Напоминание

«Методы развития головного мозга как средство повышения качества адаптации детей к предстоящему, систематическому школьному обучению».


Автор: Сахнова Екатерина Витальевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДТДМ "Истоки"
Населённый пункт: г. Сергиев Посад
Наименование материала: статья
Тема: «Методы развития головного мозга как средство повышения качества адаптации детей к предстоящему, систематическому школьному обучению».
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Методы развития головного мозга как средство повышения качества

адаптации детей к предстоящему, систематическому школьному

обучению».

Образование

является

одной

из

важнейших

сфер

человеческой

деятельности,

обеспечивающей

формирование

интеллектуального

потенциала общества. В стандарте нового поколения четко обозначены

требования к результатам образования, не только предметным, но и

метапредметным, и личностным. И теперь задача системы образования –

делать

все

возможное

для

достижения

обозначенных

результатов:

разрабатывать новые общеразвивающие программы, применять эффективные

образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся

дети.

Сегодня очень важно вооружить обучающегося такими способами

действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в

непрерывно меняющемся обществе. Прежде всего, у обучающегося должны

быть сформированы универсальные учебные действия.

Немаловажное умение для обучающегося - это умение постигать

информацию эффективно, с высоким уровнем освоения содержательных

глубин текста. Это умение становится особенно востребованным в среднем

школьном звене, когда материал по изучаемым учебным дисциплинам

становится объемным. Именно поэтому внедрение технологий обучения

скорочтению в школе первой ступени становится оправданным. Владея

навыками скорочтения, будущий старшеклассник сможет безболезненно

ориентироваться в резко увеличившемся объеме учебной информации, а это

одно из условий успешной адаптации обучающихся при переходе на новую

ступень образования.

Скорочтение — это не просто умение быстро осваивать большие

текстовые объёмы информации. От скорости чтения зависит также процесс

развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и

устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит

умственная работоспособность ученика. Поэтому навык скоростного чтения

должен быть сформирован еще в начальной школе.

Данный

процесс

невозможен

без

формирования

у

каждого

обучающегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного

интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно

от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не

только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой

внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.

В достижении нужных результатов и развитии головного мозга

помогает моя общеразвивающая программа по скорочтению реализуется в

рамках т/о «Юный Мнемотехник» МБУ ДО ДТДМ «Истоки» в соответствии

с общеобразовательным планом.

При составлении программы использованы авторские теоретические и

практические материалы.

Значение скоростного чтения для успешного освоения учебного

материала обучающимися состоит в том, что сформированный навык

смыслового чтения на основе скорочтения является фундаментом всех УУД

и предметных действий. Через смысловое чтение формируются УУД: поиск,

понимание, преобразование, интерпретация, оценка.

Мы живем в век информационного цунами, когда количество

информации удваивается каждые два года. И очень важно уметь грамотно с

ней работать, «процеживать», «пропускать» огромные ее объемы через себя,

вычленять нужное и отбрасывать «мусор». Поэтому чем раньше овладеешь

этим навыком — тем лучше.

Жизнь обучающегося по своей насыщенности и нагрузке не намного

отличается от жизни взрослого человека. У обучающегося ежедневно в

расписании большое количество уроков, не считая кружков и секций. К тому

же каждый педагог считает свой урок самым важным и нужным, а выходные

— тем временем, когда обучающегося не только можно, но и нужно

нагрузить по максимуму. В таких условиях навык быстрого, рационального

чтения с пониманием и последующим запоминанием текстов существенно

сэкономит время и превратит двоечника в отличника, а инфантильного,

ничем не интересующегося обучающегося — в лидера.

Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать тот факт, что современные дети

почти не читают. Это очень больной вопрос, требующий подробного

изучения, но одно можно сказать точно: практически все обучающиеся,

обученные скорочтению, начинают любить книги.

Главное при обучении обучающихся скорочтению - это помочь

обучающемуся стать более эффективным в результате освоения навыка

скорочтения. Обязательно нужно учитывать, что каждый обучающийся

индивидуален, поэтому необходимо корректировать его обучение.

Скорочтение» — это не обман и не магия, а всего лишь набор приемов

и методик, это навык, который можно «встроить» в каждого обучающегося.

После того, как обучающийся однажды научится «скорочитать», он будет

делать это всю жизнь. Ведь этот навык крепко закрепляется. Почему навыку

тяжело разучиться? Потому что при формировании навыка в мозгу создаются

новые, устойчивые нейронные связи. То есть навык «прошивается» в мозг.

