Автор: Ажиркова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия "Перспектива"
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: Сценарий урока
Тема: "Стоимость единицы товара, или цена", 4 класс
Раздел: начальное образование
Урок математики в 4 классе
Тема урока «Стоимость единицы товара, или цена»
Цель: познакомить с новым видом задач «Стоимость единицы товара, или цена»
Задачи урока:
Установление функциональной зависимости между ценой и стоимостью;
Обучение решению задач с функциональной зависимостью стоимости от цены
(задачи на куплю-продажу)
Формирование УУД: развитие логического мышления, использование таблиц и схем
Педагогическая технология: обучение в сотрудничестве
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
познакомить с математической величиной «цена»;
ввести понятие о стоимости единицы товара или цене;
показать зависимость между величинами: цена, количество, стоимость
Личностные:
принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных социальных ситуациях;
осознавать личностный смысл учения.
Ход урока:
I.
Организационный момент
Ребята, к нам в гости сегодня на урок пришли гости. Повернитесь, поприветствуйте
их и подарите частичку своего отличного настроения. Спасибо, присаживайтесь.
Ребята, работать сегодня на уроке будем в группах. Для начала необходимо выбрать
капитана в своих командах. Обсудите это в группах и примите решение. Если команда
готова, дайте знать. (дети поднимают руки вверх)
Прежде чем начать урок, предлагаю вспомнить правила работы в группе.
1.
Не кричать, говорить тихо.
2.
Не перебивать своего товарища.
3.
Выслушай мнение товарища и выскажи свою точку зрения.
4.
Работать дружно, не ссориться.
5.
Помогать друг другу.
Ребята, девиз нашего урока «Один за всех и все за одного» Покажите, что вы одна
дружная команда. Благодарю, вижу, что не просто команды, а дружные ребята и
хорошие ученики.
II.
Введение в учебную деятельность
Ребята, по вашему мнению, какими качествами должен обладать хороший
ученик? Трудолюбием, любознательностью, аккуратностью, быть активным на
уроке и т.д. Соглашусь с вами. Обладая всеми этими качествами, можно
справиться с любой, даже непростой задачей. Давайте постараемся, чтобы в конце
урока мы могли с уверенностью сказать, что каждый из вас был сегодня хорошим
учеником. Пожелаем друг удачи.
- Ребята, а вам приходилось покупать самостоятельно в магазине какой-нибудь
товар? У кого есть такой опыт, поднимите руки.
Предлагаю решить несколько задач. Внимательно слушайте условие задачи, а
решение обсуждаете в группе.
1.
У Миши было 100 рублей. Он купил две ручки по 35 рублей. Сколько
денег он получил сдачи?
2.
За 10 тетрадей Маша заплатила 250 рублей. Сколько стоит 1 тетрадь?
3.
Сколько карандашей можно купить на 150 рублей, если 1 карандаш стоит
30 рублей?
4.
Один пирожок стоит 15 рублей. Сколько денег нужно заплатить за 3 таких
пирожка?
5.
У Кости 2 купюры по 100 рублей, 3 купюры по 50 рублей и 4 монеты по 10
рублей. Помогите Маше набрать 360 рублей, для того, чтобы купить
канцелярские товары.
Молодцы, отлично справились с этим заданием. Скажите, важно уметь
хорошо решать такие задачи? Почему?
- Ребята, мы с вами решали много задач разного вида. К какому типу
относятся данные задачи? «куплю/продажу»
III.
Целеполагание.
- Ребята, прежде чем купить какой-нибудь товар, что обычно мы узнаем? (цену
товара)
- А вы можете сказать, что такое цена товара? стоимость товара?
- Кто догадался, чему будет посвящен сегодняшний урок? (дети высказывают свои
предположения)
- Откройте учебник на странице 44, проверьте свои предположения.
- Какую цель ставим на данный урок?
- Прежде, чем продолжить работу над данной темой, предлагаю заполнить
листы самооценки. (3 мин.)
IV.
Постановка учебной задачи. Введение в тему урока
Данный урок посвящен решению задач практического содержания, то есть
таким задачам, с которыми мы часто встречаемся в жизни.
Прежде чем сделать покупку в магазине, мы в первую очередь обращаем
внимание? (на ценник, то есть на цену единицы того или иного товара)
Проецируется на доску несколько ценников:
- Кто может объяснить, что означают записи на этих ценниках?
