Напоминание

Программа дополнительного образования " Юный дизайнер"


Автор: Борцова Валентина Ивановна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Населённый пункт: город Боровичи,Новгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа дополнительного образования " Юный дизайнер"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

Утверждено

педагогическим советом

МОУ СОШ № 1

от «31» августа 2019 года

протокол № 1

Директор МОУ СОШ № 1

__________ Н.В. Вигелина

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Юный дизайнер».

Возраст детей – 14-17 лет

Срок реализации программы – 2 года.

Составитель: Борцова Валентина Ивановна

педагог дополнительного образования

г. Боровичи

Новгородской области

2019 год

Пояснительная записка

В связи с развитием дизайнерского направления в системе дополнительного об-

разования и популяризацией искусства дизайна назрела необходимость в новой програм-

ме, направленной на повышение детского творчества различных направлений, дизайнер-

ского искусства, дать возможность учащимся творческого самовыражения, способство-

вать нравственному и художественно эстетическому воспитанию подрастающего поколе-

ния.

Образовательная программа дополнительного образования «Юный дизайнер» мо-

дифицированная, разработана на основе программы «Мой уютный дом» Н.А. Захаровой ,

программы «Я модница» Л.Н. Корневой ,«Моя профессия – дизайнер одежды» Н.А.Заха-

ровой.

Цель: развитие художественно – проектировочной деятельности учащихся в области ди-

зайна.

Задачи:

раскрыть творческие способности учащихся, формируя у них художественную и об-

щетрудовую культуру;

побудить к художественно-творческой активности и практической деятельно-

сти, направленной на реализацию социальных и общественно значимых идей;

предложить один из вариантов выбора пути самореализации в обществе, позна-

комив со спецификой работы дизайнера, мастера по художественной обработке ма-

териалов.

Программа курса рассчитана на 72 часа в год (2 часа в неделю). Программа включает

2 раздела:1-Дизайн помещения , 2-Дизайн костюма, Дизайнер одежды . «Содержание поз-

воляет познакомить школьников с основами дизайна жилых помещений, стилевыми

направлениями в интерьерах и закономерностями их декоративного оформления; вы-

полнить ряд практических работ и творческий проект.

Включение учащихся в активную практическую и творческую деятельность способ-

ствует формированию дизайнерского мышления, помогает овладеть образным языком де-

коративно-прикладного искусства, а также способствует пониманию того, что результат

творчества — продукт, имеющий функцию товара или работы, отвечающий как функцио-

нальным, так и эстетическим требованиям.

Программа обеспечена дидактическими и методическими материалами - упражнениями,

заданиями, инструкционными картами, наглядными пособиями. В основе учебной дея-

тельности - активные методы и личностно-деятельный подход.

Учащимся в качестве самостоятельной работы предлагается подготовить:

информацию по теме «Цвет и его воздействие на человека»; иллюстративный ма-

териал «Стилевые направления в современных интерьерах»;

творческие работы «Калейдоскоп идей для интерьера дома» (сборник идей по вы-

полнению практических работ), «Абажур своими руками».

Требования к уровню усвоения, программы учащиеся должны знать:

основные законы композиции и композиционные средства формирования интерье-

ра;

исторические эпохи и стилевые направления в интерьерах;

требования к освещению интерьера;

элементы декоративного оформления и композиционно-эстетические требования к

ним (правила домашней галереи и тканевого дизайна, использование текстиля,

оформление окон и предметов «мягкого» дизайна);

способы изготовления изделий в лоскутной технике (ручные, машинные, кол-

лажи);

способы совмещения техник: лоскут - вышивка, лоскут - аппликация, лоскут - бисе-

роплетение, лоскут - вязание (кружевоплетение);

основы учебного проектирования.

Учащиеся должны уметь:

грамотно анализировать композиционное решение интерьера;

ориентироваться в многообразии стилевых направлений;

разрабатывать проектируемую идею с учётом закономерностей формирования

интерьера и требований потребителя;

изготавливать элементы предметной среды интерьера, используя полученные

знания и умения с учетом особенностей интерьера;

публично представлять проектируемые изделия.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I Раздел « Дизайн интерьера».

Тема 1. Интерьер и особенности его формирования

Теоретические сведения

Факторы, влияющие на создание интерьера. Композиция в интерьере: свойства - фор-

ма, величина, положение в пространстве, массивность и пространственность, фактура,

освещённость и затемнённость, цвет; средства - контраст и нюанс, тождество, симметрия

и асимметрия, динамика и статика, замкнутость и открытость.

Практическая работа

Выполнение упражнения: «Дизайн-анализ визуальных образов. Композиция интерье-

ра».

Задание для самостоятельного исследования: «Цвет и его воздействие на человека».

Тема 2. Стилевые направления в интерьере

Теоретические сведения

Исторические эпохи и стилевые направления в интерьерах.

Характеристика стилей - готика, ренессанс, барокко, ампир, классицизм, модерн, кантри,

хай-тек.

Практическая работа (групповая)

Исследование «Стилевые направления в интерьерах»:

Характеристика архитектурного стиля.

Анализ визуальных образов «Стилевые направления в современных интерьерах ».

Выводы и обобщения. Составление таблицы: «Стилевые направления в современ-

ных интерьерах».

