хоре,

концертным

выступлениям.

Методы обучения: наглядный (слуховой и зрительный); словесный (рассказ,

объяснение);

иллюстративный

в

сочетании

с

репродуктивным,

практический.

Методические приёмы: творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную

деятельность (пение вслух, мысленно (про себя), пение по цепочке, пение на глиссандо),

поощрение

целью

стимуляции

их

интереса

к

занятиям)

как

способ

вызвать

положительные эмоции.

Основные методы хорового развития едины как в профессиональном обучении, так

и в системе музыкального образования для детей. Существует различие лишь в специфике

развития

детского

голоса,

обусловленной

психологическими

особенностями

и физиологическими возможностями в детском возрасте.

При

поступлении

в

школу искусств,

на

прослушивании,

ребята

проходят

ряд

творческих

испытаний.

Они

исполняют

песню,

подготовленную

заранее,

читают

стихотворение,

повторяют

на

слух

отдельные

ноты,

попевку

и

прохлопывают

ритм.

Поэтому, у преподавателей есть определённое мнение о творческих данных каждого

поступающего ребёнка.

Но

на

первых

уроках

в

1

классе

проводится

диагностика

уровня

развития

музыкального слуха и певческих данных учащихся. На основании полученных данных

и проходит обучение детей.

Можно разделить обучающихся на 3 группы: чисто поющие, почти правильно

интонирующие, и «гудошники». Трудности в том, что у всех ребят урок один, поют

одновременно.

Причины

неточного

интонирования

могут

быть

разные:

нелюбовь

к пению, стеснительность, общая апатичность или чрезмерная активность, отсутствие

координации

слуха

и

голоса,

заболевания

голосовых

связок,

физиологические

расстройства слухового аппарата, слабость слухового внимания, мышечная зажатость.

Но

ошибочно

думать,

что

все

внимание

учителя

будет

посвящено

только

плохо

интонирующим детям. Дифференцированное обучение предполагает наряду с работой

с «гудошниками» активизацию хорошо поющих детей посредством поручения им соло,

а также участия в показе-образце правильного пения.

С первого урока учащиеся знакомятся с основными дирижерскими жестами —

ауфтактом (вниманием, дыханием), вступлением и окончанием пения (снятием). Также

с первых уроков дети знакомятся с вокально-певческой установкой, что, если человек

хорошо сидит, он хорошо себя чувствует, а следовательно, и хорошо поет. Разучивание

песни «Петь приятно и удобно» музыка В.Кистеня, слова В.Степанова.

Все вокально-хоровые навыки взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.

Практические

упражнения

работы

над

дыханием,

артикуляцией,

дикцией,

используемые на занятиях хора:

-

работа

над

дыханием:

на

уроках

применяются

упражнения-игры:

«Ветерок»

(сильный, лёгкий, порывистый), «Задувание свечки или свечей» (дуем на одну свечку, или

на праздничный торт, на котором много свечей, придумываем у кого день рождения или

праздник). Дуем долго на воображаемую ватку или снежинку на ладошке, не сдувая её,

или наоборот, быстрыми короткими выдохами сдуваем с ладошки поочерёдно пушинки

(вначале 2-3 пушинки, затем добавляем до 5-7). Выполняем упражнения более сложные:

быстрый короткий вдох, руки поднимаем в стороны и долгий выдох на звуки «с» или «з»,

при этом руки медленно опускаются вниз и упражнение с задержкой дыхания на 2

секунды (выдох – задержка дыхания – выдох и т.д.);

-

артикуляционные

упражнения

эффективно

активизируют

речевой

аппарат,

помогают устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть

мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также

выразительную дикцию. Улучшения дикции и дыхания добиваемся с помощью

упражнений на проговаривание и пропевание согласных звуков. В основу применяемой

мною артикуляционной гимнастики есть упражнения как придуманные мной (грустное-

весёлое лицо, гимнастика для язычка,

«удивлённое» (расслабленная нижняя

челюсть

и т.д.) так и взяты из практики других педагогов (доктор М. Л. Лазарев, И.В. Роганова).

Все

упражнения

дыхательные,

артикуляционные

варьируем

в

зависимости

от

времени года, календарных праздников. Зимой мы путешествуем по лесу, на лыжах,

коньках, санках с горки, имитируя ход лыж, коньков, саней. («шух», «ссс», «ззз», «ууух»-

вниз глиссандо). Осенью и весной идём в волшебный лес – дышим свежим воздухом: вдох

через нос, выдох через рот под счёт, потом наоборот: вдох через рот, выдох через нос под

счёт.

Скороговорки

и

речевые

интонационные

упражнения способствуют

развитию

чувства ритма, темпа, тембра, динамики, дикции, выразительности речи. Скороговорки

развивают речевой аппарат, делают его подвижным, активным. Скороговорки весёлые,

познавательные,

смешные

очень

нравятся

детям:

«Бегу

берегом

реки

с

ветром

наперегонки», «Был корабль у короля, бороздил корабль моря» и т.д. Игровые действия

можем

сопровождать

хлопками,

шлепками,

щелчками,

притопами.