Колбаса докторская – 42 руб./100г
Сахар – 35 руб/ кг
Пиджак школьный – 870 руб/ шт.
Юбка школьная – 640 руб /шт.
(ожидаемый ответ: на ценниках указано, что 100 грамм докторской колбасы
стоит 42 рубля и т.д.) 2 мин.
- Откройте форзац учебника и найдите информацию «Стоимость и цена» (дети
читают вслух определение цены)
Цена-стоимость единицы товара или услуги.
- Ребята, что есть в любой задаче? (условие и требование)
- Послушайте другую задачу и сформулируйте требование.
В магазине купили 2 кг сахара по 35 рублей за 1 кг. Сколько заплатили за 2 кг
сахара?
Найдите стоимость 2кг сахара.
- То есть деньги, отданные за покупку, называются стоимостью.
- Чему равна стоимость сахара? (стоимость 2 кг сахара – 70 рублей)
№ 126 - Каждый из вас ходил в магазин что-то покупать. Сейчас мы посмотрим,
а в каких же единицах продаётся в магазине товар.
- Что можно купить в штуках? (велосипед, альбом, шарф, книга, йогурт) (1 команда)
- Пакетах? (сок, молоко) (2 команда) и т.д.
- Коробках? (конфеты, печение, крупа) 3 команда
- Упаковках? (печенье, чай, кофе) 4 команда
- Метрах? (ткань, ленты, веревка) 5 команда (1 мин)
Итак, мы узнали, что можно прийти в магазин и купить товар в различных единицах.
V.
Решение задач № 127
1.
У каждой команды есть своя рабочая папка. Попрошу командиров каждой
команды достать карточки из первого файла и раздать каждому участнику
команды по 1 карточке.
- Рассмотрите таблицу. Что указано в первом столбике? (вид товара)
- Сравните, одинаковый ли товар у каждого из вас? (нет)
- Что ещё известно в задаче? (количество товара и его стоимость)
- Сравните, одинаковые ли данные у каждого из вас? (нет)
- Какое требование в этих задачах?
Задача каждого из вас, узнать цену каждого товара и результат записать в
таблицу. Когда каждый из вас справится с этим задание, карточку передаём
капитану. Когда команда будет готова, дайте знать. (взаимопроверка)
- Предлагаю проверить. Молодцы и с этим заданием справились на отлично.
- Так что же необходимо было узнать в данных задачах? (цену товара)
- Как, зная стоимость товара и его количество, можно определить цену товара?
- Капитанов команд попрошу достать материал из второго файла. Все внимательно
рассмотрите содержимое этого файла. Что вы видите? (буквы, математические знаки)
- Предположите, с какой целью я приготовила эти карточки? (для составления
формулы) Ц = С: К
- Составьте формулу нахождения цены товара. Когда команда будет готова, дайте знать.
(учитель размещает формулу на доске)- Молодцы. И с этим заданием команды
справились успешно.
2.
№ 128
– Прочитайте задачу. О каком товаре говорится в задаче? ( о билетах)
- Какое количество товара указано в задаче? (1 билет)
- Что ещё известно в задаче? (его стоимость – 90 рублей)
- Стоимость одного билета 90 рублей, следовательно цена билета 90 рублей.
- Ребята, как найти стоимость товара, если известна цена товара и его стоимость?
- Составьте формулу нахождения стоимости товара. С = Ц * К (вывешивается на
доске)
- Капитанов команд попрошу приготовить содержимое третьего файла.
Капитаны каждой команды прочитать задачу и инструкцию, а затем
распределить обязанности в группе.
1.
Заполнить таблицу.
2.
Записать формулу.
3.
Записать решение задачи.
4.
Записать ответ задачи.
5.
Оформить задачу на листе А.
( Капитаны выходят со своей задачей и по очереди рассказывают, как они решали)
- Скажите, а почему у каждой команды получился разный результат? (разное
количество товара)
VI. Самостоятельная работа
Капитаны команд раздают ребятам содержимое следующего файла.
- Выполняйте задания самостоятельно, следуя инструкциям. (взаимопроверка)
VII. Рефлексия
- Ребята, вернёмся к заполнению листов самооценки. Оцените свои знания,
заполнив последний столбик таблицы. 2 мин.
- Ребята, какую цель мы поставили в начале урока?
- Как вы думаете, мы достигли данной цели?
- Какие качества помогли нам в достижении поставленной цели?
VIII. Домашнее задание
Составить и решить задачи на нахождении цены товара и стоимости товара.