Напоминание

«Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»


Автор: Наталья Сергеевна Ермолко
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МДОАУ №11 "Тополёк"
Населённый пункт: Краснодарский край, г. Новокубанск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация

«Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей

старшего дошкольного возраста»

Современному обществу характерна агрессивность, которой оно заражает свое молодое

поколение. Опасность состоит в том, что у нового поколения агрессивность может стать

врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму.

Агрессивность достаточно стабильна во времени и велика вероятность того, что агрессия

в детстве может перейти в стойкое асоциальное или антисоциальное поведение.

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение»,

«приступ». Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее

нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам

нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный

ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт: отрицательные

переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и др.

Качественная

характеристика

агрессии

подразделяет

ее

на

три

шкалы

акта

агрессии: физическая - вербальная, активная – пассивная и прямая – косвенная,

которые также делятся на 8 различных категорий. По своей интенсивности агрессия

делится на несколько уровней, именуемых как субнормальная, нормальная, умеренно

защитная, гипертрофированная и брутальная агрессия. Во взаимоотношениях

агрессора

и

жертвы

выделяют наступательную,

защитную,

спровоцированную,

неспровоцированную,

побудительную,

санкционированную

агрессию, а

также вызванную раздражителем.

Проявление агрессии в дошкольном возрасте варьируется в зависимости от реакции

родителей и воспитателей: в случае нетерпимости к проявлениям открытой агрессии,

могут формироваться символические формы агрессивного поведения (нытье, фырканье,

упрямство, непослушание и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной

агрессии).

Виды агрессивности у ребенка

Многообразие проявлений агрессивного поведения можно сгруппировать на виды:

Агрессивность физическая с использованием предметов, направленная на другого

(сверстника, взрослого, на животных).

Агрессивность словесная (вербальная) без или в сочетании с физической с

элементами садизма, направленная на другого.

Агрессивность в виде угроз физического, морального насилия.

Агрессивность физическая или вербальная, скрытая или открытая, направленная

или выражающаяся через (на) предмет, направленная на взрослого, на себя, на

животных.

Сочетание агрессивности с другими расстройствами поведения.

Повышенная

агрессивность детей

выступает

как устойчивое

качество

личности.

Многолетние исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве,

остаётся устойчивой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Гнев

перерастает в нарушение при постоянном, агрессивном поведении родителей, которым

подражает ребёнок; проявлении нелюбви к малышу, из-за чего у малыша формируется

враждебность к окружающему миру в виде длительных и частых негативных эмоций.

Существует множество причин, провоцирующих агрессивность детей:

1.

«Семейные» причины:

неприятие детей родителями;

безразличие, или враждебность со стороны родителей;

разрушение эмоциональных связей в семье;

неуважение к личности ребенка;

чрезмерный контроль, или полное отсутствие его;

избыток, или недостаток внимания со стороны родителей;

запрет на физическую активность;

отказ в праве на личную свободу.

2.

«Личные причины»:

подсознательное ожидание опасности;

неуверенность в собственной безопасности;

личный отрицательный опыт;

эмоциональная нестабильность;

недовольство собой;

повышенная раздражительность;

чувство вины;

плохое самочувствие, переутомление;

влияние продуктов питания;

влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха;

темперамент.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно

выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный

уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку. Но

главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику.

Другой ребёнок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие,

которое надо устранить. Агрессивный ребёнок имеет предвзятое мнение о том, что

поступками окружающих руководит враждебность, он приписывает другим негативные

намерения и пренебрежение к себе. Всех агрессивных детей объединяет одно общее

свойство - невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать их чувства.

Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей. Во-первых, боязнь быть

травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Во-

вторых, пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх

порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его

взрослых.

Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного

отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают нужные

вещи. Иногда агрессивность и разрушительность совпадают, и тогда ребенок швыряет

игрушки в других детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано

потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями.

Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети

склонны к так называемой вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за

которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или

отыграться за собственные обиды. Иногда дети ругаются совершенно невинно, не

понимая значения слов. В других случаях ребенок, не понимая смысла бранного слова,

использует его, желая огорчить взрослых или досадить кому-либо. Бывает и так, что брань

является средством выражения эмоций в неожиданных неприятных ситуациях: ребенок

упал, расшибся, его поддразнили или задели.

Безусловно, любое общество погибло бы, если бы люди не умели сдерживать свои

эмоции. Но следует помнить, что нормальный ребенок учится самоконтролю постепенно,

по мере своего развития. Он раскрывает свои собственные задатки, укрепляется в

характере и опирается на опыт отношений с родителями. Чтобы негативные чувства

ребенка благополучно трансформировались с возрастом, необходимо своевременно

отреагировать на излишнюю агрессивность.

В книге Лютовой Е.К., Мониной Г.Б. «Шпаргалка для взрослых» приведены следующие

критерии определения агрессивности у детей:

Ребенок:

часто теряет контроль над собой;

часто спорит, ругается со взрослыми;

часто отказывается выполнять правила;

часто специально раздражает людей;

часто винит других в своих ошибках;

часто сердится и отказывается сделать что-либо;

часто завистлив, мстителен;

чувствителен. Очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей

и взрослых), которое нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее

чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Возможности ДОУ в коррекции агрессивного поведения дошкольников

В последние годы воспитатели детских садов отмечают тенденцию к увеличению уровня

агрессивности детей: они шумные, крикливые, неусидчивые, быстрее и легче вступают в

конфликты, неуступчивы, драчливы. С ними трудно справиться, они часто бывают

жестоки. В стремлении достичь своей цели они манипулируют родителями.

Профилактическая

коррекционная

работа

с

агрессивными

детьми

должна

быть

направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь

снятием внешних проявлений нарушенного развития.

Наиболее эффективным способом коррекции выступает игровая деятельность, специально

организуемая педагогом. Именно это может служить не только целям коррекции, но и

дать ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему ребенка.

Перед дошкольным учреждением стоят следующие задачи:

Обеспечить сохранение психического и физического здоровья детей и организация

их эффективного общения;

Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям, любовь к

родителям, привязанность и доверие к воспитателю;

Способствовать установлению добрых отношений между детьми, помогать

дошкольникам лучше узнать друг друга, налаживать контакты

Педагогам детского сада необходимо воспитать ребенка, способного управлять своим

поведением и способного планировать свои действия на основе первичных ценностных

представлений, соблюдающего элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Нельзя не согласиться с тем фактом, что наличие агрессивных детей в группах никак не

способствуют решению поставленных задач. Необходимо выполнять ряд педагогических

мер по своевременному выявлению, диагностированию и коррекции детей с агрессивным

поведением. Так же немаловажна роль технического оснащения групп и создание

вариативных условий зон развития, наличие достаточного количества дидактических игр,

пособий, игрушек.

Преимуществом дошкольных учреждений является тот факт, что педагоги имеют

специальное образование и опыт, они придерживаются методических рекомендаций и

программы развития, что является необходимым инструментом в работе. Наблюдая за

играющими детьми, педагог регулирует отношения между ними, одной из его задач

является не устранение явной агрессии, а ее предупреждение, а как известно,

профилактика является одним из средств коррекции. Воспитатель отмечает те моменты,

над которыми нужно работать совместно с родителями или со специалистами. Он может

устраивать

тренинги,

тематические

собрания,

семинары

вместе

с

родителями,

индивидуальные и групповые консультации для родителей. Он также имеет возможность

вынести некоторые моменты на обсуждение в ходе педагогических семинаров,

объединений по его инициативе, чтобы решить проблему совместно. Важный аспект в

решении поставленных задач - непрерывность педагогического процесса. Игровая

коррекция осуществляется не только на игровых тренингах, но и на прогулке, и в

свободной игровой деятельности. Работа с родителями - одна из главных составляющих

успешной коррекции детей с агрессивным поведением. Помимо родительских собраний и

семинаров в родительских уголках размещается наглядная информация и советы

специалистов.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что дошкольное образовательное

учреждение

обладает

огромными

возможностями

в

решении

проблемы

детской

агрессивности, в том числе путем игровой терапии.