К настоящему времени появилось огромное количество разнообразных

педагогических технологий. Общая идеология стандарта, нацеленность

учебного

процесса

на

достижение

основных

ожидаемых

результатов

образования налагает особые требования и на отбор образовательных

технологий.

Отвечают

особенностям

новых

стандартов

следующие

образовательные технологии:

технологии личностно-ориентированного

развивающего образования

на

основе системно-деятельностного подхода

технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения

технологии, основанные на создании учебных ситуаций

технологии, основанные на реализации проектной деятельности

технологии,

основанные

на «встроенности» системы

текущего,

промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс

ИКТ.

В основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий

для каждого ученика, т.е. адаптация к особенностям ученика содержания,

методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную

деятельность или работу школьника в малой группе.

Основной принцип моей педагогической деятельности состоит в

развитии у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,

проектировать путь её реализации, контролировать и оценивать свои

достижения, то есть научить школьника учиться. В своей деятельности я

опираюсь на слова Антуан де Сент-Экзюпери: «Если ты хочешь построить

корабль, не надо созывать людей, чтобы все спланировать, разделить работу,

достать инструменты и рубить деревья. Надо заразить их стремлением к

бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль.» Для меня лично

путь реализации данного принципа заключен в процессе формирования

универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию

«научить учиться». Овладение обучающимися УУД создает возможность

самостоятельного и успешного усвоения новой учебной компетентности.

Поэтому я создаю такую систему обучения, которая способствует

формированию

универсальных

учебных

действий

обучающихся,

обеспечивает

ученику

развитие

самостоятельности,

способности

к

самоорганизации, личному самосовершенствованию. С целью достижения

нового

качественного

образовательного

результата

в

соответствии

с

требованиями ФГОС НОО создаю условия для оптимального общего

развития каждого ребенка, воспитания личности в атмосфере сотрудничества

с родителями и общественностью, дополнительным образованием.

Мои отношения с обучающимися начинаются с добрых слов,

положительного

настроя.

Диалог,

языковая

коммуникация,

опора

на

эстетическое в жизни ребят, являются для меня тем учебным фундаментом,

на котором растут и развиваются мои ученики. Всю методическую систему

своей работы я строю с учётом выбранного мною подхода.

Основные установки моей педагогической деятельности:

Обучение становится личностным, когда обучающиеся пытаются

выработать собственные смыслы в предлагаемых им заданиях.

Простое сообщение готового знания не приводит к развитию

мышления учащихся

Ребенок должен испытывать наслаждение от самого процесса

обучения. Необходимо «закладывать» фундамент эмоциональной

направленности личности на познавательной интерес уже в младшем

школьном

возрасте,

как

тенденцию

личностного

отношения

к

образованию

Постепенное усложнение содержания организуемой деятельности по

степени значимости, объёма трудности выполнения, включённости не

только отдельного ученика, но и группы, коллектива учащихся,

родителей.

Максимальное использование возможностей внешней среды

Данные

установки

по

своей

сути

являются

для

меня

определёнными направлениями, по которым я выстраиваю свою

педагогическую деятельность.

Особую

предметно-пространственную

среду,

способствующей

развитию коммуникативной компетенции учащихся создаю с помощью

образовательной программы «Образ и мысль», как правило в 1 классе,

методов и приёмов критического мышления, проектной деятельности,

игровых

и

состязательных

видов

деятельности,

а

также

благодаря

использованию

здоровьесберегающих,

личностно-ориентированных,

информационных

компьютерных

технологий

в

учебно-воспитательном

процессе. Выбранные мною педагогические технологии ориентированы на

личность ребёнка, сохранение его психического и физического здоровья, на

непрерывное развитие и воспитание детей, которые на современном этапе

развития образования выходят на первый план.

Главной

действующей

силой

на

занятиях

являются

активность

учащихся, их инициатива и интерес. Процесс обучения в данном случае

способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга, что

даёт

возможность

формировать

у

школьников

рационально-образную

картину мира, развивать у них творческое отношение к окружающему.

Определяющими

ценностями

являются

личное

достоинство

каждого,

свободный выбор и ответственность за него. Следуя данным ценностям,

свою педагогическую стратегию я выстраиваю как стратегию помощи,

поддержки и уважения ребёнка, что способствует и формированию культуры

толерантности учащихся. Выдвигая свои версии, дети невольно начинают

прислушиваться к мнениям других. Говорят уже все, у детей нет страха, что

скажут что-то не то, ведь я принимаю все версии детей безоценочно.