Домашнее задание: подготовить иллюстративный материал по теме «Стилевые

направления в современных интерьерах ».

Тема 3. Домашняя галерея

Теоретические сведения

Жанры на стенах и особенности их размещения в различных помещениях (пейзажи,

натюрморты, графика, постеры, вышитые картины, иконы); выбор рам и паспарту, пра-

вила домашней галереи (технология развешивания, расположение картины на стене, груп-

пирование картин, зрительные иллюзии и уход за картинами).

Практическая работа

Оформление картины (фото).

Тема 4. Освещение в интерьере

Теоретические сведения

Освещенность помещения (понятие о видах освещения, требования к уровню осве-

щенности во всех помещениях квартиры), дизайн светильника и зрительные иллюзии,

роль цвета и его воздействие на человека. Естественное освещение. Оформление окон.

Шторы, портьеры, гардины, занавеси, ламбрекены и способы их изготовления.

Практическая работа

Оформление окна.

Тема 5. Текстиль в интерьере. Декоративное оформление интерьера

Теоретические сведения

Текстиль в интерьере, его роль, историческое развитие и использование. Современная

мода и тенденции. Правила тканевого дизайна (фактура и состав, рисунок и иллюзии, тка-

ни и цветы). Декоративное оформление интерьера: подушки, скатерти, салфетки, шторы,

занавески, картины, панно, пледы, покрывала.

Практическая работа

Выполнение упражнения «Получение новых визуальных образов ».

Тема 6. Способы изготовления изделий в лоскутной технике

Теоретические сведения

Способы изготовления: «Соты», «Колодец», «Шахматка», «Алмаз», «Абстракция ». Прак-

тическая работа

Выполнение визуальных образов. Упражнение «Способы выполнения лоскутной техни-

ки: «Соты», «Колодец», «Шах-матка», «Алмаз», «Абстракция».

Тема 7. Совмещение техник с другими видами прикладного искусства. Лоскут — ап-

пликация

Теоретические сведения

Соединение техник: лоскут - вышивка, лоскут — бисер, лоскут - вязание,

Практическая работа

Выполнение упражнений: «Лоскут — аппликация», «Лоскут - вышивка», «Лоскут -

бисер», «Лоскут - вязание (кружевоплетение)».

Тема 8. Проект «Идеи для моего уютного дома»

Практическая работа

Разработка проекта «Идеи для моего уютного дома». Анализ интерьера, выработка

требований, разработка и выбор наиболее оригинальной, экономичной идеи.

Тема 9. Изготовление изделия

Практическая работа

Изготовление проектируемого изделия,

Тема 10. Представление и защита проектов

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программа обеспечена дидактическими и методическими материалами - упражнениями,

заданиями, инструкционными картами, наглядными пособиями. В основе учебной дея-

тельности - активные методы и личностно-деятельный подход.

Учащимся в качестве самостоятельной работы предлагается подготовить:

информацию по теме «Цвет и его воздействие на человека»; иллюстративный ма-

териал «Стилевые направления в современных интерьерах»;

творческие работы «Калейдоскоп идей для интерьера дома» (сборник идей по вы-

полнению практических работ), «Абажур своими руками».

Упражнение к теме «Интерьер и особенности его формирования »

Название: «Дизайн-анализ визуальных образов. Композиция

в интерьере».

Продолжительность: 30 минут.

Выполняется: индивидуально.

Цель упражнения: научиться решать дизайнерские задачи.

Полезная информация:

Композиция жилого интерьера — это гармоничное взаимодействие всех его элементов,

выражающих в художественно-образной форме его содержание, соответствующее функ-

циональным и эстетическим потребностям людей.

Выразительность композиции и её элементов зависит от свойств:

форма, которая может быть линейной, плоскостной, объёмной или же, если гово-

рить и о её геометрической принадлежности, в виде цилиндра, шара, конуса и т.д.;

величина — свойство, характеризуемое высотой, шириной, глубиной и их соотно-

шениями между собой;

положение в пространстве: по отношению к осям координат — горизонтальное,

вертикальное, фронтальное; к зрителю - ближе, дальше, выше, ниже, правее, ле-

вее;

массивность и пространственность — степень заполнения массой: при максималь-

ном заполнении имеем дело с массивной формой, при минимальном - с про-

странственной формой;

фактура- характеристика поверхности, которая может быть рельефной или же

гладкой, полированной, зеркальной;

освещённость или затемнённость — свойство, зависящее от условий освещения;

цвет — свойство, характеризуемое цветовым тоном (хроматические и ахромати-

ческие тона), насыщенностью (степень яркости цвета) и светлотой.

Выразительность

композиции

достигается

использованием

ряда

композиционных

приёмов:

Контраст - это сопоставление сильно различающихся состояний какого-либо свой-

ства (большого с малым, вертикального с горизонтальным, плоского с объёмным, гладко-

го с рельефным и т.п.).

Нюанс - это сопоставление близких свойств (большого с чуть большим, плоского с

чуть выпуклым и т. п.).

Симметрия - это тождество частей, одна из которых располагается относительно

оси симметрии как зеркальное отражение другой. При асимметрии тождество частей и их

зеркальное расположение не соблюдаются, однако может быть достигнуто их зрительное

равновесие.