Методика игровой терапии в коррекции агрессивного поведения дошкольников

В

отечественной педагогике

и

психологии стало общепринятым,

что игра имеет

исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей

деятельностью в дошкольном возрасте. Игра является той универсальной формой

деятельности, внутри которой происходят основные прогрессивные изменения в психике

и личности ребенка-дошкольника; игра определяет его отношения с окружающими

людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.

Именно поэтому все большее значение приобретает игровая терапия - способ коррекции

эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, в основу которого положена игpa.

«Лечебные игры остаются для детей по форме развлечениями, удовлетворяющими их

досуговые потребности, а по сути они способны снять напряжение, помочь детям

«выплеснуть» негативные эмоции, разрядиться», - считает О.Ушакова

В педагогическом словаре игровая терапия определяется как «метод педагогического

воздействия

на

детей

и

взрослых,

страдающих

различными

эмоциональными

нарушениями, страхами, неврозами»

Коррекция импульсивного поведения

Игры с правилами, игры-соревнования, длительные совместные

игры в коррекции импульсивного поведения дошкольников

«Воробьиные драки»

Дети, присев на корточки и положив руки на колени, изображают воробышков. В такой

позе, разбившись на пары, дети-воробьи «дерутся», т.е. толкаются. Тот, кто упал или

убрал руки с коленей — выбывает из игры. Дети, победившие в своей паре, образуют

новые пары и продолжают игру до тех пор, пока не выявят самого ловкого воробья.

«Эстафета зверей»

Играющие делятся на две-три команды с равным количеством участников. Команды

выстраиваются в колонны по одному и рассчитываются по порядку номеров. Играющие в

командах принимают названия зверей. Например, первые номера— медведи, вторые —

волки, третьи — лисы, четвертые — зайцы, пятые — слоны, шестые — тигры и т.д.

Каждый игрок запоминает, название какого зверя он получил. Ведущий громко называет

любого зверя. Игроки, носящие имя этого зверя, быстро выбегают вперед, огибают

стоящий напротив них предмет (на расстоянии 15—20 шагов) и возвращаются обратно.

Очко для своей команды выигрывает тот, кто первым прибежит назад в свою команду.

Если игроки возвращаются одновременно, то каждой команде присуждается по очку.

Ведущий называет зверей вразбивку, по своему усмотрению. Некоторых он может

вызывать и по два раза подряд. Вернувшись в команду, игроки встают на свои места. Игра

продолжается несколько минут, после чего подсчитываются очки. Побеждает команда,

заработавшая большее количество очков.

«Пеньки»

«Пеньки» — стулья или кубы – на один меньше, чем играющих детей, расставлены по

кругу. Дети выбирают себе пенек. Водящий подходит к любому сидящему на пеньке

ребенку и говорит:

«Я хочу у вас спросить: можно мне ваш пень купить?»

Хозяин пенька: «Коли друг ты удалой, был пень мой, а станет твой!»

Оба ребенка: и покупатель, и хозяин встают за пеньком спина к спине и по команде бегут

по кругу. Хозяином пенька становится тот, кто обежит круг и сядет на пенек первым.

Затем бывший хозяин пенька или неудавшийся покупатель ищет себе пенек снова.

«Трио»

Дети соревнуются командами из трех человек. Каждая тройка становится в одну шеренгу

плечом к плечу. Тот, кто посредине, ставит свои ноги в пустые коробки из-под обуви:

одна — для левой ноги, другая – для правой. Двое других детей ставят по одной своей

ноге в те же коробки. Причем, стоящий справа ставит левую ногу рядом с правой ногой

того, кто стоит в центре, а стоящий слева ставит свою правую ногу в одну коробку с его

левой ногой. По команде ведущего трио начинают движение. Побеждает та тройка,

которая первой, не вынимая ног из коробок, пересечет финишную черту.

«Лисонька, где ты?»