Используя

перефраз,

обобщаю

все

высказанные

идеи.

Технологии,

применяемые мной, непроизвольно переносится детьми на весь учебно-

воспитательный

процесс.

Рассуждения

учащихся

становятся

последовательными,

доказательными,

логичными,

а

речь

четкой,

убедительной,

аргументированной.

Повышается

интерес

к

предметам,

формируется неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать,

обобщать и применять знания в нестандартных ситуациях. Атмосфера на

занятиях – это атмосфера свободы и поддержки, что приносит детям

ощущение радости, успеха и уверенности в своих действиях. Благоприятная

для учащихся среда складывается не только из психологической атмосферы,

но и из определённых технических средств: интерактивная доска, экран.

Построение

педагогического

взаимодействия

осуществляю

преимущественно

по

типу

субъект-субъектных

отношений.

Решая

определённые задачи, происходит ненавязчивое включение школьников в

процесс

постановки

цели,

составлении

плана

своей

деятельности,

самоконтроль.

Формирую систему универсальных учебных действий (УУД), которой я

уделяю особое внимание. Основной задачей педагога при формировании

УУД считаю

создание методических условий (технологии, методики,

приемы,

различные

виды

заданий),

необходимых

для

развития

у

обучающихся учебной самостоятельности

Каждый урок моделирую с позиции здоровьесбережения, основываясь

на

три

основных

этапа.

Каждый

этап

имеет

определенную

продолжительность, объем нагрузки и характерные виды деятельности:

Для формирования безопасной и благоприятной среды урока я использую

различные методы, основанные на здоровьесберегающих технологиях. Для

этого:

провожу проветривание помещения (в отсутствие обучающихся в

классе);

обеспечиваю необходимый уровень освещенности помещения и

непосредственно рабочего места обучающегося;

количество

видов

учебной

деятельности

выбираю

с

учетом

самочувствия и работоспособности обучающегося;

применяю

различные

методы

преподавания,

позволяющие

задействовать и чередовать разные виды восприятия обучающегося: рассказ,

показ, практическая работа, самостоятельная работа;

• контролирую правильную посадку, соблюдаю правила охраны зрения и

слуха;

• разъясняю важность темы здоровьесбережения в учебной деятельности

учащихся;

применяю

способы

эмоциональной

разрядки

(юмор,

улыбка,

поучительная история);

• обеспечиваю уровень плотности учебной деятельности - от 70 до 85%

урока;

снижаю интенсивность учебной деятельности при обнаружении

признаков утомления у обучающегося;

• заканчиваю занятия в спокойной обстановке – мотивационный посыл

на дальнейшие учебные достижения;

• провожу пропаганду ценности здорового образа жизни во внеурочной

деятельности.

В условиях ФГОС НОО актуально исследование новых

возможностей,

открывающихся

в

здоровьесберегающей

работе.

Определёнными способами и методами в работе можно стимулировать или

затормозить развитие конкретного обучающегося, раскрыть его способности

или

сделать

неуспешным,

сохранить

здоровье

или

привести

к

его

ухудшению. Факторами риска являются:

игнорирование или невнимание к индивидуальным

особенностям

восприятия, обработки информации обучающимся;

• напряженные отношения между преподавателем и обучающимся;

• ранее учащийся обучался по другой методике и др.

Игровые формы обучения являются важнейшим компонентом процесса

здоровьесбережения.

Ативно

участвуют

дети

в

различных

конкурсх,

соревнованиях. Это подает учебную мотивацию, и создаёт ситуацию успеха,

и повышает качество образовательного процесса.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный

подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не

нанести

ущерб

здоровью

обучающихся.

Его

можно

сформулировать

следующим образом:

«Не навреди!» - все применяемые методы, приёмы, используемые

средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не

наносящими вреда здоровью педагога и обучающегося.

Приоритет заботы о здоровье педагога и обучающегося – всё

используемое

должно

быть

оценено

с

позиции

влияния

на

психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

• Непрерывность и преемственность – работа ведётся не от случая к

случаю, а каждый день и на каждом занятии.

Субъект-субъективные взаимоотношения – обучающийся является

непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий.

Соответствие

содержания

и

организации

обучения

возрастным

особенностям обучающихся – объём учебной нагрузки, сложность материала

должны соответствовать возрасту и уровню подготовки обучающихся.

• Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях

педагогов, психологов, врачей.

• Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее; в любом

поступке, действии сначала выделяет положительное, а только потом

отмечают недостатки.

• Активность – активное включение, а любой процесс снижает риск

переутомления.

• Ответственность за своё здоровье – у каждого обучающегося надо

стараться сформировать ответственность за своё здоровье. Только тогда он

реализует свои знания.

Здоровьесберегающая работа для меня, это не только медицинская

проблема,

а,

прежде

всего,

воспитательная

задача

формирования

гражданской

личности

на

основе

лучших

традиций

отечественной

духовности, трудовой этики, культуры, полинациональной толерантности,

самовоспитания. Все это и формирует основы успешной социализации и

здоровья личности.

В

своей

работе

я

применяю

личностно-ориентированное

обучение. Личностно-ориентированная

педагогическая

технология

взаимосвязь учения, обучения и развития. Это целостный образовательный

процесс,

существенно

отличающийся

от

традиционного

учебно-

воспитательного процесса.

Содержание личностно-ориентированного обучения, его средства и

методы строю так, что позволяют обучающимся проявлять избирательность к

предметному материалу, его виду и форме. В этих целях разрабатываю

индивидуальные

программы

обучения,

которые

моделируют

исследовательское

мышление.

При

проектировании

образовательного

процесса я исхожу из признания двух равноправных источников: обучения и

учения. Учение при этом является самостоятельным, личностно-значимым, а

потому очень действенным источником развития личности.

Эффект управления личностно-ориентированным обучением зависит

не только от организации, но в значительной мере от индивидуальных

способностей учащегося, как основного субъекта образовательного процесса.

Это делает само проектирование гибким и вариативным. Выстраивая

учебный

процесс,

я

создаю

поэтапный

план

с

предполагаемыми

результатами, который корректирую в режиме реального времени при

освоении каждого этапа обучения.

На уроках постоянно обращаюсь к личному опыту, переживаниям каждого

ребёнка.

В решении нестандартных задач, когда учащиеся успешно усваивают

новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности,

применяю проблемное обучение, которое относится к активным обучающим

технологиям. В его основе лежит решение какой-либо проблемы, задачи. Оно

развивает

самостоятельность,

ответственность,

критичность

и

самокритичность, нестандартность мышления. Кроме того, проблемное

обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, поскольку они

добываются в самостоятельной деятельности. В процессе решения проблемы

срабатывает известный в психологии «эффект неоконченного действия». Его

суть в том, что действия, которые были начаты, но не закончены,

запоминаются лучше.

На определенном этапе работы с учащимися я как бы отхожу в

сторону, отказываюсь от готовых решений и предлагаю обучающимся

проблему,

в

решении

которой

они будут вынуждены задействовать

различные виды и способы познавательной учебной деятельности. Это –

умение

работать с различными печатными и аудио- источниками, со

специализированными

интернет-ресурсами.

И

творческий

анализ

собранного материала, и умение сделать выбор и принять самостоятельное

решение. Моей задачей, как педагога, является задача стимулировать,

контролировать и направлять процесс активного поиска учащихся, помогая

им

подсказками

и

задавая

общий

тон

учебной

деятельности. Разноуровневое обучение – в принципе это разновидность

обучения личностно-ориентированного, которое дает возможность каждому

обучающемуся максимально проявить и развить свои способности. Изучая

опыт учителей – практиков, опираясь на свои наблюдения и опыт, на опыт

своих коллег в своей работе подбираю на уроки такие задания, чтобы каждый

ученик мог работать с интересом, с искоркой в глазах. Для этого задания

составлены таким образом, чтобы к достижению единой цели учащиеся шли

разными путями.

На

своих

занятиях

я

применяю

ИКТ,

используя

их

как

мощное

вспомогательное средство для улучшения качества усвоения материала, для

повышения учебной мотивации, развития универсальных учебных действий.

Моя главная цель на заняиях – вызвать у детей эмоциональный интерес,

создать условия, максимально раскрывающие творческие способности

учащихся. Продумываю структуру занятий так, чтобы дети могли открыть

для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха

добился каждый в меру способностей и возможностей. Поэтому, использую

различные типы уроков. Это - занятия-семинары, зачеты, лекции, конкурсы,

занятия - экскурсии, интегрированные занятия, занятия- конференции,

диспуты, игровые занятия, благодаря которым ученики быстрее и лучше

усваивают программный материал. Так же регулярно использую на своих

занятиях

развивающее

обучение.

