Напоминание

"Природоохранная и эколого-просветительская деятельность в дошкольном учреждении"


Автор: Карпенкова Ольга Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР "Дюймовочка"-детский сад №28"
Населённый пункт: г. Железногорск
Наименование материала: Творческий отчет
Тема: "Природоохранная и эколого-просветительская деятельность в дошкольном учреждении"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Природоохранительная и эколого-просветительская деятельность в дошкольном

учреждении.

Карпенкова О.С. Творческий отчет о природоохранной и эколого-просветительской

деятельности со своими воспитанниками в муниципальном дошкольном

образовательном учреждении “Центре Развития Ребенка «Дюймовочка» города

Железногорска.

В правовых документах, определяющих государственную политику в сфере образования,

обозначены такие приоритетные задачи: воспитание патриотизма, формирование

целостного гармоничного мировоззрения личности, переход к ноосферному мышлению.

Важнейшей задачей экологического образования является воспитание экологически

культурной личности, осознающей последствия своих действий и наделённой чувством

ответственности за своё поведение перед природой, современниками и потомками.

Экологическая компетентность не ограничивается приобретением багажа теоретических

познаний об окружающей природной среде или осознания необходимости бережного

отношения к природе. В основу современной модели экологического воспитания заложен

аспект осознанной природоохранной деятельности, смысл которой в том, чтобы

сформировать у ребёнка навыки личностных, познавательных, социальных, управляющих,

контролирующих и других универсальных действий.

Воспитание любви к природе, ее животному и растительному миру осуществляется в

нашем дошкольном учреждении постоянно. Формы работы: игра, познавательно-

исследовательская деятельность, творческая активность, но мой поиск направлен на

новые способы руководства экологическим воспитанием. Дошкольники восторгаются при

виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку дерева, раздавить

бегущего по тропинке муравья. Как же научить их беречь и охранять природу?

Для реализации деятельности с дошкольниками, способствующей формированию у моих

воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия был разработан проект

«Эколята-дошколята». Это инновационный инструмент экологического воспитания и

образования дошкольников. При его реализации особо обращала внимание на создание

условий для обогащения экологических представлений; развитие умений действовать в

природе, соблюдая правила; поддержку эмоциональной отзывчивости к объектам

природы, чтобы у воспитанников формировалось желание созидать, а не разрушать.

Занятие «Эколята - защитники природы», темой которого стало "Посвящение в эколята»

оставило восторженное впечатление в детских умах. Дети познакомились со сказочными

героями-Эколятами, узнали об особенностях Умницы, Шалуна, Тихони и Елочки.

Обсудили проблемы экологии и сохранения природы, прослушали торжественный «Гимн

эколят», прочитали стихи, приняли решение вступить в ряды защитников природы,

произнеся «Клятву эколят». Сами герои и их забота о природе оставили положительные

эмоции у детей и желание сохранять и беречь природу!

В течение всего учебного года эколята участвовали в мероприятиях экологической

направленности:

Выставки рисунков и поделок «В мире животных», «Сохраним родную природу»,

«Осенний калейдоскоп!», «Мастерская эколят» (изготовление кормушек для птиц).

Выставкам работ предшествует большая подготовительная деятельность. Ребята изучают

многообразие животного и растительного мира, осознают неповторимость и уникальность

природы. Всё это они вместе с родителями воплощают в своих работах, помогая

оформлять фотозоны («Осень», «Зима»).

выставки в формате фотосушки: «Красота в объективе», «По страницам Железногорья»;

коллекции: «Оттиски», «Гербарий своими руками».

Совместно с родителями и специалистами дошкольной организации реализованы

проекты: «Экологическая тропа» (ребята охотно участвуют в акциях «Лес победы»,

«Цветник своими руками», ухаживают и наблюдают за посевами на огороде,

лекарственной грядкой);

“Огород на окне»;

«Волшебная глина».

У детей повысился уровень экологической воспитанности, расширились представления об

окружающем мире, у большинства отмечается высокий уровень осознанно-правильного

отношения к живому. Дети не только имеют знания в области экологии, но и применяют

их на практике, с удовольствием и теплотой ухаживают за растениями и животными.

Впереди еще много интересных мероприятий в которых ребята примут участие.

Отмечается активность педагогов в расширении границ при взаимодействии с

социальными партнерами (Экскурсии на станцию Юных натуралистов, школу

художественных промыслов Артель, участие в проекте «Важные мелочи» - экологический

благотворительный проект по сбору пластиковых крышек.)

Взаимосвязанная работа коллектива, положительная мотивация воспитателей к

педагогической деятельности поднимают социальный статус учреждения в глазах

родителей и общественности.

Итак, проведя анализ психолого-педагогической и методической литературы, можно

сделать следующие выводы:

1) формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего

возраста;

2) ведущими методами воспитания гуманного отношения к людям и природе у детей

младшего возраста являются пример взрослых и организация педагогических ситуаций, в

которых ребенок упражняется в положительном поведении;

3) в дошкольном возрасте происходит постепенное осознание ребенком нравственных

ценностей;

4) при систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения

дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как

нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как

качественная ее характеристика;

5) в дошкольном возрасте закладываются основы взаимодействия с природой, при

помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

6) отношение к природе поддается формированию: у дошкольников отношение не носит

обобщенный характер -- это отношение к тем конкретным объектам и явлениям, которые

входят в пространство их жизнедеятельности;

7) личностное (субъективное) отношение к природе у ребенка появляется на основе

интереса к явлениям, объектам, событиям, процессам и происшествиям, с которыми

знакомит его воспитатель, т.е. на основе знаний;

8) формирование отношения и его проявление всегда связаны с деятельностью --

трудовой, игровой, изобразительной, конструктивной, деятельностью наблюдения;

9) первоосновой возникновения у ребенка отношения к природе служит

непосредственный контакт с самой природой, пребывание в ней. его визуальное или

практическое взаимодействие с живыми существами;

10) отношение к объектам и явлениям природы у дошкольника появляется только на

основе эмоций -- чувственные впечатления рождают личностные переживания, которые и

преобразуются в отношение;

11) формирование отношения к природе, появление у ребенка эмоционального интереса к

ней сопряжено с поиском специальных педагогических приемов (как отдельных, так и

комплекса), вызывающих у него личностные переживания;

12) отношение к природе может носить разные оттенки -- бережное, заботливое,

познавательное, эстетическое, ответственное, осознанно-правильное, экономно-бережное

и др., характер формируемого отношения зависит от педагогической цели и технологии ее

достижения.

Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний

и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание

взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку

правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-

положительного отношения к природе.

Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных

знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими

действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к

природе.

Особое внимание при работе с детьми этого возраста следует уделять воспитанию

бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные

правила поведения при взаимодействии с природой.



В раздел образования