Дети образуют круг. В центре круга — ведущий. Дети поворачиваются к ведущему

спиной и закрывают глаза. Ведущий выбирает Лисоньку, молча дотрагиваясь до плеча

одного ребенка. Остальные дети — зайцы. По сигналу ведущего все открывают глаза и

поворачиваются лицом в круг, но никто не знает, кто же лиса. Дети вместе с ведущим

зовут: «Лисонька, где ты?». Лиса не должна выдавать себя ни словом, ни движением, ни

мимикой. Также зовут во второй раз, а в третий — лиса отвечает: «Я здесь!», и бросается

ловить зайцев. Зайца, присевшего на корточки, ловить нельзя. Пойманные зайцы выходят

из игры.

«Мяч по кругу»

По команде ведущего дети передают мяч по кругу. По команде «Стоп!», ребенок, в чьих

руках в этот момент оказался мяч, выбывает из игры. Также выбывает из игры и тот, кто

уронил мяч.

«Угости зайца морковкой»

На магнитной доске, приблизительно на уровне груди ребенка, прикрепляются две заячьи

мордочки, вырезанные из картона. Играют две команды, с равным числом участников. По

команде ведущего по одному игроку из каждой команды с расстояния 10-ти шагов, с

закрытыми глазами и с морковкой в руке приближаются к доске. Их цель— угостить

зайца морковкой, т.е. прикрепить морковь ко рту зайца (морковка, с приклеенным к ней

магнитом, тоже вырезается из картона или плотной бумаги). Выигрывает игрок той

команды, кому это удалось сделать точнее. Ведущий на доске записывает счет — 1:0.

Игру-соревнование продолжают следующие участники команд. Очки идут в общий

командный зачет. Выигрывает команда, которая набрала большее число очков.

«Золушка»

Водящему ребенку завязывают платком глаза, ставят перед ним тарелку с горохом,

чечевицей, фасолью и рядом еще две пустые тарелки. Задача ребенка, аналогична задаче

Золушки — разложить на тарелочки горох и фасоль, чтобы в первой тарелке осталась

одна чечевица. Ведущий засекает время, которое ребенок тратит на выполнение задания.

Если в распоряжении играющих достаточное количество тарелок (шесть, девять,

двенадцать) и каждого вида крупы (не меньше, чем по горсти), то одновременно могут

соревноваться сразу несколько детей.

Коррекция конформного поведения

Игры-драматизации, образно-ролевые игры, раскрепощающие

психотехнические игры в преодолении конформного поведения детей

«Король-Боровик»

Ведущий произносит текст, а дети выполняют движения согласно тексту:

Шел Король-Боровик через лес напрямик.

Он грозил кулаком и стучал каблуком.

Был Король-Боровик не в духе, Короля покусали мухи.

«Тишина»

Дети вынимают из шкатулки записочки с ролями. Ведущий читает текст, а участники-

актеры изображают то, о чем говорит ведущий, в соответствии со своей ролью. Текст,

например, может быть таким (жирным шрифтом выделены роли):

Стояла тишина. Вдруг

неожиданно

грянул выстрел. Дерево вздрогнуло,

и

с

него

посыпались листья. Упала ветка. Вспорхнули

и

закружили вороны. Они

долго,

пронзительно каркали и разбудили собаку. Она лениво вышла из будки, потянулась,

оглянулась

вокруг,

тявкнула

и

хотела

было

залезть

обратно,

как

вдруг

увидела кошку, которая

мирно

лежала

у дерева. Собака подбежала

к

кошке

и

зарычала. Кошка лишь приоткрыла один глаз и продолжала смотреть удивительный сон.

Ей снилось, что стояла тишина. Неожиданно грянул выстрел. Дерево вздрогнуло, и с

него посыпались листья. Упала ветка, и т.д.

«Интересная походка»

Дети образуют круг, чтобы всем было хорошо видно друг друга. По заданию ведущего

нужно изобразить ту или иную походку. Например, походку человека по раскаленному

песку или по скользкому льду, походку боевого генерала или балерины, походку старого

или гордого, или крадущегося человека, или человека, которому жмут ботинки. Ведущий

приглашает желающих в круг и дети по очереди показывают свой вариант походки.

