Напоминание

Развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по средством музыкально-ритмической деятельности


Автор: Жаднова Марина Васильевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9»
Населённый пункт: посёлок Петряевка, городской округ Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по средством музыкально-ритмической деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развития музыкальных способностей

детей дошкольного возраста

по средством музыкально-ритмической деятельности»

Выполнила:

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад №9»

Жаднова М. В

Дзержинск 2023

Сегодня особо остро ощущается необходимость решения проблемы

развития индивидуальных способностей детей во всей системе непрерывного

образования. И начало должно быть связано с периодом дошкольного

детства (Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. н. Ананьев и

другие).

Данная проблема приобретает все большее значение в настоящее

время, в период введения ФГОС в систему дошкольного образования, когда

усилия педагогов и психологов направлены на решение одной из важнейших

задач – развитие у ребенка музыкальных способностей, формирования

всесторонне развитой личности.

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач

музыкального воспитания. Исследования известных ученых, педагогов (А. И.

Бурениной, Н. А. Ветлугиной, К. В.Тарасовой, О. П. Радыновой и др.)

доказывают возможность и необходимость развития у детей музыкальных

способностей. С точки зрения К. В. Тарасовой решение этой задачи

необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в период дошкольного

детства развивающийся организм ребенка сензитивен к воздействиям и

способен к эмоциональному отклику на окружающую действительность.

Развитие музыкальных способностей – является актуальной задачей

музыкального воспитания детей. В современной теории и практике чаще

всего выделяют следующие музыкальные способности: эмоциональная

отзывчивость на музыку, музыкально-слуховые представления и чувство

ритма.

Как свидетельствуют наблюдения, и многочисленные эксперименты,

во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные

движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук,

ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто

они возникают бессознательно, непроизвольно. Это говорит о наличии

глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма. Восприятие

ритма вызывает многообразие двигательных ощущений (сокращение языка,

мышц рук, ног, гортани, грудной клетки). Поэтому упражнения на развитие

чувства ритма способствуют не только музыкальному развитию, но и

оздоровлению.

Исследователи

отмечают,

что

ритм

является

первоначальным

музыкальным представлением ребенка, которое он способен воспроизводить.

Ритм – это не только музыкальное понятие. Он есть и в поэзии, и даже в

математике. В детской психологии хорошо известна роль становления слуха

и

формирования

ритмических

способностей.

Если

чувство

ритма

несовершенно,

замедляется

развитие

слитной

речи.

Слабое

развитие

слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая

не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со

сверстниками, а в дальнейшем и способность к творческой самореализации.

Да и вообще, ритмичности подчиняется все вокруг: день сменяется ночью,

лето – осенью. И научить ребенка чувствовать ритм важно для его развития.

Актуальность

и

значимость

развития

музыкальных

способностей

обусловлены тем, что музыкальное развитие имеет ни чем не заменимое

воздействие на общее развитие.

Музыкальное развитие способствует целостному формированию

личности ребенка

и влияет на его творческий и интеллектуальный

потенциал.

Музыка имеет ничем не заменимое воздействие на общее

развитие

детей:

формируется

эмоциональная

сфера,

развивается

воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются

творческие способности, мышления даже у самых инертных детей. И чем

раньше ребенка начать приобщать к музыкальной деятельности, тем

гармоничнее будет проходить его развитие в целом.

Развитие

музыкальных

способностей

у

детей

посредством

музыкально-ритмической деятельности осуществляется не сразу, а требует

определенного времени, постепенного усложнения заданий и варьирования

методов

и

приемов

работы

с

детьми.

Это

результат

длительного,

систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

Начинаю

работу по приобщению детей к музыкально – ритмическим движениям с

формирования представления о музыке, о новом движении во взаимосвязи с

музыкой. Вместе с воспитанниками прослушиваем музыку, даю первичные

сведения

о

её

характере.

Затем

знакомлю

детей

с

музыкально

ритмическими движениями, соответствующими данной музыке.

С

целью

обеспечения

психологического

комфорта

в

процессе

выполнения музыкально-ритмических движений под музыку, использую

индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Чтобы ребенок не боялся

сделать что-нибудь не так, не делаю замечаний вслух, а наоборот,

подбадриваю. Индивидуальные указания некоторым детям делаю наряду с

общим указанием всему коллективу.

Так как основной формой развития музыкальных способностей

являются

музыкальные

занятия,

то

с

целью

поддержания

интереса

дошкольников к ним особое внимание следует уделять как структуре

занятия, так и подбору материала. Поэтому было решено разработать цикл

занятий

на

формирование

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

музыкальных способностей в музыкально-ритмической деятельности с

применением ИКТ, музыкальных игр, образных упражнений и звучащих

жестов.

При подборе музыкального репертуара к музыкально – ритмической

деятельности руководствуюсь следующими принципами:

художественность

музыкальных произведений, яркость, динамичность музыкальных образов;

моторный характер музыкальных произведений, побуждающий детей к

движениям

(танцевальность);

разнообразие

тематики,

жанров,

стилей

музыкальных

произведений

на

примере

классической,

народной

и

современной музыки;

доступность музыкальных произведений возрасту

детей.

