Напоминание

"Мы - исследователи"


Автор: Клепикова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Колосок"
Населённый пункт: с. Топки, Кемеровская область
Наименование материала: методическая раработка
Тема: "Мы - исследователи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Познавательно - исследовательский проект для детей

подготовительной группы «Мы - исследователи»

(Опытно-экспериментальная деятельность)

Содержание

1.

Краткая аннотация к проекту.

2.

Актуальность проекта.

3.

Участники проекта.

4.

Цель и задачи проекта.

5.

Предполагаемые результаты.

6.

Сроки реализации проекта.

7.

Материал и оборудование.

8.

Список использованной литературы.

9.

Этапы

реализации

проекта:

подготовительный,

основной,

заключительный.

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская народная мудрость.)

Краткая аннотация

Данная

работа

посвящена

опытно-экспериментальной

деятельности

детей

дошкольного

возраста.

Сегодня

в

России

детские

дошкольные

учреждения

играют

важнейшую

роль

в

обеспечении

творческого

и

познавательного

развития

дошкольников,

являясь

одновременно

просветительскими центрами для родителей.

В

проекте

предлагается

решение

задач

творческого

развития

дошкольников, точнее одной очень важной их составляющей – способности к

преобразованию,

через

организацию

в

детском

саду

ряда

мероприятий,

направленных на изучение свойств различных веществ посредством опытно-

экспериментальной деятельности.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать

у дошкольников знания о свойствах различных веществ.

Актуальность

В старшем дошкольном возрасте дети

начинают замечать различные

превращения,

происходящие

в

окружающем

мире.

Необходимо,

чтобы

превращения

не

просто

были

замечены

ребёнком,

а

стали

импульсом

к

развитию его творческого мышления.

Ребенку-дошкольнику

по

природе

присуща

ориентация

на

познание

окружающего

мира

и

экспериментирование

с

объектами

и

явлениями

реальности.

Развитие

способности

детей

экспериментировать

представляет

собой

определенную

систему,

в

которую

включены

демонстрационные

опыты,

осуществляемые

педагогом

в

специально

организованных

видах

деятельности,

наблюдения,

лабораторные

работы,

выполняемые

детьми

самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

Как

показывает

практика,

знания,

полученные

во

время

проведения

опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я

забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы

каждый ребенок проводил собственные опыты.

Экспериментирование

оказывает

положительное

влияние

на

эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей.

Проект позволит:

Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной

деятельности. Обогатить предметную среду в группе.

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители детей подготовительной группы.

Цель: Формирование представлений о свойствах различных веществ и

их

спо собно сти

к

превращению через

опытно-экспериментальную

деятельность.

Задачи:

• Познакомить детей с

различными свойствами веществ (твердость,

мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)

н ау ч и т ь

с о в е р ш а т ь

п р е в р а щ е н и я

в е щ е с т в а

и з

о д н о г о

состояния

в

другое;

закрепить знание детей об агрегатных состояниях веществ (твёрдое,

жидкое, газообразное).

• развивать

у

детей

способности

к

преобразованию,

творческое

воображение, умение проводить несложные эксперименты;

• развивать любознательность, познавательный интерес;

• воспитывать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

Интеграция

образовательных

областей:

познавательное

развитие,

социально-коммуникативное,

физическое,

художественно-эстетическое,

речевое.

Тип

проекта: познавательно

- исследовательский; краткосрочный (2

месяца)

Проблема:

несформированность исследовательских навыков у детей,

неумение

детей

и

родителей

проводить

эксперименты

и

исследования

интересные и доступные для ребёнка.

Планируемый результат: Научить детей и родителей проводить опыты

по преобразованию веществ. Сформировать у детей предпосылки поисковой

деятельности,

интеллектуальной

инициативы.

Научить

определять

возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и

самостоятельно. Научить пользоваться специальной терминологией, вести

конструктивную беседу в процессе совместной, а затем самостоятельной

исследовательской

деятельности.

Повысить

уровень

любознательности,

наблюдательности. Активизировать речь детей, словарный запас пополнить

многими

понятиями.

Вызвать

желание

самостоятельно

делать

выводы

и

выдвигать гипотезы.

Сроки реализации:

Январь, февраль.

Материалы и оборудование:

Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-

соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, оборудование

для занятий.

Список литературы:

1.

Веракса

Н.

Е.,

О.

Р.

Галимов

«Познавательно-исследовательская

деятельность дошкольников» - М., Мозаика-синтез 2012г.

2. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для

дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ

«Сфера», 2005.

3. Прохорова Л.Н., БалакшинаТ. А. «Детское экспериментирование —

путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической

культуры

дошкольников»

(из

опыта

работы

детского

сада

15

«Подсолнушек»

г.

Владимира)

Под

ред.

Л.Н.

Прохоровой.

Владимир,

ВОИУУ, 2001.

4.Рыжова Н. А. «Волшебница – вода» Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс,

1997.

5. РыжоваН.А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.

6.Рыжова Н. А. «Опыты с песком и глиной» Обруч,— № 2.

7.Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей

старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

10. Интернет ресурсы.

Этапы.

Подготовительный этап.

1.

Определение целей и задач проекта.

2.

Составление плана реализации проекта.

3.

Подбор

художественной

и

научно-популярной

литературы

по

теме проекта.

4.

Создание картотеки опытов и экспериментов по теме проекта.

5.

Разработка конспектов занятий с детьми по опытно-

экспериментальной деятельности.

