Напоминание

Спортивный праздник "Нэлкини Эмэрэн"


Автор: Мартынова Валентина Егоровна
Должность: преподаватель физического воспитания
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 20
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), с. Хатыстыр
Наименование материала: статья
Тема: Спортивный праздник "Нэлкини Эмэрэн"
Раздел: полное образование





Назад




Традиционный эвенкийский праздник «Нэлкини Эмэрэн».

Наши предки - эвенки большое внимание уделяли физическому развитию детей.

Этнические подвижные игры и состязания являются незаменимым средством воспитания.

В каждом

возрастном периоде развития детей имеют свою психолого-

педагогическую направленность. Игры детей (с 3 до 7 лет) носит подражательный

характер, у них развиваются навыки ходьбы, бега, лазанья, метания. В этот период

воспитанием занимается мать. Она изготовляла игрушки для игр, учила детей правилам

игры с ними. С помощью игр с самодельными игрушками дети не только развивались

физически, но и познавали семейный быт.

С 7 лет происходило разделение детей на девочек и мальчиков. С девочками

занималась мать домашним хозяйством, а воспитание мальчиков переходило к отцу

семейства. У мальчиков игры становятся более разнообразными. Они играли в стрельбу

из лука, бегали, прыгали, подражая повадкам различных животных.

С 12-14 лет дети самостоятельно охотились на водоплавающую дичь, помогали

старшим в изготовлении охотничьего снаряжения, в связи с тем их игры все чаще имеют

промысловую направленность.

Родители устраивали с детьми игры и состязания, которые были нацелены на

развитие жизненно важных физических качеств, обучение двигательным навыкам и этике

поведения, а также воспитание нравственности, сплоченности, толерантности, Обычно

весной эвенки проводили родовые сборы, проводили игры и состязания по борьбе,

стрельбе из лука, прыжкам в высоту через натянутые ременные арканы. По сведениям все

игры и состязания начинались и заканчивались традиционными обрядами. Основу любой

игры составляют жизненные взгляды, народная мудрость, которые передаются из

поколения в поколение.

Эвенками

накоплен

бесценный

опыт

выживания

для

существования

в

экстремальных

климатических условиях. Особое место в нем занимает практика

национального физического воспитания и, в частности, традиционные игры и состязания.

Национальные игры эвенков были основным средством приобщения детей к будущей

трудовой деятельности - охоте, оленеводству, рыболовству, ведению домашнего очага.

В настоящее

время в жизнь эвенков внедрились современные виды спорта,

которые способствуют сохранению ритмов жизнедеятельности народа, соответствует

воспитанию жизнестойкого промысловика и оленевода. Но стоит проблема приобщения и

сохранения традиционной национальной культуры. Познавая национальные традиции,

обряды, обычаи и национальные игры ребенок становится хранителем самобытности.

Неподдельный интерес к прошлому не только расширяет круг познаний в этой области, но

и развивает с малых лет чувство ответственности.

Целью данной работы является приобщение детей к систематическим занятиям

физической культурой и спортом, через организацию национального спортивного

праздника «Нэлкини Эмэрэн», который основан на традиционных играх и состязаниях.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

Укрепление здоровья средствами физического воспитания

Развитие двигательных качеств и навыков

Воспитание потребности в ведении здорового образа жизни

Формирование знаний об играх народов Якутии

Применение

национальных

игр

в

учебно-воспитательном

процессе

позволяют

реализовать:

подготовку здоровых и устойчивых к суровым климатическим условиям людей;

систему организации и правил проведения занятий;

воспитание

подрастающего

поколения

в

соответствии

с

дидактическими

принципами.