Используемый материал доступен для исполнения, соответствует

возрастным и индивидуальным особенностям детей. Это оригинальные

двигательные

упражнения,

варианты

игровых

ситуаций,

сюрпризные

моменты, вызывающие у детей эмоциональный отклик и желание принимать

участие в музыкально – ритмической деятельности.

Подбираю ритмические композиции, которые позволяют решать

одновременно несколько задач. Например, яркая, художественная музыка, под

которую

двигаются

дети,

развивает

вкус,

музыкальные

способности,

воспитывает

эстетические

потребности.

Быстрая

смена

разнообразных

двигательных

упражнений

тренирует

внимание,

подвижность

нервных

процессов,

координацию

движений.

Музыкальный

образ

и

характер

исполнения движений развивают фантазию и творческое воображение.

Композиционные

перестроения

развивают

умение

ориентироваться

в

пространстве.

Для развития у детей умений вступать в контакт, эмпатии, сочувствия

к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств

общения,

раскрепощённости,

уверенности

в

себе

широко

использую

коммуникативные танцы-игры «Весёлые пары», «Найди себе друга», «Ищем

друга», «Хоровод – знакомство» и другие.

Для развития музыкальных способностей детей дошкольного

возраста

использую

разнообразные

виды

музыкально

ритмической

деятельности:

1. Упражнения: направленные на совершенствование основных

движений

ходьба,

бег,

подскоки,

прыжки;

общеразвивающие

предметами: мячами, лентами, цветами, обручами, флажками, платочками и

без них); подготовительные, в ходе которых разучиваются движения к

пляскам (галоп, кружения, различные виды шага, бега и т.д); образные

упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения персонажей

игр и инсценировок (образ озорного Клоуна, упрямого козлика, лёгких

снежинок и т.д); самостоятельные упражнения – законченные композиции

(например «Всадники», «Барабанщики», «Мы идем в зоопарк», «Мы гуляем в

лесу»,

«Морское путешествие» и другие).

Большую роль занимают

специальные ритмические упражнения. Из существующего многообразия

методических

приемов

наиболее

простым

и

доступным

считается

ритмическая ходьба с акцентом на определенный счет, с хлопками,

упражнения с движением рук и туловища, проговариванием стихов,

пословиц,

скороговорок

(без

музыкального

сопровождения).

Такие

упражнения развивают не только чувство ритма, но и дыхание, дикцию.

Можно использовать не только хождение по прямой, но и включать

движения по заданному рисунку (диагональ, круг, змейка, середина зала и

т.д.). Можно применять упражнения с применением образов – например,

«идем как цапля», «летим как птички», «прыгаем как зайчики»,

2. Музыкальные игры с движением:

- Дидактические музыкальные игры:

«Воротики», «Три танца»,

«Передай мяч», «Музыкальные загадки» и др.

- Сюжетные дидактические игры: «Король и принцесса», «Чья

фигура лучше?»

- Сюжетные музыкальные игры: «Башмачки», «Клоуны», «Важный

лев», «Снеговик», «Чудо-Юдо» «Пингвинчики»;

- Танцевальные игры: «Танцевальный ринг», «Матросы», «Вокруг

света», «От тебя я убегу», «Крокодильчик».

-

Музыкально-ритмические

или

речевые

игры

-

это

система

двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы,

рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Зачастую такие игры сопровождаются пением или стихами. Это развивает в

ребенке не только музыкальность, но и расширяет их кругозор, память,

воображение.

Они

организуют

детей,

вырабатывают

внимание,

сообразительность, быстроту реакции, трудолюбие. Также включаю в

занятия пальчиковую гимнастику

.

3.

Этюды – используются для формирмирования умения детей

реагировать

на

характер

музыки

и

передавать

его

в

движении.

Совершенствую

выразительность,

наблюдаю

за

качеством

детского

исполнения.

4.

Пляски

и

танцы.

Музыкально-ритмическая

деятельность

неразрывно связана с танцем, а танец в свою очередь, как и другие виды

искусства, развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства,

приучает к культуре общения и к танцевальной культуре в частности:

- народные пляски;

- характерные танцы (на конкретный художественный образ);

- современный танец

- хороводы с песнями - исполняя которые дети инсценируют сюжет,

сопровождая его плясовыми движениями. Такие хороводы с песнями

использую в основном на развлечениях и праздниках;

- танцы – импровизации на основе разученных движений.

5. Логоритмика.

Движения выполняются под стихи. Логоритмику

использую в подготовительной части занятия, в партерной гимнастике, в

разучивании танцевальных элементов, в образных танцах и в играх.

(«Путешествие в сказочный лес» «Путешествие в сказочный лес» «Зоопарк»,

«Осенний лес», «Облако» и другие).

6.

