Автор: Кержаева Галина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ "Гимназия №77"
Населённый пункт: г.Тольятти
Наименование материала: технологическая карта урока математики,4 класс
Тема: Встречное движение
Раздел: начальное образование
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Встречное движение».
Автор: Г.П.Кержаева
Основные цели:
1) формировать у учащихся умение проводить исследования значения расстояния между
движущимися объектами в заданный момент времени при встречном движении,
фиксировать результат в виде формулы;
2) тренировать умение использовать построенную формулу для решения задач на
встречное движение;
3) тренировать умение решать задачи на работу, тренировать вычислительные навыки.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез,
обобщение, аналогия, классификация.
Демонстрационный материал:
1) карточка с двустишием:
2) виды движения (Д-8, Д-9, Д-11, из урока № 23);
3) правила изображения одновременного движения (Д-13, из урока № 23);
4) вопросы, на которые можно ответить, пользуясь графическими моделями
одновременного движения (Д-5, из урока № 24);
5) опорные схемы скорости сближения при встречном движении (Д-7 из урока № 24);
6) формула движения (Д-9, из урока № 21).
7) карточка для актуализации знаний:
Задачи
Схемы
Формулы
1) Кнопочка шла по лесной
дорожке со скоростью
4 м/мин. И была в пути
3 мин. Какое расстояние
прошла она за это время?
2) Скорость Незнайки
6м/мин., а скорость
Кнопочки 4м/мин. С какой
скоростью изменяется
расстояние между ними,
если они движутся
навстречу друг другу?
1) v
1
v
2
2) v
1
v
2
3) v
1
v
2
4) v
1
5) v
1
v
2
1)
v
уд.
= v
1
+ v
2
2) s = v
t
3)
v
сбл.
= v
1
+ v
2
4)
v
уд.
= v
1
- v
2
5)
v
сбл.
= v
1
- v
2
8) формулы движения:
Удача ждет нас впереди
К желанной цели будем приближаться!
s = (v
1
+ v
2
)
t
встр
d = s – (v
1
+ v
2
)
t
9) образец выполнения задания в парах:
10) карточка с пробным заданием:
Раздаточный материал
1) планшетки.
2) карточка для этапа актуализации знаний:
Задачи
Схемы
Формулы
1) Кнопочка шла по лесной
дорожке со скоростью
4 м/мин. И была в пути
3 мин. Какое расстояние
прошла она за это время?
2) Скорость Незнайки
6м/мин., а скорость
Кнопочки 4м/мин. С какой
скоростью изменяется
расстояние между ними,
если они движутся
навстречу друг другу?
1) v
1
v
2
2) v
1
v
2
3) v
1
v
2
4) v
1
5) v
1
v
2
1)
v
уд.
= v
1
+ v
2
2) s = v
t
3)
v
сбл.
= v
1
+ v
2
4)
v
уд.
= v
1
- v
2
5)
v
сбл.
= v
1
- v
2
3) карточки с заданием для групп:
1. Изобразить движение:
4 м/мин 6 м/мин t = 3 мин
s = 50 м
d
3
= ?
0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 38 40 42 44 46 48 50
2. Заполнить таблицу:
t мин
d м
0
1
2
3
t
3. Выявить закономерность:
4. Записать формулу:
3) 27 : 3 – 5 = 4 (км/ч)
4) 27 : (4 + 5) = 3 (ч)
Незнайка и Кнопочка вышли одновременно навстречу друг другу. Сейчас
расстояние между ними 50 м. Скорость Незнайки 6м/мин., а скорость Кнопочки
4м/мин. Каким станет между ними расстояние через 3 мин?
d = s
4) карточка с самостоятельной работой:
5) эталон для самопроверки самостоятельной работы:
9 км/ч 7 км/ч t = 2 ч
?
1) 9 + 7 = 16 (км/ч) скорость сближения
2) 16
2 = 32 (км)
Ответ: расстояние между сёлами 32 км.
v
1
v
2
s
s = (v
1
+ v
2
)
t
6) таблица для этапа рефлексии:
Утверждения
Поставь знак «+» или «?»
1) Тема урока мне понятна.
2) Я достиг цели урока.
3) Я знаю, как решить задачу на встречное
движение
4) Мне необходимо поработать над…
перечисли темы для доработки
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Цель
:
1) включение учащихся в учебную деятельность – тренировать в понимании значения
уметь учиться;
2) определить содержательные рамки урока: встречное движение;
3) мотивировать к учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
На доске карточка двустишием (Д-1).
- Прочтите двустишие. Определите, чему будет посвящён сегодня урок. (На уроке будем
работать с задачами на движение, будем работать со скоростью сближения.)