Желательно, чтобы походку каждого типа изображали по 2-3 человека.

«Разные лошадки»

Дети свободно стоят, лучше в кругу. Ведущий (взрослый) предваряет игру коротким

вступительным словом о том, что лошадки, как и люди, не похожи друг на друга по

характеру, нраву и, соответственно, по-разному себя ведут. Затем детям предлагается

изобразить лошадку -упрямую, шаловливую, капризную, вежливую, застенчивую, злую и

др. Дети могут показывать свои варианты по очереди, выходя в центр круга, если места

мало, или все одновременно, если места для игры достаточно.

Примечание: вместо лошадок героями игры могут быть: зайчики (хвастливый, трусливый,

сердитый, ленивый и др.) или воробьи (задиристый, грустный, добрый, храбрый и др.).

«Теремок»

В этой игре задача детей не разыграть известный сюжет, а лишь создать образы

персонажей. Каждый ребенок получает карточку с именем сказочного героя, и коротко

оговаривает с ведущим его характер и стиль поведения.

Например, Медведь — молчаливый, неповоротливый; Заяц— трусливый; Лягушка –

болтливая, непослушная; Муха— назойливая, непоседливая; Волк— злой, драчливый;

Лиса — недотрога, лукавая притворщица; Мышка — капризная, обидчивая и др. Далее

ведущий говорит, что пришло время всем познакомиться с жителями теремка, и дети по

очереди их изображают.

«Киска! Брысь под лавку»

Играют парами: сначала— взрослый с каждым ребенком по очереди, потом — дети друг с

другом. Ребенок вытягивает руки вперед и свои ладошки тыльной стороной вверх кладет

на «открытые» ладошки взрослого. Взрослый смотрит в глаза ребенку, гладит его

ладошки и выразительно приговаривает: «Киска, киска! Брысь под лавку!». На слово

«брысь» ребенок должен успеть отдернуть ладошки, не дать их осалить. Чтобы игра

проходила эмоционально, присказку желательно варьировать, вводя новый текст до слова

«брысь» и произносить его неожиданно. Например, «Киска, киска! Ой, какая хорошая

киска, пушистая, серенькая, а усики… Брысь!».

«Летел лебедь»

Играющие образуют круг и вытягивают руки в стороны, причем, левая ладошка каждого

ребенка лежит под правой ладошкой соседа слева, а правая ладошка, соответственно, на

левой ладошке соседа справа. Дети по кругу накрывают своей правой ладошкой правую

же ладонь соседа слева и при этом хором, в такт хлопкам, приговаривают: «Летел лебедь,

сказал… девять» или любое другое число не больше двадцати. Далее хлопками

продолжают отсчитывать названное число. Тот ребенок, на котором счет завершается,

должен вовремя отдернуть руку, чтобы его не осалили. Если ему это удалось, то он

начинает игру снова, и он же определяет новое число. Если ребенок не успел отдернуть

руку, то он выбывает из игры. Победитель определяется из двух оставшихся игроков.

«Атомы—молекулы»

Игроки-атомы беспорядочно движутся. По сигналу ведущего они в течение десяти секунд,

пока звенит колокольчик, объединяются в молекулы определенной величины (по 2—5

атомов). Атомы, не вошедшие в состав молекул, выбывают из игры. Ведущий каждый раз

называет такое количество атомов, входящих в молекулу, чтобы один игрок оставался

лишним.

«Посидим в тишине»

Детям предлагают представить, что в соседней комнате кто-то спит, его нельзя будить, а

им необходимо срочно выполнить несколько заданий. Например, бесшумно положить

одна на другую четыре тарелки; перелить воду из стакана в стакан; размешать сахар в

стакане; заполнить стакан маленькими металлическими шариками; сложить карандаши в

пенал и т.п.

