Автор: Карпенкова Ольга Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР "Дюймовочка"-детский сад №28"
Населённый пункт: г. Железногорск
Наименование материала: Творческий отчет
Тема: "Природоохранная и эколого-просветительская деятельность в дошкольном учреждении"
Раздел: дошкольное образование
Природоохранительная и эколого-просветительская деятельность в дошкольном
учреждении.
Карпенкова О.С. Творческий отчет о природоохранной и эколого-просветительской
деятельности со своими воспитанниками в муниципальном дошкольном
образовательном учреждении “Центре Развития Ребенка «Дюймовочка» города
Железногорска.
В правовых документах, определяющих государственную политику в сфере образования,
обозначены такие приоритетные задачи: воспитание патриотизма, формирование
целостного гармоничного мировоззрения личности, переход к ноосферному мышлению.
Важнейшей задачей экологического образования является воспитание экологически
культурной личности, осознающей последствия своих действий и наделённой чувством
ответственности за своё поведение перед природой, современниками и потомками.
Экологическая компетентность не ограничивается приобретением багажа теоретических
познаний об окружающей природной среде или осознания необходимости бережного
отношения к природе. В основу современной модели экологического воспитания заложен
аспект осознанной природоохранной деятельности, смысл которой в том, чтобы
сформировать у ребёнка навыки личностных, познавательных, социальных, управляющих,
контролирующих и других универсальных действий.
Воспитание любви к природе, ее животному и растительному миру осуществляется в
нашем дошкольном учреждении постоянно. Формы работы: игра, познавательно-
исследовательская деятельность, творческая активность, но мой поиск направлен на
новые способы руководства экологическим воспитанием. Дошкольники восторгаются при
виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку дерева, раздавить
бегущего по тропинке муравья. Как же научить их беречь и охранять природу?
Для реализации деятельности с дошкольниками, способствующей формированию у моих
воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия был разработан проект
«Эколята-дошколята». Это инновационный инструмент экологического воспитания и
образования дошкольников. При его реализации особо обращала внимание на создание
условий для обогащения экологических представлений; развитие умений действовать в
природе, соблюдая правила; поддержку эмоциональной отзывчивости к объектам
природы, чтобы у воспитанников формировалось желание созидать, а не разрушать.
Занятие «Эколята - защитники природы», темой которого стало "Посвящение в эколята»
оставило восторженное впечатление в детских умах. Дети познакомились со сказочными
героями-Эколятами, узнали об особенностях Умницы, Шалуна, Тихони и Елочки.
Обсудили проблемы экологии и сохранения природы, прослушали торжественный «Гимн
эколят», прочитали стихи, приняли решение вступить в ряды защитников природы,
произнеся «Клятву эколят». Сами герои и их забота о природе оставили положительные
эмоции у детей и желание сохранять и беречь природу!
В течение всего учебного года эколята участвовали в мероприятиях экологической
направленности:
Выставки рисунков и поделок «В мире животных», «Сохраним родную природу»,
«Осенний калейдоскоп!», «Мастерская эколят» (изготовление кормушек для птиц).
Выставкам работ предшествует большая подготовительная деятельность. Ребята изучают
многообразие животного и растительного мира, осознают неповторимость и уникальность
природы. Всё это они вместе с родителями воплощают в своих работах, помогая
оформлять фотозоны («Осень», «Зима»).
выставки в формате фотосушки: «Красота в объективе», «По страницам Железногорья»;
коллекции: «Оттиски», «Гербарий своими руками».
Совместно с родителями и специалистами дошкольной организации реализованы
проекты: «Экологическая тропа» (ребята охотно участвуют в акциях «Лес победы»,
«Цветник своими руками», ухаживают и наблюдают за посевами на огороде,
лекарственной грядкой);
“Огород на окне»;
«Волшебная глина».
У детей повысился уровень экологической воспитанности, расширились представления об
окружающем мире, у большинства отмечается высокий уровень осознанно-правильного
отношения к живому. Дети не только имеют знания в области экологии, но и применяют
их на практике, с удовольствием и теплотой ухаживают за растениями и животными.
Впереди еще много интересных мероприятий в которых ребята примут участие.
Отмечается активность педагогов в расширении границ при взаимодействии с
социальными партнерами (Экскурсии на станцию Юных натуралистов, школу
художественных промыслов Артель, участие в проекте «Важные мелочи» - экологический
благотворительный проект по сбору пластиковых крышек.)
Взаимосвязанная работа коллектива, положительная мотивация воспитателей к
педагогической деятельности поднимают социальный статус учреждения в глазах
родителей и общественности.
Итак, проведя анализ психолого-педагогической и методической литературы, можно
сделать следующие выводы:
1) формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего
возраста;
2) ведущими методами воспитания гуманного отношения к людям и природе у детей
младшего возраста являются пример взрослых и организация педагогических ситуаций, в
которых ребенок упражняется в положительном поведении;
3) в дошкольном возрасте происходит постепенное осознание ребенком нравственных
ценностей;
4) при систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения
дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как
нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как
качественная ее характеристика;
5) в дошкольном возрасте закладываются основы взаимодействия с природой, при
помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
6) отношение к природе поддается формированию: у дошкольников отношение не носит
обобщенный характер -- это отношение к тем конкретным объектам и явлениям, которые
входят в пространство их жизнедеятельности;
7) личностное (субъективное) отношение к природе у ребенка появляется на основе
интереса к явлениям, объектам, событиям, процессам и происшествиям, с которыми
знакомит его воспитатель, т.е. на основе знаний;
8) формирование отношения и его проявление всегда связаны с деятельностью --
трудовой, игровой, изобразительной, конструктивной, деятельностью наблюдения;
9) первоосновой возникновения у ребенка отношения к природе служит
непосредственный контакт с самой природой, пребывание в ней. его визуальное или
практическое взаимодействие с живыми существами;
10) отношение к объектам и явлениям природы у дошкольника появляется только на
основе эмоций -- чувственные впечатления рождают личностные переживания, которые и
преобразуются в отношение;
11) формирование отношения к природе, появление у ребенка эмоционального интереса к
ней сопряжено с поиском специальных педагогических приемов (как отдельных, так и
комплекса), вызывающих у него личностные переживания;
12) отношение к природе может носить разные оттенки -- бережное, заботливое,
познавательное, эстетическое, ответственное, осознанно-правильное, экономно-бережное
и др., характер формируемого отношения зависит от педагогической цели и технологии ее
достижения.
Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний
и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание
взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку
правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-
положительного отношения к природе.
Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных
знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими
действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к
природе.
Особое внимание при работе с детьми этого возраста следует уделять воспитанию
бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные
правила поведения при взаимодействии с природой.