Это

помогает

развить

в

ребёнке

интеллектуально – творческую личность, креативное мышление. Даю шанс

самым неуверенным учащимся. Стараюсь совершенствовать методы нового

образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого

поиска решений и открытий. Я учу детей думать, а не просто запоминать,

вникать

в

суть

информации,

осмысливать

её.

В

этом

мне

помогает технология развития критического мышления через чтение и

письмо.

Цель технологии - научить такому чтению, в процессе которого

информация, имеющаяся в тексте, понималась, осмыслялась, сопрягалась с

собственным опытом - и, в конце концов, на ее основе формировалось бы

собственное аналитическое суждение.

Отличительные черты технологии "Чтение и письмо для развития

критического мышления":

Надпредметный характер

Технологичность

Усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных

способностей

Сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста

Применение

способов

работы

с

текстом

как

инструмента

самообразования человека

В чём же «инновационность» представленной технологии?

Обучающийся в процессе обучения сам: конструирует, отслеживает,

определяет, использует, развивает навыки вдумчивой работы с информацией.

Элементы

новизны

содержаться

в

методических

приёмах,

которые

ориентируются на создание условий для свободного развития каждой

личности. На каждой из стадий занятия используются свои методические

приёмы. Их достаточно много. Для того чтобы обучение было эффективным,

работу на занятии организую принципиально по-другому: ученики не сидят

пассивно, снисходительно слушая педагога, они становятся главными

действующими лицами занятия. Они думают и вспоминают про себя, они

делятся рассуждениями друг с другом, они читают, пишут, обсуждают

прочитанное.

Особенно нравятся детям читательские семинары, основная цель которых -

заинтересовать учащихся чтением, полюбить книгу.

При отборе материала задаю себе вопросы:

Почему я хочу, чтобы мои ученики прочитали этот текст?

Что поймут, когда прочитают?

Ставятся ли в тексте крупные проблемы или вопросы?

Какие впечатления я хотела бы, чтобы получили мои ученики и

поделились ими в дискуссии?

Как

может

измениться

поведение

детей

в

дальнейшем?

В процессе чтения текстов учащиеся выявляют и решают очень актуальные

проблемы, например:

«Всегда ли надо говорить правду?», «Молчание – золото?», «Нужно ли быть

скромным?», «Кому нужны вредные привычки?», «Лень и трудолюбие»,

«Может ли судейство быть справедливым?», «Всё ли справедливо в нашей

жизни?», «Счастье в чём?» и другие.

В ситуации постановки вопроса, решения проблемы ученик сам

определяет направление познавательной деятельности, сам формулирует

задачу.

Применяю данную схему (Вызов – Осмысление - Рефлексия).

В качестве текстов на занятиях я часто использую сообщения,

составленные и написанные самими детьми. Замечательно прошло занятие,

краткий пересказ прочитанной книги, тема «Дружба», «Поведение» и многие

другие темы. Дети столько много узнали и запомнили, что, кажется, теперь

не забудут никогда. Они читали и вдумывались в чужие тексты с большим

желанием и без всякого принуждения. Есть вдохновение, есть и интерес к

учению. А вдохновение рождается от собственного успеха. И дети, не

приготовившие сообщений, принесли их на следующий день, и не ради

отметки, а для того, чтобы кто-нибудь прочитал и рассказал то, что они

написали. Дети хотят быть нужными и интересными друг другу и, прежде

всего, самим себе.

Лишь реальные знания о себе дадут ребёнку настоящую опору в жизни,

повысят его самооценку, помогут реализовать свои возможности, состояться

как личности.

Конечно, не у всех всё получается, но дети учатся рассуждать, убеждать,

доказывать. Не боятся сказать друг другу и нам о чьей-то неправоте и

несправедливости, и так, чтобы никого не обидеть. Если кто-то ленив, могут

потребовать от него дела. А, если не интересно, нет проблем, не надо думать,

то детям становится скучно.

По вырезкам газет, информации из сети Интернет дети учатся

показывать реальные поступки людей, понимать, что такое милосердие,

человечность, взаимовыручка, мораль.

Формы проведения занятий: данная программа предполагает тесную

теоретическую связь с практикой,

теоретические занятия с просмотром

подготовленных материалов по теме (карточки, таблицы) с обсуждением

вопросов по теме; практические занятия: чтение, лабиринты, таблицы,

комбинированные упражнения;

Важным аспектом выполнения программы является обеспечение

комфортных условий на занятиях.