Этапы работы:

1.

Установите зависимость функции помещения и его оформления, анализируя

предложенный фрагмент интерьера.

2.

Определите, какие композиционные приёмы и средства используют дизайнеры.

3.

Результаты анализа отразите на схеме опоре, постарайтесь увидеть закономерности

дизайнерских решений.

4.

Свои выводы представьте классу.

Упражнение по теме «Стилевые направления

в интерьере»

Название: «Стилевые направления в интерьерах»

Продолжительность: 15 минут.

Выполняется: индивидуально.

Цель упражнения: научиться определять характерные черты и элементы различных

стилей в интерьере.

Полезная информация:

Стиль — это совокупность черт, близость выразительных художественных средств и

приемов, обуславливающих собой единство какого-либо творчества. Каждая историче-

ская эпоха характеризуется соответствующими ей стилями. Они являются источниками

творчества для современных дизайнеров.

Этапы работы:

1.

Проанализируйте предложенный вам вариант современного интерьера жилого

помещения и установите, какие стилевые направления использованы дизайнером в

его разработке.

2.

Свой вывод подтвердите выделением характерных особенностей стиля: преобла-

дающие и модные цвета, линии и формы, элементы интерьера, конструкции окон, две-

рей и мебели.

3.

Результаты анализа представьте классу в течение 3—5 минут.

Упражнение к теме «Домашняя галерея»

Название: «Картина в интерьере».

Продолжительность: 20 минут. Выполняется: в

группах (индивидуально).

Необходимые материалы: фрагменты интерьера, бумага, карандаши, ручки.

Цель упражнения: развитие способности понимать замыслы дизайнеров, научиться

вырабатывать дизайн идеи.

Этапы работы:

Рассмотрите предложенный фрагмент интерьера и выделите составляющие его эле-

менты. Установите зависимость функции помещения и его оформления (в частно-

сти, картин).

1.

Определите, какие приёмы и средства композиции использованы дизайнерами.

2.

Результаты анализа отразите на схеме-опоре условными

обозначениями. Постарайтесь увидеть закономерности

дизайнерских решений. Запишите ваши выводы.

Схема-опора.

Цветовая

гамма

Форма,

размеры

Тема

сюжета

Соответствие тематики

Соответствие цветовой

картины и помещения

гаммы картины и помещения

Упражнение к теме «Освещение в интерьере»

Название: «Оформление окна»

Продолжительность: 70 минут.

Выполняется: в парах.

Необходимые материалы: картон, ткань, ножницы, булавки,

швейная машина, утюг.

Цель упражнения: научиться изготовлению занавесей, штор

и ламбрекенов.

Полезная информация:

Выбор ткани для интерьера — сложная задача. Важно учитывать расположение окон от-

носительно сторон света, этажность дома, форму и размеры помещения и окна, цвет

пола и стен, психологическое восприятие интерьерного ансамбля и т.д. По мнению

большого числа известных дизайнеров, оформление окон - то главное, от чего все

остальное выстраивается и логически сообразовывается вокруг. В зависимости от назна-

чения различают: гардины, шторы и жалюзи для окон, портьеры для дверных проемов.

Этапы работы:

1.

Изобразите схему окна на куске картона и определите его размеры для дальнейше-

го правильного расчета ткани.

2.

Выработайте «условия» дизайнерского решения: функция помещения, стиль, цве-

товая гамма интерьера, его ориентация, размеры окон и т.д.

3.

Сделайте эскиз оформления окна.

4.

Подготовьте необходимую ткань, выполните раскрой и пошив изделий.

5.

Представьте свою работу классу с обоснованием дизайнерского решения.

Упражнение к теме «Текстиль в интерьере.

Декоративное оформление интерьера»

Название: «Получение новых визуальных образов»

Продолжительность: 30 минут.

Выполняется: индивидуально.

Цель упражнения: находить новые визуальные образы.

Полезная информация:

Обновление интерьера чаще всего происходит за счет введения в пространство но-

вых предметов декора. Они должны внести новизну, оригинальность, но вместе с тем,

органично войти в существующую предметную среду, обеспечив композиционную це-

Картина в

помещен

ии

Цветовая

гамма

Функцио

нальное

назначен

ие

Размеры

лостность интерьера.

Этапы работы:

1)

Найдите новые образы декора для уголка гостиной, представленной на рисунке-

схеме.

2)

Выберите цветовую гамму интерьера, при этом следует учесть ориентацию поме-

щения (восток, запад, север, юг).

3)

Обдумайте варианты зрительных образов, которые вы хотите ввести в интерьер.

Сделайте эскизы на небольших кусочках бумаги и разместите их на пред-

ложенной схеме. Интересные образы могут быть найдены с помощью картинок-

вырезок. Вы можете использовать подобный прием в своей работе. Можно экс-

периментировать, используя оба способа поиска новых идей обновления инте-

рьера.

4)

Проанализируйте свои идеи и выберите наиболее интересный и приемлемый вари-

ант обновления интерьера.

Упражнение к теме «Способы изготовления изделий в лоскутной технике»

Название: «Способы выполнения лоскутной техники «Соты», «Колодец», «Шахматка»,

«Алмаз», «Абстракция».