формирование

народной

методики

физического

воспитания

и

занятий

традиционными физическими упражнениями

подготовку спортсменов высокого класса по северному многоборью

Спортивный праздник «Нэлкини эмэрэн», что в переводе с эвенкийского языка

означает встреча весны, стал одной из форм внеклассной работы

В нашей школе с 1992 года проводится спортивный праздник «НЭЛКИНИ

ЭМЭРЭН». С 2000 года к нам присоединились пять команд национальных школ Южно –

Якутских районов Республики Саха (Якутия): МБОУ СОШ № 37 – с. Угоян, МБОУ СОШ

№ 7 – с. Кутана (школы из Алданского района), Государственная экспериментальная

школа – интернат «Арктика» (г. Нерюнгри) и школа имени Василевича – с. Иенгра

(Нерюнгринский район).

Открытие праздника «Нэлкини Эмэрэн» начинается с презентаций школ и визиток

команд, концертом художественной самодеятельности, с выставками прикладного

искусства, фотомонтажа, вывешиваются рисунки и сочинения на тему: «Я и мой мир», с

обряда «очищение огнём» участников и гостей соревнований, а также с завязыванием

«салама» для удачи и здоровья. Во время спортивных состязаний спортсмены показывают

физические качества в метании «маута» (аркана), прыжках через нарты, «тыевун», борьбе

«Хапсагай»,

стрельбе

из

пневматического

оружья,

северном

тройном

прыжке,

«вертушке», таёжной эстафете и в беге на охотничьих лыжах. Также проводится конкурс

«Дэвелчэн» где участники показывают знание родного языка и знание «Би агини бэен» - в

определении следов зверей и видов шкур зверя, а также демонстрируют ловкость и

сноровку в резании стружек для разжигания костра, где закладываются основы здоровья,

развиваются физические качества, совершенствуются двигательные умения и навыки,

формируются морально-волевые качества.

Для того, чтобы эффективно использовать национальные игры в традиционном

физическом воспитании, созданы этнопедагогические условия: Первое условие -

использование национальных игр как реализация в педагогическом процессе носителей

традиционных знаний о содержании, правилах игр, передаваемых от одного поколения

другому. Традиция как бы организует связь поколений, на них держится духовно –

нравственная

жизнь

народа.

Преемственность

старших

и

младших

поколений

основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче

народ. В нашем поселке, традиционно, проводится слет оленеводов, неотъемлемой

частью, которых являются: гонки на оленьих упряжках, гонки верхом на оленях, гонки на

охотничьих лыжах, лазанье по обледеневшему столбу с доставанием унтов, борьба

(хапсагай) на снегу. В этих состязаниях активное участие принимают и школьники. Для

них специально разыгрываются призы по национальным видам спорта. Второе условие –

применение адекватной традиционной символики, атрибутики (игрушек, инвентаря,

спортивного оборудования для игр и состязаний), сопровождающих проведение игр и

соблюдение традиционных обрядов. Инвентарь для игр изготовляется детьми (нарты,

палки, макеты зверей, рисунки - следы зверей и т. д.).

Благодаря представителям старшего поколения – носителям народных традиций,

описаны и включены в программу школьного спортивного праздника «Нэлкини Эмэрэн»:

такие новые эвенкийские упражнения, которые применяются в соревнованиях по

северному многоборью:

Перетягивание палки по-эвенкийски

«Тыевун»

Установка охотничьей палатки

Разжигание костра

Три по три

Стружка лучинок

Под звуки парадного марша колонны юных спортсменов выходят на торжественную

линейку. Начинается церемония открытия праздника «Нэлкини Эмэрэн». Из каждой

команды выходят те участники, кому доверено нести спортивный флаг – синее

полотнище, на котором нарисована «девочка севера» – символ северной красоты.

Парад, подъем флага, вся торжественная обстановка способствуют нравственному

становлению участников, возмужанию, осознанию сопричастности к спортивному

движению. С приветственным словом к участникам обращаются директор школы, гости,

родители и учителя. Затем наступает самый волнующий и красочный момент открытия

игр – обряд «очищения духа». Все участники проходят через ворота. Каждого очищают

дымом подожженного багульника и желают самого крепкого здоровья, успехов в учебе,

высоких результатов в спортивных состязаниях и победы в предстоящих играх.