Принципы обучения:

- принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности

ребёнка при руководящей роли педагога;

-

принцип

наглядности,

единства

конкретного

и

абстрактного,

рационального

и

эмоционального,

репродуктивного

и

продуктивного

обучения скорочтению, улучшению зрительной и слуховой памяти, как

выражение комплексного подхода;

- принцип связи обучения с жизнью;

- постоянный поиск новых форм работы и совершенствования

технологии

Один из самых главных принципов обучения скорочтению — по-

стоянно держать ребенка на грани его возможностей.

Основными принципами работы программы являются:

- учет современных требований;

- учет возрастных особенностей;

- доступность;

- последовательность;

- системность;

- эффективность;

- системно-деятельностный подход;

- управляемость образовательным процессом.

Обучающиеся, обучаясь в группе, видят позицию другого человека,

оценивают ее, дискутируют, отстаивают свои суждения или соглашаются,

т.е. имеют собственную точку зрения, отличают ее от чужой, при этом

развивают свои познавательные и исследовательские умения, повышают

культуру общения.

Дети, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе,

учатся находить общий язык и преодолевать неизбежные сложности

общения, которые рождаются при спорах. Кроме того, сильные учащиеся

начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных

товарищей, а те, в свою очередь, охотно принимают оказываемую им

поддержку

и

стараются

показать

себя

с

лучшей

стороны.

У

слабоуспевающих детей появляются успехи в учёбе. Таким образом,

создаются оптимальные условия для самовыявления каждого ребенка, а

значит для самопознания и самооценки.

Главное — знать, как правильно эти упражнения выполнять, доходчиво

объяснить обучающимся методику их выполнения. Для этого необходимо

понять, что и как делать. После того как будут изучены упражнения, нужно

приступать к прохождению тренинга. В среднем тренинг будет занимать 1

занятие в неделю. Задача — следить за тем, чтобы сохранялся высокий темп

выполнения

упражнений,

тренинг

проходил

динамично,

а

мозг

обучающегося быстро переключался. Именно в быстром переключении

кроется невероятная эффективность этого тренинга.

На

первом

занятии

измеряем

начальную

скорость

чтения

обучающегося. Это очень важно. И, соответственно, на последнем —

конечную. Тексты очень похожи. После прочтения обучающийся отвечает на

вопросы, приведенные в конце. Вопросы нужны, чтобы определить

понимание прочитанного. Если обучающийся прочел текст и не понимает

его, в таком чтении нет смысла. В тренинге, кроме увеличения скорости

чтения, мы еще и работаем над увеличением понимания. Можно пойти еще

дальше: после того как обучающийся ответил на вопросы к тексту, попросить

его сделать краткий пересказ.

Заниматься лучше в одно и то же время, чтобы это у обучающегося

вошло в привычку. Для начала неплохо бы создать мотивацию, пообещав ему

за увеличение скорости, например в 2 раза, какой-нибудь приз. Таким

образом, вы позволяете обучающемуся почувствовать себя спортсменом,

который добивается результатов. Причем результаты здесь объективные

(никаких субъективных оценок, как в школе), и, естественно, о призе

говорим уже после того, как обучающийся прочитает первый контрольный

текст.

Очень

важно

при

прохождении

тренинга

не

критиковать

обучающегося, не высмеивать и не оскорблять.

Тренировочные тексты – вопросы к ним.

Упражнения

на

развитие

подвижности

речевого

аппарата (артикуляцию и дикцию)

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

1. Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь

воздух. Задуйте одну большую свечку.

2. Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и

выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку.

3. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много

маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как много

больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких

выдохов.

4. Обрызгайте бельё водой. Глубокий вдох и имитация разбрызгивания

воды на бельё.

5. В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов

и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте

шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза.)

Отработка дикции

1.Выдох со счётом. Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко

считайте до тех пор, пока не кончится воздух

2. Обучающийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных

одного ряда.

Чистоговорки.

Одним

из

важных

направлений

педагогической

деятельности

стало отслеживание и оценивание хода и результата учебного процесса

и изменение его в зависимости от реакции учащихся. Технология

оценивания образовательных достижений учащихся предлагает проводить

оценку на уроке так, как это происходит в жизни. Свою деятельность

оценивает сам ученик (в диалоге с учителем), причем оценка дается в

качественной форме. Её применение позволяет научить каждого ученика

алгоритму своей самооценки. Учеба становится комфортной, когда ученик

четко понимает, что надо делать и сам ставит себе отметку.