Продолжительность: 60 минут.

Выполняется: индивидуально.

Необходимые материалы: цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, ткань, нитки, бу-

лавки, швейная машина, утюг.

Цель упражнения: научиться использовать различные способы лоскутной техники.

Полезная информация:

Лоскутная техника — разноцветная мозаика из ткани.

Этапы работы:

1.

Постройте схемы из цветной бумаги, подбирая элементы по цветовому сочетанию.

2.

Выполните образцы из ткани в соответствии с технологическими картами, выбранной

техникой.

3.

Оформите выполненные образцы в тетради.

Упражнение к теме «Совмещение лоскутных техник

с другими видами декоративно-прикладного искусства»

Название: «Лоскут - аппликация»

Продолжительность: 40 минут.

Выполняется: в группе.

Необходимые материалы: ткань, нитки, иглы, булавки,

Цель: научиться способам соединения деталей в тканевой аппликации.

Полезная информация:

Аппликация - один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства.

По способу соединения материалов различают клеевую и тканевую аппликацию. В ткане-

вой аппликации используют два вида швов: ручные (гладьевые стежки, петельный

шов,

тамбурный шов) и машинные (строчка прямая, строчка зигзаг).

Последовательность выполнения аппликационных работ:

1)

Перевести рисунок на фоновую плоскость (использовать старую копировальную бу-

магу, так как перевод должен быть малозаметным).

2)

Элементы перевести на лоскутки так, чтобы совпадали направления долевой нити на

фоне ткани и детали.

3)

Выкроить детали с припуском на обработку (в случае использования

клеевых

прокладочных материалов - без припуска).

4)

Разложить детали на основе, закрепить булавками, проверить правильность компо-

зиции.

5)

Приметать детали швом «вперед иголку», начиная от центра и с мелких деталей.

6)

Нитки лучше использовать в тон, чтобы их можно было оставить в изделии.

7)

Детали пришить любыми швами (ручными, машинными). Для ручных швов лучше

использовать синтетические нитки для рукоделия: ирис, шерсть (в зависимости от вида

ткани). Можно детали чуть приклеить клеем «ПВА», а затем пришить.

8)

Оформить край изделия тесьмой, рамкой, окантовочным швом или другим способом.

Если какие-то детали прорисованы фломастером, то их нужно проутюжить - закрепить

цвет.

Этапы работы:

1)

Вами сделан эскиз композиции пробного изделия в технике тканевой аппликации и

подобраны необходимые материалы и инструменты. Обсудите с членами вашей груп-

пы, какие интересные зрительные образы найдены вами. Постарайтесь дать друг другу

полезные советы по улучшению композиционных решений.

2)

Обдумайте, какие швы лучше использовать для закрепления тех или иных деталей. По-

пробуйте на данном изделии использовать разные виды швов.

3)

Изготовьте образец.

Выполняя работу,

придерживайтесь предложенной выше

инструкции.

1)

Оформите выполненный образец в тетради.

Ролевая игра «Оценка качества готового швейного изделия»

Продолжительность 40 минут.

Выполняется — в группах, фронтально.

Необходимые материалы — готовые швейные изделия.

Цель: научиться выполнять контроль качества швейных изделий.

Этапы работы:

1.

Разбейтесь на группы по 2-3 человека.

2.

Определите, какая группа будет выступать в роли художников-модельеров,

конструкторов, технологов, экологов.

3.

Проанализируйте с точки зрения специалистов готовые швейные изделия и оцени-

те их в баллах. Данные запишите в таблице.

I группа художников-модельеров выполняет общий осмотр готового изделия на фигу-

ре и устанавливает следующее:

Показатели качества готового изделия

Рекомендуемое

количество

баллов

Номер

модели

Комментарии

1

2

3

- Соответствие изделия назначению

- Соответствие изделия образу потреби-

теля

- Современность силуэтной формы и мо-

дели

- Соответствие ткани и отделки фасону и

назначению изделия

- Гармоничность цветовых сочетании ма-

териалов

4

7

5

2

2

Итого

20

II группа конструкторов (эгрономистов) проверяет

качество конструкции и опреде-

ляет следующее:

Показатели качества готового изде-

лия

Рекомендуемое

количество

баллов

Номер

модели

Комментарии

1

2

3

- Правильность посадки изделий на фи-

гуре

- Удобство конструкции при эксплуата-

ции изделия

7

3

Итого

10

III группа технологов проверяет качество технологической обработки и опреде

-

ляет следующее:

Показатели качества готового изде-

лия

Рекомендуемое

количество бал-

лов

Номер

модели

Комментарии

1

2

3

- Качество строчек, ровность краев дета-

лей

- Симметричность парных деталей

2

2

2

- Направление и совпадение рисунка

- Качество ВТО

- Правильность выбора способа обра-

ботки

2

2

Итого

10

IV группа экологов определяет экологичность изде

лий:

Показатели качества готового изде-

лия

Рекомендуемое

количество бал-

лов

Номер

модели

Комментарии

1

2

3

- Экологическая чистота используемых

материалов

- Способы утилизации

- Безопасность для здоровья человека

4

2

4

Итого

20

4.

Выберите наиболее качественные изделия. Представьте модели классу и про-

комментируйте их.