Коррекция демонстративного поведения

Сюжетно-ролевая игра в коррекции демонстративного поведения детей

«День рождения»

Ведущий: «Представьте себе День Рождения. Каждый из вас не раз присутствовал на этом

празднике и как именинник, и как гость. Сейчас каждый получит определенную роль,

которой должен придерживаться в течение всей игры». Возможные роли: Именинник,

Спорщик, Миротворец, Пассивный, Недовольный, Весельчак, Бестактный, Сердитый,

Забияка, Застенчивый и др. Ведущий специально подбирает роль каждому ребенку. Она

может быть как соответствующей его типу, так и противоположной, в зависимости от

целей коррекционно-развивающей работы. Если есть необходимость, особенно поначалу,

то можно определить роль более подробно. Например, Застенчивый - сидит в сторонке,

молчит, участия в общем веселье не принимает, всех сторонится и т.д. Задача взрослого -

внимательно наблюдать за ходом игры и поведением каждого из участников, отмечая

соответствие его поведения предложенной роли и сюжету.

«В поликлинике»

Игра аналогична предыдущей. Ведущий, апеллируя к имеющемуся у игроков опыту,

предлагает им представить себя в поликлинике и вспомнить, как по-разному ведут себя

дети, ожидая очереди на прием к врачу. В этом игровом сюжете возможны такие роли:

Доктор— его роль целесообразнее взять на себя взрослому. Трусливый — сидит, дрожит

и стонет. Как только Доктор или кто-то из посетителей обращается к нему с вопросом,

зажмуривает глаза, закрывает голову руками и начинает тихонечко причитать: «Ой,

боюсь!» и т.п. Нетерпеливый - норовит проскочить в кабинет врача без очереди. В общем

разговоре всех перебивает, то и дело смотрит на часы, мечется по коридору, торопит

Доктора и других детей и т.п. Упрямый - игнорирует просьбы других, поступает назло.

Например, его просят подвинуться, чтобы всем было удобно сидеть, а он даже не

пошевелился; его просят снять в помещении куртку, а он, наоборот, надел еще и шапку;

его просят не петь, т.к. кругом больные, а он поет еще громче и т.п. Хвастливый —

каждому сообщает, что он не боится никаких процедур, никакого лечения. Например, к

стоматологу ходит с радостью, горькое лекарство пьет не поморщившись, кровь из пальца

готов сдавать хоть каждый день, а уж про уколы и говорить нечего — пустяки, их боятся

только трусы. Но как только подходит очередь Хвастливого, он заметно робеет и т.п.

Капризный - постоянно ноет, все время чем-то недоволен: то ему жарко, то ему хочется

пить, а на просьбу посетителей не скулить и не портить всем настроение, начинает громко

и безутешно плакать и т.п. Застенчивый - сидит тихонечко в сторонке на краешке стула.

На обращенные к нему вопросы: Как тебя зовут? Сколько лет? Что болит? -молчит,

испуганно на всех смотрит, и все сильнее забивается в угол и т, п. Распределив и обсудив

роли, ведущий напоминает детям, что в течение всей игры каждый должен постоянно

находиться в указанном образе.

Коррекция протестного поведения

Коллективные дидактические игры в работе по коррекции протестного поведения

дошкольников

«Минное поле»

Дети играют парами. Один ребенок в каждой паре – командир, другойсапер. Дети рядом

сидят за столом. Перед ними лежит тетрадный лист в клеточку, на котором изображено

«минное поле». Мины обозначены черными точками на пересечении клеточек. Задача

командира давать такие команды, чтобы сапер кратчайшим путем, обходя мины,

перебрался с одного края поля на другой. Задача сапера точно следовать приказам

командира и графически изобразить свой путь. Отдавая приказы, командир должен

помнить, что движение возможно в любую сторону, кроме диагонали. Побеждает та пара,

которая первой, без ссор и пререканий пройдет все десять мин.

«Сто одежек»

Дети играют тройками. Каждая тройка – это семья: папа, мама и ребенок. Перед каждым

игроком на столе лежит соответствующая кукла, вырезанная из картона (кукла-папа,

кукла-мама, кукла-ребенок – мальчик или девочка) и набор одежды (не менее десяти

предметов), вырезанной избумаги. Задача детей как можно быстрее одеть каждого члена

семьи в соответствующую его полу и возрасту одежду. Трудность заключается в том, что

часть одежды в комплекте, изначально предназначенном для каждого кукольного члена

семьи, принадлежит другому. Поэтому, игроки, одевающие кукол, должны об этом

вовремя догадаться и поменяться необходимой одеждой.