- В каких задачах на движение используется скорость сближения? (В задачах на встречное
движение и в задачах вдогонку.)
- Сегодня вы продолжите работу с задачами на одновременное движение.
- С чего начинаем работу? (С повторения.)
Из двух сёл выехали одновременно навстречу друг другу трактор и повозка с сеном.
Скорость трактора 9 км/ч, а скорость повозки 7 км/ч. Чему равно расстояние между
сёлами, если встреча произошла через 2 ч после начала движения?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать знания о видах движения, скорости сближения, формуле движения;
2) тренировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и
обоснованию;
4) предъявить индивидуальное задание для пробного действия (задание по определению
расстояния между объектами при встречном движении без использования координатного
луча);
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднение в учебной
деятельности (не возможность найти расстояние между объектами при встречном
движении);
6)
организовать
анализ
полученных
ответов
и
зафиксировать
индивидуальные
затруднения в обосновании выполнения задания.
Организация учебного процесса на этапе 2:
Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6.
1) Каждому учащемуся выдаётся карточка с задачами, схемами и формулами:
Задачи
Схемы
Формулы
1) Кнопочка шла по лесной
дорожке со скоростью
4 м/мин. И была в пути
3 мин. Какое расстояние
прошла она за это время?
2) Скорость Незнайки
6м/мин., а скорость
Кнопочки 4м/мин. С какой
скоростью изменяется
расстояние между ними,
если они движутся
навстречу друг другу?
1) v
1
v
2
2) v
1
v
2
3) v
1
v
2
4) v
1
5) v
1
v
2
1)
v
уд.
= v
1
+ v
2
2) s = v
t
3)
v
сбл.
= v
1
+ v
2
4)
v
уд.
= v
1
- v
2
5)
v
сбл.
= v
1
- v
2
- Соедините задачу со схемой, которая описывает условие данной задачи и с формулой,
которая используется при ответе на вопрос задачи, ответ обоснуйте. (Первой задачи
соответствует схема 4 и формула 2, т.к. в задаче движется один объект и надо найти
расстояние, которое пройдёт объект с заданной скоростью за заданное время; второй
задаче соответствует первая схема и третья формула, т.к. в задаче два объекта, которые
движутся навстречу.)
2) - Решите задачи. (1) 4
3 = 12 (м); 2) 6 + 4 = 10 (м/мин).)
Учащиеся
работают
на
планшетках
и
показывают
результаты
учителю.
При
необходимости проводится коррекция ошибок.
- Что вы сейчас повторили? (Формулу движения, скорость сближения при встречном
движении.)
- Какой следующий шаг вы можете сделать? (Мы можем рассмотреть задание с
затруднением.)
- А зачем? (Выполняя, это задание мы поймём, чего мы не знаем, что нового сегодня
будет на уроке.)
3) На доске текст задачи:
Незнайка и Кнопочка вышли одновременно навстречу друг другу. Сейчас
расстояние между ними 50 м. Скорость Незнайки 6м/мин., а скорость Кнопочки
4м/мин. Каким станет между ними расстояние через 3 мин?
- Выберите схему, которая подходит для этой задачи? (Схема 1, т.к. в условии говорится о
встречном движении двух объектов.)
- Запишите номер формулы, которая поможет ответить на вопрос задачи.
Все выполняют задание самостоятельно на планшетках.
- У кого нет ответа? (…)
- Сформулируйте своё затруднение. (Мы не смогли найти нужную формулу для решения
задачи.)
- Какие результаты вы получили? (…)
Если есть ответы, они записываются на доске.
- Вы можете обосновать выбор формулы? (…)
- Что вы можете сказать о выполнении пробного задания? (Мы не смогли записать
формулу, которая может быть использована при ответе на вопрос задачи, мы не можем
обосновать свой выбор.))
- Что вы будете делать? (Надо остановиться и подумать, почему мы не смогли выполнить
задание.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1) организовать восстановление выполненных операций и фиксацию (вербальную и
знаковую) места – шага, операции, где возникло затруднение;
2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым способом (алгоритмом,
понятием и т.д.) и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней
речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых
недостаёт для решения исходной задачи такого класса или типа.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Что вам необходимо было сделать? (Надо было определить, какую из представленных
формул можно использовать для ответа на вопрос задачи.)
- Формулу чего вы должны были записать? (Формулу для нахождения, каким будет
расстояние между объектами через определённое время, если объекты движутся
навстречу.)
