Напоминание

Методы индивидуального подхода на уроках физичкской культуры (из опыта работы)


Автор: Мурзина Марина Александровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 194
Населённый пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Методы индивидуального подхода на уроках физичкской культуры (из опыта работы)
Раздел: полное образование





Назад




Методы индивидуального подхода на уроках физической культуры учителя

физической культуры Мурзиной М.А. (из опыта работы).

Владение современными педагогическими технологиями и новыми

методиками — это составляющая методической культуры учителя. Внедрение новых

технологий в учебный процесс меняет позицию и привычные установки не только

школьника, но и самого педагога.

Важнейшее

условие

педагогической

деятельности

-

учет

индивидуальных

особенностей обучающийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в

подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии:

- дифференцированные формы и методы обучения;

- здоровьесберегающие технологии (физ. минутки, динамические паузы, беседы о ЗОЖ,

о влиянии различных упражнений на организм подростка и т.д.);

- ИКТ – технологии (onlien обучение для проектной и реферативной работы; для

обучения детей освобожденных от физической нагрузки);

- игровые технологии;

- технология тестирования;

- личностно-ориентированную технологию;

- фитнес-технологии;

- проектно-исследовательские технологии;

- технология дистанционного обучения.

Хотелось бы рассказать, как я использую некоторые из них на практике.

Личностно-ориентированный подход. Одной из возможностей осуществить этот

подход

я

вижу

в

введении

дифференцированных

форм

и

методов

обучения.

Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с

разными способностями.

Для организации учебной деятельности на уроке можно

использовать разные виды дифференциации (применение на уроке):

Фронтальная дифференциация, когда все ученики группы выполняют общее

задание (например: одни выполняют прыжки на скакалке 50 раз с вращением

вперед (со слабой физической подготовкой), вторые - 80-100 раз с вращением

вперед (имеют более высокий уровень подготовки). А третьи- прыжки с вращением

назад или с вращением с крестно, двойным вращением 70-90 раз (с более высоким

уровнем физической подготовки и желанием научиться выполнять более сложные

задания);

Групповая дифференциация, все ученики группы разделены на мини группы и

каждая из них, выполняет своё задание. Например. На уроке по теме: Волейбол

(совершенствование передач мяча сверху и снизу) дети работают в группах с

разным уровнем подготовки. Первая группа отрабатывает индивидуально прием

мяча у стены; вторая – в парах прием мяча; третья в тройках с перемещением.

Фитнес- технологии. Альтернативой для решения проблемы низкой мотивации на

уроках физкультуры могут выступать фитнес-технологии, которые вызывают большой

интерес у школьников.

Их я применяю на уроках по гимнастике, легкой атлетике в

подготовительной части выполняет вместо общеразвивающих упражнений аэробику под

музыку; упражнения под музыку с применением силовых и ударных техник (тай-бо).

Различные упражнения с медболом (тяжелым мячом) под музыку, упражнения со

скакалкой (джампинг-аэробика) я использую на уроках не только гимнастики, легкой

атлетике, но и на спортивных играх для повышения силовых показателей. Применяю

упражнения йоги, стрейчинга для развития гибкости; а в заключительной части урока

элементы йоги для релаксации (в частности дыхательную гимнастику). Использование

элементов фитнес-технологий способствует поддержанию хорошей физической формы,

повышения интереса к уроку.

Технологии

тестирования

и

дистанционного

обучения.

Результаты

исследований врачей последних лет, о также результаты общего тестирования детей

МБОУ СОШ № 194, говорят о постепенном ухудшении состояния здоровья обучающихся

за период обучения в школе. Стало больше обучающихся относиться по состоянию

здоровья к специальной медицинской, некоторые совсем имеют освобождение от

физических нагрузок. Так же есть обучающиеся, которые временно освобождены от

занятий физическими упражнениями после перенесенных заболеваний. Учащиеся,

которые освобождены от практических занятий, могут выполнять теоретические задания

по физической культуре, в том числе и творческие. Поэтому мною были разработаны

тесты по теории физической культуры по различной тематике: лыжная подготовка,

гимнастика, легкая атлетика (прыжки в высоту с разбега), волейбол, по общей физической

подготовке. С использованием инструкций по технике безопасности по данным видам

спорта, а также с использованием данных по истории возникновения, правилам

проведения соревнований, правилам игр и т.д. Эти тесты активно использовались мной и

моими коллегами при проведении дистанционного обучения во время пандемии.

Игровые технологии. Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность

повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяет усвоить большее

количество

информации,

основанной

на

примерах

конкретной

деятельности,

моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать

ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий

ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому,

осмысленному и быстрому освоению материала. Игра – это проявление желания

действовать. Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций:

обучающая,

воспитательная,

развивающая,

психотехническая,

коммуникативная,

развлекательная, релаксационная. На уроке я использую много игровых эстафет с

элементами игр, где не просто идет выполнение, а постепенное усложнение и понимание,

как их применять в игре. Например: выполняя эстафеты с ведением мяча на уроке по теме

баскетбол, я объясняю детям для чего нужно менять руку при обводке мячом предметов и

как это можно использовать в игре баскетбол. Результатом широкого применения игровых

технологий

на

уроках

физкультуры

стало

изменение

отношения

к

предмету.

Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались подвижные

игры, посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием. А так же посещают

секцию по волейболу, которую я провожу для учащихся среднего и старшего звена.

Проектно-исследовательские технологии.

Проектная технология на уроке

физическая

культура

позволяет

строить

обучения

на

активной

основе,

через

целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Составляя

проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно

влияет на содержание собственного образования. В этом случае он обучается посредством

организации собственной деятельности. Такая работа дает возможность осознать, что

уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально.

Проектная

деятельность

это

создание

проблемных

ситуаций,

активизация

познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов,

требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского

метода обучения возможна на любом материале и в любом школьном возрасте. Метод

проектов

всегда

ориентирован

на

самостоятельную

деятельность

учащихся

(индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой

работы время (от нескольких минут на уроке до нескольких недель, а иногда и месяцев).

Второй год я с ребятами выполняю проекты. Результатом наших проектов на уроке

физической культуры является выполнение презентаций, выпуск буклетов по различной

тематике, выполнение кроссвордов и т.д.



В раздел образования