Напоминание

"Развивайка"


Автор: Екатерина Вениаминовна Козлова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - ДЕТСКИЙ САД № 137" Г.ПЕРМИ
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Программа дополнительного образования для детей второй младшей группы
Тема: "Развивайка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – Детский сад № 137» г.

Принято на педагогическом совете

Протокол №1 от «31» августа 2022г.

«УТВЕРЖДАЮ»

заведующий МАДОУ

«ЦРР – детский сад №137» г. Перми

_________________/ О.А. Буслаева

Приказ №50-03-03 от 31.08.2022

Программа дополнительного образования детей

«Развивайка»

(программа ориентирована на детей II младшей группы от 3 до 4 лет)

Срок реализации 1 год

Составитель:

Козлова Екатерина Вениаминовна,

воспитатель

г. Пермь, 2022 год

Пояснительная записка

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и

формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их

форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так

далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается

познание. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте

трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для

совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений

об

окружающем

мире.

Выдающиеся

зарубежные

ученые

в

области

дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а так же

известные представители отечественной дошкольной педагогики (Е.И.

Тихеева, А.П. Усова, Н.П. Саккулина и др.) справедливо считали, что

сенсорное

воспитание,

направленное

на

обеспечение

полноценного

сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного

воспитания.

Актуальность выбора определена следующими факторами: сенсорное

развитие во все времена было и остается важным и необходимым условием

для всестороннего развития детей. Сенсорное развитие, направленное на

формирование полноценного восприятия окружающей действительности,

служит основой познания мира, первой ступенью которого является

чувственный опыт. Именно от уровня сенсорного развития детей в

значительной

степени

зависит

успешность

умственного,

физического,

эстетического воспитания ребенка. Ребенок на каждом возрастном этапе

оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой

связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего

психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем

меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Поэтому на этапе младшего дошкольного возраста ознакомление со

свойствами предметов играет определяющую роль.

Чтобы

сенсорное

развитие

проходило

полноценно,

необходимо

организовать планомерное, последовательное, целенаправленное воздействие

со стороны окружающей среды на органы чувств ребенка.

Содержанием данной программы является формирование сенсорной

культуры

ребенка

в

области

восприятия

формы,

величины,

цвета,

формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и

ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия, развитие

слухового внимания, развитие неречевого и речевого слуха. Программа

представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных

на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств

предметов: цвета, величины, формы.

Цель:

Формировать

познавательно-сенсорную

активность

детей

младшего

дошкольного возраста, через игры с математическим содержанием.

Задачи:

Образовательные:

- дать детям представления о сенсорных эталонах;

- формировать систему перцептивных (обследовательских) действий;

- формировать умения применять систему перцептивных действий и систему

сенсорных эталонов в практической и познавательной деятельности.

Развивающие:

-

развивать

и

совершенствовать

все

виды

восприятия,

обогащать

чувственный опыт детей;

- развивать мелкую моторику тактильные и кинестетические ощущения;

- развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской

деятельности

Воспитательные:

- воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения

целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от

поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению

положительного результата и т.д.);

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам

Продолжительность реализации программы.

Данная программа рассчитана на один год обучения детей 3-4лет.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 15 минут, всего 32 занятия в течение

учебного года, наполненность группы 8 – 10 детей.

Основные методы:

1. Словесные - устное изложение, беседа.

2. Наглядные - показ иллюстраций, наблюдение, показ педагогом,

работа по образцу, рассматривание.

3. Практические – игры,

показ способов действия с предметами,

дидактические упражнения, практическая работа.

Ожидаемые результаты

- Подбирает по образцу или по просьбе взрослого блоки Дьенеша основных

цветов.

- Подбирает к образцу блоки определенного цвета, но разной формы.

- Соотносит геометрические формы с их контуром.

- Подбирает, накладывая, геометрические фигуры к образцу.

-

При

выполнении дидактического

задания способен

ориентироваться

одновременно на два признака: цвет и форму (красный круг), величину и

форму (большой треугольник).

- Правильно и четко называет четыре основных цвета, оттенки цветов

( оранжевый, розовый, коричневый, серый). - Ребенок находит и может

назвать предметы по их величине: большой, маленький, средний - между

ними.

- Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый, гладкий, шершавый).

Средства реализации программы:

Демонстрационный материал: Крупные игрушки животных, комплекты

геометрических фигур, крупные

плоскостные изображения, матрешки,

прирамидка крупная.

Раздаточный материал:

Массажные мячи, грецкие орехи, фруктовые

косточки, карандаши, еловые шишки,

мелкие игрушки животных, мелкие

плоскостные изображения, карточки, наборы геометрических фигур мелкие,

счетные палочки, волшебный мешочек, «цветик –семицветик»;

Игры для развития мелкой моторики:

Шнуровальный планшет; шнурки

счетные палочки; тактильные дощечки; прищепки, блоки Дьенеша, пазлы.

