Автор: Клепикова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Колосок"
Населённый пункт: с. Топки, Кемеровская область
Наименование материала: методическая раработка
Тема: "Мы - исследователи"
Раздел: дошкольное образование
Познавательно - исследовательский проект для детей
подготовительной группы «Мы - исследователи»
(Опытно-экспериментальная деятельность)
Содержание
1.
Краткая аннотация к проекту.
2.
Актуальность проекта.
3.
Участники проекта.
4.
Цель и задачи проекта.
5.
Предполагаемые результаты.
6.
Сроки реализации проекта.
7.
Материал и оборудование.
8.
Список использованной литературы.
9.
Этапы
реализации
проекта:
подготовительный,
основной,
заключительный.
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская народная мудрость.)
Краткая аннотация
Данная
работа
посвящена
опытно-экспериментальной
деятельности
детей
дошкольного
возраста.
Сегодня
в
России
детские
дошкольные
учреждения
играют
важнейшую
роль
в
обеспечении
творческого
и
познавательного
развития
дошкольников,
являясь
одновременно
просветительскими центрами для родителей.
В
проекте
предлагается
решение
задач
творческого
развития
дошкольников, точнее одной очень важной их составляющей – способности к
преобразованию,
через
организацию
в
детском
саду
ряда
мероприятий,
направленных на изучение свойств различных веществ посредством опытно-
экспериментальной деятельности.
Практическое использование данной разработки позволит сформировать
у дошкольников знания о свойствах различных веществ.
Актуальность
В старшем дошкольном возрасте дети
начинают замечать различные
превращения,
происходящие
в
окружающем
мире.
Необходимо,
чтобы
превращения
не
просто
были
замечены
ребёнком,
а
стали
импульсом
к
развитию его творческого мышления.
Ребенку-дошкольнику
по
природе
присуща
ориентация
на
познание
окружающего
мира
и
экспериментирование
с
объектами
и
явлениями
реальности.
Развитие
способности
детей
экспериментировать
представляет
собой
определенную
систему,
в
которую
включены
демонстрационные
опыты,
осуществляемые
педагогом
в
специально
организованных
видах
деятельности,
наблюдения,
лабораторные
работы,
выполняемые
детьми
самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Как
показывает
практика,
знания,
полученные
во
время
проведения
опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я
забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы
каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование
оказывает
положительное
влияние
на
эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей.
Проект позволит:
Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной
деятельности. Обогатить предметную среду в группе.
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители детей подготовительной группы.
Цель: Формирование представлений о свойствах различных веществ и
их
спо собно сти
к
превращению через
опытно-экспериментальную
деятельность.
Задачи:
• Познакомить детей с
различными свойствами веществ (твердость,
мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
• н ау ч и т ь
с о в е р ш а т ь
п р е в р а щ е н и я
в е щ е с т в а
и з
о д н о г о
состояния
в
другое;
• закрепить знание детей об агрегатных состояниях веществ (твёрдое,
жидкое, газообразное).
• развивать
у
детей
способности
к
преобразованию,
творческое
воображение, умение проводить несложные эксперименты;
• развивать любознательность, познавательный интерес;
• воспитывать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
Интеграция
образовательных
областей:
познавательное
развитие,
социально-коммуникативное,
физическое,
художественно-эстетическое,
речевое.
Тип
проекта: познавательно
- исследовательский; краткосрочный (2
месяца)
Проблема:
несформированность исследовательских навыков у детей,
неумение
детей
и
родителей
проводить
эксперименты
и
исследования
интересные и доступные для ребёнка.
Планируемый результат: Научить детей и родителей проводить опыты
по преобразованию веществ. Сформировать у детей предпосылки поисковой
деятельности,
интеллектуальной
инициативы.
Научить
определять
возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и
самостоятельно. Научить пользоваться специальной терминологией, вести
конструктивную беседу в процессе совместной, а затем самостоятельной
исследовательской
деятельности.
Повысить
уровень
любознательности,
наблюдательности. Активизировать речь детей, словарный запас пополнить
многими
понятиями.
Вызвать
желание
самостоятельно
делать
выводы
и
выдвигать гипотезы.
Сроки реализации:
Январь, февраль.
Материалы и оборудование:
Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-
соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, оборудование
для занятий.
Список литературы:
1.
Веракса
Н.
Е.,
О.
Р.
Галимов
«Познавательно-исследовательская
деятельность дошкольников» - М., Мозаика-синтез 2012г.
2. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для
дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ
«Сфера», 2005.
3. Прохорова Л.Н., БалакшинаТ. А. «Детское экспериментирование —
путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической
культуры
дошкольников»
(из
опыта
работы
детского
сада
№
15
«Подсолнушек»
г.
Владимира)
Под
ред.
Л.Н.
Прохоровой.
—
Владимир,
ВОИУУ, 2001.
4.Рыжова Н. А. «Волшебница – вода» Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс,
1997.
5. РыжоваН.А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.
6.Рыжова Н. А. «Опыты с песком и глиной» Обруч,— № 2.
7.Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей
старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
10. Интернет ресурсы.
Этапы.
Подготовительный этап.
1.
Определение целей и задач проекта.
2.
Составление плана реализации проекта.
3.
Подбор
художественной
и
научно-популярной
литературы
по
теме проекта.
4.
Создание картотеки опытов и экспериментов по теме проекта.
5.
Разработка конспектов занятий с детьми по опытно-
экспериментальной деятельности.