После обряда заводят хороводы. На этом заканчивается церемония открытия

праздника. Дается старт и состязания начинаются. Спор на играх разгорается по-

настоящему жаркий и на состязаниях царят одновременно и дух соперничества, и дружбы.

В программу праздника «Нэлкини эмэрэн» включены следующие виды:

- северное многоборье: северный тройной прыжок, бег с шестом, метание аркана, метание

топора, прыжки через нарты;

- игры единоборства: перетягивание замкнутой веревки, вертушка, тыевун, водопой. Здесь

выявляется самый сильный и ему присваивается звание «Мистер Сонинг»;

- массовые игры: перетягивание палки по-эвенкийски, установка палатки, разжигание

костра, таежная эстафета;

- культурные мероприятия: концерты, конкурсы, хороводные песни, выставки спортивных

достижений и прикладного искусства;

- виды спорта: бег

по глубокому снегу, бег на охотничьих лыжах, мас-рестлинг,

хапсагай.

Наиболее красочным украшением праздника являются таежная эстафета и конкурс

«Мистер Сонинг».

Таежная эстафета состоит из семи этапов. Состав команды: 8 юношей. У всех на

ногах эвенкийские унты – емчюра.

Эстафетная палочка – «Нээмэ»

I этап – у первого участника на спине нээмэ, выполняет метание аркана в цель (попавший

в цель бежит до следующего этапа, а не попавший бежит до стойки, оббегает, затем

продолжает свой этап – передает нээмэ)

II этап – бег на охотничьих лыжах – передача нээмэ

III этап – бег с шестом – передача нээмэ

IV этап -2 участника везут на охотничьих санках груз (мешок со льдом 50 кг) – передача

нээмэ

V этап – бег с мешком на спине, где имеется 25 кг. снега – передача нээмэ

VI этап – бег держа в руках охотничьи лыжи, затем на лыжах - передача нээмэ

VII этап – бег на спине нээмэ, рюкзак (в рюкзаке – спички, полено и охотничий нож в

ножнах) бежит до финиша и стругает с полена стружки и разжигает костёр. Здесь

участники борются за каждый метр, за каждую долю секунды. Одним словом сражаются

за победу до конца, стремясь не только к чемпионскому званию, но и к новому рекорду.

Команда-победитель определяется по сумме очков, набранных членами команды.

Она награждается переходящим кубком и специальным призом. Также принято

награждать активистов, организаторов праздника, физоргов, капитанов команд.

Такие праздники надолго запоминаются детям, потому что их тематика и

содержание способствуют не только физическому, но и всестороннему гармоничному

развитию подрастающего поколения.

В заключение хочется отметить, что в системе работы в приобщении детей к

процессу развития национальной культуры прочное место занимают уроки физического

воспитания, внеклассные тренировочные занятия и традиционные спортивные праздники.

Спортивные праздники, основанные на традициях предков привлекают детей

своим содержанием. За годы проведения «Нэлкини Эмэрэн» добились отличных

результатов следующие школьники: Константинов Николай выпускник 2009 года -

выполнил

норматив

мастера

спорта

по

северному

многоборью

(2010

год);

Авелов Артур ученик 11 класса кандидат в мастера спорта (2017 год), чемпион Игр

Манчары в беге на 3000 м (г. Вилюйск, июнь 2017 года, г Якутск, сентябрь 2017 года);

Павлова Диана ученица 9 класса - кандидат в мастера спорта (г. Вилюйск, июнь 2017 года;

г Якутск, сентябрь 2017 года).

Таким образом, внедрение в учебно-воспитательный процесс традиционных игр

народов, состязаний и национальных видов спорта способствуют повышению физической

подготовленности учеников, совершенствованию двигательных умений и навыков,

формированию здорового образа жизни.



В раздел образования