6.

Организация развивающей среды в группе – оформление уголка

по экспериментированию.

Основной этап.

Чтение

художественной

и

научно-популярной

литературы,

беседы,

рисунки и иллюстрации по теме проекта.

Проведение

опытов

и

экспериментов

в

режимные

моменты,

в

непосредственно-образовательной деятельности и дома с родителями.

Наблюдения во время прогулок за превращениями, происходящими в

природе,

в

оттепель

обратить

внимание

на

изменения,

происходящие

со

снегом и льдом.

Дидактические игры и подвижные игры по теме проекта.

Составление таблицы с основными признаками и свойствами воды, льда,

снега и пара.

Итоговое мероприятие по результатам проекта проходило в виде

занятия, на котором

Заключительный этап

Выставка рисунков по результатам проведённых опытов.

Фотовыставка отдельных моментов экспериментальной деятельности.

Презентация проекта.

Плана реализации проекта

Даты

Работа с детьми

Работа с родителями

Подготовительный этап

09.01.17-

15.01.17

Определение целей и задач

проекта.

Составление плана реализации

проекта.

Ознакомить родителей с

целями и задачами

проекта.

16.01.17.-

22.01.17

П од б о р

худ оже с т ве н н о й

и

научно-популярной

литературы

по теме проекта.

Создание

картотеки

опытов

и

экспериментов по теме проекта.

Разработка конспектов занятий с

детьми по опытно-

экспериментальной

деятельности.

Организация развивающей среды

в группе – оформление уголка по

экспериментированию.

Подбор литературы по

теме проекта.

Оказание помощи в

оформлении уголка по

экспериментированию.

Основной этап

Ежедневно во

время

прогулок.

Наблюдать за превращениями,

происходящими в природе, в

оттепель обратить внимание на

изменения, происходящие со

снегом и льдом.

В режимные

моменты

Дидактические игры: «Твёрдый -

жидкий», «Наоборот», «Тяжёлый

– лёгкий» и др.

Подвижные игры: «Лёд – пар –

вода », «Заморозить –

растопить».

Играть в игру:

«Наоборот»

30.01.17-

08.02.17

Чтение художественной и

научно-популярной литературы.

Рассказать детям про

образование айсбергов,

Проведение бесед.

Рассматривание рисунков и

иллюстраций по теме проекта.

Составление

таблицы

с

о с н о в н ы м и

п р и з н а к а м и

и

свойствами

воды,

льда,

снега

и

пара.

сделать рисунок

айсберга.

Во время купания в

ванной дать ребенку

несколько предметов,

которые плавают и тонут

в воде

.

09.02.17-

19.02.17 в

режимные

моменты и в

НОД

Проведение опытов и

экспериментов: 1. Вода. 2. Песок

и глина. 3. Воздух. 4. Тонет не

тонет. 5. Свойства льда. 6.

Сахар.7. Соль. Выращиваем

белый кристалл.

П р о в е с т и

д о м а

опыты:

по

плавлению

с а х а р а

и

е г о

отвердеванию;

по

выпариванию

соли

из

соленой воды.

20.02.17-

22.02.17

Итоговое мероприятие по

результатам проекта в форме

занятия опытно-

экспериментальной

деятельности: «Твёрдое и

жидкое. Вода, пластилин ,

парафин».

Присутствовать на

итоговом занятии по

опытно-

экспериментальной

деятельности.

Заключительный этап

27.02.17-

28.02.17

Выставка детских рисунков

по результатам проведённых

опытов.

Презентация проекта.

Фотовыставка отдельных

моментов

экспериментальной

деятельности.

Опытно-экспериментальная деятельность

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:

специально-организованное обучение в форме занятий;

совместная деятельность взрослого с детьми;

свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы:

1.

Занятия;

2.

Эксперименты;

3.

Беседы;

4.

Наблюдение и труд;

5.

Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с

подгруппой), фронтальная (со всей группой).

Предпочтение

отдается

подгрупповой

форме

о р г а н и з а ц и и

экспериментальной

работы.

Наблюдения

и

эксперименты

могут

быть

случайными,

они

не

требуют

специальной

подготовки

и

зависят

от

возникшей

ситуации

или

заданного

вопроса,

плановые

наблюдения

и

эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.

В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:

Осознание того, что хочешь узнать;

Формирование

задачи

исследования,

продумывание

методики

эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;

Выполнение

работы,

соблюдение

правил

безопасности,

наблюдение

результатов;

фиксирование результатов, анализ полученных данных;

Совместный отчет об увиденном, формулирование выводов.

Экспериментальные

занятия

построены

на

совместном

творчестве

педагога

и

детей.

Они

стимулируют

познавательную

и

творческую

активность

детей

и

в

полной

мере

отвечают

требованиям

педагогики

сотрудничества.

Свои

знания

дети

закрепляют

в

дидактических

играх,

а

результаты

опытов – в изодеятельности.

Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности,

носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к

самостоятельному исследованию и активному познанию.

Результаты проектной деятельности «Мы – исследователи»

В

результате

проведения

данной

проектной

деятельности

дети

и

родители научились проводить интересные и доступные для ребёнка опыты и

эксперименты по преобразованию веществ. У детей начали формироваться

предпосылки

поисковой

деятельности,

интеллектуальной

инициативы.

Повысился уровень любознательности, наблюдательности, активизировалась

речь детей, словарный запас пополнился многими понятиями. Появилось

желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.



В раздел образования