- Почему возникло затруднение? (У нас нет такой формулы, по которой можно найти,
каким станет расстояние через заданное время при встречном движении.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта
будущих
учебных действий:
1. уточнение цели проекта (построить формулу для нахождения расстояния при встречном
движении);
2. уточнить тему урока;
3. определение средств (алгоритмы, модели, учебник и т.д.);
4. построение плана достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Поставьте перед собой цель. (Построить формулу для нахождения расстояния при
встречном движении.)
- Сформулируйте тему урока. (Задачи на встречное движение.)
Этап 4
Тема фиксируется на доске.
- Что вы можете использовать для достижения цели? (Изображение движения, таблица,
формула движения, формула нахождения скорости сближения.)
- По какому плану вы будете действовать? (1. Изобразить движение на координатном
луче. 2. Заполнить таблицу. 3. Выявить закономерность. 4. Записать формулу.)
5. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного
проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: формулы нахождения
расстояния при встречном движении;
2) создать условия для построения формулы для нахождения расстояния при встречном
движении, зафиксировать в речи, графической и знаковой форме (с помощью эталона,
опорной схемы), сформировать умение использовать открытые знания на практике;
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Дальше работу можно организовать в группах. Каждой группе раздаётся задание (Р-3).
Каждая группа выполняет задание самостоятельно, время работы 5 минут. Одна из групп
представляет результат своей работы, остальные дополняют, уточняют.
Результат работы групп:
1. Изобразить движение:
4 м/мин 6 м/мин t = 3 мин
s = 50 м
d
3
= ?
0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 38 40 42 44 46 48 50
2. Заполнить таблицу:
t мин
d м
0
50
1
50 – (4 + 6)
1 = 40
2
50 – (4 + 6)
2 = 30
3
50 – (4 + 6)
3 = 20
t
50 – (4 + 6)
t
3. Выявить закономерность:
Расстояние уменьшается на расстояние, которое проходят вместе объекты за указанное
время.
4. Записать формулу, заменив первоначальное расстояние буквой s, скорости объектов v
1
и
v
2,
расстояние, которое будет между ними d, а время t
d = s – (v
1
+ v
2
)
t
Если группы затрудняются выполнить задание, можно организовать подводящий диалог.
- Какое расстояние было между объектами в самом начале? (50 м.)
- Какова скорость сближения? (v
сбл.
= 4 + 6 (м/мин).)
- Что показывает скорость сближения? (Она показывает, что Кнопочка и Незнайка за
каждый час сближаются на 10 м.)
- Как узнать, каким стало расстояние между ними через 1 мин? (Надо из 50 м вычесть 10
м, получится 40 м.)
- Что будет происходить дальше? (Они сблизятся ещё на 10 м, потом ещё на 10 м.)
- Как определить расстояние через 2 мин, 3 мин? (Надо из 50 м вычесть 10 умноженное на
2, 10 умноженное на 3.)
- Запишите, каким будет расстояние между ними через t мин. (50 – (4 + 6)
t = 50 – 10
t.)
Следующие вопросы задаются при любой форме работы.
- Что произойдёт через 5 мин? (Кнопочка и Незнайка встретятся.)
- Как это вычислить по формуле, не используя построение? (Расстояние в момент встречи
равно 0, значит, t
вст.
= 50 : (4 + 6).)
- Запишите, чему будет равно первоначальное расстояние (50 м), используя эту формулу.
(50 = (4 + 6)
t
вст.
)
- Запишите формулы нахождения первоначального расстояния и расстояния через
заданное время в общем виде.
Результат работы фиксируется в виде эталонов:
- Как можно прочитать эти формулы? (Чтобы найти расстояние между двумя объектами в
определённое время, надо из первоначального расстояния вычесть скорость сближения,
умноженную на время. Первоначальное расстояние равно скорости сближения,
умноженное на время до встречи.)
- Вы построили способ, который позволяет справиться с затруднением? (Да.)
- Какие задачи вы теперь сможете решать? (Задачи на встречное движение.).
- Что вы дальше должны сделать? (Потренироваться решать задачи.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
зафиксировать новый способ действий во внешней речи, тренироваться в применении,
новых правил при выполнении задания.
Организация учебного процесса на этапе 6:
№
2,
стр.
90
Один учащийся выполняет задание на доске остальные в тетрадях.
В задаче говорится о встречном движении, первоначальное расстояние равно 600 км,
скорости поездов 70 км/ч и 80 км/ч, время в пути 3 ч, чтобы найти, каким будет между
ними расстояние через 3 ч надо воспользоваться формулой для нахождения расстояния
через заданное время: d = s – (v
1
+ v
2
)
t.
d
3
= 600 – (70 + 80)
3
1) 70 + 80 = 150 (км/ч) – скорость сближения
2) 150
3 = 450 (км) – пройденное расстояние за 3 ч
3) 600 – 450 = 150 (км)
Чтобы найти через сколько встретятся поезда надо всё расстояние разделить на скорость
сближения.