6.
Организация развивающей среды в группе – оформление уголка
по экспериментированию.
Основной этап.
Чтение
художественной
и
научно-популярной
литературы,
беседы,
рисунки и иллюстрации по теме проекта.
Проведение
опытов
и
экспериментов
в
режимные
моменты,
в
непосредственно-образовательной деятельности и дома с родителями.
Наблюдения во время прогулок за превращениями, происходящими в
природе,
в
оттепель
обратить
внимание
на
изменения,
происходящие
со
снегом и льдом.
Дидактические игры и подвижные игры по теме проекта.
Составление таблицы с основными признаками и свойствами воды, льда,
снега и пара.
Итоговое мероприятие по результатам проекта проходило в виде
занятия, на котором
Заключительный этап
Выставка рисунков по результатам проведённых опытов.
Фотовыставка отдельных моментов экспериментальной деятельности.
Презентация проекта.
Плана реализации проекта
Даты
Работа с детьми
Работа с родителями
Подготовительный этап
09.01.17-
15.01.17
Определение целей и задач
проекта.
Составление плана реализации
проекта.
Ознакомить родителей с
целями и задачами
проекта.
16.01.17.-
22.01.17
П од б о р
худ оже с т ве н н о й
и
научно-популярной
литературы
по теме проекта.
Создание
картотеки
опытов
и
экспериментов по теме проекта.
Разработка конспектов занятий с
детьми по опытно-
экспериментальной
деятельности.
Организация развивающей среды
в группе – оформление уголка по
экспериментированию.
Подбор литературы по
теме проекта.
Оказание помощи в
оформлении уголка по
экспериментированию.
Основной этап
Ежедневно во
время
прогулок.
Наблюдать за превращениями,
происходящими в природе, в
оттепель обратить внимание на
изменения, происходящие со
снегом и льдом.
В режимные
моменты
Дидактические игры: «Твёрдый -
жидкий», «Наоборот», «Тяжёлый
– лёгкий» и др.
Подвижные игры: «Лёд – пар –
вода », «Заморозить –
растопить».
Играть в игру:
«Наоборот»
30.01.17-
08.02.17
Чтение художественной и
научно-популярной литературы.
Рассказать детям про
образование айсбергов,
Проведение бесед.
Рассматривание рисунков и
иллюстраций по теме проекта.
Составление
таблицы
с
о с н о в н ы м и
п р и з н а к а м и
и
свойствами
воды,
льда,
снега
и
пара.
сделать рисунок
айсберга.
Во время купания в
ванной дать ребенку
несколько предметов,
которые плавают и тонут
в воде
.
09.02.17-
19.02.17 в
режимные
моменты и в
НОД
Проведение опытов и
экспериментов: 1. Вода. 2. Песок
и глина. 3. Воздух. 4. Тонет не
тонет. 5. Свойства льда. 6.
Сахар.7. Соль. Выращиваем
белый кристалл.
П р о в е с т и
д о м а
опыты:
по
плавлению
с а х а р а
и
е г о
отвердеванию;
по
выпариванию
соли
из
соленой воды.
20.02.17-
22.02.17
Итоговое мероприятие по
результатам проекта в форме
занятия опытно-
экспериментальной
деятельности: «Твёрдое и
жидкое. Вода, пластилин ,
парафин».
Присутствовать на
итоговом занятии по
опытно-
экспериментальной
деятельности.
Заключительный этап
27.02.17-
28.02.17
Выставка детских рисунков
по результатам проведённых
опытов.
Презентация проекта.
Фотовыставка отдельных
моментов
экспериментальной
деятельности.
Опытно-экспериментальная деятельность
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:
специально-организованное обучение в форме занятий;
совместная деятельность взрослого с детьми;
свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы:
1.
Занятия;
2.
Эксперименты;
3.
Беседы;
4.
Наблюдение и труд;
5.
Работа в лаборатории.
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с
подгруппой), фронтальная (со всей группой).
Предпочтение
отдается
подгрупповой
форме
о р г а н и з а ц и и
экспериментальной
работы.
Наблюдения
и
эксперименты
могут
быть
случайными,
они
не
требуют
специальной
подготовки
и
зависят
от
возникшей
ситуации
или
заданного
вопроса,
плановые
наблюдения
и
эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.
В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:
Осознание того, что хочешь узнать;
Формирование
задачи
исследования,
продумывание
методики
эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
Выполнение
работы,
соблюдение
правил
безопасности,
наблюдение
результатов;
фиксирование результатов, анализ полученных данных;
Совместный отчет об увиденном, формулирование выводов.
Экспериментальные
занятия
построены
на
совместном
творчестве
педагога
и
детей.
Они
стимулируют
познавательную
и
творческую
активность
детей
и
в
полной
мере
отвечают
требованиям
педагогики
сотрудничества.
Свои
знания
дети
закрепляют
в
дидактических
играх,
а
результаты
опытов – в изодеятельности.
Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности,
носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к
самостоятельному исследованию и активному познанию.
Результаты проектной деятельности «Мы – исследователи»
В
результате
проведения
данной
проектной
деятельности
дети
и
родители научились проводить интересные и доступные для ребёнка опыты и
эксперименты по преобразованию веществ. У детей начали формироваться
предпосылки
поисковой
деятельности,
интеллектуальной
инициативы.
Повысился уровень любознательности, наблюдательности, активизировалась
речь детей, словарный запас пополнился многими понятиями. Появилось
желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.