Также

интересны

детям потешки, считалки, пословицы, заклички и четверостишия. Впоследствии речевые

игры продолжаю, добавив варианты игры «Эхо» И. Рогановой, М. Лазарева, в которых

я использую различные виды заданий, начиная от простых к более сложным. Детям

нравится эти упражнения, в них они могут быть ведущими, солистами.

Распевание – это подготовка голосового аппарата к работе, формирование певческих

навыков и распевание является основой звучания хора. Кроме упражнений на гласные,

слоги,

хор

поёт

попевки

логопедические,

тематические,

что

создаёт

настроение

для

работы

на

уроке.

Учитывая

особенности

восприятия

детей,

упражнения исполняем

в форме коротких песен с игровым содержанием. Упражнения отличаются разнообразием

ладогармонической окраски, мелодических оборотов, яркими музыкальными образами.

Используются

упражнения

-

игры

в

комплексном

воздействии

разнообразных

видов

музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмическое игровое действие,

игра на металлофоне). Все это помогает более прочному закреплению в слуховой

памяти детей соответствующих песенных интонаций. Ребятам нравятся попевки «Ёж»,

«Дождик», «Снегопад» «Качели» и многие другие.

Главное на хоре – это песня. Песни, которые мы разучиваем, большинство исполняем

на концертах. Песня может о многом рассказать, научить. Песня дарит настроение

исполнителю

и

слушателям,

она

превращает

каждого

ребёнка

в

артиста.

В

песнях

отражаются

интересы,

увлечения

детей,

в

них

дети

узнают

новые

чувства,

новую

информацию. Систематическое разучивание песен помогает сформировать устойчивые

певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании

песенного материала. Этапы разучивания песни: ознакомление, разучивание 1 куплета,

разучивание

всей

песни,

закрепление

и

художественное

исполнение

песни.

Хор

«Первоцвет» учит и исполняет песни различного характера, настроения. Много песен

о семье, доброте, природе, животных, правилах дорожного движения, Родине. Песни есть

и авторские, и народные. Все эти песни вызывают у детей интерес, создают у них

радостное

настроение,

делают

их

впечатления

эмоционально

богаче.

Песни

есть

с

простыми

танцевальными

движениями,

притопами,

часто

включаем

игру

на

детских

музыкальных инструментах (бубен, бубенцы, маракасы, ложки, трещётки).

В 1 четверти хор поёт по ручному нотоносцу, а со 2 четверти постепенно вводится

разучивание песен по нотам. Одна из важных задач 1 года обучение исполнение чистого

унисона. В продвинутых группа исполняются произведения с элементами двухголосного

пения (чаще: солисты и группа хора).

На основе сформированных в 1 классе вокально-хоровых навыков работа на уроке

строится на закреплении достигнутых результатов и дальнейшего развития певческого

аппарата,

в

частности

диапазона

детского

голоса.

С

постепенным

формированием

организма в тембре младших школьников второго и третьего годов обучения появляется

звонкость.

Певческое

дыхание

становится

более

протяженным,

слуховой

контроль — более активным. Поэтому в дальнейшем учащиеся могут петь более сложные

произведения— с более широким диапазоном, более объемными фразами, с элементами

двухголосия.

Наряду

с

пением

по

слуху

целесообразно

активизировать

процесс

музицирования пением по нотам. При этом основными критериями правильного пения

по-прежнему остаются такие характеристики звука, как естественность, «серебристость»,

полетность.

Наиболее характерная черта периода с шести до девяти лет состоит в том, что

в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда

ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Как

и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития,

которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Использование этих резервов

позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной деятельности.

Важно, чтобы дети сознательно овладевали вокальными навыками. Самый главный

метод певческого воспитания - систематическая тренировка в формировании певческих

навыков

на

уроках

хора.

В

течение

периода

обучения

голос

ребенка

непрерывно

изменяется во всех своих основных качествах: по звуковысоте, силе, тембру, диапазону,

продолжительности звучания и в регистрах. Все это протекает не равномерно, а скачками.

Развивая детский певческий голос, важно сохранить его природное качество, физическое

здоровье голосового аппарата. В основе хорового пения лежит правильная вокально-

техническая культура исполнения. Большое внимание уделяется звукообразованию, оно

должно быть единым для всех участников.

Одна из главных задач на уроке хора - создать удобную, творческую, комфортную

обстановку для каждого ученика и хора в целом.

Хоровое пение вызывает живой, активный интерес у детей и доставляет им удовольствие.

На уроке в каждом шаге, в каждом звуке есть прежде всего, музыка, красота, творчество,

образ.

Методическая, нотная литература:

1.

И. Роганова «Работа с младшим хором» «Методическое пособие. Формирование

первоначальных вокально-хоровых навыков». Издательство «Композитор».

2.

М. Лазарев «Песни доктора Лазарева»

3.

Ж. Журавлёва «Ладовые песенки. Система упражнений для развития ладового

слуха детей младшего возраста. Опыт работы»

4.

«Младший

хор.

Одноголосие.

Хрестоматия

часть

редактор-составитель

И.В. Роганова. Издательство «Композитор».

5.

«Младший

хор.

Одноголосие.

Хрестоматия

часть

II»

редактор-составитель

И.В. Роганова. Издательство «Композитор».



В раздел образования