II Раздел «Дизайн костюма и дизайнер одежды».

Тема 1. Понятие «дизайн». Дизайн костюма и дизайнер одежды. Профессии моды и под-

готовка специалистов Теоретические сведения Понятие «дизайн», обоснование различных

определений

дизайна. Понятия «дизайн костюма» и «дизайнер одежды». Профессии моды и их характери -

стики: дизайнер-модельер, художник-модельер, инженер-технолог, стилист, байер, мер-чен-

дайзер и другие. Учебные заведения, обеспечивающие подготовку специалистов в области

моды. Требования к будущему специалисту.

Практическая работа

Интеллектуальная игра «Что такое дизайн?» (анализ различных определений дизайна и

обоснованный выбор наиболее близкого себе понятия). Деловая игра «Я - дизайнер одежды»

(составление схемы творческой деятельности дизайнера на основе разыгрывания ситуации

«дизайнер — заказчик»). Самостоятельная работа: исследование «Короли моды» (о творчестве

известных дизайнеров).

Тема 2. Костюм, его формирование и развитие. Моделирование формы одежды

Теоретические сведения. Необходимые знания дизайнера костюма о композиции, моде, стилях,

силуэтах, форме и цвете, историческом формировании моды и стилей. Закономерности разви-

тия моды 20 века и тенденции современной моды. Практическая работа

Работа в группах: «Композиция костюма - это...» (анализ визуальных образов, обоснование

понятий: стиль, силуэт, композиция, образ); «Закономерности развития моды» (формирование

таблицы и выводов на основе анализа журналов мод 60-х, 70-х, 80-х, 90-х годов 20 века).

Самостоятельная работа: исследования «Из истории костюма», «Тенденции современной

моды».

Тема 8. Тенденции моды (мода сезона). Костюм — внешность — фигура

Теоретические сведения

Тенденции современной моды (экостиль, деним, русти-кальность, эклектика, роль аксессуа-

ров), значение учета внешности и фигуры в формировании костюма. Особенности, типология

женских фигур и рекомендации специалистов (конструктивные линии, цвет, зрительные иллю-

зии). Практическая работа в группах

Выполнение упражнений по «подбору» модного костюма с учетом особенностей фигуры (типы

фигур: «песочные часы», прямоугольная, треугольник, перевернутый треугольник), эски-зирова-

ние моделей.

Тема 4. Творческое моделирование «От идеи до модели». Источники творчества при модели-

ровании современного костюма. Эскизная разработка костюма

Теоретические сведения

Творческое моделирование и его понятие, источники творчества форм современного ко-

стюма (архитектура, исторический и национальный костюмы, музыка, природа, поиск красоты

форм, линий и материалов, др.) Принципы творческой переработки образного источника в

модный костюм. Эскизная разработка костюма (определение темы модели, накопление инфор-

мационного материала, создание эскизов). Понятия: фор-эскиз, художественный эскиз, рабо-

чий эскиз.

Практическая работа

Формирование схемы «Источники творчества форм современного костюма», «Эскизная раз-

работка костюма» на основе информационного материала. Выполнение упражнений «Эскизная

разработка костюма» (выполнение фор-эскиза, художественного и рабочего эскизов).

Тема 5. Моделирование одежды и способы формообразования. Техническое моделирование

(перемещение вытачек)

Теоретические сведения

Моделирование одежды и способы формообразования: от целого лоскута ткани, прямой крой,

криволинейный крой, посредством разверток. Метод наколки. Техническое моделирование, его

понятие и приемы. Перемещение нагрудной вытачки.

Практическая работа

Выполнение упражнения по использованию приема перемещения нагрудной вытачки для

создания новых моделей.

Тема 6. Корректировка выкроек. Техническое моделирование и декоративные линии

Теоретические сведения

Силуэтные и декоративные линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные, лекальные).

Образование рельефов, кокеток, подрезов, драпировок. Моделирование посредством параллель-

ного и радиального разведения выкройки основы.

Практическая работа

Выполнение упражнений по использованию данных приемов (3—4 по выбору).

Тема 7. Художественное оформление одежды

Теоретические сведения

Художественное оформление одежды. Понятия о декоре, взаимодействии стиля и декора.

Приемы декорирования одежды различного назначения.

Практическая работа в группах

Выполнение дизайнерской мини-разработки по одной конструктивной основе под девизом:

«Все дело в отделке» и создание серии моделей.

Тема 8. Дизайнерская разработка. Объемное макетирование (профессиональная проба). За-

чет

Теоретические сведения

Дизайнерская разработка - путь от идеи до модели. Объемное макетирование - способ

представления модели костюма. Требования к создаваемой модели.

Практическая работа

«Мозговой штурм» - составление требований к модели костюма. Дизайнерская разработка и

создание макета модели костюма. Представление и обоснование дизайнерской идеи.

Тема 9. Успех дизайнерской разработки и его составляющие

Теоретические сведения

Профессиограмма «Дизайнер костюма». Анализ выполнения профессионально-технологи-

ческих проб. Составляющие профессионального успеха и творчества: знания, умения, личные

возможности и способности, целеустремленность, крут людей, заинтересованных в твоей

творческой работе, умение оценить свою работу, а также творческие работы других.