«Латаем ковер»

Игра аналогичная предыдущей, только дети соревнуются уже четверками. Игроки сидят

за столом с четырех сторон. Перед ними лежит достаточно большой лист бумаги, рисунок

на котором имитирует ковер с дырками самой разной формы. Причем на одном секторе

ковра дырки (семьдесят штук – у всех игроков обязательно одинаковое количество) хотя и

отличаются размером и конфигурацией, тем не менее все треугольной формы. На другом

секторе – четырехугольные, на третьем – округлые, на четвертом – бесформенные.

Каждый ребенок латает свой сектор ковра. В его распоряжении имеется нужное

количество заплат, но опять же, предлагаемые заплаты немного перепутаны. Дети сами

должны это обнаружить и исправить ошибку. Выигрывает та четверка, которая первой

залатает ковер. Для изготовления ковра потребуется большой лист бумаги, который

следует поделить на четыре равные части. Из картона вырезаются заплаты (семь-десять

штук каждой формы). Заплаты накладывают на соответствующий сектор ковра и каждую

обводят карандашом, получаются «дырки». По желанию и ковер, и заплаты можно

сделать цветными.

«Неожиданные картинки»

Столы (парты) расставлены по кругу. У каждого ребенка набор карандашей (фломастеров)

и лист бумаги, подписанный с обратной стороны. Каждый начинает рисовать какую-либо

картинку. По команде ведущего все перестают рисовать и передают начатый рисунок

своему соседу слева. Получив взамен лист от соседа справа, продолжают рисовать уже

начатую им картинку. Через две-три минуты опять происходит обмен рисунками. Если

детей много, то рисунки целесообразно передавать через одного. Совершив полный круг,

рисунки возвращаются к своим первоначальным владельцам. Получившаяся картинка —

результат коллективного творчества детей.

Коррекция агрессивного поведения

Психотехнические освобождающие игры и режиссерские игры в коррекционно-

развивающей работе с агрессивными дошкольниками

«Зеркало»

Дети играют парами. Роли распределяются так: один ребенок - зеркало, другой -

смотрящийся в зеркало. Задача играющих -синхронно выполнять любые движения,

запрещается лишь дотрагиваться друг до друга. Инициатива придумывать движения

принадлежит смотрящемуся в зеркало. Через одну – две минуты дети в паре меняются

ролями.

«Зеркало наоборот»

Дети свободно располагаются в пространстве лицом к ведущему. Задача игроков

выполнять действия противоположные тем, что показывает ведущий. Например, ведущий

молчит, дети - кричат; ведущий сжимает руки в кулаки, дети - раскрывают ладошки;

ведущий топает ногами, дети - хлопают в ладоши: ведущий раскидывает руки в стороны,

дети — скрещивают руки на груди и т.д.

«Голова-мяч»

Дети играют парами или, что сложнее, тройками. Для игры потребуется мяч средних

размеров. Мяч лежит на табурете или кубе. Игроки опускаются на колени и зажимают мяч

между головами. Если играют по двое, то задача детей — поднять мяч со стула и донести

его до определенного места, например, до стены. Если играют по трое, то достаточно

поднять мяч со стула и удерживать его так некоторое время. Удача сопутствует тем

игрокам, которые действуют медленно и согласованно. Строго запрещается поддерживать

мяч руками.

«Ванька-Встанька»

Дети по четыре — пять человек кружком сидят на полу, взявшись за руки. По команде

ведущего одновременно, не расцепляя рук, все встают в полный рост. Затем, по команде

ведущего, также садятся. Побеждает кружок, который встал и сел первым. Запрещается

размыкать руки и опираться на них. Команда, нарушившая правила, выбывает из игры.

«Звонари»

В отведенном для игры месте натянута веревка, на которую прикреплены на разной

высоте и на некотором расстоянии друг от друга колокольчики (четыре-семь штук).