Партерная гимнастика. Это упражнения на растяжку, развитие

гибкости и силы, которые выполняются на полу. Они необходимы для того,

чтобы ребенок мог владеть своим телом, а его движения были более точные и

пластичные. Многие упражнения имеют свои названия и выполняются с

использованием логоритмики («книжка», «бабочка», «лодочка», «колечко»,

«мостик», «березка», «улитка»; «рыбка», «коробочка»).

С самых первых занятий приучаю детей слушать музыку, начинать и

заканчивать движение в соответствии с началом и концом ее звучания. Тем

самым тренируется слуховое внимание, воля ребенка, произвольность

движений. Используют различные методические приемы — это и словесные

указания, привлечение внимания к звучанию музыки, характеру вступления и

заключения, зрительные сигналы.

Уделяю внимание воспитанию вежливости, элементарной культуре

поведения. Показываю и объясняю, как мальчик должен пригласить девочку

на танец и, соответственно, как девочка принимает приглашение; как затем

после танца мальчик отводит девочку на место и благодарит ее за

совместный танец.

В

нашей

стране

система

музыкально-ритмического

воспитания

разработана Н.Г.Александровой, М.А.Румер, Е.В.Коноровой, В.А.Гринер и

др. Применительно к дошкольному возрасту специальные исследования

проведены

Н.А.Ветлугиной,

А.В.Кенеман

и

их

учениками

М.Л.Палавандшвили, А.Н.Зиминой.

Т.С.Бабаджан

обусловливает

занятия

ритмикой

«музыкальным

стержнем», движение рассматривает как выявление эмоций, связанных с

музыкальным образом.

Вопрос о соотношении музыки и движения в ритмике был решен

однозначно: музыке отводится ведущая роль, движению – второстепенная.

Вместе с тем, специалисты сделали важный вывод: только органическая

связь

музыки

и

движения

обеспечивает

полноценное

музыкально-

ритмическое воспитание детей.

Музыкально-ритмическая деятельность – это вид музыкальной

деятельности,

основой

которого

является

взаимодействие

музыки

и

ритмического движения. В процессе движение под музыку дошкольники

овладевают

культурой

тела,

«языком

движений»,

происходит

совершенствование движений, появляется их выразительность.

Музыкально-ритмические движения как вид деятельности играют

большую роль не только в музыкальном, но и в общем развитии ребенка.

Овладевая навыками ритмичного, выразительного движения ребенок учится

владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная

легкая походка. Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально-

ритмической деятельности имею ввиду, прежде всего, способность ощущать

ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях.

Поэтому перед педагогом стоит задача учить воспринимать развитие

музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения. Работа

педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально-

ритмической деятельности строится по двум направлениям – развитие

музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.

Музыкально-ритмические навыки – это навыки передачи в движении

наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа,

динамики). Музыкально-ритмические навыки осваиваются детьми в процессе

разучивания

танцев,

народных

плясок

и

хороводов,

упражнений,

музыкальных

игр,

требования

же

в

работе

над

этими

навыками

последовательно усложняются. Навыки выразительного движения – это

определенный запас движений, которые заимствованы их физической

культуры (гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега,

перестроений), из области сюжетной драматизации (изображение зверей,

птиц; человек и его деятельность), из области танца (элементы народных

плясок, бальных танцев), а так же движения детской пляски, существующие,

пожалуй, только в детском саду.

В музыкально - ритмической деятельности использую презентации и

видео

для

выполнения

различных

перестроений,

где

на

слайдах

изображаются схемы перемещений, анимационные танцы и флешмобы. Это

развивает у воспитанников ДОУ внимание, память. «Хор рук» - это одна из

инноваций музыкально- ритмических движений. Эта форма интересна тем,

что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, развивает

координационную свободу движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой

слаженности, способности к двигательной импровизации.

На основе анализа научно-методической литературы и полученных

результатов,

я

убедилась,

что

музыкально-ритмические

движения

привлекательная для дошкольников деятельность, способствующая развитию

музыкальных способностей.

Поскольку основная цель применения музыкально – ритмических

движений

в

работе

с

детьми

развить

музыкальное

восприятие,

музыкальные способности, приобщить к музыкальной культуре, именно в

этом

виде

деятельности

имеются

большие

возможности

обогащения

музыкального опыта дошкольников - это ключ к музыкальному воспитанию

и

развитию

дошкольника.

А

систематическое

и

целенаправленное

воздействия на ребенка,

использование различных методов и приемов в

музыкально

ритмической

деятельности

способствуют

развитию

музыкальных способностей дошкольников.

Через движение ребенок ярче и эмоциональней воспринимает музыку,

чувствует смену её настроения, закрепляет знания o средствах музыкальной

выразительности, понимает и ощущает её, развивает эмоции, интересы,

вкусы, т.е. приобщается к музыкальной культуре, обогащается его духовный

мир.

На

основе

анализа

педагогической,

психологической,

музыковедческой литературы, я убедилась, что музыкально-ритмические

движения

привлекательная

для

дошкольников

деятельность,

способствующая развитию музыкальных способностей.



В раздел образования