Практическая работа в группах

Профессиограмма «Дизайнер костюма». Анализ выполненных творческих работ. Выра-

ботка требований успешности: «Чтобы добиться успеха, надо...»

Учащийся должен знать: классификацию швейного оборудования; технические характе-

ристики швейных машин; технологические свойства тканей и их влияние при изготов-

лении одежды; терминологию швейных и утюжильных работ; последовательность выпол-

нения ручных и машинных швов; методы обработки отдельных узлов женской легкой оде-

жды, критерии к качеству готовых швейных изделий, содержание труда профессии швеи.

Учащийся должен уметь: правильно организовывать рабочее место; соблюдать правила

техники безопасности; пользоваться оборудованием и инструментами; устранять мелкие

неполадки; изготавливать образцы отдельных узлов одежды; определять качество, осуще-

ствлять самоконтроль при изготовлении изделия.

Практические работы. Упражнения по выполнению строчек на машине «Brazer» и др.;

распознавание вида ткани, пошивочных свойств и области применения; выполнение ВТО

на различных тканях; выполнение образцов технологических узлов из ткани: карман с от-

резным бочком, двойная кокетка, планка, оборка, втачной воротник, рукав.

Учащийся, должен знать: правила техники безопасности при выполнении ручных и ма-

шинных работ, свойства текстильных материалов, принципы работы и назначение швейного

оборудования, современные технологии обработки швейных изделий, основные этапы выпол-

нения проекта.

Учащийся должен уметь: пользоваться лекалами базовых конструкций; выполнять эле-

менты моделирования; пользоваться инструментами и приспособлениями; устранять мелкие

неполадки; выполнять все виды работ по изготовлению женской легкой одежды; осуще-

ствлять самоконтроль при изготовлении изделий; соблюдать правила техники безопасности.

Практические работы: изготовление швейного изделия в соответствии с технологиче-

ской картой.

В качестве итогового занятия учащимся предлагается принять участие в игре «Оценка ка-

чества готового швейного изделия» (см. приложение к модулю 4 на с. 126).

Упражнение «Пропорции и цвет в одежде»

Продолжительность - 40 минут. Выполняется - индивидуально.

Необходимые материалы — бумага, цветные карандаши, трафареты, журналы, калька. Цель

упражнения:

Научиться представлению идей по разработке моделей

одежды с помощью трафарета фигуры.

Расширить знания о гармонии цвета и контрасте, их ро

ли в композиции костюма.

Этапы работы:

1. Используя трафареты человеческой фигуры, нарисуйте эскизы трех моделей в соответ-

ствии с заданными пропорциями (рис. 1):

Рис. 1

2. Раскрасьте эскизы моделей в следующих тонах:

Теплых

Холодных

Контрастных

Упражнение «Художественное проектирование швейных изделий на нестан-

дартную фигуру»

Продолжительность - 30 минут.

Выполняется - индивидуально.

Необходимые материалы - бумага, карандаш, журналы мод. Цель упражнения: научиться

проектировать швейные изделия на нестандартную фигуру, используя законы зрительных ил-

люзий.

Этапы работы:

1.

Внимательно изучи предлагаемые варианты фигур де

вушки-подростка (рис.2).

2.

Сделай анализ фигуры (на выбор) и определи ее де

фекты.

3.

Разработай для нее эскизы моделей выпускного бально

го платья. При проектировании используй законы зрительных

иллюзий, чтобы скрыть дефекты фигуры.

Рис. 2

Упражнение «Художественное проектирование швейных изделий ио задан-

ным требованиям»

Продолжительность - 20-30 минут. Выполняется - в группах.

Необходимые материалы - бумага, карандаш, журналы мод. Цель упражнения: научиться

проектировать швейные изделия в соответствии с заданными требованиями.

Этапы работы:

1. Разработайте эскизы моделей школьной формы для девочек, которая должна соответство-

вать следующим требованиям:

а) Изделие должно быть достаточного объема.

б) Конструкция должна быть типовой, обеспечивать хо

рошую посадку на фигуре.

в) Конструкция рукава должна позволять поднять руку.

г)

Расположение карманов должно быть удобным для

входа руки.

д) Необходимо наличие удобной застежки.

ж) С целью продления срока использования формы необ-

ходимы съемные детали (воротник, манжеты).

з) Изделие должно «дышать», то есть быть гигроскопичным.

2. Обсудите в группе выполненные эскизы и выберите лучшие из них. Свои мысли запи-

шите рядом с эскизом в виде коротких комментариев.

Упражнение «Дизайн-анализ швейных изделий»

Продолжительность - 20-30 минут. Выполняется - индивидуально, в группах. Необходимые

материалы — бумага, карандаш, трафарет фигуры.

Цель упражнения: научиться выполнять дизайн-анализ швейных изделий.

Этапы работы:

1.

Внимательно рассмотрите эскиз модели.

2.

Обсудите в группах, сделайте анализ модели, опираясь

на следующую схему:

а) ассортимент

0

вид модели

0

назначение модели

рекомендуемый возраст

б) внешнее описание

° силуэт

0

описание отдельных частей изделия (подробно, вплоть

до застежки)

0

пропорциональный анализ (ширина юбки и рост)

0

линии, преобладающие в модели

0

влияние цвета на конструкцию модели

0

характеристика отделки (дополняет или подчи-

няется

модели)

0

эмоции, которые вызывает модель

в) рекомендации

° рекомендуемые размеры

рекомендуемые ткани для данной модели

0

вид производства (массовое или индивидуальное), для которого рекомендуется данная

модель тип фигуры, рекомендуемый для данной модели

3.