Есть

виды

работ,

которые

оцениваются,

а

есть,

которые

не

оцениваются. Сложнее оценивать групповую работу. Считаю, что основная

её цель – дать возможность личности проявить себя в дальнейшем. Одним из

важнейших

факторов

успешности

деятельности,

я

думаю,

является самооценка. Ведь знание ребёнком своих возможностей побуждает

его к их использованию. Пробудить самооценку у своих обучающихся мне

помогли

два

фактора:

общение

и

обучение

сообща

и

по-новому

организованная деятельность ребёнка. Надо помнить и о том, что реальные

результаты труда должны реально и оцениваться, ребёнка надо учить

анализировать свою работу и достигнутые результаты. Основу этого

сотрудничества составляет анализ и совместное обсуждение содержательных

сторон деятельности, постоянная рефлексия.

Для фиксирования, накопления, оценки результативности обучения и

воспитания учащихся, я использую Лист успеха, который дети ведут с

первого дня обучения. Для меня важно, чтобы сами учащиеся умели

отслеживать и самостоятельно контролировать свою деятельность, адекватно

оценивать результаты своего труда.

Механизм отслеживания результатов

наблюдение

беседа

выполнение заданий на время

дневник успеха

Критерии оценивания результатов по программе

Критерии

Высокий

Средний

Низкий

1. Работа с

текстом на

время

Четко читает текст,

понимает

прочитанное, может

пересказать.

Четко читает текст,

но может не понять

прочитанное и не

всегда может

пересказать.

Читает текст, не

понимает что

прочитал, не

может

пересказать.

2. Таблица

«Шульте»

Понимает, как

выполнять, находит

Понимает, как

выполнять, находит

Не понимает,

как выполнять.

всё необходимое и

укладывается в

ограниченное

время.

всё необходимое, но

не укладывается в

отведенное на

выполнение этого

задания время.

3.Алфавит

Хорошо знает и

быстро выполняет,

не путается в ходе

выполнения

задания.

Знает, выполняет

задание, но не

быстро, редко

путается в ходе

выполнения.

Слабо понимает,

медленно

выполняет и

постоянно

путается в ходе

выполнения

задания.

4.Струп -

тест

Понимает задание,

выполняет без

ошибок.

Понимает задание, но

может допустить

несколько ошибок.

Не понимает

задание, не

может

выполнить.

5.Числа

Быстро выполняет

упражнения на

нахождение цифр,

находит

максимальное

количество цифр.

Быстро выполняет

упражнения на

нахождение цифр,

находит не

значительное

количество цифр.

Медленно

выполняет

упражнение,

находит одну

или пару цифр.

6. Память

Понимает и умеет

пользоваться

методиками

запоминания не

связанных между

собой слов,

успешно их

повторяет даже

через большой

промежуток

времени.

Понимает и умеет

пользоваться

методиками

запоминания не

связанных между

собой слов, но не в

полном объёме

может повторить их

спустя несколько

дней.

Не понимает и

не умеет

применить

методики

запоминания не

связанных

между собой

слов.

7. Пересказ

Может пересказать

прочитанный текст

с подробностями.

Понимает

прочитанное, может

сделать вывод.

Может пересказать

текст, но с ошибками

или с добавлением

слов, которых текст

не содержал.

Не понимает

смысл

прочитанного,

не может

пересказать.

8.

Личностные

качества

Эмоциональный,

проявляет навыки

культуры поведения

и общения,

проявляет

стремление к

здоровому образу

жизни.

Трудолюбивый,

общительный,

стремиться к

здоровому образу

жизни.

Малообщительн

ый. Не может

доводить

начатое дело до

конца.

Эффективность моей программы заключается в том, что ученики имеют

возможность в полной мере получить знания не только по быстрому чтению,

но и улучшить зрительную и слуховую память, а также развить свою речь. За

счет выполнения разнообразных упражнений концентрируется внимание,

расширяется поле зрения, синхронизируются оба полушария.

Более того, сам механизм чтения и восприятия прочитанного, подскажет, как

стать по-настоящему грамотным читателем и успешнее плыть в море

современной печатной продукции.

Педагог дополнительного образования

Сахнова Екатерина Витальевна



В раздел образования