Каждый колокольчик имеет порядковый номер. Дети играют по очереди. В руке у

ребенка-звонаря палочка. Он называет номер колокольчика, в который собирается

звонить, отмеряет на глаз расстояние до него (оптимально шесть — десять шагов),

закрывает глаза (их лучше завязать платком), подходит и ударяет. Если удар точный, то

ребенок возвращается на исходную позицию и выбирает следующий колокольчик. Если

ребенок промахивается, то звонарем становится другой.

«Шалтай-Болтай»

Дети хором произносят слова:

Шалтай-Болтай сидел на стене,

Шалтай-Болтай свалился во сне.

Куда упал?

Во что попал?

Ребенок-водящий с закрытыми (а лучше с завязанными платком) глазами опускает руки в

заранее приготовленные емкости с песком, крупой, кнопками, пуговицами, семечками,

камушками, бисером, ракушками и др. и определяет их содержимое отдельно правой и

левой рукой. Игру можно усложнить, если в емкости смешаны два-три наполнителя.

Коррекция недисциплинированного поведения

Игры с правилами как средство коррекции недисциплинированного поведения детей

«Цепи»

Играющие делятся на две команды, равные по силам и по числу игроков. Каждая команда,

взявшись за руки, образует цепь. Цепи располагаются одна против другой на расстоянии

10-15 метров. Звучит ритуальный зачин (члены команд произносят его хором):

1 команда: Али-Баба!

2 команда: На что слуга?

1 команда: Цепи рвать!

2 команда: Кого вызывать?

1 команда (совещаются между собой и выбирают): Мишу!

Игроки второй команды отпускают Мишу из своей цепи. Он бежит к цепи соперников и

старается с разбега разорвать ее в любом месте, т.е. разъединить между двумя игроками

сжатые руки. Если Мише это удается, то оторванную меньшую часть цепи он берет к себе

в плен - присоединяет к своей команде. Если же ему не удается разорвать цепь, то он сам

становится пленником - присоединяется к этой цепи. И так – пока одна из команд

полностью не растеряет своих игроков. Можно, по договоренности, разорвав цепь,

забирать не часть цепи, а только двух игроков, между которыми она была разорвана. И

еще, игроки, присоединенные из команды соперника, участие в разбивании цепи не

принимают.

«Горелки»

Играющие образуют круг и движутся по часовой стрелке. Водящий, ударяя в бубен,

движется внутри круга против часовой стрелки. Все дети хором произносят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Раз, два, три,

Беги!

На слово «три» все останавливаются, водящий протягивает бубен между двумя соседними

игроками. Они поворачиваются спиной друг к другу и на слово «беги» бегут в

противоположные стороны, огибая круг. Выигрывает тот из детей, кто первым вернулся к

водящему и ударил в бубен. Теперь этот ребенок - водящий, а его проигравший соперник

и бывший водящий становятся в общий круг. Игра продолжается.

«Разорви круг»

Играющие, держась за руки, образуют круг и начинают двигаться по кругу вправо или

влево. По сигналу ведущего они останавливаются и, дергая друг друга то вперед, то назад,

стараются разорвать круг, но, не расцепляясь с соседом. Те, кто разнимает руки, выходят

из игры. Круг сужается. Затем по сигналу все повторяется. Игра продолжается до тех пор,

пока не останется один игрок, он и побеждает. Если кто-то сам оторвет свою руку от

соседа, то из игры выходят оба, поэтому надо держать руки соседей очень крепко.

Список литературы

Балеевских А.С. Коррекционно-развивающая программа по снижению агрессивности у

детей старшего дошкольного возраста //Всероссийский фестиваль педагогических идей

Колосова С. Л. Детская агрессия. СПб.: Питер, 2004

Михайленко Л.Я., Короткова Н.А. Игры с правилами в дошкольном возрасте. – М., 2000

Е.К. Лютова, Г.Б. Монина Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с

гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми

-

М.: ЦСПА Генезис,

2000

Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. – М., 2001



В раздел образования