Сделайте эскиз модели на листе и самостоятельно за

пишите результаты обсуждений и свои мысли в виде простых

комментариев рядом с эскизом.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Месяц

Теоретические занятии

Часы

Практические занятия

Часы

Средства обу-

чения

Воспитательная работа

Раздел I: Дизайн интерьера

СЕНТЯБРЬ

Тема 1: Интерьер и особенности его формирования.

Вводное занятие.

Факторы, влияющие на создание интерьера.

Композиция в интерьере.

1

Выполнение упражнения: «Ди-

зайн-анализ визуальных образов.

Композиция интерьера».

1

Тема 2: Стилевые направления в интерьере

Исторические эпохи и стилевые направления

в интерьерах. Характеристика стилей.

1

Исследование «Стилевые направ-

ления в интерьерах»

1

Тема 3: Домашняя галерея

Жанры на стенах и особенности их размеще-

ния в различных помещениях, выбор рам и

паспарту, правила домашней галереи

1

Оформление картины (фото).

1

ОКТЯБРЬ

Тема 4: Освещение в интерьере.

Освещенность помещения, дизайн светильни-

ка и зрительные иллюзии, роль цвета и его

воздействие на человека. Естественное осве-

щение. Оформление окон. Шторы, портьеры,

гардины, занавеси, ламбрекены и способы их

изготовления.

1

Оформление окна.

1

Тема 5: Текстиль в интерьере. Декоративное оформление интерьера

Текстиль в интерьере, его роль, историческое

развитие и использование. Современная мода

и тенденции. Правила тканевого дизайна. Де-

коративное оформление интерьера: подушки,

скатерти, салфетки, шторы, занавески, карти-

ны, панно, пледы, покрывала.

1

Выполнение упражнения «Полу-

чение новых визуальных образов

».

1

Тема 6: Способы изготовления изделий в лоскутной технике.

Способы изготовления: «Соты», «Колодец»,

«Шахматка», «Алмаз», «Абстракция ».

2

Выполнение визуальных образов.

Упражнение «Способы выполне-

ния лоскутной техники: «Соты»,

«Колодец», «Шах-матка», «Ал-

маз», «Абстракция».

2

НОЯБРЬ

Тема 7: Совмещение лоскутных техник с другими видами декоративно-прикладного искусства. Лоскут – аппликация.

Соединение техник: лоскут - вышивка, лоскут

— бисер, лоскут – вязание.

2

Выполнение упражнений: «Лоскут

— аппликация», «Лоскут - вышив-

ка», «Лоскут - бисер», «Лоскут -

вязание (кружевоплетение)».

2

Тема 8: Проект «Идеи для моего уютного дома».

Разработка проекта. Анализ инте-

рьера, выработка требований, раз-

работка и выбор наиболее ориги-

нальной, экономичной идеи.

2

Тема 9: Изготовление изделия.

Изготовление проектируемого из-

делия

2

ДЕКАБРЬ

Тема 10: Представление и защита проектов.

Представление и защита проектов.

1

Раздел II: Понятие «дизайн». Дизайн костюма и дизайнер одежды. Профессии моды и подготовка специалистов.

Тема 1: Понятие «дизайн».

Понятие «дизайн» обоснование различных

определений дизайна.

1

Интеллектуальная игра «Что такое

дизайн?». Деловая игра «Я ди-

зайнер одежды».

1

Тема 2: Костюм, его формирование и развитие. Моделирование формы одежды.

Необходимые знания дизайнера костюма о

композиции, моде, стилях, силуэтах, форме и

цвете, историческом формировании моды и

стилей. Закономерности развития моды XX

века и тенденции современной моды.

1

«Композиция костюма – это….».

«Закономерности развития моды».

1

Тема 3: Тенденции моды. Костюм – внешность – фигура.

Тенденции современной моды.

1

Выполнение упражнений по «под-

бору» модного костюма с учетом

особенностей фигуры.

1

Тема 4: Творческое моделирование «от идеи до модели». Источники творчества при моделировании современного костюма. Эскизная разработка костюма.

Творческое моделирование и его понятие.

1

Эскизная разработка костюма.

1

Тема 5: Моделирование одежды и способы формообразования. Техническое моделирование.

Выполнение упражнения по ис-

пользованию приема перемещения

нагрудной вытачки для создания

новых моделей.

1

Я

Тема 6: Корректировка выкроек. Техническое моделирование и декоративные линии.

НВАРЬ

Силуэтные и декоративные линии. Образова-

ние рельефов, кокеток, подрезов, драпировок.

Моделирование посредством параллельного

и радиального разведения выкройки.

1

Выполнение упражнений.

1

Тема 7: Художественное оформление одежды.

Художественное оформление одежды. Поня-

тие о декоре, взаимодействии стиля и декора.

Приемы декорирования одежды различного

назначения.