4) 600 : 150 = 4 (ч)
Ответ: через три часа расстояние между поездами будет 150 км, встреча произойдёт через
4 ч.
№
4 (1, 2),
стр.
90 (только решить задачи)
.
Задание можно выполнить устно, с комментарием.
1) Чтобы найти первоначально расстояние надо скорость сближения умножить на время:
(4 + 5)
3 = 27 (км)
2) Чтобы найти скорость второго объекта надо найти скорость сближения : 27 : 3 = 9 (ч).
Из скорости сближения вычесть скорость первого объекта: 9 – 4 = 5 (км/ч).
d = s – (v
1
+ v
2
)
t
s = (v
1
+ v
2
)
t
встр.
№
4 (3, 4),
стр.
90 (только решить задачи)
.
Задание выполняется в парах, решение записывается в тетрадях, по окончании работы
учащиеся проверяют работы по образцу (Д-9). При проверке комментируются решения
задач.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новые понятия;
2)
организовать
самооценку
детьми
правильность
выполнения
задания
(при
необходимости – коррекцию возможных ошибок).
Организация учебного процесса на этапе 7:
- Вы готовы поработать самостоятельно и проверить знания, которые вы сегодня
открыли? (…)
Учащимся предлагается карточка с задачей для самостоятельной работы (Р-4). Текст
может быть представлен на доске или презентации.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу, по окончании которой проверяют себя по
эталону для самопроверки Р-5. Эталон можно продемонстрировать на доске.
Проверка проводится фронтально, во внешней речи.
- Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при
помощи знаков «+» или «?».
- Что вы использовали при выполнении задания? (Схему, формулу.)
- Кто допустил ошибки при выполнении задания? (…)
- В чем причина?
- У кого все верно?
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
тренировать умение решать задачи на движение
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Какие задачи решаются по формуле произведения? (Задачи на движение, на работу, на
нахождение площади, на стоимость.)
- Я предлагаю вспомнить, как решаются задачи на работу.
№
6,
стр.
91
Задача решается одним учеником у доски, остальные учащиеся работают в тетрадях.
Для решения задачи используем формулу работы: A = v
t.
Чтобы ответить на вопрос задачи надо найти, с какой скоростью работают оба мастера
вместе.
1) 18 + 25 = 43 (д.) – скорость работы обоих мастеров
Чтобы найти время работы надо всю работу разделить на скорость.
2) 1720 : 43 = 40 (ч)
3) 40 : 8 = 5 (д.)
Ответ: всю работу выполнят за 40 ч или 5 дней.
- На какую задачу похожа эта задача? (Эта задача похожа на задачу на движение
навстречу.)
- Придумайте задачу на движение с этими же данными. (…)
- Как вы думаете, а почему они похожи? (Величины в этих задачах связаны между собой
формулой произведения.)
- Какие ошибки вы часто допускаете при выполнении разных заданий? (Вычислительные
ошибки.)
- Я вам предлагаю сейчас выполнить №
10,
стр.
92.
Этот номер можно предложить выполнить в группах, проверку провести фронтально.
а) При вычитании десятков допущена ошибка, не учтено, что один десяток заняли для
вычитания единиц, ошибка при вычитании единиц тысяч, не правильно записана цифра
единиц миллионов.
4 0 0 1 0 5 3
8 3 2 9 7 4
3 1 6 8 0 7 9
б) Не сдвинуто на два разряда влево, не списан 0 в конце.
5 0 3 8 0
7 0 0 9__
4 5 3 4 2
3 5 2 6 6_______
3 5 3 1 1 3 4 2 0
в) Неправильно определено число цифр в частном.
5 9 0 7 3 0 0 9 7
5 8 2__ 6 0 9 0 0
8 7 3
8 7 3
0
г) При выделении целой части из неправильной дроби её не прибавили к уже имеющей
целой части.
д) При выделении целой части в уменьшаемом неправильно записана дробная часть
смешанного числа.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения
требований, известных учащимся;
3) оценить собственную деятельность на уроке;
4) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления
будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Что нового вы открыли сегодня на уроке. (Мы узнали, как найти расстояние при
движении навстречу.)
- Вы приблизились к желаемой цели?
- Что вам помогло выйти из затруднения? (…)
- Кто хорошо разобрался в теме урока?
- Проанализируйте свою деятельность, используя таблицу (Р-6).
Домашнее задание:
Т
эталоны;
-
+
-
-
ð
придумайте и решите
задачу на встречное движение;
№ 5, стр. 90;
J
№ 14, стр. 92.