Дидактические игры: «Найди предмет», «Веселые матрешки», «Соберем

бусы» и т.д

Занятия проводятся в соответствии с планированием, которое включает в

себя

формы

организации

обучения

и

решает

задачи

основной

общеобразовательной программы дошкольного образования.

Структура занятий

Используется традиционная структура занятия

организационная (вводная часть),

основная часть,

итоговая часть

В

первой

части,

кроме

мотивационного,

организационного

момента,

обязательно проводится массаж ладошек, пальчиковые игры

В

основной

части

игры,

игровые

упражнения

с

математическим

содержанием, игровые упражнения со шнуровками

3 часть – подведение итогов занятия, оценка деятельности детей

Взаимодействие с родителями:

Информировать о деятельности кружка.

Повышать уровень компетентности в вопросах речевого и художественно-

эстетического развития детей.

Содействовать сотрудничеству родителей и педагогов ДОУ

Формами подведения итогов реализации программы и контроля

деятельности являются:

Наблюдение за работой детей на занятиях;

Итоги освоения программы оцениваются по результатам диагностирования.

Диагностика проводится 2 раза – в сентябре и в мае.

Диагностические задания.

1.

Подбирает по образцу или по просьбе взрослого блоки Дьенеша

основных цветов.

2.

Подбирает к образцу блоки определенного цвета, но разной формы.

3.

Соотносит геометрические формы с их контуром.

4.

Подбирает, накладывая, геометрические фигуры к образцу.

5.

При выполнении дидактического задания способен ориентироваться

одновременно на два признака: цвет и форму (красный круг), величину

и форму (большой треугольник).

6.

Правильно и четко называет четыре основных цвета, оттенки цветов

( оранжевый, розовый, коричневый, серый).

7.

Ребенок находит и может назвать предметы по их величине: большой,

маленький, средний - между ними.

8.

Определяет

предмет

по

фактуре

(мягкий,

твердый,

гладкий,

шершавый).

Уровни освоение программы:

высокий – 2 балла; (выполнил самостоятельно)

средний – 1 балл; ( выполнил с помощью воспитателя)

низкий – 0 баллов

(не справился с заданием)

Тематический план

1 год обучения

.

Период

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Кол-во

часов

1неделя

Игрушки

1

2 неделя

Осень

1

3 неделя

Огород

1

4 неделя

Овощи

1

5 неделя

Фрукты

1

6 неделя

Ягоды

1

7 неделя

Перелетные птицы

1

8 неделя

Одежда

1

9 неделя

Обувь

1

10 неделя

Дикие животные

1

11 неделя

Домашние животные

1

12 неделя

Зимние забавы

1

13 неделя

Новый год

1

14 неделя

Профессии

1

15 неделя

Зимующие птицы

1

16 неделя

Зима

1

17 неделя

Посуда

1

18 неделя

Мебель

1

19 неделя

Военные профессии

1

20 неделя

Наша страна

1

21 неделя

Ранняя весна

1

22 неделя

Женский праздник

1

23 неделя

Домашние и дикие животные

1

24 неделя

Моя семья

1

25 неделя

Части тела

1

26 неделя

Транспорт (ПДД)

1

27 неделя

Насекомые

1

28 неделя

Весна

1

29 неделя

День Победы

1

30 неделя

Цветы

1

31 неделя

Мой город

1

32 неделя

Итоговое занятие

1

Приложение №1

Массаж ладошек

Цель: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов;

развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы;

«расковывание» руки ребенка; вызов положительных эмоций и стойкого

интереса к деятельности.

Игры и действия с предметами

Это основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры,

упражнения, направленные на развитие тактильного и слухового восприятия,

усвоение сенсорных эталонов.

Пальчиковая гимнастика и игры

Цель: снижение физической усталости и морального напряжения во время

занятия;

подведение

итогов

занятия.

Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно:

упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения,

снимают

напряжение);

двигательные

упражнения,

включающие

одновременное

выполнение

движений

разными

руками

под

любую

текстовку.

Игры со шнуровками

Цель: Развивать мелкую моторику, научить ребёнка подбирать шнурки по

цвету,

вставлять

их

в

отверстия,

протягивать.

В

процессе игры совершенствуется координация движений, гибкость кистей

рук, пространственное ориентирование, формируются понятия «вверху»,

«внизу», «справа», «слева».

Список используемой литературы.

1.

Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» / М.:

Мозаика – Синтез, 2010.

2.

Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.:

Эксмо, 2012.

3.

Альбомы «Блоки Дьенеша для самых маленьких»; «Маленькие

логики»; «Это может ваш малыш»



В раздел образования