1

Выполнение дизайнерской мини-

разработки по одной конструктив-

ной основе под девизом: «Все

дело в отделке» и создание серии

моделей.

1

Тема 8: Дизайнерская разработка. Объемное макетирование.

Понятие «объемное макетирование».

1

Разработка требований к модели

будущего костюма, создание мо-

дели костюма, обоснование и

представление дизайнерской идеи.

1

Тема 9: Мода уходит – стиль остается.

Модные тенденции года

1

Изучение женской фигуры

1

ФЕВРАЛЬ

Тема 10: Композиция костюма.

Композиция костюма и ее средства: силуэт,

пропорции, свет.

1

Работа с журналами мод

1

Композиция костюма и ее средства: ритм, ли-

нии, зрительные иллюзии.

1

Работа с журналами мод

1

Тема 11: Урок – упражнение: «Проектирование швейных изделий»

Проектирование швейных изделий

1

Упражнения в проектировании

швейных изделий

1

МАРТ

Тема 12: Краткая формулировка задач. Направления исследовательской деятельности.

Поисковый этап проекта

1

Кратка формулировка задач. Ис-

следовательская работа

1

Тема 13: Анализ исследовательской деятельности. Составление дизайн – требований. Выработка идей.

Анализ исследовательской деятельности.

1

Разработка идей

1

Тема 14: Выбор лучшей идеи. Анализ выполненной работы.

Анализ выполненной работы.

1

Тема 15: Защита проектов. Художественный свет.

Защита проектов.

1

Тема 16: Конструирование швейного изделия.

Понятие «Конструирование швейного изде-

лия». Требования, предъявляемые к конструк-

ции. Методы конструирования одежды.

1

Эскизы моделей одежды. Чертежи

конструкций легкого женского

платья.

1

Тема 17: Выбор базовой конструкции женского легкого платья.

Прибавки и припуски при конструировании

одежды.

1

Упражнение «Выбор конструкции

женского легкого платья».

1

А

Тема 18: Правила и приемы технического моделирования.

ПРЕЛЬ

Правила и приемы технического моделирова-

ния.

2

Применение приемов техническо-

го моделирования.

2

Тема 19: Технология обработки отдельных деталей и узлов женской одежды.

Технология обработки горловины.

2

Обработка горловины

2

МАЙ

Технология обработки проймы.

2

Обработка проймы.

1

Тема 20: Сведения о швейном производстве. Оборудование швейных предприятий.

Общие сведения о швейном производстве.

1

Простейший ремонт швейных ма-

шин.

1

Тема 21: Швейные материалы при изготовлении одежды.

Виды швейных материалов.

1

Использование декоративных ма-

териалов в изготовлении одежды.

1

Тема 22: Профессия - дизайнер.

Итоговое занятие.

Посещение театра «Имидж от

Анастасии»

1

Всего часов

32

40

Список литературы

1.

Волчек Н. М. Лоскутное шитье: Швейная мастерская дома. Мн.: Современный литера-

тор, 1999.

2.

Грожан Д. В. Практикум начинающего дизайнера. Интерьерные подробности. Ростов

н/Д: Феникс, 2005. (Это модно)

3.

Нешумова Б. В., Щедрина Е. Д. Художественное проектирование. М.: Просвещение,

1979.

4.

Сухарев М. И. Дизайн и интерьер помещений. М.: Махаон, 2004.

5.

Веришиникова Е.Г. Занятия в школе дизайна. Издательство « Учитель», 2010г.

6.

Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды Из-во « Москва» 1974г.

7.

Карачевцева Л, Д. «Технология. 5-9 классы: дополнительные и занимательные материа-

лы. – Волгоград: Учитель, 2009.

8.

Нессонова О. А. «Организация проектной деятельности»-Волгоград: Учитель, 2009.

9.

Павлова О.В. Текстильный дизайн интерьера. Из-во: « Учитель» 2008 год.

10.София Ханус Как научиться шить. Из-во « Ватра» 1984г.

11.

Бердник Т. О. Основы художественного проектирования

одежды и эскизной графики. Ростов н/Д: Феникс, 2001.

12.

Горина Г. С. Моделирование формы одежды. М.: Легкая

пищевая промышленность, 1982.

13. Жак Л, Техника кроя. М.Д978.

14. Иттен И. Искусство цвета. М.: Д. Аронов, 2000.

15.

Козлов В. Н. Художественное оформление текстильных

изделий. М.,1981.

16. Сорина Е. А., Сорина Н. А. Презентация внешности или

фигура в одежде и без. М.: ГНОМ-Пресс, 1998.

Александрова Г. Н. 100 моделей женских юбок. Минск:

, Полымя, 1993.

17.

Ваш гардероб - стиль - имидж / Сост. И. Демидова.

Минск: Миринда, 2000.

18.

Иванова М. И. Работа с тканью. Минск: Народная асвета.

1977,

19.

Черемных А. И. Основы художественного конструирова

ния женской одежды. М.: Легкая индустрия, 1977.

20.

Шершнева Л. П. Конструирование женских платьев. М:

Леспромбытиздат, 1991.

21.

Юдина Е. Н. Для тех, кто шьет. Л.: Лениздат, 1985.

22.

Твой стиль. М.: Внешсигма, 1999.



В раздел образования